Методики музыкального воспитания в развитии ребенка
Ангелина Вензига
Методы музыкального воспитания дошкольников
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов.
Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А. В. Запорожца и Т. А. Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н. А. Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов
Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.
Наглядный метод в музыкальном воспитанииимеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А. Лядова, «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж, обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.
Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим.Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать воспритие музыки (эмоционально-образные характеристики музыки – используется не бытовая, а образная речь,Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т. д.
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность, игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов является упражнение, однако его использование не должно превращаться в тренаж. Эффективный практический метод – метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т. д., с помощью предметов (для показа изменения высоты – предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали <ветки на дереве, цветы различной высоты и т. п. >, смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков <длинные и короткие бревнышки, сосульки и т. п. >).
3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».
О. П. Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке,оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)
Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкльного воспитания).
4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования
Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осозанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства.
Можно выделить следующие виды пособий:
1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.)
2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л. Н.):
а). формирующие представление о характере музыки (“Солнышко и тучка”).
б). Музыкально-дидактические пособия формирующие представления о средствах выразительности (“Музыкальный домик”- регистр, “Карусель”-темп).
а). формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах (“Море”, “Узнай сказку”).
3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара).
Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников.Среди них:
Н. А. Ветлугина “Музыкальный букварь”;
Л. С. Ходонович “В мире музыки”, «Я и музыка», «Необыкновенные знакомства» и др. – индивидуальные тетради для старших дошкольников;
В. В. Ковалив «Мои первые ритмы» – пособие-раскраска для среднего дошкольного возраста;
О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки»– учебно-наглядные пособия для детей 3-5 лет и 2-3 лет (Серия «Мир детства»)
Для детей старшего дошкольного возраста Л. С. Ходонович разработан УМК (учебно-методический комплекс) «Путешествие в мир музыки», включающий учебно-методическое пособие для педагога (планирование работы, конспекты занятий, развлечений и др., учебное пособие для дошкольников, рабочая тетрадь для дошкольников (черно-белая).
57 вебинаров для учителей на разные темы
ПЕРЕЙТИ к бесплатному просмотру
(заказ свидетельства о просмотре – только до 11 декабря)
Скачать материал
Автор
Видгоф Наталья Львовна
Дата добавления
07.02.2016
Раздел
Музыка
Подраздел
Конспекты
Просмотров
2301
Номер материала
ДВ-426882
Получить свидетельство о публикации
Чтобы добавить отзыв, войдите в Ваш кабинет или зарегистрируйтесь
Новый бесплатный вебинар
«Нравственно-половое воспитание – основа сохранения и укрепления репродуктивного здоровья нации»
Смотреть вебинар
Похожие материалы
Музыкальное воспитание в разных педагогических системах
07.02.2016
Просмотров: 150
Комментариев: 0
Разработка урока в 5 классе “История тюркской двухструнки”
07.02.2016
Просмотров: 234
Комментариев: 0
Программа по предмету “Чтение с листа”
07.02.2016
Просмотров: 146
Комментариев: 0
Презентация “Фольклорная арт-педагогика как метод приобщения к народной культуре
07.02.2016
Просмотров: 130
Комментариев: 0
Методическая разработка “Приобщение малышей к народному фольклору”
07.02.2016
Просмотров: 184
Комментариев: 0
Презентация по Музыке Иван Яковлевич Билибин – художник – сказочник (7 класс)
07.02.2016
Просмотров: 117
Комментариев: 0
О нас
Пользователи сайта
Обратная связь
Наши баннеры
Войти в команду «Инфоурок»
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
© 2012–2016 Проект «Инфоурок»
16+Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999)
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источник
Методика музыкального развития.
Тема: «Организованная деятельность по музыке в детском саду,
их виды, методика проведения»
В последние годы в нашей стране придаётся большое значение преобразованиям в духовной сфере современного общества. Видные учёные – педагоги, музыканты, психологи, философы говорят о необходимости повышения роли искусства в деле воспитания подрастающего поколения. Музыка занимает исключительное место в формировании личности детей дошкольного возраста. Это объясняется её спецификой. Теплов Б.М. называл музыку «зеркалом души человеческой», а В.М. Медушевский «моделью человеческих эмоций». Именно эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, его отношения к миру, к людям, к себе. А вот В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание-это не
воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека..
