Методика зайцева для развития речи ребенка или изучение букв скачать

Методика зайцева для развития речи ребенка или изучение букв скачать thumbnail

Эта тема создана с целью обмена эл. версиями пособий, которых сейчас нет в продаже.
По просьбе авторов пособий все ссылки непосредственно на их электронные версии удалены.
Выкладываем здесь просьбы, пожелания и предложения. Все ссылки и свои личные наработки передаём через личную страничку. Благодарим за понимание!

Пособия-прописи “Пишу красиво”, печатные и письменные буквы.

Коллеги, делюсь своими наработками по методике. Вдруг кому-нибудь пригодится: таблица 1 на четырех листах формата А4 (делала для индивидуальных занятий, можно заламинировать и соединить скотчем).

Таблицы по математике в формате А4:
-счет до 100
-таблица Пифагора
-умножение по методике Н.А.Зайцева

Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева

Люди, у кого есть таблицы из пособия Читай и пой? Кажется мне их надо. Или посоветуете что -то еще. Это должна быть таблица А 2 с тестом, выделенными складами и небольшой картинкой

Странички из “Читай и пой” есть и в методичке к “Кубикам”. Рекомендую самостоятельно увеличить до А2 или А1, т.е. отсканировать и распечатать на цв. принтере, просто написать, в конце концов…
Но если у кого-то найдётся качественный электронный вариант, буду рада видеть ссылочку в этой группе.

Мария, на какой возраст рассчитаны занятия с кубиками?

Заниматься с кубиками и др. пособиями Зайцева можно с рождения до глубокой старости, они универсальны. Особую популярность они имеют у родителей средних и старших дошкольников в качестве инструментов для обучения письму, чтению и счёту, подготовке к школе.
Я знаю, что их используют также и родители грудничков, и педагоги смежных дисциплин (художники, учителя физкультуры, музыканты, актёры…), и репетиторы, готовящих к ЕГЭ и поступлению в филологические вузы, и педагоги, обучающие русскому языку как иностранному, и дефектологи-логопеды, помогающие устранить проблемы речи у детей и взрослых…

Ирина,
Грубо говоря, кубики помогают ребёнку научиться читать, т.е. оптимальный возраст — 3-6 лет.
Художники, учителя физкультуры, музыканты, актёры и подготовка к ЕГЭ – это уже перебор.

Мария, кому как ???? (это по поводу перебора)!
Оптимальный возраст именно для навыков чтения и счёта 2-4 года. А в 5-7 лет с помощью кубиков и др. пособий Зайцева учимся грамотно писать, осмысленно читать, познаём культуру русского языка, считаем в пределах тысячи, учим таблицу умножения и мн.др..

Наталья Алексеенко

очень нужны «часики» в продаже их к сожалению нет, заранее очень признательна за помощь!!!

Наталья Алексеенко

увы, его нет,…. совсем, пришлось самостоятельно сделать.. в целом не плохо получилось!

Ирина, спасибо за таблицу, но там только часть. А есть другие части? очень нужно))

Елена, странно. Все части в одном файле (в формате excel). Попробуйте скачать еще раз.

Мария,вовсе не перебор. У меня были дети, делавшие огромное количество ошибок в диктантах в 9-10 классах. Занятия по таблицам творили чудеса. Все дети успешно сдавали экзамены.

Алла, Мы же про кубики говорим? Вы про эти таблицы?

Зайцев Н.А. 240 картинок.

Отредактировал администратор, 21 фев 2017 в 19:36.

Источник

Как правило, родителей и удивляет, и радует, когда в три-четыре года их дети знают все буквы. Такие родители полагают, что дети готовы к чтению. Перед ребенком появляется какое-нибудь простенькое слово, например, КОТ, и ребенок начинает читать: “КАОТЭ”. — “Нет же! — начинают снова объяснять мама или папа своему ребенку, — буквы К и Т в словах читаются совсем не так, как на кубиках”. Оказывается, что почти все читается не так, как раньше. Ребенку это уже непонятно. Частенько такая учеба кончается тем, что родитель “вскипает”, а ребенок “остывает” к чтению и порой надолго. В первом, и даже во втором классе можно услышать, как дети слово МАМА читают: “ЭМАЭМА”. — “Как же так, — восклицает “ЭМАЭМА”, — он же в три года знал все буквы”.

А нельзя ли обучать детей чтению иначе?

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ ПО СИСТЕМЕ ЗАЙЦЕВА.

Петербургский педагог-новатор Н. А. Зайцев предложил складовую систему обучения детей раннему чтению, которая сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта системность дает прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению увлекательным и радостным для ребенка. Дети учатся читать не вымучивая слова по букве, а действительно складывая их из отдельных блоков-складов.

ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ-ПОСОБИЯ “СКЛАДУШКИ”

Игра-пособие «СКЛАДУШКИ» предназначена для обучения детей раннему (с 3—4 лет) чтению в складовой системе. В пособии 21 карточка, на которых склады представлены в виде вертикальных столбиков с правой и левой стороны каждой карточки. Два складовых столбика на каждой карточке образуют складовый домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

Теперь представим некий город Складинск. В этом городе 20 домиков, которых живут песенки и про Борю, и про гусяток, и многие другие. Есть также солнечный домик (А О У Ы Э Я Ё Ю И Е). В этом домике также живет песенка. Начало сказки есть.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ РОДИТЕЛИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

1. Виды складов и их произношение.

Правый и левый вертикальные столбики на каждой карточке — это и есть склады. Наибольшую трудность произношения вызывают склады, представленные в виде согласных букв (они расположены в левых столбиках сверху). Например, склад Б произносится звонко и отрывисто, как последняя буква в слове ЗУ – Б, а П – глухо и отрывисто, как последняя буква в слове СУ – П. Склады, представленные гласными (АОУЫЭЯЁЮИЕ— солнечный домик), произносятся как в алфавите, а все остальные склады так, если бы вы читали коротенькое слово из двух букв.

2. Склады и слоги.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове ЗИМА — два склада и два слога: ЗИ и МА, а в слове СЛОН — один слог, но три склада: С, ЛО, Н. В слове ВДРУГ — один слог, но четыре склада: В, Д, РУ, Г. Попробуйте теперь сами разбить слова ОН, ТЕТРАДЬ, КНИГА. У вас должно получиться два, четыре и три склада. Склад, на который падает ударение, называется ударным. В слове КНИГА ударный склад НИ. В стихах, приведенных на карточках данного пособия, ударные склады выделены красным цветом.

3. Смысловые и складовые песенки.

Смысловые песенки заданы стихом, приведенным на карточке. При пропевании смысловая песенка переходит в складовую. Например, поете: “Потерял котенок маму, пропищал котенок: “Мяу, мамочка, окликни, мамочка, мурлыкни” М МА МО МУ МЫ МЭ МЬ МЯ МЁ МЮ МИ ME”. Склад М задает звучание складовой песенки, поэтому его всегда необходимо акцентировать четким произношением (как буква М в слове ГРОМ) и небольшой паузой перед дальнейшим пропеванием складов. Все остальные складовые песенки поются аналогично. Не беда, если вы не владеете музыкальным инструментом или считаете, что плохо поете. Для своего ребенка вы все равно лучший певец.

4. Как показывать склады.

Пропевая складовые песенки одновременно показывайте их ребенку сначала сами, а потом пальчиком самого ребенка. Для показа складов можно позвать на помощь оловянного солдатика или маленькую куколку. Помните всегда о том, что ребенку должно быть интересно.

5. Самое главное.

При обучении чтению необходимо добиться того, чтобы ребенок хорошо знал складовые песенки.

СКЛАДОВЫЕ ПЕСЕНКИ – ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ РЕБЕНКА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОН ОВЛАДЕВАЕТ ЧТЕНИЕМ. ПЕСЕНКАМИ, РИСУНКАМИ, СТИХАМИ, СКАЗКАМИ, ИГРАМИ НУЖНО ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ РАСПОЛОЖЕНИЮ СКЛАДОВ, ЧТОБЫ ПОТОМ ОН МОГ САМОСТОЯТЕЛЬНО, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ, НАХОДИТЬ НУЖНЫЙ ЕМУ СКЛАД.

ПРИМЕРНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

1 ЭТАП: вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, например, про город Складинск, поете песенки. Складовые песенки пусть ребенок вам помогает подпевать и показывать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они достаточно быстро запоминают их. На этом этапе стоит обратить особое внимание на солнечный домик и на склады, которые определяют складовые песенки В, Л, Р, Г и т. д.)

2 ЭТАП: постарайтесь добиться, чтобы ребенок не только пропевал-проговаривал складовые песенки, но и правильно показывал их.

3 ЭТАП: ребенок из складовых песенок учится выделять отдельные склады. Например, скажите ребенку, что обещали знакомому коту сложить слово КОТ. На соответствующей карточке попросите ребенка найти склад КО. Ребенок еще не знает, где спряталось это КО, но он знает песенку К КА КО КУ КЫ и т. д. Может не с первого раза, но ребенок остановит свой пальчик на КО. Осталось найти Т. Сможет ребенок найти сам Т — очень хорошо, если нет — помогите. Две карточки можно приставить одна к другой — вот оно слово КОТ. Первые слова, которые составляет ребенок должны быть простыми, близкими и понятными ему.

