Методики изучения уровня развития ребенка

Инна Разумная
Методики выявления уровня развития личности дошкольника

Проведенное теоретическое исследование проблемы развития личности детей дошкольноговозраста 4-5 лет позволило нам определить цель нашего практического исследования данной проблемы: экспериментальным путем выявить влияние занятий художественного цикла на развитие личности детей дошкольного возраста. Нами были обследованы дети 4-5 лет средней группы детского сада № 9 «Ромашка» г. Гуково (5 человек).

Для этого мы провели исследование трех наиболее важных для данной возрастной группы новообразований – развитие речи детей среднего дошкольного возраста, развитие воображения и мелкой моторики.

Для исследования речевого развития мы использовали методику О. С. Ушаковой. Эта методикапредполагает обследование речи детей по следующим направлениям:

– составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнообразные способы связей в описании или повествовании;

– понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл;

– употреблять образные слова и выражения в связном высказывании [10].

Рассмотрим кратко речевые задания по отношению к детям пятого года жизни.

Словарь

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Связная речь:

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные)ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:

1) правильный ответ;

2) частично правильный;

3) неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Обследовав группу детей среднего дошкольного возраста, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень речевого развития детей 4-5 лет

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Результаты, представленные в таблице, показывают, что только один ребенок имеет высокий уровень речевого развития и средний уровень. Трое из опрошенных имеют низкий уровень речевого развития.

Далее нами было исследовано воображение детей.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по-своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.

Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов, предложенная Субботиной Л. Ю. [30].

Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка», составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.

Проведение исследования. Детям 4-5 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.

1 серия. Выясняют, насколько ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется,то ему задают подготовительные вопросы:

1) назови главных героев сказки.

2) кто тебе понравился в сказке? Почему?

3) Кто не понравился? Почему?

4) О чем эта сказка?

2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка -Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Занятие можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.

Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают изменения в понимании согласно возрасту ребенка – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу.

Интерпретация результатов.

1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности (высокий уровень);

2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка (средний уровень);

3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность (низкий уровень).

Таблица 2. Уровни развития воображения детей 4-5- лет.

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Из таблицы видно, что двое детей имеют высокий уровень развития воображения, один средний и два ребенка имеют низкий уровень. Из чего очевидно, что воображение опрошенных детей находится на недостаточном уровне и необходима целенаправленная работа в этом направлении.

Далее мы провели исследование мелкой моторики детей 4-5 лет с помощью следующей методики, которая состоит из нескольких блоков.

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

Читайте также:  Развитие пола ребенка по неделям картинки

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок. Упражнения на дорисовывание.

– Дорисуй прямую линию;

– Дорисуй волнистую линию;

– Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке,как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок. Работа с бумагой.

– Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

– сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок. Упражнения на координацию движений.

«Ладонь, кулак, ребро» – вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

– Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

– Катание шарика.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;

(-) – 0 баллов – с заданием не справился;

(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2 – балла и ниже – низкий уровень;

2-2,5 баллов – средний уровень;

3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Таблица 3. Уровни развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Из таблицы видно, что два ребенка имеют средний уровень развития и три ребенка низкий уровень развития мелкой моторики. Ни один из детей не показал высокий уровень развития данного показателя. Педагогам следует уделить особое внимание развитию данного показателя развития личности опрошенных детей.

Данные проведенного исследования мы обобщили и представили в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента

Уровни

развития

личности

показатели развития личности

Высокий

Средний

Низкий

Мелкая моторика

Речевое развитие. Вообра

жение

.

Из диаграммы видно, что из всех исследуемых показателей развития личности дошкольников 4-5 лет наиболее развито воображение. На более низком уровне находится речевое развитие дошкольников и совсем низкий уровень имеет такой показатель, как развитие мелкой моторики дошкольников. Из чего мы можем сделать вывод о том, что работа педагогов по развитию речи детей и мелкой моторики находится на недостаточно высоком уровне. В этой связи нами был проведен формирующий этап нашего эксперимента, в ходе которого была организована целенаправленная работа на занятиях художественного цикла.

После проведения формирующего этапа эксперимента мы провели диагностику развития исследуемых показателей развития личности детей дошкольного возраста. Мы использовали те же методики, что и в начале эксперимента. Нами были получены результаты, которые мы обработали и представили в виде диаграммы.

Диаграмма 2. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента

Уровни

развития

личности

показатели развития личности

Высокий

Средний

Низкий

Мелкая моторика

Речевое развитие. Вообра

жение

Из полученных данных очевидно, что работа, проведенная целенаправленно по развитию личности дошкольников, привела к следующим результатам. Занятия художественного цикла способствовали тому, что показатели развития мелкой моторики дошкольников возросли (с низкого уровня до среднего уровня). По показателю речевого развития дошкольников также результаты улучшились. Кроме того, была продолжена работа и по развитию воображения детей средней группы. Из чего мы можем сделать вывод о том, что занятия художественного цикла, которые были организованы целенаправленно по следующим показателям – развитие речи, мелкой моторики и воображения дошкольников – дали положительный результат. Таким образом, занятия художественного цикла положительно влияют на развитие личности дошкольников 4-5 лет.

