Методики изучения и развития фонематического восприятия ребенка
Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия
Исследование состояния фонематических функций ребенка представляет собой определенную последовательность:
1 Фонематическое восприятие:
-дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:
- повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
- повторение серий слогов;
-дифференциация фонем на основе слухового восприятия;
-дифференциация фонем по представлению (6-7лет).
2 Способность к фонематическому анализу и синтезу:
-выделение ударного гласного в начале слова;
-выделение звука из слова;
-определение первого, последнего звука в слове;
-способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез (6-7лет):
- определение последовательности и количества звуков в слове
- составление слова из последовательно названных звуков;
3 Фонематические представления (6-7лет):
-нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;
-подбор слов с заданным звуком.
Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня была составлена с использованием заданий авторов методик:
- Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [58]. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. В пособии представлены приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия.
- Н. И. Дьякова [9]. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Данное пособие содержит исследование фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. [19] Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают обследование и анализ состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
- Г. А. Волкова [4] Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Пособие содержит задания, направленные на выявление состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.
В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь при непонимании смысла инструкции (показывали образец выполнения) и забывании задания (повтор задания).
Методика обследования состояла из 6 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.
Задание 1. «Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.
Инструкция:
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].
Материал: ряд звуков
ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.
Инструкция:
б) Подними синий кружок, если услышишь слог со звуком [л] — выделение звука из ряда слогов.
Материал: ряд слогов
ло, бо, лы, ла, то, во, мо, лэ, ло, ны, но, ра, лы, ру, ва.
Инструкция:
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] — выделение звука из ряда слов.
Материал: ряд слов
шапка, лыжи, шишка, санки, подушка, чайник, карандаш, щетка, чашка, ложка, щетка, часы, шкаф, шар, капуста, ручка, собака, жук, стрекоза, машина, лиса, груша.
Критерии оценки:
1) Правильное выделение звука в ряду звуков — 1балл.
2) Правильное выделение звука в ряду слогов — 1 балл.
3) Правильное выделение звука в ряду слов — 1 балл.
4) Ошибки при выполнении данного подпункта — 0 баллов.
Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.
Результаты выполнения всех заданий суммируются.
Задание 2. «Слушай и показывай» — узнавание на слух слов, различающихся одним звуком.
Материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (коса – коза, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – лак, чёлка – щёлка, удочка – уточка, крыса – крыша, дрова – трава, мышка – мишка, роса – роза, плащ – плач, суп – зуб, гости – кости, игра – икра, лес – лещ).
Инструкция: посмотри на картинки и покажи ту, название которой услышишь.
Критерии оценки:
1) Правильное выполнение всего задания — 1балл.
2) Не более 3 ошибок — 0,5 балла.
3) Более 3 ошибок — 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.
Задание 3. «Повтори за мной» — выявление способности детей воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные.
Инструкция: послушай. Повтори так же.
Материал: серии слогов
на-та-ка, ма-па-ба, ба-бо-бу-бы, ты-ти-ди, ко-хо-го, па-ба-та, но-ни-но.
Критерии оценки:
1) Правильное повторение всех рядов — 1 балл.
2) Частичное выполнение задания — 0.5 балла.
3) Ошибки при повторении всех рядов — 0 баллов.
Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.
Задание 4. «Внимательные ушки» — выявление особенностей сформированности фонематического восприятия
Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.
Инструкция: покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.
Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.
Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.
Критерии оценки:
1) Правильное выполнение всех заданий — 1 балл.
2) Ошибки при показе одной – двух картинок — 0,5 балла.
3) Ошибки при показе более двух картинок — 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.
Задание 5. «Найди ошибку» — различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.
Инструкция: послушай. Правильно ли я сейчас сказала?
- У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
- У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
- На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
- На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
- На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
- На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.
Критерии оценки:
1) Правильное определение всех текстов с ошибками — 1 балл.
2) Правильное определение 1-2 текстов с ошибками — 0,5 балла.
