Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка thumbnail

Диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста

Методика исследования мышления детей 5 – 6 лет. “Времена года”

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

 10 баллов

– за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов

– ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов

– ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов

– ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла

– ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий. 
8-9 баллов – высокий. 
6-7 баллов – средний. 
4-5 баллов – низкий. 
0-3 балла – очень низкий 

          Диагностика внимания

  1. Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Эту методику применяют при обследовании детей,  которые хорошо знают цифры. Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.

Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.  Время выполнения заданий регистрируется.

Для детей  8-9  лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4

9

5

11

23

20

14

25

17

19

13

3

21

7

16

1

18

12

6

24

4

8

15

10

2

22

22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

1

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8

5

 14

 12

 23

 2

16

 25

 7

 24

 13

11

  3

20

 4

 18

8

 10

 19

 22

 1

21

 15

 9

 17

 6

  1. Корректурная проба

С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем  переключение  и распределения внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

 ж   ф   с   я   а   б   ц   у   и   к   е   н   г   ш   щ  з   х   ф   м   о

 ы   в   а   и   р   о   о   л   д   ж   з   я   ч    м   и   т   ь   с   т   в

 о   б   ю   е   а   в   ы   р   е   н   о   л   б   ж   д   л   о   р   у   к

 ц   у   к   е   н   г   ш   щ   з   х   ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж

 я   ч   с   м   и   т   ь   б   ю   э   ж   д    л   о   р   п   а   в   в   ы

 е   а   е   ы   ф   я   ч   с   м   и   т  б   ю   ф   ы   в   а   к   й    ц

 э   л   д   ж   э   ц   у   к   е   н   г   ш   щ   н   е   к   ц   ф   у   к

 и   м   с   ч   я   а   х   о    х   р   з   х   о   щ   н   е   к   у   ы   в

 ц   к   э   д   ж   л   о   н   с   а   в   и   ф   ю   в   м   б   ю   и  м

 е   к   у   ц   з  щ   ш   г   н   е   к   у   ц   и   м   с   ч   ю   т   и

 ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж   з   щ   ш   г   н   е   к   у   н   г

 ж   д   л   о   р   п   ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж  ю  б   и   м

 ф   ы   в   к   у   ц   е   н   г   ш   щ   л   о   р   п   и   т   м   с   ч

 р   п   а   о   л   д   и   м   с   ч   и   т   б   л   о   д   ш   е   н   г

 а   п   р   о   н   е   г   к   у   в   а   п   л   д   ж   и   т   б   м   с

 п   а   е   к   н   г   о   л   п   д   ж   ш   н   г   к   у   в   м   с   и

 э   л   д   ш   г   н   щ   у   к   е   н   д   о   р   г   с   и   т   п   р

 к   у   е   н   г   ш   л   о   р   д   ж   в   а   п   р   н   д   и   т   в

 в   а   п   р   н   г   о   л   д   и   т   ж   з   х   к   у   п   р   н   е

 с   и   т   р   н   г   ц   е   ы   в   с   и   м   п   р   о   н   е   г   б  

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии

 Инструкция:   По сигналу  «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.

   Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация  – по количеству сделанных ошибок (5 ошибок и менее).  

    Работоспособность учащихся можно определить по формуле:

                                                                          2

           Работоспособность =  (количество строк)

                                                   количество ошибок

        Чем больше работоспособность и чем меньше число  ошибок, тем  более устойчивым является внимание.

       Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р» , на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч».

      ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных

                                  Общее количество просмотренных строк

Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета.

Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов) ; интервал между сериями один день.

Представим описание данной методики.

Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) .

Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.

Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.

Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.

Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Критерии оценки:

– выбор и размещение цвета по наглядному образцу;

– выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.

Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и описали следующие уровни:

I уровень (высокий) : размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.

II уровень (средний) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.

III уровень (низкий) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.

Мы полагаем, что данная методика позволит нам детально выявить особенности сформированности зрительного восприятия цвета у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Методика . «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).

Цель: использование методики Д.Векслера позволяет исследовать зрительную память детей дошкольного возраста.

Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер каждой 20х30.(Приложения 2; 3)

Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку. Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.

Инструкция ребенку:  «Сейчас на некоторое время я покажу тебе картинку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. После того, как я уберу картинку, ты можешь начинать рисовать»

Анализ результатов:

Подсчитать количество баллов по каждому рисунку.[20]

Фигура А:

  • две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
  • правильно расположенные флажки — 1 балл;
  • правильный угол пересечения линий — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Фигура Б:

  • большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
  • четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
  • две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
  • четыре точки в квадратах — 1 балл;
  • точность в пропорциях — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

Фигура В:

  • большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
  • все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
  • маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.

 Максимальная оценка — 3 балла.

Фигура Г:

  • открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
  • центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
  • фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Вывод: максимальный результат — 14 баллов.

Результаты:

10 – 14 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти;

9 – 6 баллов – средний уровень развития зрительной памяти;

5 – 0 баллов – низкий уровень развития зрительной памяти.

Методика «Назови животного и его детеныша».

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш – котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

 Методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью  творческого акта» 
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств 
– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест – фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
 2. Порядок исследования.
 Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
 Приложение 1(табл.1,2) 
 
 Анализ результатов.
Все работы детей  можно поделить на 4 группы.
1 группа –  оригинальные изображения во  всех 3х случаях.
2 группа –  оригинальные изображения в 2х  случаях.
3 группа –  оригинальные изображения в одном  случае.
4 группа –  нет оригинальных изображений.
   Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
  Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек. 

Читайте также:  Умственного развития ребенка в 1 год

     Второй  этап – формирующий.
   Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку  взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить  ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине. 