Источник

Ìåòîäèêà “Óñòàíîâëåíèå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ñîáûòèé”. Òåñò ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ “Äà è íåò”. Ìåòîäèêà “Ñàïîæêè” äëÿ èññëåäîâàíèÿ îáó÷àåìîñòè è ïðîöåññà îáîáùåíèÿ ó äåòåé. “Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð” – äèàãíîñòèêà êðåàòèâíîñòè. Ìåòîäèêà “Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü”.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Ñîñòàâëåíèå ðàññêàçà ñ ïîìîùüþ íàâîäÿùèõ âîïðîñîâ ðàñöåíèâàåòñÿ êàê âûïîëíåíèå çàäàíèÿ íà ñðåäíåì óðîâíå.

Åñëè ðåá¸íîê ïðàâèëüíî íàø¸ë ïîñëåäîâàòåëüíîñòü, íî íå ñìîã ñîñòàâèòü ðàññêàç äàæå ñ ïîìîùüþ íàâîäÿùèõ âîïðîñîâ, òî òàêîå âûïîëíåíèå çàäàíèÿ ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê íåóäîâëåòâîðèòåëüíîå.

Îñîáî ðàññìàòðèâàþòñÿ ñëó÷àè, êîãäà ìîë÷àíèå ðåá¸íêà îáóñëîâëåíî ëè÷íîñòíûìè ïðè÷èíàìè: áîÿçíü îáùåíèÿ ñ íåçíàêîìûìè ëþäüìè, ñòðàõ äîïóñòèòü îøèáêó, ÿðêî âûðàæåííàÿ íåóâåðåííîñòü â ñåáå è äð.

Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî èñïûòóåìûé íå ñïðàâèëñÿ ñ çàäàíèåì, åñëè:

1) íå ñìîã íàéòè ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñîáûòèé è îòêàçàëñÿ îò ðàññêàçà;

2) ïî íàéäåííîé èì ñàìèì ïîñëåäîâàòåëüíîñòè êàðòèíîê ñîñòàâèë íåëîãè÷íûé ðàññêàç;

3) ñîñòàâëåííàÿ èñïûòóåìûì ïîñëåäîâàòåëüíîñòü íå ñîîòâåòñòâóåò ðàññêàçó ( çà èñêëþ÷åíèåì òåõ ñëó÷àåâ, êîãäà ðåá¸íîê ïîñëå íàâîäÿùåãî âîïðîñà âçðîñëîãî ìåíÿåò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è ñîîòâåòñòâóþùèé ðàññêàç);

4) êàæäàÿ êàðòèíêà îïèñûâàåòñÿ îòäåëüíî, ñàìà ïî ñåáå, íå ñâÿçàííî ñ îñòàëüíûìè – â ðåçóëüòàòå ðàññêàçà íå ïîëó÷àåòñÿ;

5) íà êàæäîì ðèñóíêå ïðîñòî ïåðå÷èñëÿþòñÿ îòäåëüíûå ïðåäìåòû.

Åñëè ýêñïåðèìåíòàòîð ñòàëêèâàåòñÿ ñ ôåíîìåíàìè, îïèñàííûìè â 4-ì è 5-ì ïóíêòàõ, òî íåîáõîäèìà òùàòåëüíàÿ ïðîâåðêà èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ðåá¸íêà, ïîñêîëüêó íåâîçìîæíîñòü ñâÿçàòü âîåäèíî (4), à òåì áîëåå ñîåäèíèòü îòäåëüíûå ïðåäìåòû íà îäíîé êàðòèíêå â öåëîñòíóþ êîìïîçèöèþ (5) ìîæåò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î íåðàçâèòîé ñïîñîáíîñòè ê îáîáùåíèþ, ñòî â âîçðàñòå 6 – 7 ëåò è ñòàðøå íàáëþäàåòñÿ, ïî äàííûì ïàòîïñèõîëîãîâ, â ñëó÷àå çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èëè äàæå óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

2.Òåñò äëÿ èññëåäîâàíèÿ ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ “ÄÀ È ÍÅÒ”

Öåëü: èññëåäîâàòü ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå è ïàìÿòü ïðè îïðåäåëåíèè ãîòîâíîñòè äåòåé ê øêîëå.

Èíñòðóêöèÿ äëÿ ðåáåíêà «Ñåé÷àñ ìû áóäåì èãðàòü â èãðó, â êîòîðîé íåëüçÿ ïðîèçíîñèòü ñëîâî “äà” è ñëîâî “íåò”. Ïîâòîðè, ïîæàëóéñòà, êàêèå ñëîâà íåëüçÿ áóäåò ïðîèçíîñèòü. (Èñïûòóåìûé ïîâòîðÿåò ýòè ñëîâà). Òåïåðü áóäü âíèìàòåëåí, ÿ áóäó çàäàâàòü òåáå âîïðîñû, îòâå÷àÿ íà êîòîðûå íåëüçÿ ïðîèçíîñèòü ñëîâà “äà” è “íåò”. Ïîíÿòíî?» Ïîñëå òîãî, êàê èñïûòóåìûé ïîäòâåðäèò, ÷òî åìó ïîíÿòíî ïðàâèëî èãðû, ýêñïåðèìåíòàòîð íà÷èíàåò çàäàâàòü åìó âîïðîñû, ïðîâîöèðóþùèå îòâåòû «äà» è «íåò».

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка аутиста

Îáðàáîòêà äàííûõ:

Îøèáêàìè ñ÷èòàþòñÿ òîëüêî ñëîâà «äà» è «íåò». Ñëîâà «àãà», «íåà» è òîìó ïîäîáíûå íå ðàññìàòðèâàþòñÿ â êà÷åñòâå îøèáîê. Òàêæå íå ñ÷èòàåòñÿ îøèáêîé áåññìûñëåííûé îòâåò, åñëè îí óäîâëåòâîðÿåò ôîðìàëüíîìó ïðàâèëó èãðû. Âïîëíå äîïóñòèìî, åñëè ðåáåíîê âìåñòî ñëîâåñíîãî îòâåòà îòâå÷àåò óòâåðäèòåëüíûì èëè îòðèöàòåëüíûì êèâêîì ãîëîâû. Çàäàíèå âûïîëíåíî íà õîðîøåì óðîâíå, åñëè íå äîïóùåíî íè îäíîé îøèáêè. Åñëè äîïóùåíà îäíà îøèáêà, òî ýòî – ñðåäíèé óðîâåíü. Åñëè äîïóùåíî áîëåå îäíîé îøèáêè, òî ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî èñïûòóåìûé ñ çàäàíèåì íå ñïðàâèëñÿ.

3. Ìåòîäèêà «Ñàïîæêè»

Öåëü: èññëåäîâàòü îáó÷àåìîñòü ðåáåíêà, òî åñòü ïðîñëåäèòü, êàê îí ïîëüçóåòñÿ äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷ ïðàâèëîì, ñ êîòîðûì ðàíüøå íèêîãäà íå âñòðå÷àëñÿ, ïîçâîëÿåò èññëåäîâàòü îáó÷àåìîñòü äåòåé, à òàêæå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ïðîöåññà îáîáùåíèÿ.

Îáîðóäîâàíèå:

 êà÷åñòâå ýêñïåðèìåíòàëüíîãî çàäàíèÿ èñïîëüçóåòñÿ îáó÷åíèå èñïûòóåìîãî öèôðîâîìó êîäèðîâàíèþ öâåòíûõ êàðòèíîê (ëîøàäêà, äåâî÷êà, àèñò) ïî íàëè÷èþ èëè îòñóòñòâèþ ó íèõ îäíîãî ïðèçíàêà – ñàïîæåê íà íîãàõ. Åñòü ñàïîæêè – êàðòèíêà îáîçíà÷àåòñÿ «1» (åäèíèöåé), íåò ñàïîæåê – «0» (íóëåì). Öâåòíûå êàðòèíêè ïðåäëàãàþòñÿ èñïûòóåìîìó â âèäå òàáëèöû, ñîäåðæàùåé: 1) ïðàâèëî êîäèðîâàíèÿ;

2) ýòàï çàêðåïëåíèÿ ïðàâèëà;

3) òàê íàçûâàåìûå «çàãàäêè», êîòîðûå èñïûòóåìûé äîëæåí ðàçãàäàòü ïóòåì êîäèðîâàíèÿ.

Ïîìèìî òàáëèöû öâåòíûõ êàðòèíîê â ýêñïåðèìåíòå èñïîëüçóåòñÿ áåëûé ëèñò áóìàãè ñ èçîáðàæåíèåì ãåîìåòðè÷åñêèõ ôèãóð, ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé åùå äâå çàãàäêè

Èíñòðóêöèÿ äëÿ ðåáåíêà:

Ïåðâàÿ èíñòðóêöèÿ èñïûòóåìîìó: Ñåé÷àñ ÿ íàó÷ó òåáÿ èãðå, â êîòîðîé öâåòíûå êàðòèíêè, íàðèñîâàííûå â ýòîé òàáëèöå, íàäî áóäåò îáîçíà÷àòü öèôðàìè «0» è «1». Ïîñìîòðè íà êàðòèíêè (ïîêàçûâàåòñÿ ïåðâàÿ ñòðîêà òàáëèöû), êòî çäåñü íàðèñîâàí? (Èñïûòóåìûé íàçûâàåò êàðòèíêè, â ñëó÷àå çàòðóäíåíèÿ ýêñïåðèìåíòàòîð ïîìîãàåò åìó.) Ïðàâèëüíî, à òåïåðü îáðàòè âíèìàíèå: â ïåðâîé ñòðîêå ôèãóðêè ëîøàäêè, äåâî÷êè è àèñòà íàðèñîâàíû áåç ñàïîæåê, è íàïðîòèâ íèõ ñòîèò öèôðà «0», à âî âòîðîé ñòðîêå ôèãóðêè íàðèñîâàíû â ñàïîæêàõ, è íàïðîòèâ íèõ ñòîèò öèôðà «1». Äëÿ ïðàâèëüíîãî îáîçíà÷åíèÿ êàðòèíîê öèôðàìè òåáå íåîáõîäèìî çàïîìíèòü: åñëè íà êàðòèíêå ôèãóðêà èçîáðàæåíà áåç ñàïîæåê, òî åå íàäî îáîçíà÷èòü öèôðîé «0», à åñëè â ñàïîæêàõ, òî öèôðîé «1». Çàïîìíèë? Ïîâòîðè, ïîæàëóéñòà». (Èñïûòóåìûé ïîâòîðÿåò ïðàâèëî.) Çàòåì ðåáåíêó ïðåäëàãàåòñÿ ðàññòàâèòü öèôðû â ñëåäóþùèõ òðåõ ñòðîêàõ òàáëèöû. Ýòîò ýòàï ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê çàêðåïëåíèå âûó÷åííîãî ïðàâèëà.  ñëó÷àå åñëè ðåáåíîê ñîâåðøàåò îøèáêè, ýêñïåðèìåíòàòîð îïÿòü ïðîñèò ïîâòîðèòü åãî ïðàâèëî îáîçíà÷åíèÿ ôèãóðîê è óêàçûâàåò íà îáðàçåö (ïåðâûå äâå ñòðîêè òàáëèöû). Êàæäûé ñâîé îòâåò èñïûòóåìûé äîëæåí îáúÿñíèòü, ïî÷åìó îí îòâåòèë èìåííî òàê. Çàêðåïëÿþùèé ýòàï ïîêàçûâàåò, íàñêîëüêî áûñòðî è ëåãêî ðåáåíîê óñâàèâàåò íîâîå ïðàâèëî è ìîæåò ïðèìåíèòü åãî ïðè ðåøåíèè çàäà÷. Íà ýòîì ýòàïå ýêñïåðèìåíòàòîð ôèêñèðóåò âñå îøèáî÷íûå îòâåòû èñïûòóåìîãî, ïîñêîëüêó õàðàêòåð îøèáîê ìîæåò ïîêàçàòü, ïðîñòî ëè ðåáåíîê íåòâåðäî çàïîìíèë ïðàâèëî è ïóòàåò, ãäå íàäî ñòàâèòü «0», à ãäå «1», èëè æå îí âîîáùå íå ïðèìåíÿåò â ðàáîòå íåîáõîäèìîå ïðàâèëî. Òàê, íàïðèìåð, áûâàþò îøèáêè, êîãäà ëîøàäêó îáîçíà÷àþò öèôðîé «4», äåâî÷êó – öèôðîé «2», à àèñòà – öèôðîé «1» è îáúÿñíÿþò òàêèå îòâåòû, èñõîäÿ èç êîëè÷åñòâà íîã ó äàííûõ ïåðñîíàæåé. Ïîñëå òîãî êàê ýêñïåðèìåíòàòîð óâåðåí, ÷òî ðåáåíîê íàó÷èëñÿ ïðèìåíÿòü ïðàâèëî, êîòîðîìó åãî îáó÷èëè, èñïûòóåìîìó äàåòñÿ âòîðàÿ èíñòðóêöèÿ.

