Методики диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Источник
7. Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста
a) методики диагностики развития бытовой, трудовой, игровой и др. видов деятельности;
Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности Анализ данных проводится по схеме:
Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата. Анализируются причины недостижения цели.
Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать и не расстроиться, если не получилось) и непосредственные желания (за ниматься, когда хочется играть, не выкрикивать ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).
Какие волевые качества сформированы у ребенка:
¾дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования (выполняет сразу охотно и точно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет, появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
¾самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет);
¾настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий;
¾как реагирует на препятствия в деятельности;
¾организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
¾инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированные волевые качества и привычки. Отмечается аккуратность ребенка при выполнении заданий и во внешнем виде (аккуратно ли он одет, опрятно ли выглядит, стремится ли сохранить аккуратную внешность и одежду).
b) методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;
Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами.
Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружа