Методики изучения и развития фонематического восприятия ребенка

Методики изучения и развития фонематического восприятия ребенка thumbnail

Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия

Исследование состояния фонематических функций ребенка представляет собой определенную последовательность:

1 Фонематическое восприятие:

-дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:

  1. повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
  2. повторение серий слогов;

-дифференциация фонем на основе слухового восприятия;

-дифференциация фонем по представлению (6-7лет).

2 Способность к фонематическому анализу и синтезу:

-выделение ударного гласного в начале слова;

-выделение звука из слова;

-определение первого, последнего звука в слове;

-способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез (6-7лет):

  1. определение последовательности и количества звуков в слове
  2. составление слова из последовательно названных звуков;

3 Фонематические представления (6-7лет):

-нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;

-подбор слов с заданным звуком.

Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  III уровня была составлена с использованием заданий авторов методик:

  1. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [58]. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. В пособии представлены приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия.
  2. Н. И. Дьякова [9]. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Данное пособие содержит исследование фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
  3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. [19] Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу  у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают  обследование и анализ состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
  4. Г. А. Волкова [4] Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Пособие содержит задания, направленные на выявление состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь при непонимании смысла инструкции (показывали образец выполнения) и забывании задания (повтор задания).

Методика обследования состояла из 6 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.

Задание 1. «Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].

Материал: ряд звуков

ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.

Инструкция:

б) Подними синий кружок, если услышишь слог со звуком [л] — выделение звука из ряда слогов.

Материал: ряд слогов

ло, бо, лы, ла, то, во, мо, лэ, ло, ны, но, ра, лы, ру, ва.

Инструкция:

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] — выделение звука из ряда слов.

Материал: ряд слов

шапка, лыжи, шишка, санки, подушка, чайник, карандаш, щетка, чашка, ложка, щетка, часы, шкаф, шар, капуста, ручка, собака, жук, стрекоза, машина, лиса, груша.

Критерии оценки:

1) Правильное выделение звука в ряду звуков — 1балл.

2) Правильное выделение звука в ряду слогов — 1 балл.

 3) Правильное выделение звука в ряду слов — 1 балл.

 4) Ошибки при выполнении данного подпункта — 0 баллов.

Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

Результаты выполнения всех заданий суммируются.

Задание 2. «Слушай и показывай» — узнавание на слух слов, различающихся одним звуком.

Материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (коса – коза, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – лак, чёлка – щёлка, удочка – уточка, крыса – крыша, дрова – трава, мышка – мишка, роса – роза, плащ – плач, суп – зуб, гости – кости, игра – икра, лес – лещ).

 Инструкция: посмотри на картинки и покажи ту, название которой услышишь.

Критерии оценки:

 1) Правильное выполнение всего задания — 1балл.

 2) Не более 3 ошибок — 0,5 балла.

 3) Более 3 ошибок — 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 3. «Повтори за мной» — выявление способности детей воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные.

Инструкция: послушай. Повтори так же.

Материал: серии слогов

на-та-ка, ма-па-ба, ба-бо-бу-бы, ты-ти-ди, ко-хо-го, па-ба-та, но-ни-но.

Критерии оценки:
1) Правильное повторение всех рядов — 1 балл.

 2) Частичное выполнение задания — 0.5 балла.

 3) Ошибки при повторении всех рядов — 0 баллов.

Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

Задание 4. «Внимательные ушки» — выявление особенностей сформированности фонематического восприятия

Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.

Инструкция: покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Читайте также:  Презентация развитие эмоциональной сферы ребенка

Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

Критерии оценки:

1) Правильное выполнение всех заданий — 1 балл.

2) Ошибки при показе одной – двух картинок — 0,5 балла.

3) Ошибки при показе более двух картинок — 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

Задание 5. «Найди ошибку» — различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.

Инструкция: послушай. Правильно ли я сейчас сказала?

  1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
  2. У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
  3. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
  4. На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
  5. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
  6. На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.

Критерии оценки:

1) Правильное определение всех текстов с ошибками — 1 балл.

2) Правильное определение 1-2 текстов с ошибками — 0,5 балла.