Âòîðàÿ èíñòðóêöèÿ èñïûòóåìîìó: Òû óæå íàó÷èëñÿ îáîçíà÷àòü êàðòèíêè öèôðàìè, à òåïåðü, èñïîëüçóÿ ýòî óìåíèå, ïîïðîáóé îòãàäàòü íàðèñîâàííûå çäåñü çàãàäêè. «Îòãàäàòü çàãàäêó» – çíà÷èò ïðàâèëüíî îáîçíà÷èòü íàðèñîâàííûå â íåé ôèãóðêè öèôðàìè «0» è «1».

Îáðàáîòêà ðåçóëüòàòîâ:

Åñëè íà çàêðåïëÿþùåì ýòàïå ðåáåíîê äåëàåò îøèáêè, òî ýêñïåðèìåíòàòîð òóò æå àíàëèçèðóåò õàðàêòåð äîïóùåííûõ îøèáîê è ïóòåì íàâîäÿùèõ âîïðîñîâ, à òàêæå ïîâòîðíûì îáðàùåíèåì ê îáðàçöó îáîçíà÷åíèÿ ôèãóðîê öèôðàìè, ñîäåðæàùåìóñÿ â äâóõ ïåðâûõ ñòðî÷êàõ òàáëèöû, ñòàðàåòñÿ äîáèòüñÿ áåçîøèáî÷íîé ðàáîòû èñïûòóåìîãî. Êîãäà ýêñïåðèìåíòàòîð óâåðåí, ÷òî èñïûòóåìûé õîðîøî íàó÷èëñÿ ïðèìåíÿòü çàäàííîå ïðàâèëî, ìîæíî ïåðåõîäèòü ê ðàçãàäûâàíèþ «çàãàäîê».

Åñëè èñïûòóåìûé íå ìîæåò îòãàäàòü «çàãàäêó», òî ýêñïåðèìåíòàòîð äîëæåí çàäàâàòü åìó íàâîäÿùèå âîïðîñû, ÷òîáû âûÿñíèòü, ñìîæåò ëè ðåáåíîê ðåøèòü ýòó çàäà÷ó ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî.  ñëó÷àå, êîãäà è ñ ïîìîùüþ ðåáåíîê íå ñïðàâëÿåòñÿ ñ çàäàíèåì, òî ïåðåõîäÿò ê ñëåäóþùåé «çàãàäêå». Ïðè ïðàâèëüíîì ðåøåíèè íîâîé «çàãàäêè» ñëåäóåò îïÿòü âåðíóòüñÿ ê ïðåäûäóùåé, ÷òîáû âûÿñíèòü, íå ñûãðàëà ëè ïîñëåäóþùàÿ «çàãàäêà» ðîëü ïîäñêàçêè äëÿ ïðåäûäóùåé. Òàêèå ïîâòîðíûå âîçâðàùåíèÿ ìîæíî ñîâåðøàòü íåñêîëüêî ðàç. Òàê, íàïðèìåð, ìîæíî âåðíóòüñÿ îò âòîðîé «çàãàäêè» ê ïåðâîé, à çàòåì îò òðåòüåé îïÿòü ê ïåðâîé.

Äëÿ óòî÷íåíèÿ õàðàêòåðà îáîáùåíèÿ ïðè îòãàäûâàíèè «çàãàäîê» íåîáõîäèìî ïîäðîáíî ðàññïðàøèâàòü äåòåé î òîì, ïî÷åìó èìåííî òàê îáîçíà÷åíû ôèãóðêè. 1- /ø ðåáåíîê ïðàâèëüíî îòãàäàë «çàãàäêó», íî íå ìîæåò äàòü îáúÿñíåíèÿ, òî ïåðåõîäÿò ê ñëåäóþùåé «çàãàäêå».  ñëó÷àå ïðàâèëüíîãî îáúÿñíåíèÿ èñïûòóåìûì îòâåòà â íîâîé «çàãàäêå» ñëåäóåò âåðíóòüñÿ ê ïðåäûäóùåé è îïÿòü ïîïðîñèòü ðåáåíêà îáúÿñíèòü â íåé îòâåò.