3) Другие варианты — 0 баллов.
Задание 6. «Разложи картинки по группам» — дифференциация фонем по представлению.
Инструкция: разложи картинки по группам, не называя их. (Все картинки перемешаны).
Материал — предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.
Оценка результатов:
1) Правильное выполнение всех заданий — 1 балл.
2) Одна – две ошибки — 0,5 балла.
3) Другие варианты — 0 баллов.
Источник
Методики выявления
состояние фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим нарушением
Для того чтобы выявить детей дошкольного возраста с ФФН, которые находятся в зоне риска с фонетическими нарушениями, следует провести с дошкольниками ряд диагностических проб.
Перед началом диагностики проводится беседа, направленная на
установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него
правильного отношения к предлагаемой работе. Комплексное исследование
разработано таким образом, что позволяет выявить уровень фонематических нарушений при помощи следующего набора методик:
Методика исследования включает следующие разделы:
1.Исследование состояния фонематического восприятия.
Задание №1 “Поймай звук”
Задание №2 “Повтори, как я скажу”
Задание №3 “Покажи правильно”
Задание №4 “Найди спрятанный звук”.
2.Исследование состояния фонематического анализа.
А) Исследование простых форм фонематического анализа.
Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.
Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.
В) Исследование сложных форм фонематического анализа.
Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.
Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.
Задание № 3. Определение места звука в слове.
а) начало
б) конец
в) начало, середина, конец
Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.
Задание № 5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.
Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.
3. Исследование фонематического синтеза
Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
Краткое описание
комплекса методик
Исследование фонематического восприятия
Методика 1.
Задание №1 «Поймай звук».
Цель: Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.
Речевой материал: Для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:
Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф
Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м
Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т
Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш
Инструкция экспериментатора: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук (с, ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.
Критерии оценки:
. Правильное выделение звука во всех рядах – 3 балл.
. Не более 2 ошибок в выделении звука во всех рядах – 2 балла.
. Более 2 ошибок при выполнении задания – 1 баллов.
Задание №2 «Повтори, как я скажу».
Цель: Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.
Речевой материал: Обследование проводится на материале серий из двух – трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов.
Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо.
Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы.
Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу, чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи.
Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка.
То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву-фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва.
Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца.
Инструкция экспериментатора: Внимательно слушай и повторяй за мной.
Критерии оценки:
. Правильное повторение всех слогов предложенного ряда – 3 балл.
. Не более 3 ошибок в повторении слогов предложенного ряда – 2 балла.
. Более 3 ошибок при выполнении задания – 1 баллов.
Задание №3 «Покажи правильно».
Цель: Обследование дифференциации слов квазимонимов.
Речевой материал: Логопедом используются слова для дифференциации звуков, а ребенку предъявляется пара предметных картинок: крыша – крыса, ужи – усы, жук – сук, нос – нож, мишка – миска, вещи – весы, лак – рак, игра – игла, лис – рис, ложки – рожки, колобок – коробок, юла – Юра, лиса – лица, коза – коса, кочка – кошка, сабля – цапля, лужи – лучи, ужи – уши, бак – мак, ком – дом, козы- кожи, зуб – суп, том – дом, тачка – дачка, трава – дрова, бочка – почка, башня – пашня, корка – горка, тапки – тяпки, лук – люк, круг – крюк .
Инструкция экспериментатора: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты их показывай.
Критерии оценки:
. Правильное выполнение всех заданий – 3 балл.
.Ошибки при показе одной-двух картинок – 2 балла.
.Ошибки при показе более двух картинок – 1 баллов.
Задание №4 «Найди спрятанный звук».
Цель: Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах.
Речевой материал: разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша ; жук, ножик, пижама, абажур, пожарник; цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица; чулок, очки, ключ, чучело, прачечная; щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан; дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли .
Инструкция экспериментатора: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те, в которых ты слышишь звук с (ш, ч, б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.
