Методики для развития задержки речи ребенка 2 лет

Методики для развития задержки речи ребенка 2 лет thumbnail

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Читайте также:  Влияние подвижных игр на развитие ребенка курсовая

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет

Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода. Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.

Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.

Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток — это проблемы со слухом.

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.

Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.

Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.

Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.

Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.

Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Задержка речевого развития 2 года лечение

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

  • Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
  • Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
  • Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.
  • Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи массажа, уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
  • С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
  • Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
  • Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
  • Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.
Читайте также:  Коммуникативное развитие личности ребенка в школе

  • Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.

Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».

Тема нашей следующей статьи: “Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый фимоз у новорожденного грудничка”

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама – педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых – то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов – мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

Читайте также:  Развитие потешек на память ребенка

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» – нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина – би-би, котик – мяу, собака – ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок – молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один – пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги “Без паники! Мой ребенок не говорит”

Источник