Ïðèíöèïèàëüíî âàæíûì ïðè ïðîâåäåíèè ìåòîäèêè ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíîå îáðàùåíèå ñ îáðàçöîì îáîçíà÷åíèÿ ôèãóðîê öèôðàìè. Íà çàêðåïëÿþùåì ýòàïå îáðàçåö îáîçíà÷åíèÿ ôèãóðîê äîëæåí áûòü îòêðûò. Ïåðåõîäÿ ê îòãàäûâàíèþ «çàãàäîê», îáðàçåö ñëåäóåò çàêðûòü. Åñëè èñïûòóåìûé íå ìîæåò îòãàäàòü «çàãàäêó», òî ïåðâîé ïîìîùüþ ñî ñòîðîíû âçðîñëîãî äîëæíî áûòü îòêðûâàíèå îáðàçöà. Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà äîñòàòî÷íî çðèòåëüíîé îïîðû íà îáðàçåö, ÷òîáû ðåáåíîê ñìîã îòãàäàòü «çàãàäêó». ×åì ìëàäøå äåòè, òåì îíè áîëåå íóæäàþòñÿ â çðèòåëüíîé îïîðå íà îáðàçåö. Ñòàðøèå èñïûòóåìûå äîëæíû ñïðàâëÿòüñÿ ñ çàäàíèåì è ïðè çàêðûòîì îáðàçöå.

Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî äàííàÿ ìåòîäèêà íîñèò êëèíè÷åñêèé õàðàêòåð è íå èìååò íîðìàòèâíûõ ïîêàçàòåëåé, à ïîòîìó ïîëó÷åííûå ïî íåé ðåçóëüòàòû íå ñëåäóåò èíòåðïðåòèðîâàòü ñ òî÷êè çðåíèÿ íîðìàëüíîñòè — àíîìàëüíîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü ñ òî÷êè çðåíèÿ îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ïðîöåññîâ îáîáùåíèÿ ó äàííîãî ðåáåíêà.

Ïî õîäó âñåãî ýêñïåðèìåíòà íóæíî âåñòè ïîäðîáíûé ïðîòîêîë, ãäå áóäóò ôèêñèðîâàòüñÿ âñå âûñêàçûâàíèÿ èñïûòóåìîãî, íàïðàâëåíèÿ åãî âçãëÿäà, à òàêæå âñå âîïðîñû è çàìå÷àíèÿ ýêñïåðèìåíòàòîðà.

4. Ìåòîäèêà «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð»

Öåëü: îïðåäåëèòü óðîâåíü ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ, ñïîñîáíîñòè ñîçäàâàòü îðèãèíàëüíûå îáðàçà.

Îáîðóäîâàíèå: èñïîëüçóåòñÿ îäèí êîìïëåêò êàðòî÷åê (èç äâóõ ïðåäëàãàåìûõ), íà êàæäîé èç êîòîðûõ íàðèñîâàíà îäíà ôèãóðêà íåîïðåäåëåííîé ôîðìû. Âñåãî â êàæäîì íàáîðå ïî 10 êàðòî÷åê. Ðàçðàáîòàíî äâà ðàâíîçíà÷íûõ êîìïëåêòà òàêèõ ôèãóðîê, ïðîñòîé êàðàíäàø.

Èíñòðóêöèÿ äëÿ ðåáåíêà:

Âî âðåìÿ îäíîãî îáñëåäîâàíèÿ ïðåäëàãàåòñÿ êàêîé-ëèáî èç ýòèõ êîìïëåêòîâ, äðóãîé ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí âî âðåìÿ ïîâòîðíîãî îáñëåäîâàíèÿ èëè ÷åðåç ãîä.

Ïåðåä îáñëåäîâàíèåì ýêñïåðèìåíòàòîð ãîâîðèò ðåáåíêó: «Ñåé÷àñ òû áóäåøü äîðèñîâûâàòü âîëøåáíûå ôèãóðêè. Âîëøåáíûå îíè ïîòîìó, ÷òî êàæäóþ ôèãóðêó ìîæíî äîðèñîâàòü òàê, ÷òî ïîëó÷èòñÿ êàêàÿ-íèáóäü êàðòèíêà, ëþáàÿ, êàêóþ òû çàõî÷åøü».

Ðåáåíêó äàþò ïðîñòîé êàðàíäàø è êàðòî÷êó ñ ôèãóðêîé. Ïîñëå òîãî, êàê ðåáåíîê äîðèñîâàë ôèãóðêó, åãî ñïðàøèâàþò: «×òî ó òåáÿ ïîëó÷èëîñü?» Îòâåò ðåáåíêà ôèêñèðóåòñÿ.

Читайте также:  Как помочь в развитии ребенка с нарушениями зрения

Çàòåì ïîñëåäîâàòåëüíî (ïî îäíîé) ïðåäúÿâëÿþòñÿ îñòàëüíûå êàðòî÷êè ñ ôèãóðêàìè.

Åñëè ðåáåíîê íå ïîíÿë çàäàíèå, òî âçðîñëûé ìîæåò íà ïåðâîé ôèãóðêå ïîêàçàòü íåñêîëüêî âàðèàíòîâ äîðèñîâûâàíèÿ.