4 ЭТАП: возьмите какую-нибудь карточку, ткните пальцем, например, в склад РА и попросите прочитать. Если ребенок теряется, то скажите волшебное слово — по песенке. Р РА — конечно же это РА. Ребенок скоро привыкнет к тому, что по песенке он может определить любой склад и сам будет пользоваться этим.

Итак, вы приучили ребенка к складовым песенкам-домикам и теперь начинайте потихоньку уводить от них. Давайте ребенку читать слова, написанные большими буквами на специальных карточках. Такие карточки могут содержать просто слово, а еще лучше — слово с соответствующей на обороте картинкой или рисунком

Склады на таких карточках можно разделить черточкой, ударный склад выделить красным цветом. Сделайте таких карточек побольше.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Практика показала эффективность обучения в группах по 5 — 7 человек. При групповом обучении желательно пользоваться помимо карточек общей таблицей, которую можно составить из карточек данного пособия как показано на рис.
  1. Назвать точный срок, за который ребенок научится читать, трудно: это зависит и от ребенка, и от педагога, но практика показывает, что трехлетние дети могут научиться читать за 5 — 6 месяцев, а 6-ти летние за месяц и быстрее, занимаясь по тридцать минут два раза в неделю.
  2. Игра “Складовое лото”: для каждой карточки делаются две полоски со складами,

 размеры которых соответствуют размерам складов на карточках. Этими полосками по правилам лото закрываются складовые домики-песенки на карточках.

4. Для интересующихся методикой обучения детей раннему чтению автор проводит семинары на тему: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕМУ (С 3 ЛЕТ) ЧТЕНИЮ В СКЛАДОВОЙ СИСТЕМЕ. Справки по телефону: (812) 348-53-15, (05500) 1-86-55.

“Игра-пособие “Складушки” может быть использована как приложение к уникальному и широко известному пособию для обучения детей раннему чтению с двух лет “Кубики Зайцева”, разработанному творческим коллективом АО “Мазай”, г. Санкт-Петербург, под руководством Н. А. Зайцева.

Copyright 1992, В. В. Воскобович, 000 “Инитекс ЛТД Ко”

Источник

Методика раннего развития детей.

Методика Николая Зайцева

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз… Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Новое — забытое старое

Методика Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Более известен Зайцев, конечно, благодаря своим кубикам, которые применяют в работе многие преподаватели и воспитатели детских садов. Но обучение по методике Зайцева — не только таблицы слогов, складов и арифметических действий. Это и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в Новгородской области в семье сельских учителей. После войны приехал в Ленинград. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Затем поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет, специалист со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал на практике в Индонезии. Обучая местных жителей русскому языку, будущий педагог уже тогда задумывался об оригинальной образовательной программе.

Вернувшись в СССР, Зайцев начал преподавать, продолжая заниматься собственными разработками. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, преподавателем русского языка и литературы, английского языка, русского как иностранного.

За время работы в школе Зайцев определил для себя направление педагогической деятельности — обучающие программы для самых маленьких.

В те годы (а это был конец 70-х) официальная педагогика не признавала никаких отклонений от традиционных форм обучения. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева увидели свет, а его методика стала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. Зайцев, между тем, продолжает читать лекции, у него много учеников и последователей, по-прежнему выходят его новые пособия и разработки по раннему обучению.

Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.

Здесь уместно вспомнить, что традиционная педагогика располагала учебный материал по неизменному принципу: правило — упражнение. Кроме того, весь материал не собирался в определенном месте. Не использовался он и по системе «от частного — к общему, от общего — к частному».

Вот на эти изъяны и обратил внимание Зайцев. Он предложил новый способ обучения, приняв за единицу строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку: с ее помощью точно так же быстро можно выучить английский и любой другой язык.

Между прочим, складовой метод известен еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и так далее. Младенец начинает говорить

МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественнее научить его читать. Так что Николаю Зайцеву было на что опираться в своей программе.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию (кубики наполнены разными материалами). Благодаря этому ребенок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Другими словами, ребенок не идет от простого к сложному (буква — слог — слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократное повторение и складовые припевки.

Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т. е. если это кубики — то сразу все, если таблицы — то все, которые можно усвоить. Все продумано так, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см от пола. Ребенок учится стоя, что благотворно сказывается на его осанке. Буквы изображены крупно, не нужно напрягать зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается.

Однако в таком подходе есть и свои сложности. Первое: складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать как обычно. И наконец, навык чтения по складам не соответствует школьной системе чтения по буквам. А это значит, что ребенку придется учиться читать заново. И выполнять такие обязательные виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему вначале будет намного труднее.

Принципы методики Зайцева

♦ От общего к частному и от частного к общему.

♦ От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

♦ Системная подача материала.

♦ Алгоритмизация учебных действий.

♦ Учет физиологии восприятия учебной информации.

♦ Охрана здоровья учащихся.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.

Источник