Методики для развития художественной деятельности ребенка

лариса макарова
Методы и методики изучения творческих способностей

Методы и методики изучения творческих способностей

Разработала: воспитатель старшей группы МКДОУ «Д/с № 1 «Светлячок» Макарова Л. А.

Для изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я решила провести исследования по следующим методикам.

В исследовании участвовало 24 ребенка МКДОУ №1 детского сада «Светлячок», 12 из которых вошли в контрольную группу, 12 вошли в экспериментальную группу.

В ходе исследования решались следующие задачи:

Выбор диагностических методик для исследования особенностей творческого мышления старших дошкольников;

Подбор и организация групп испытуемых;

Проведение диагностического исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников;

Разработка и апробация развивающей программы, для развития творческих способностей старших дошкольников;

Проверка эффективности разработанной программы;

Само исследование особенностей творческих способностей старших дошкольников проводилось в несколько этапов.

На подготовительном этапе мы изучали психологическую литературу, подбирали методы исследования, выбирали группы испытуемых.

На основном этапе исследования мы провели констатирующее диагностическое изучение особенностей творческих способностей старших дошкольников до проведения развивающей программы в экспериментальной группе.

На этапе эксперимента в экспериментальной группе детей была проведена специальная работа.

На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности развивающей программы, разработанной для развития творческих способностей старших дошкольников.

На заключительном этапе проводили обработку данных, формулирование выводов.

Для исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников было необходимо подобрать диагностические методики, которые могли бы выявить определенные творческие способности, с учетом тех его возрастных изменений, которые происходят в старшем дошкольном возрасте.

Для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные автором Э. П. Торренсом, а также В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.

Тест №1: «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).

Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш

Испытуемому предлагалось:

Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов:

При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла.Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, – 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест №2: «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).

Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он позволит изучить параметры творческого мышления

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).

3. Методика «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Показывается ребенку картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.)педагог дает следующее задание: “Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок.Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) – 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3.Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – солнышко на улице) -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок – сделать из солнышка лампу) – 4 балла.

4. Конструктивный ответ, т. е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т. д.) -5 баллов.

4. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).

Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов.

Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?

После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.

Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.

Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы,но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству. Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия, а творческую самостоятельную деятельность в течение дня в детском саду. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

Все это говорит о том, что воспитатель в своей работе должен уделять больше внимания тем видам деятельности. Педагог должен создать для выполнения с детьми специфических работ (рисования, лепки, аппликации) атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей участвовать в специфических детских деятельностях, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе педагогического эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностейи выделить три качественно различных уровня их сформированности: низкий, средний, высокий.

Эмпирические исследования выявления творческих способностей детей дошкольного возраста

Проанализировав результаты диагностики уровня творческих способностей у старших дошкольников до начала исследования мы установили,что:

1. из 12 обследуемых детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни творческих способностей:

Высокий уровень – 2 ребенка – 16,7%

Средний уровень: 6 детей – 50%

Ниже среднего уровень: 4 ребенка – 33,3%

2. В экспериментальной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни развития творческих способностей:

Высокий уровень: 2 ребенка – 16,7%

Средний уровень: 7 детей – 58,3%

Ниже среднего уровень: 3 ребенка – 24%

Предъявим данные в таблице (Таблица 1)

Таблица 1

Результаты изучения уровней творческих способностей у страших дошкольников на момент начала исследования

Группы Уровни

высокий средний ниже среднего

контрольная 1 чел.

16,7% 6 чел.

50% 4 чел.

33,3%

экспериментальная 2 чел.

16,7% 7 чел.

58,3% 3 чел.

24%

Для проведения сравнительного анализа результатов исходного уровня творческих способностей детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, отобразим данные в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма по результатам изучения уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» до начала исследования

Итак, изучив исходный уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» мы выявили, что в контрольной и экспериментальной группе уровень почти одинаковый, разница составляет 8,3% в среднем и 4,3% в ниже среднем уровнях.

Далее мы перешли ко второму этапу экспериментальной работы (формирующему эксперименту). Для этого мы разработали программу, которая направлены на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

С целью изучения проблемы использования данного комплекса занятий при развитии творческих способностей у старших дошкольников, нами был проведен комплекс занятий поданной программе в контрольной группе.