Îáðàáîòêà ðåçóëüòàòîâ:

Äëÿ îöåíêè óðîâíÿ âûïîëíåíèÿ çàäàíèÿ äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà ïîäñ÷èòûâàåòñÿ êîýôôèöèåíò îðèãèíàëüíîñòè (Êîð): êîëè÷åñòâî íåïîâòîðÿþùèõñÿ èçîáðàæåíèé. Îäèíàêîâûìè ñ÷èòàþòñÿ èçîáðàæåíèÿ, â êîòîðûõ ôèãóðà äëÿ äîðèñîâûâàíèÿ ïðåâðàùàåòñÿ â îäèí è òîò æå ýëåìåíò. Íàïðèìåð, ïðåâðàùåíèå è êâàäðàòà, è òðåóãîëüíèêà â ýêðàí òåëåâèçîðà ñ÷èòàåòñÿ ïîâòîðåíèåì, è îáà ýòè èçîáðàæåíèÿ íå çàñ÷èòûâàþòñÿ ðåáåíêó.

Çàòåì ñðàâíèâàþò èçîáðàæåíèÿ, ñîçäàííûå êàæäûì èç äåòåé îáñëåäóåìîé ãðóïïû íà îñíîâàíèè îäíîé è òîé æå ôèãóðêè äëÿ äîðèñîâûâàíèÿ. Åñëè äâîå äåòåé ïðåâðàùàþò êâàäðàò â ýêðàí òåëåâèçîðà, òî ýòîò ðèñóíîê íå çàñ÷èòûâàåòñÿ íè îäíîìó èç ýòèõ äåòåé.

Òàêèì îáðàçîì, Êîð ðàâåí êîëè÷åñòâó ðèñóíêîâ, íå ïîâòîðÿþùèõñÿ (ïî õàðàêòåðó èñïîëüçîâàíèÿ çàäàííîé ôèãóðêè) ó ñàìîãî ðåáåíêà è íè ó êîãî èç äåòåé ãðóïïû. Ëó÷øå âñåãî ñîïîñòàâëÿòü ðåçóëüòàòû 20-25 äåòåé.

Íèæå ïðèâåäåí ïðîòîêîë îáðàáîòêè ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ.

Ïî ãîðèçîíòàëè ðàñïîëîæåíû ôèãóðêè äëÿ äîðèñîâûâàíèÿ. Ïî âåðòèêàëè – ôàìèëèè äåòåé. Ïîä êàæäîé ôèãóðêîé çàïèñûâàåòñÿ, êàêîå èçîáðàæåíèå äàë ðåáåíîê. Íàçâàíèÿ ïîâòîðÿþùèõñÿ èçîáðàæåíèé ïî ãîðèçîíòàëè (ïîâòîðû ó îäíîãî ðåáåíêà) è ïî âåðòèêàëè (ïîâòîðû ó ðàçíûõ äåòåé ïî îäíîé è òîé æå ôèãóðêå) çà÷åðêèâàþò. Êîëè÷åñòâî íåçà÷åðêíóòûõ îòâåòîâ – Êîð êàæäîãî ðåáåíêà. Çàòåì âûâîäÿò ñðåäíèé Êîð ïî ãðóïïå (èíäèâèäóàëüíûå âåëè÷èíû Êîðñóììèðóþò è äåëÿò íà êîëè÷åñòâî äåòåé â ãðóïïå).

Íèçêèé óðîâåíü âûïîëíåíèÿ çàäàíèÿ – Êîð ìåíüøå ñðåäíåãî ïî ãðóïïå íà 2 è áîëåå áàëëà. Ñðåäíèé óðîâåíü – Êîððàâåí ñðåäíåìó ïî ãðóïïå èëè íà 1 áàëë âûøå èëè íèæå ñðåäíåãî. Âûñîêèé óðîâåíü – Êîð âûøå ñðåäíåãî ïî ãðóïïå íà 2 è áîëåå áàëëà.

Íàðÿäó ñ êîëè÷åñòâåííîé îáðàáîòêîé ðåçóëüòàòîâ âîçìîæíà êà÷åñòâåííàÿ õàðàêòåðèñòèêà óðîâíåé âûïîëíåíèÿ çàäàíèÿ.

Ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå óðîâíè:

Ïðè íèçêîì óðîâíå äåòè ôàêòè÷åñêè íå ïðèíèìàþò çàäà÷ó: îíè èëè ðèñóþò ðÿäîì ñ çàäàííîé ôèãóðêîé ÷òî-òî ñâîå, èëè äàþò áåñïðåäìåòíûå èçîáðàæåíèÿ («òàêîé óçîð»).

Èíîãäà ýòè äåòè (äëÿ 1-2 ôèãóðîê) ìîãóò íàðèñîâàòü ïðåäìåòíûé ñõåìàòè÷íûé ðèñóíîê ñ èñïîëüçîâàíèåì çàäàííîé ôèãóðêè.  ýòîì ñëó÷àå ðèñóíêè, êàê ïðàâèëî, ïðèìèòèâíûå, øàáëîííûå ñõåìû.

Ïðè ñðåäíåì óðîâíå äåòè äîðèñîâûâàþò áîëüøèíñòâî ôèãóðîê, îäíàêî âñå ðèñóíêè ñõåìàòè÷íûå, áåç äåòàëåé. Âñåãäà åñòü ðèñóíêè, ïîâòîðÿþùèåñÿ ñàìèì ðåáåíêîì èëè äðóãèìè äåòüìè ãðóïïû.

