Методики для диагностики развития личности ребенка

Методики для диагностики развития личности ребенка thumbnail

Методики психологической диагностики.

Василенко О.Н.

№ 

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

1.

«Лесенка»

с 3 – 7 лет

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

2.

Методика

 «Человек под дождем»

с 6 лет

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

3.

Методика

 «Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

4.

Методика

«Домики» Ореховой О. А.

4 – 12 лет

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

  • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  • актуальные для ребенка ценности;
  • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
  • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

5.

Методика ДДЧ

 (Дом-Дерево-Человек)

с 5 лет

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно: 

6.

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

3,5 – 7 лет

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

7.

Hand-тест 

(тест руки)

с 5 лет

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

8.

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

с 5 лет

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

9.

Тест Сонди

с 6-7 лет

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

10.

Методика

«Несуществующее животное»

С 6 лет

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

11.

Методика

«Контурный САТ-Н»

3 – 10 лет

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

12.

Методика

«Автопортрет»

с 6-7 лет

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

13.

Цветовой тест Люшера

с 3,5 лет

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

14.

Методика «Кактус»

с 4 лет

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

15.

Рисунок семьи

с 4 лет

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

16.

Тест

«Эмоциональные

сферы»

с 6 лет

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.

17.

Тест «Сказка»

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка по герберту

с 3,5 лет

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

18.

Методика

«Аппликация»

с 6-7 лет

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью.           Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

19.

Методика

 Рене Жиля

с 5 лет

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

20.

Методика 

«Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

21.

ЦТО – Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

С 6 лет

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

  • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

22.

Методика

“Мозаика” 

С 6 лет

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе:  степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать “в пользу другого” или “в свою пользу”.

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

23.

Интервью “Волшебный мир”

 (Л. Д. Столяренко)

С 5 лет

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

24.

Тест животных 

Рене Заззо

С 5 лет

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности. 

 Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен  провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

Источник

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения
учащихся, взаимоотношения со сверстниками,
родными и взрослыми людьми, особенности
характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для
этого классный руководитель может
воспользоваться психолого- педагогическими
методами изучения личности младшего школьника.
Такие методы должны гармонично включаться в
воспитательную работу, не травмировать детей.
Результаты диагностических исследований можно
обсудить с психологом.

Психолого- педагогическая диагностика
является одним из компонентов педагогического
процесса. Психолого- педагогическая диагностика-
это оценочная практика направленная на изучение
индивидуально- психологических особенностей
ученика и социально- психологических
характеристик детского коллектива с целью
оптимизации учебно – воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика
выполняет следующие функции: информационную,
прогнозирующую ,оценочную, развивающую.

Информационная функция диагностики
заключается в том, чтобы:

  • выявить относительный уровень развития
    ребёнка;
  • выявить уровень состояния педагогического
    взаимодействия;
  • определить основные параметры будущей
    характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики
заключается в том, чтобы:

  • способствовать выявлению потенциальных
    возможностей развития учащихся;
  • определяет прогноз организации взаимодействия
    с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается
в том, чтобы:

  • иметь представление о результативности
    педагогического взаимодействия;
  • определить эффективность использования в
    педагогическом процессе различных
    воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается
в том, чтобы:

  • использовать диагностические методики для
    демонстрации ученику его возможностей и
    перспектив развития;
  • создать условия для самореализации,
    самоощущения и саморазвития личности на основе
    диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной
школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик
и признаков личности в лучшую или худшую сторону

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на
эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной
работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками,
классный руководитель должен придерживаться
следующих правил:

  • Содержание диагностической методики должно
    предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно
    информативной и создавать широкое поле
    исследовательской деятельности.
  • Результаты диагностического исследования
    должны анализироваться компетентными людьми.
  • Любые результаты исследования должны служить
    не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования
    должна проводиться систематическая
    коррекционная работа.
  • Необходимость педагогической диагностики
    должна разъясняться учащимся и их родителям.
Читайте также:  Отставание в развитии у двухлетнего ребенка

Беседа является одним из главных методов
педагогической диагностики. Беседа может стать
важным способом в изучении интеллектуальной и
личностной сфер ребёнка, его индивидуальных
особенностей, существующих у него проблем. Этой
цели может служить беседа как с самим ребёнком,
так и со взрослыми, входящими в его окружение.
Отличие беседы от обычного разговора состоит в
том, что содержание её разворачивается вокруг
узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на
вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В
связи с этим метод беседы имеет недостатки, а
именно: слабость анализа и синтеза информации
ребёнком; недостаточность рефлексивных
способностей; утомляемость и невнимательность;
сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать,
если:

  • педагог обладает умением создавать
    благоприятную атмосферу проведения беседы;
  • педагог обладает такими качествами. Как
    тактичность, коммуникабельность;
  • педагог не делает поспешных выводов и не
    навешивает ярлыков;
  • педагог обладает умением сочувствовать и
    сопереживать другому человеку;
  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить
участие ребёнка в конкретном виде деятельности.
Наблюдение можно использовать тогда, когда
существует или назревает конфликтная ситуация и
необходимо сформировать объективное мнение о
поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить
мотивацию действий учащихся, интересов
конкретного ребенка или группы класса в целом,
уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений
учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить
отношение учащихся к миру, самому себе, значимой
деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень
влияния коллектива на личность и личности на
коллектив, позиции детей в коллективе и степень
их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные
тесты позволяют изучить отношение к коллективу,
семейные отношения, взаимодействие с педагогами
и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные
умения учащихся, их кругозор, личностные
качества, отношение к мировым ценностям,
мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств и учебной
мотивации младших школьников можно использовать
следующие методики.

Мой портрет в интерьере.

Прежде чем ребята будут выполнять задание,
учитель показывает им рамочку для фотографий, на
которой можно разместить предметы интерьера
(книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.).
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и
поместить в рамку из различных предметов.
Предметы для рамки предлагается определить
самим учащимся. Предметы, которые включит ученик
в интерьер своего портрета, отражают главные
интересы его жизни.

Десять моих “Я”

 Учащимся раздаются листочки бумаги, на
каждом из которых написано десять раз слово “Я”.
Учащиеся должны дать определение каждому “Я”,
рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я – умный

Я – красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то,
какие прилагательные использует ученик для
своей характеристики.

Звезды эстрады.

Учащимся класса предлагается заранее выбрать
для себя любимую певицу или певца. Певец должен
быть одного пола с ребенком. Учащиеся также
заранее готовят фонограмму (сами или в этом им
поможет педагог). Задача ребенка – выступить
перед классом в образе выбранной звезды,
используя записи песни. Такая диагностическая
методика помогает преодолевать учащимся класса
боязнь, неуверенность, формирует положительное
отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи.

Учащимся класса предлагается заполнить анкету,
продолжая предложения.

  1. Любимый цвет – :
  2. Любимое имя – :
  3. Любимое дерево – :
  4. Любимый цветок – :
  5. Любимый плод – :
  6. Любимая ягода – :
  7. Любимый праздник – :
  8. Любимый день недели – :
  9. Любимый певец (певица) – :
  10. Любимое животное – :
  11. Любимая книга – :

Самореклама

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету
для участия в конкурсе. В рекламе должны быть
описаны внешние данные и внутренние качества,
которые позволят победить в конкурсе. Главные
требования к саморекламе – искренность.

Сказки

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут
сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких
произведениях они достаточно искренни,
рассказывают о своих радостях и горестях,
демонстрируют свои проблемы, которые требуют
решения. Большим успехом у учащихся пользуется
методика написания сказок. В начальной школе (1-2
– е классы) учащимся можно предложить написать
сказки на следующие темы:

  1. Сказка о моем портфеле.
  2. Необычная история об обычном дневнике.
  3. Сказочные каникулы.
  4. Необычные приключения обычного школьника.
  5. Сказочная история о том, как …

Учащиеся сами определяют тему “как” (как я
учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я
проспал и т.д.)

Составление сказочных историй помогает
учащимся бороться с проявлениями своих
негативных эмоций, неуверенностью, страхом,
отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги
сердечки. Классный руководитель дает следующее
задание: “Ребята, иногда взрослые говорят, что у
них “легко на сердце” или ” тяжело на сердце”.
Давайте определим с вами, когда может быть
тяжело, а когда легко, и с чем это может быть
связано. Для этого на одной стороне сердечка
напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и
причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы
можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет,
который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины
переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

Градусник

Перед процедурой диагностирования учитель
проводит предварительную беседу с учащимися, в
ходе которой он предъявляет предмет, который
есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог
объясняет ребятам, что при высокой температуре
человеку плохо, тревожно – 38, 40, 41 (цифры
записывает на доске). Нормальная температура
человека – 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у
него все получается, он здоров. Температура у
человека может быть и 35. При такой температуре
человек испытывает слабость, усталость,
отсутствие интереса и желания что – либо делать.
После объяснения педагог предлагает учащимся
поиграть в игру. Он будет называть учебные
предметы, а ребятам предлагается
пофантазировать и назвать или написать ту
температуру, которая у них условно появляется
при назывании этого предмета. Например:

  • Русский язык – 39
  • Математика – 36,6
Читайте также:  Роль педагога в управлении процессом развития ребенка

Это позволяет определить степень тревожности
младших школьников, которая связана с учебной
деятельностью.