Критерии оценки:
. Правильное нахождение звука во всех словах – 3 балл.
. Не более 3 ошибок в нахождении звука в словах – 2 балла.
. Более 3 ошибок при выполнении задания – 1 баллов.
Исследование операций анализа слов.
Методика 2.
А) Исследование простых форм фонематического анализа.
Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.
Материалом исследования служили флажок и слова: мышь, окно, рыба, шар, санки, рама, стол, корова, лимон, шнурок, дом, топор, луна.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку цепочку слов и дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь [ р ] (моторчик), подними флажок, вот так. Слушай и будь внимательным».
Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.
Материалом исследования служили слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).
В) Исследование сложных форм фонематического анализа.
Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.
Материалом исследования служили слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и вопросы.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т.д.
Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.
Материалом исследования служили слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и вопросы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т.д.
Задание № 3. Определение места звука в слове.
а) начало
Материалом исследования служили слова: жук, рак, сани, мост, клоун, банка и вопросы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь [ж] в слове жук в начале или в конце?» и т.д.
б) конец
Материалом исследования служили слова: нос, суп, стук, укол, камыш, барабан и вопросы.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове нос в начале или в конце?» и т.д.
в) начало, середина, конец
– определение места ударной гласной в словах
Материалом исследования служили слова: аист, мак, три, лист, иглы, зубы и вопросы.
Процедура и инструкция. Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Предлагает ребенку инструкцию: «Где ты слышишь звук [а] в слове мак в начале, середине или конце?» и т.д.
– определение места согласного звука в слове
Материалом исследования служили слова: миска, сыр, ананас, сом, рюмка, мох и вопросы.
Процедура и инструкция.
Экспериментатор предлагает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове миска в начале, середине или конце?» и т.д.
Критерий оценки результатов исследования:
При обработке результатов исследования использовалась четырехбальная шкала.
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
3 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но допущено 1 – 2 ошибки.
2 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.
1 балл – ребенок пытался справиться с заданием, но допустил до 5 ошибок, помощь логопеда не помогла.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.
Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.
Материалом исследования служили слова: суп, кот, лапа, каша, банка, тапки и вопросы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает инструкцию: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т.д.
Критерий оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определена последовательность звуков в слове.
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х – 4-х звуков, допускает ошибки в словах из 5-ти звуков.
2 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х – 5-ти звуков, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.
1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но допускает ошибки в словах состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Задание № 5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.
Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.
Материалом исследования служили слова: бык, кит, ваза, луна, сумка, батон и вопросы.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т.д.
Критерий оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено испытуемым самостоятельно, точно определено количество звуков в слове.
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет количественный анализ слов состоящих из 3-х – 4-х звуков, в словах из 5-ти звуков допускает ошибки.
2 балла – испытуемый самостоятельно выполняет количественный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х – 5-ти звуков, требуется помощь со стороны экспериментатора.
1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать количество звуков в словах, состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.
Материалом исследования служили слова: сом, дым, стол, мост, спина, бочка и вопросы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слова и дает испытуемому следующую инструкцию: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».
Критерий оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено испытуемым самостоятельно, точно определено место звука в слове.
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет позиционный анализ, но допускает 1 – 2 ошибки.
2 балла – испытуемый самостоятельно выполняет задание, но количество ошибок возросло до 3, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.
1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать место звука в слове, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Исследование операций фонематического синтеза.
Методика 3.
Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
Материалом исследования служили слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта. Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.
Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
Материалом исследования служили слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка.
Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Например, звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о – дом» и т.д.
Критерий оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
3 балла – ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков.
2 балла – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х – 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).
1 балл – ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Полученные результаты позволяют определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
I уровень (высокий) – от 3,6 до 4 баллов
II уровень (средний) – от 2,6 до 3,5 баллов
III уровень (низкий) – от 1, 6 до 2,5 баллов
IV уровень (очень низкий) – менее 1,5 баллов
Источник