3) Другие варианты — 0 баллов.

Задание 6. «Разложи картинки по группам» — дифференциация фонем по представлению.

Инструкция: разложи картинки по группам, не называя их. (Все картинки перемешаны).

Материал — предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.

Оценка результатов:

1) Правильное выполнение всех заданий — 1 балл.

2) Одна – две ошибки — 0,5 балла.

3) Другие варианты — 0 баллов.

Источник

Методики выявления

состояние фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим нарушением

Для того чтобы выявить детей дошкольного возраста с ФФН, которые находятся в зоне риска с фонетическими нарушениями, следует провести с дошкольниками ряд диагностических проб.

Перед началом диагностики проводится беседа, направленная на

установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него

правильного отношения к предлагаемой работе. Комплексное исследование

разработано таким образом, что позволяет выявить уровень фонематических нарушений при помощи следующего набора методик:

Методика исследования включает следующие разделы:

1.Исследование состояния фонематического восприятия.

Задание №1 “Поймай звук”

Задание №2 “Повтори, как я скажу”

Задание №3 “Покажи правильно”

Задание №4 “Найди спрятанный звук”.

2.Исследование состояния фонематического анализа.

А) Исследование простых форм фонематического анализа.

Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.

В) Исследование сложных форм фонематического анализа.

Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.

Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.

Задание № 3. Определение места звука в слове.

а) начало

б) конец

в) начало, середина, конец

Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

Задание № 5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

3. Исследование фонематического синтеза

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Краткое описание

комплекса методик

Исследование фонематического восприятия

Методика 1.

Задание №1 «Поймай звук».

Цель: Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Речевой материал: Для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

Инструкция экспериментатора: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук (с, ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Критерии оценки:

. Правильное выделение звука во всех рядах – 3 балл.

. Не более 2 ошибок в выделении звука во всех рядах – 2 балла.

. Более 2 ошибок при выполнении задания – 1 баллов.

Задание №2 «Повтори, как я скажу».

Цель: Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Речевой материал: Обследование проводится на материале серий из двух – трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо.

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы.

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу, чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи.

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка.

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву-фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва.

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца.

Инструкция экспериментатора: Внимательно слушай и повторяй за мной.

Критерии оценки:

. Правильное повторение всех слогов предложенного ряда – 3 балл.

. Не более 3 ошибок в повторении слогов предложенного ряда – 2 балла.

. Более 3 ошибок при выполнении задания – 1 баллов.

Задание №3 «Покажи правильно».

Цель: Обследование дифференциации слов квазимонимов.

Речевой материал: Логопедом используются слова для дифференциации звуков, а ребенку предъявляется пара предметных картинок: крыша – крыса, ужи – усы, жук – сук, нос – нож, мишка – миска, вещи – весы, лак – рак, игра – игла, лис – рис, ложки – рожки, колобок – коробок, юла – Юра, лиса – лица, коза – коса, кочка – кошка, сабля – цапля, лужи – лучи, ужи – уши, бак – мак, ком – дом, козы- кожи, зуб – суп, том – дом, тачка – дачка, трава – дрова, бочка – почка, башня – пашня, корка – горка, тапки – тяпки, лук – люк, круг – крюк .

Читайте также:  Роль педагога в развитии ребенка

Инструкция экспериментатора: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты их показывай.

Критерии оценки:

. Правильное выполнение всех заданий – 3 балл.

.Ошибки при показе одной-двух картинок – 2 балла.

.Ошибки при показе более двух картинок – 1 баллов.

Задание №4 «Найди спрятанный звук».

Цель: Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах.

Речевой материал: разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша ; жук, ножик, пижама, абажур, пожарник; цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица; чулок, очки, ключ, чучело, прачечная; щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан; дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли .

Инструкция экспериментатора: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те, в которых ты слышишь звук с (ш, ч, б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Критерии оценки:

. Правильное нахождение звука во всех словах – 3 балл.

. Не более 3 ошибок в нахождении звука в словах – 2 балла.

. Более 3 ошибок при выполнении задания – 1 баллов.