По окончанию эксперимента, мы перешли к контрольному этапу экспериментальной работы.

После чего осуществили повторную диагностику уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста,где получили следующие данные:

1.В контрольной группе:

Высокий уровень – 2 ребенка – 16,7%

Средний уровень: 6 детей – 50%

Ниже среднего уровень: 4 ребенка – 33,3%

2.В экспериментальной группе:

Высокий уровень: 5 ребенка – 41,7%

Средний уровень: 7 детей – 58,3%

Ниже среднего уровень: 0 ребенка – 0%

Для проверки эффективности использования данного комплекса занятий в развитии творческих способностей у дошкольников и сопоставив уровни развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп,на момент проведения нашего исследования: мы определили, что в уровне развития творческой способности детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. В группе было выявлено 5 детей, у которых уровень развития творческой способности высокий (41,7%, из них у двоих детей на начало исследования был средний уровень, а у одного ниже среднего уровень развития творческой способности. Произошли количественные изменения в уровне ниже среднего. Один ребенок с уровнем ниже среднего развития творческой способности поднялся до среднего уровня.

Предъявим результаты нашего исследования в таблице (табл. 2).

Таблица 2

Результаты изучения уровней развития творческой способности у детей старшего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования

Группы Уровни

высокий средний ниже среднего

контрольная 2 чел.

16,7% 6 чел.

50% 4 чел.

33,3%

экспериментальная 5 чел.

41,7% 7 чел.

58,3% 0 чел.

0%

Рус. 2. Динамика уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования

Итогом целенаправленной работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях в экспериментальной группе является положительная динамика роста развития творческих способностей детей.

Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования разработанных нами занятий для развития творческих способностей в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что применение данного комплекса занятий способствуют эффективному развитию творческих способностей старших дошкольников.

Мы разработали программу, направленную на развитие творческих способностей у детей старшего школьного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой.

Программа развития творческих способностей детей «Развитие творчества в игре» (далее – Программа) разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л. С. Выготского, научных идей развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца.

Основной целью Программы «Развитие творчества в игре» является выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

Предлагаемая Программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни, а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры, то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т. д., постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, — это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. — должны поддерживать и поощрять его развитие.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

https://www.schoolage.ru

Источник

Светлана Гришаева
Средства, методы и приёмы развития изобразительной деятельности в контексте формирования художественно-эстетических ценностей

Если перефразировать Б. М.Неменского: «Будущее человечества еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.

Это говорит о том, что детский сад, вернее мы, педагоги совместно с родителями, решаем, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 – 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы нравственно – эстетические взгляды».

Одним из средств формирования художественно-эстетических взглядов является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности и духовно-нравственных ценностей.

Изобразительное творчество стоит на трёх китах: «мир искусства» (с его особым образным языком – картины, скульптура, архитектура, «мир красоты» (окружающая действительность: природа, предметы, социальное окружение) и «мир собственного творчества».

Ребенок осваивает своего рода параллель — красоту мира и его отражение в художественном образе и при этом он отображает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и, конечно, использует для этого «подсмотренные» в художественных произведениях «секреты».

Формы организации изобразительной деятельности в детском саду:

– Специально организованная образовательная СООД (последовательно усложнённая система заданий, обучающая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего).

– Часть комплексного, тематического, интегрированного занятия.

– Самостоятельное детское творчество.

Что же определяет выбор средств, методов и приёмов для развития изобразительного творчества детей? Соотношение обучения технике (рисунка, лепки, аппликации, художественного конструирования) и творчества.

Средства и методы художественно — эстетического развития.

Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер изобразительной деятельности дошкольника и её результативность.

Эстетическое воспитание в детском саду начинается с помещения. Все,что окружает ребят: предметы мебели, посуда, игрушки – должно воспитывать своей эстетичностью. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла вызывает если не отрицательные эмоции, то равнодушие и нежелание с ней играть. Но не столько красивые предметы эстетически воспитывают, сколько заботливое отношение воспитателя и детей к вещам.