Краски

Учащиеся класса получают набор красок или
фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На
каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый
кружок вписаны следующие предметы, связанные со
школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс,
физкультура, школа, урок, домашнее задание,
тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в
тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или
черный цвет, это говорит о том, что он испытывает
негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Фотография

Эту диагностическую методику уместно
использовать в конце обучения учащихся в первом
классе. Им предлагается выступить в роли
фотографов – сделать снимок своего класса. Для
этого каждый ученик получает лист бумаги с
квадратиками (по количеству учащихся класса). В
этих квадратиках учащиеся должны разместить
себя и своих одноклассников, как на групповой
фотографии. Каждое “фото” ученик заменяет
именем своего одноклассника. Классный
руководитель обращает внимание на то, в каком
месте на фотографии ученик располагает себя,
своих друзей, своих одноклассников, с каким
настроением выполняет работу.

Настроение

Учащимся предлагается список учебных
предметов, которые они изучают. Рядом с каждым
предметом изображены три рожицы (веселая,
грустная, нейтральная). Ученику предоставляется
право выбрать ту рожицу, которая соответствует
чаще всего его настроению при изучении этого
предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Например:

  • Математика (улыбающая рожица)
  • Физкультура (грустная рожица)

Методика позволяет увидеть отношение
учащегося как к учению в целом, так и к изучению
отдельных предметов.

Школа будущего

Учащимся предлагается определить, что нужно
взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня,
а также, что брать не нужно. Для этого ребятам
раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+)
нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя,
урок, то это говорит о том, что эти понятия
вызывают у ученика тревожность, что не
способствует формированию положительной
учебной мотивации.

Волшебник

Учащимся предлагается поиграть в волшебников.
Каждый получает волшебную палочку и превращает
школьные предметы в различных животных (по
своему усмотрению). Например, школьные учебники
раскладываются на столе, ученик подходит к столу,
касается волшебной палочкой учебника, и тот
превращается:В кого? Учащиеся должны объяснить,
почему они превращают учебник именно в это
животное. Данная методика даёт возможность
выразить ребёнку своё эмоциональное
переживание, связанное с изучением каждого
учебного предмета.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать
(расставить по степени значимости для себя)
учебные дисциплины, которые изучаются в школе и
обосновать значимость каждого предмета одним-
двумя словами. Например, математика – интересно
и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные
интересы учащимся, определить, чем объясняются
учебные приоритеты учащихся.

Лесная школа

Учащимся предлагается намного пофантазировать
и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После
посещения лесной школы ребята должны
рассказывать о том, что они там увидели, ответив
на следующие вопросы:

  1. Как выглядит лесная школа?
  2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
  3. Кто учит зверят в лесной школе?
  4. Какой он – учитель лесной школы?
  5. Какие отметки ставят в лесной школе?
  6. Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе,
ребята передают свои ощущения и своё восприятие
учебного процесса, который сопереживают сами.
Если ребёнок описывает лесную школу негативно,
он сигнализирует нам о своих проблемах и
неудачах реальной школьной жизни.

Сочинение

Учащимся без предварительной подготовки и
специального предупреждения предлагается
написать сочинение по одной из следующих тем (по
выбору):

  1. Что я знаю о русском языке?
  2. Что я знаю о математике?
  3. Мой самый любимый предмет.
  4. Моё самое любимое занятие.
  5. Мой самый грустный день в школе.
  6. Мой самый счастливый день в школе.
  7. Мой выходной день.
  8. Что я думаю о моей учёбе в школе.
  9. Как я хочу закончить учебный год.
  10. Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным
критериям. Одним из критериев анализа является
выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет
сочинение и выбирает, к примеру, “Мой самый
грустный день в школе”, значит, эта тема или
проблема доминирует у него над всеми остальными,
вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может
сказать классному руководителю: об интересах
учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях,
поиске решения и т.д.

Самое главное – чтобы сочинения ребят не
оставались без внимания взрослого. По
результатам работы над сочинением можно
организовать внеклассную работу с учащимися:
индивидуальную работу с учащимися:
индивидуальную консультацию, учебную помощь,
взаимопомощь и т.д.

Источник