Ïðè âûñîêîì óðîâíå äåòè äàþò ñõåìàòè÷íûå, èíîãäà äåòàëèçèðîâàííûå, íî, êàê ïðàâèëî, îðèãèíàëüíûå ðèñóíêè (íå ïîâòîðÿþùèåñÿ ñàìèì ðåáåíêîì èëè äðóãèìè äåòüìè ãðóïïû). Ïðåäëîæåííàÿ äëÿ äîðèñîâûâàíèÿ ôèãóðêà ÿâëÿåòñÿ îáû÷íî öåíòðàëüíûì ýëåìåíòîì ðèñóíêà.

5. Ìåòîäèêà «Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü»

Öåëü: îïðåäåëåíèå óðîâíÿ îâëàäåíèÿ ýëåìåíòàìè ó÷åíèÿ, äîñòóïíûìè äîøêîëüíèêàì: óìåíèå ïîä÷èíÿòü ñâîè äåéñòâèÿ ïðàâèëó, ñëóøàòü è ïîñëåäîâàòåëüíî âûïîëíÿòü óêàçàíèÿ âçðîñëîãî.

Îáîðóäîâàíèå:

Òåòðàäü, ñîñòîÿùàÿ èç ÷åòûðåõ ñòðàíèö. Íà êàæäîé ñòðàíèöå èçîáðàæåíû 3 ðÿäà ìåëêèõ ãåîìåòðè÷åñêèõ ôèãóð ðàçìåðîì 2×2 ìì. Âåðõíèé ðÿä ñîñòîèò èç òðåóãîëüíèêîâ, ñðåäíèé – èç êðóæêîâ, íèæíèé – èç êâàäðàòîâ. Ôèãóðêè âåðõíåãî è íèæíåãî ðÿäîâ ðàñïîëîæåíû äðóã ïîä äðóãîì, ñðåäíåãî – â ïðîìåæóòêàõ ìåæäó íèìè (ñì. ðèñ. 1, á).  âåðõíåé ÷àñòè ïåðâîé ñòðàíèöû ðàñïîëîæåíà êðîìå òîãî êîðîòêàÿ ïîëîñêà èç ýòèõ ôèãóð, íà êîòîðîé äàí îáðàçåö óçîðà (ðèñ.1, à).

Èíñòðóêöèÿ

Äåòÿì ãîâîðèòñÿ: «Ìû áóäåì ó÷èòüñÿ ðèñîâàòü óçîð. Ó âàñ íà ëèñòî÷êå íàðèñîâàíû ðÿäû òðåóãîëüíèêîâ, êâàäðàòîâ è êðóæêîâ. Âû áóäåòå ñîåäèíÿòü òðåóãîëüíèêè è êâàäðàòû, ÷òîáû ïîëó÷èëñÿ óçîð. Íàäî âíèìàòåëüíî ñëóøàòü è äåëàòü òî, ÷òî ÿ áóäó ãîâîðèòü. Ó íàñ áóäóò òàêèå òðè ïðàâèëà:

1. äâà òðåóãîëüíèêà, äâà êâàäðàòà èëè êâàäðàò ñ òðåóãîëüíèêîì ìîæíî ñîåäèíÿòü òîëüêî ÷åðåç êðóæîê;

2. ëèíèÿ óçîðà äîëæíà èäòè òîëüêî âïåðåä;

3. êàæäîå íîâîå ñîåäèíåíèå íàäî íà÷èíàòü ñ òîé ôèãóðêè, íà êîòîðîé îñòàíîâèëàñü ëèíèÿ, òîãäà ëèíèÿ áóäåò íåïðåðûâíîé è â óçîðå íå ïîëó÷èòñÿ ïðîìåæóòêîâ.

Ïîñìîòðèòå íà ëèñòî÷êå, êàê ìîæíî ñîåäèíèòü òðåóãîëüíèêè è êâàäðàòû. (Âíèìàíèå äåòåé îáðàùàåòñÿ íà îáðàçåö.) Òåïåðü ó÷èòåñü ñîåäèíÿòü ñàìè. Ïîñìîòðèòå íà íèæíþþ ïîëîñêó. Ñîåäèíèòå äâà êâàäðàòà, êâàäðàò ñ òðåóãîëüíèêîì, äâà òðåóãîëüíèêà, òðåóãîëüíèê ñ êâàäðàòîì».

 ïðîöåññå îáó÷åíèÿ äåòè ïðîèçâîäÿò 4 ñîåäèíåíèÿ, à âçðîñëûé ïðîâåðÿåò âûïîëíåíèå çàäàíèÿ è â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè èñïðàâëÿåò îøèáêè è îáúÿñíÿåò ðåáåíêó, â ÷åì òîò îøèáñÿ. Ïîñëå ýòîãî äåòÿì ãîâîðèòñÿ: «Òåïåðü âû áóäåòå ðèñîâàòü íà äðóãîì ëèñòî÷êå. Âû äîëæíû âíèìàòåëüíî ñëóøàòü è ñîåäèíÿòü òå ôèãóðû, êîòîðûå ÿ áóäó íàçûâàòü, íî íå çàáûâàéòå î ïðàâèëàõ. (Ïðàâèëà ñîåäèíåíèÿ ïîâòîðÿþòñÿ.) Åñëè îøèáåòåñü, òî íå èñïðàâëÿéòå îøèáêó, à íà÷èíàéòå ñî ñëåäóþùåé ôèãóðêè». Âçðîñëûé äèêòóåò äåòÿì ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñîåäèíåíèÿ ôèãóðîê ìåäëåííî, íî íå ïîâòîðÿÿ îäíî è òî æå äâàæäû. Ïîñëå ïåðâîé ñåðèè ñëåäóþò âòîðàÿ è òðåòüÿ, êîòîðûå îòëè÷àþòñÿ òîëüêî õàðàêòåðîì óçîðà (ñì. ðèñ.2).