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Приобщение детей к музыкальному искусству с ранних лет жизни, в дошкольном возрасте закладывает основы музыкальной культуры личности, музыкально-эстетического сознания, музыкально-творческих способностей, что оказывает влияние на последующее развитие и её духовное становление.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливаетсясвязь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы,предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому созданы программы для обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающие единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Предлагаемые новые издания программ по музыкально-эстетическому воспитанию детей осуществлены с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века.
Музыкальное занятие –основная форма организации музыкальной
деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их
музыкальных способностей, формируются основы музыкальной и общей
культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей.
Задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии:
- вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
обогатить чувства ребенка;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- приступить к формированию знаний, умений и навыков.
Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно
в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.
Воспитательное значение занятий. Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием. Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.
В содержании репертуарного музыкального материала отражаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем самым нравственно-этические качества личности, закладывая первоначальные основы культуры. В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушателя и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал – это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также занятия, полностью построенные на повторном материале, где целесообразно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие задания.
В процессе обучения, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны поэтапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность.
Центральной фигурой сложного педагогического процесса, осуществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель – его активный помощник. Так как каждый вид музыкальной деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств: психологического и педагогическою воздействия на детей, видоизменяемых в зависимости от уровня их возрастного развития, специфики исполняемого и программных задач конкретного занятия. В целом, придерживаясь программы; музыкальный руководитель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды той или иной деятельности, методические приемы обучения.
Типология музыкальных занятий:
•–вариативность музыкального занятия зависит от структуры, содержания,
участия всех детей или по подгруппам, от включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности.
По составу и количеству детей:
•–фронтальные – присутствует вся группа;
•–по подгруппам (групповые)–6–8человек;
•–индивидуальные;
•–объединенные–по2–3группы.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности, комплексные.
Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.
Во второй части занятия педагог переходит к пению или слушанию учитывая при этом этапы разучивания произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.
После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они занимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).
Методика проведения типовых занятий разработана с достаточной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д.
Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.Доминантное занятие обычно включает в себя один из видов детской музыкальной деятельности. Для этого вида занятий характерно:
1) Доминирование определенного вида деятельности (остальные —
вспомогательные) для овладения именно этим видом деятельности.
2) Доминирование на занятиях заданий на развитие какой-либо музыкальной способности (ликвидация отставания или работа с одаренными детьми). Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:
1) Собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой —праздничная дата, картины природы, времена года);
2) Музыкально-тематическое (тема связана с музыкой как видом искусства,
с раскрытием возможностей музыкального языка).
Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств.
Главное при проведении такого вида занятий – не формально чередовать
виды деятельности, а демонстрировать дошкольникам как различные искусства выражают схожие или контрастные мысли, идеи, образы.
По количеству детей-участников занятия делятся индивидуальные, занятия
по подгруппам, фронтальные, объединенные.
Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.
Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.
- преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;
- вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов. Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические методы, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А.В.Запорожца и Т.А.Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н.А.Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности:
наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех контрастных произведений, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте), произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.К.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»).
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), а также с целью обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.
Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Это беседа, рассказ, пояснения, инструкции.
Назначение словесного метода: организовать внимание и деятельность детей,
углубить и дифференцировать восприятие музыки (при этом используются
эмоционально-образные характеристики музыки – не бытовая, а образная речь). Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т.д.
Практический метод в музыкальном воспитании очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дыхания), в музыкально-ритмических деятельности (используется тактильно-мышечная наглядность), в игре не музыкальных
инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а ребенку предлагается выбор из нескольких
возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных
практических методов является упражнение. Эффективный практический метод – метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. О.П.Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать смену характера и настроения музыки в процессе ее восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики), тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т.д.), интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки), вокальное (подпевание музыкальных фраз), моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения), цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки), тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке, оркестровка произведения с их помощью), словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк).
Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкального воспитания). Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие.
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. Такая форма организации детской музыкальной организации является наиболее эффективной. Музыкальные занятия имеют ясную структуру, которая завуалирована в игру для легкого восприятия детьми. В дошкольный период ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, может сопереживать, сочувствовать, разыгрывать и предавать различные эмоциональные состояния героев. Музыкальные занятия наиболее глубоко захватывают ребенка и организуют его эмоциональное восприятие, активность и творческую инициативу. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях, остаются с ними на всю жизнь. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма у детей, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Таким образом, можно заключить, что планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры.
Источник