Исследование операций анализа слов.

Методика 2.

А) Исследование простых форм фонематического анализа.

Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Материалом исследования служили флажок и слова: мышь, окно, рыба, шар, санки, рама, стол, корова, лимон, шнурок, дом, топор, луна.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку цепочку слов и дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь [ р ] (моторчик), подними флажок, вот так. Слушай и будь внимательным».

Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.

Материалом исследования служили слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).

В) Исследование сложных форм фонематического анализа.

Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.

Материалом исследования служили слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и вопросы.

Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т.д.

Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.

Материалом исследования служили слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и вопросы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т.д.

Задание № 3. Определение места звука в слове.

а) начало

Материалом исследования служили слова: жук, рак, сани, мост, клоун, банка и вопросы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь [ж] в слове жук в начале или в конце?» и т.д.

б) конец

Материалом исследования служили слова: нос, суп, стук, укол, камыш, барабан и вопросы.

Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове нос в начале или в конце?» и т.д.

в) начало, середина, конец

– определение места ударной гласной в словах

Материалом исследования служили слова: аист, мак, три, лист, иглы, зубы и вопросы.

Процедура и инструкция. Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Предлагает ребенку инструкцию: «Где ты слышишь звук [а] в слове мак в начале, середине или конце?» и т.д.

– определение места согласного звука в слове

Материалом исследования служили слова: миска, сыр, ананас, сом, рюмка, мох и вопросы.

Процедура и инструкция.

Экспериментатор предлагает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове миска в начале, середине или конце?» и т.д.

Критерий оценки результатов исследования:

При обработке результатов исследования использовалась четырехбальная шкала.

4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.

3 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но допущено 1 – 2 ошибки.

2 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.

Читайте также:  Как определить направление развития ребенка

1 балл – ребенок пытался справиться с заданием, но допустил до 5 ошибок, помощь логопеда не помогла.

0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Материалом исследования служили слова: суп, кот, лапа, каша, банка, тапки и вопросы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает инструкцию: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т.д.

Критерий оценки результатов исследования:

4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определена последовательность звуков в слове.

3 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х – 4-х звуков, допускает ошибки в словах из 5-ти звуков.

2 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х – 5-ти звуков, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.

1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но допускает ошибки в словах состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.

0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

Задание № 5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Материалом исследования служили слова: бык, кит, ваза, луна, сумка, батон и вопросы.

Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т.д.

Критерий оценки результатов исследования:

4 балла – задание выполнено испытуемым самостоятельно, точно определено количество звуков в слове.

3 балла – ребенок самостоятельно выполняет количественный анализ слов состоящих из 3-х – 4-х звуков, в словах из 5-ти звуков допускает ошибки.

2 балла – испытуемый самостоятельно выполняет количественный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х – 5-ти звуков, требуется помощь со стороны экспериментатора.

1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать количество звуков в словах, состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.

0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

Материалом исследования служили слова: сом, дым, стол, мост, спина, бочка и вопросы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слова и дает испытуемому следующую инструкцию: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».

Критерий оценки результатов исследования:

4 балла – задание выполнено испытуемым самостоятельно, точно определено место звука в слове.

3 балла – ребенок самостоятельно выполняет позиционный анализ, но допускает 1 – 2 ошибки.

2 балла – испытуемый самостоятельно выполняет задание, но количество ошибок возросло до 3, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.

1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать место звука в слове, помощь логопеда не помогает.

0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

Исследование операций фонематического синтеза.

Методика 3.

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Материалом исследования служили слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта. Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Материалом исследования служили слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка.

Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Например, звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о – дом» и т.д.

Критерий оценки результатов исследования:

4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.

3 балла – ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков.

2 балла – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х – 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).

1 балл – ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.

0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

Полученные результаты позволяют определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

I уровень (высокий) – от 3,6 до 4 баллов

II уровень (средний) – от 2,6 до 3,5 баллов

III уровень (низкий) – от 1, 6 до 2,5 баллов

IV уровень (очень низкий) – менее 1,5 баллов

Источник