   Приложение 2(табл. 3)
Анализ результатов:
1 человек –  4 названия 7%
3 человека –  по 3 названия 20%
5 человек –  по 2 названия 33%
6 человек –  по 1 названию 40% 

Модифицированный  тест Роршаха.
 Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
 Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
  Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. 
В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
    Приложение 2(табл.4,)
    Вывод: Два ребенка нашли сходство с тремя объектами, Остальные дети хуже справились с заданием. 

Источник

Диагностика познавательных процессов младших
школьников.

Внимание младших школьников.

1. Методика “Изучение переключения
внимания”

Цель: изучение и
оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами
черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку;
секундомер. 

Порядок исследования.
По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а)
черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в
возрастающем порядке, а красного – в убывающем (например, 1 – черная, 12 –
красная, 2 – черная, 11 – красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью
секундомера.

Обработка и анализ
результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего
задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет
тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при
переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом
корректурной пробы

Цель: исследование
устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста
“Корректурная проба”, секундомер. Порядок исследования. Исследование
необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у
испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно
создаваться впечатление, что его экзаменуют.

спытуемый должен
сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему
бланк “Корректурной пробы” и разъясняет суть по следующей инструкции:
“На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно
рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы “к” и “р” и
зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно”. Испытуемый
начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается
последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ
результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с
программой – ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за
десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв,
количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. 
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за
десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К –
точность, n – количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m –
количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей
распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк,
состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и
пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования.
Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без
помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. 

Обработка и анализ
результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на
весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда
он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление
количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с
которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об
уровне распределения внимания у испытуемого.

Память младших школьников.

1. Методика “Определение типа
памяти”
 

Цель: определение преобладающего типа памяти.

 

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

 Для запоминания на слух: машина, яблоко,
карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай. 
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка. 
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива,
линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования.
Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен
постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый
ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик
должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем
отдых 10 минут.

Предложите ученику про
себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной
минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает
ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и
“записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся
слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор
показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет
каждое слово шепотом, “записывает” в воздухе. Затем записывает на
листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ
результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод,
подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а – 10 количество правильно
воспроизведенных слов.

 Тип памяти
определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем
ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный
тип памяти.

2. Методика “Изучение логической и
механической памяти”

Цель: исследование
логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда
слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду
отсутствует), секундомер.

  Первый ряд:   

Второй ряд:

  §  кукла – играть

  §  курица – яйцо

  §  ножницы – резать

  §  лошадь – сани

  §  книга – учитель

  §  бабочка – муха

  §  снег – зима

  §  лампа – вечер

  §  щетка – зубы

  §  корова – молоко

  §  жук – кресло

  §  компас – клей

  §  колокольчик – стрела

  §  синица – сестра

  §  лейка – трамвай

  §  ботинки – самовар

  §  спичка – графин

  §  шляпа – пчела

  §  рыба – пожар

  §  пила – яичница

Порядок исследования.
Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор
читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой – пять
секунд).

После десятисекундного
перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый
записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа
проводится со словами второго ряда. 
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую
таблицу.

  Таблица 2

Объем смысловой и
механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

Мышление младших школьников.

 1. Методика “Простые аналогии”

Цель: исследование
логичности и гибкости мышления. 
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

Читайте также:  Влияние икт на развитие ребенка

7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая
между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из
предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается,
одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ
результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять
правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 4-5, о низком –
менее чем 5.

2. Методика “Исключение
лишнего”

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью
рядами слов типа: 

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

 
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 
3. Собака, лошадь, корова, лось. 
4. Стол, стул, пол, кровать. 
5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 
6. Очки, глаза, нос, уши. 
7. Трактор, комбайн, машина, сани. 
8. Москва, Киев, Волга, Минск. 
9. Шум, свист, гром, град. 
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 
11. Береза, сосна, дуб, роза. 
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. 

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое,
которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

 
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя
“кастрюля” – это посуда, а остальное – еда). 
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для
обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). 
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми
понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12
рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика “Изучение скорости мышления”

Цель: определение
скорости мышления. 

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

 

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования.
В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной
букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных
единственного числа. 

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов – высокая скорость мышления; 20-24
слова – хорошая скорость мышления; 15-19 слов – средняя скорость мышления;
10-14 слов – ниже средней; до 10 слов – инертное мышление.

 

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов,
первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с
третьего уровня: 19-16 слов – высокий уровень мышления; 10-15 слов – хороший;
5-9 слов – средний; до 5 слов – низкий.

4. Методика “Изучение
саморегуляции”

Цель: определение
уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на
тетрадном листе в линейку, простой карандаш. 

Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном
листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая
при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности,
не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать
не на каждой строке, а через одну.

 

В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание –
полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется
также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер допущенных
ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не
исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (
старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром,
вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по
окончании). Исследование проводится индивидуально.

 

Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности
саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей
способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до
конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом
темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при
проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу
же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки,
делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и
выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по
ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно
не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки
время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество
оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший
результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает
цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия;
поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только
из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл
их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце
занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к
полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее;
пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не
использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия;
по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной
работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще
не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он
улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и
бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не
признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном
этапе занятия говорить даже не приходится.

Воображение младших школьников.

Методика “Дорисовывание фигур”

Цель: изучение
оригинальности решения задач на воображение. 
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами:
контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой,
кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования.
Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая
картинка.

Обработка и анализ
результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится
подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не
повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в
которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный
коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на
воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает
задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он
не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип – ребенок
дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного
объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 
2 тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 
3 тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь
воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 
4 тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка
гуляет с собакой).
5 тип – заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она
выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов
для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша,
которым мальчик рисует картину).

Источник