Успешному развитию детского изотворчества очень помогает наличие в группах уголка для занятия свободной художественной деятельностью. А так же организация работы изостудии.

Лернером И. Я., Скаткиным М. Н. разработана новая классификация методов художественно — эстетического развития.

Информационно – рецептивные (наглядные) методы. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают работы по представлению или по памяти.

В природе непосредственное наблюдение за предметами и явлениями с последующим изображением (наблюдение за гнущимися от ветра деревьями – помогает понять природу движений; наблюдения за животными помогают передавать характерные черты); сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства (рассматривание в природе и на картине цвета снега, помогает определить, какими цветосочетаниями передают его художники); участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе (строительство из песка, снега, рисование на песке ит. д.).

К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности.Дети начинают понимать: что каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества; что находить красоту можно не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном, в непритязательном и простом.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Рассматривая иллюстрации, дети видят, какими средствами художник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу. Сравнивая различные иллюстрации к одной и той же сказке, дети понимают, что у каждого художника свое видение героев и сюжета.

Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Это способствует формированию уважительного отношения к прошлому, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны. Дети окунаются в атмосферу творчества, видят настоящее искусство близко, имеют возможность прикоснуться к изделиям. Это вызывает желание самим заняться творчеством.

Тематические экскурсии по знакомству с профессиями. Дети в творческих работах передают явления общественной жизни. Детей волнуют профессии родителей, труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность увидеть «рабочие места», форменную одежду, чтобы впоследствии отразить своё впечатление в рисунке.

Создание мини-музея. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал.

Показ воспитателя, являясь наглядной основой, выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за созданием рисунка, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать полный, частичный показ приемов рисования, совмещать со словестным объяснением. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия необходимо обращать внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится приём беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине, приём вхождения в картину. Это и приём сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение; художественно – образное слово – загадки, стихотворения, отрывки из сказок, читаю выдержки из художественных произведений таких авторов, как Чарушина, Бианки, Житкова, пословицы и поговорки, приметы и др. Ведь слово способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.

М. В. Мацкевич считает, что основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. На своих занятиях я предлагаю такие игры,как:

«На что похоже?» – рассматриваем геометрические фигуры и представляем, на что они похожи. Например, круг (солнышко, колесо, колобок, часы, мяч и так далее);

«Познай себя», «Собери портрет»;

• Пальчиковые игры;

«Феи» – учить, упражнять, закреплять знания детей о дифференциации цветов на тёплые – холодные, грустные – весёлые.

Сюда же входит приём создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей; приём «живая кисточка», «волшебный карандаш», мультимедийные персонажи.

Данные методы обучения необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.

Среди методов затрагивающих художественноевоспитание выделяют следующие:

методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);

методы организации художественной деятельности, к ним относится метод упражнения в практических действиях, направленный в большей степени на развитие технических навыков (приём «Рука в руке», приём повтора, работа с трафаретами, рисование по контуру, различные раскраски);

метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных техник и материалов, рисование с использованием элементов нетрадиционной техники). Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать

Популярен сегодня метод проектов. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности.

Использую в своей работе методы и приёмы ТРИЗ в образовательном

ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения):

1. Оживление или антропоморфизм;

2. На что похоже?

3. Дизайн своей буквы, вещей;

4. Соединение техник и материалов.

•Эмпатия:

1. Приём вживания в образ; приём вхождения в картину.

2.Примеривание образа: «Мама – сказочная героиня», «Папа-богатырь».

3. Моё настроение.

• Словесные приёмы:

4. Загадки-обманки;

5. Перепутанные сказки;

6. Хорошо-плохо;

Детско-родительские творческие мастерские. Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников. В большей степени родители своим примером могут показать отношение к изобразительному творчеству, обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях, научить своего ребенка радоваться красивому букету, нарядно одетой кукле. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников.

Выставки. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Он хочет, чтобы его рисунок видели, оценили, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творческим работам.

Использованная литература.

С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;

К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;

С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;

И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин по материалам статьи «Метод обучения»

Л. Э. Левина, С. Г. Курашинова «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL: https://e-koncept.ru/2016/56838.htm.

Источник