Ðèñ. 2. Îáðàçöû ïðàâèëüíîãî âûïîëíåíèÿ çàäàíèé ìåòîäèêè «Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü» (à – ââîäíàÿ ñåðèÿ, á – ïåðâàÿ ñåðèÿ, â – âòîðàÿ ñåðèÿ, ã – òðåòüÿ ñåðèÿ)

Îøèáêè ìîãóò áûòü äâóõ òèïîâ. Ïåðâûé òèï ñâÿçàí ñ íåòî÷íûì âûïîëíåíèåì ïðåäïèñàíèé äèêòàíòà: íåïðàâèëüíî âûáðàíû ýëåìåíòû ñîåäèíåíèÿ, íåêîòîðûå ñîåäèíåíèÿ ïîâòîðÿþòñÿ, íàáëþäàåòñÿ ïðîïóñê îòäåëüíûõ ýëåìåíòîâ.

Îøèáêè âòîðîãî òèïà äîïóñêàþòñÿ çà ñ÷åò íàðóøåíèÿ ïðàâèë: ñîåäèíåíèå ôèãóð ìèíóÿ êðóæîê, «ðàçðûâû» ìåæäó ñîåäèíåíèÿìè, ñîåäèíåíèå ôèãóð, íàõîäÿùèõñÿ îäíà ïîä äðóãîé.

Äàííàÿ ìåòîäèêà âûÿâëÿåò ïðîäâèæåíèå ðåáåíêà â îâëàäåíèè ïðåäïîñûëêàìè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðîå âûðàæàåòñÿ â ïîñòåïåííîì ñîâåðøåíñòâîâàíèè íåîáõîäèìûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ çàäàíèÿ óìåíèé. Äëÿ áîëåå äèôôåðåíöèðîâàííîé õàðàêòåðèñòèêè òàêèõ óìåíèé íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê àíàëèçó äîïóùåííûõ ðåáåíêîì îøèáîê.

Îáðàáîòêà ðåçóëüòàòîâ:

Êîëè÷åñòâåííàÿ îöåíêà ðåçóëüòàòîâ

Êàæäîå ïðàâèëüíîå ñîåäèíåíèå îöåíèâàåòñÿ â äâà áàëëà. Ïðàâèëüíûì ñ÷èòàåòñÿ ñîåäèíåíèå, ñîîòâåòñòâóþùåå äèêòàíòó. Øòðàôíûå î÷êè (ïî îäíîìó) íà÷èñëÿþòñÿ çà ëèøíèå ñîåäèíåíèÿ, íå ïðåäóñìîòðåííûå äèêòàíòîì (êðîìå íàõîäÿùèõñÿ â íà÷àëå è â êîíöå óçîðà, ò.å. ïðåäâàðÿþùèõ äèêòàíò è ñëåäóþùèõ çà íèì), à òàêæå çà «ðàçðûâû» ìåæäó ïðàâèëüíûìè ñîåäèíåíèÿìè (ïðîïóñêè «çîí» ñîåäèíåíèÿ).

Âñå îñòàëüíûå âèäû îøèáîê íå ó÷èòûâàþòñÿ âîâñå, òàê êàê èõ íàëè÷èå àâòîìàòè÷åñêè ñíèæàåò êîëè÷åñòâî íà÷èñëÿåìûõ áàëëîâ.

Ðåàëüíîå êîëè÷åñòâî áàëëîâ â êàæäîé ñåðèè áóäåò ðàâíî ðàçíèöå ìåæäó íàáðàííûìè è øòðàôíûìè áàëëàìè. Ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî áàëëîâ â êàæäîé ñåðèè – 24, à çà âûïîëíåíèå âñåãî çàäàíèÿ – 72.

Ìåòîäèêà «Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü»

Óðîâåíü

ñûðûå

ñòàíäàðòíûå

72

13

Âûñîêèé

71-68

11

67-64

10

63-59

9

Ñðåäíèé

58-52

8

51-43

7

42-35

6

34-18

5

Íèçêèé

17-4

4

3-1

3

2

Ïðèìå÷àíèå

Ïî ðåçóëüòàòàì ñòàíäàðòèçàöèè 1995 ãîäà îáíàðóæèëîñü, ÷òî ìåòîäèêà «Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü» íåäîñòàòî÷íî äèôôåðåíöèðóåò ñèëüíûõ äåòåé. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî â ïîñëåäíåå âðåìÿ èçìåíèëîñü ñîäåðæàíèå îáðàçîâàòåëüíî-âîñïèòàòåëüíîé ðàáîòû â äåòñêèõ ñàäàõ, âîçíèêëà óñòîé÷èâàÿ òåíäåíöèÿ ê óñèëåíèþ ó÷åáíîé ðàáîòû ñ äåòüìè ñòàðøèõ äîøêîëüíûõ âîçðàñòîâ. Ýòî ïðèâîäèò ê áîëåå ðàííåìó ðàçâèòèþ ïðåäïîñûëîê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, â ÷àñòíîñòè, óìåíèÿ äåéñòâîâàòü ïî ïðàâèëó.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник