Методика зайцева для развития речи ребенка или изучение букв отзывы

Методика зайцева для развития речи ребенка или изучение букв отзывы thumbnail

Кубики Зайцева

Вы наверняка слышали о методике Н. Зайцева по обучению чтению. Эта методика наделала много шума среди родителей и педагогов. Одни хвалят её. Утверждают, что с помощью данной методики легко можно научить читать 2-ух летнего ребёнка.

Другие, наоборот, говорят о том, что дети не воспринимают обучение по методике Н. Зайцева. Более того, те, кто обучался читать по данной методике, в школе испытывают серьёзные проблемы.

Я знакома с этой методикой давно и уже несколько лет учу дошкольников читать именно с помощью методики Н. Зайцева. Даже написала книгу об этой методике и разработала на её основе пособия для родителей и педагогов с конкретными упражнениями и готовыми материалами к ним.

В этой статье я расскажу вам всю правду о методике Н. Зайцева. И вы сами сможете сделать вывод, на сколько она хороша или плоха.

По методике Н. Зайцева можно учить читать 2-х летнего ребёнка

Учить читать ребёнка-дошкольника вообще нецелесообразно. Для качественного овладения навыка чтения необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать – это миф.

Мы учим детей читать противоестественным способом

Обучение дошкольников чтению имеет место быть только по той причине, что школа с этой задачей не справляется. А не справляется потому, что метод, с помощью которого обучают детей читать в школе, противоестественен природе ребёнка, а значит, непонятен ребёнку и труден. Поясню.

Когда ребёнок начинает говорить, то произносит не отдельные звуки, а НЕДЕЛИМЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ. Вспомните: вместо “мама” – “ма”, вместо “дай” – “да”. В школе же ребёнка сначала учат членить слово на отдельные звуки, затем записывать звуки буквами и уже потом складывать эти буквы в слоги. То есть МА мы должны сначала разделить на М и А, а потом обратно это всё сложить и прочитать. Зачем такие сложности? Непонятно.

Обучение чтению по букварю

Да и слоги в русском языке тоже разные. Есть слоги маленькие, как неделимые речевые единицы – по, зы, ва и т.д. А есть слоги большие, из четырёх и даже из восьми букв. Такие слова прочесть даже пятикласснику бывает непросто. Говоря о дошкольниках, прочтение, например, слова “тетрадь” для большинства из них вызовет серьёзные трудности. ТЕТ-РАДЬ. Каждый слог состоит больше, чем из двух букв. Пока ребёнок дочитает слово до конца, он уже забудет, какие буквы были вначале. А ещё эти чёрточки, которые мешают целостному восприятию слова!

У Зайцева слово ТЕТРАДЬ состоит из 4-х кубиков, каждый из которых представляет ту самую понятную ребёнку неделимую речевую единицу: ТЕ Т РА ДЬ. И никаких чёрточек! Вот почему обучение чтению по данной методике даётся детям намного легче.

Гениальное решение

Взяв за единицу обучения чтению не слог, а склад, Н. Зайцев уже заслужил почёт и уважение. Но он пошёл дальше. Николай Александрович отказался от букварей и тетрадей. Он записал склады на КУБИКАХ! И это было вторым его гениальным решением.

Кубики для ребёнка – это игровой материал. Играя с кубиками, ребёнок сам того не замечая, учится читать. Всё происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.

Понятно, что чем раньше мы дадим ребёнку поиграть с такими кубиками, тем быстрее он научится читать. Играть с кубиками можно начинать с 2-х летнего возраста, а вот целенаправленно учить читать надо не раньше, чем с 4-х лет. И только с помощью кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева – одновременно игровой и учебный материал

Это какой согласный: мягкий или твёрдый?

Некоторые педагоги утверждают и уверяют родителей, что дети, которые учатся читать по методике Н. Зайцева, испытывают трудности в составлении звуковых схем. “В схемах, – говорят они, – каждый звук обозначается своим цветом: гласный – красным, мягкий согласный – зелёным, твёрдый согласный – синим. А у Зайцева кубики жёлтые, коричневые и серые. Ребёнок точно запутается”.

Открою вам “секрет”, что цвет кубиков НИКАК не связан с мягкостью и твёрдостью согласных. У Зайцева кубики с мягкими согласными маленькие, а с твёрдыми – большие. И в школе составлять звуковые схемы все дети учатся на равных условиях.

МА или МЯ?

Различать, где мягкий согласный, а где твёрдый, учат в школе для того, чтобы ребёнок мог правильно подобрать гласную букву. Например, в слове МАМА первый звук – твёрдый согласный, значит, после М запишем А. В слове МЯСО первый звук – мягкий согласный, значит, после М запишем Я. Также ребёнок должен рассуждать, когда встаёт вопрос: нужно писать мягкий знак на конце слова ЛОСЬ или нет.

Вот пишу, а у самой от этих рассуждений голова идёт кругом. Ну разве под силу маленькому ребёнку делать такие умозаключения?! Конечно, нет. И большинство детей в школе, поверьте, выбирают букву наугад. Отсюда катастрофическое количество ошибок в тетрадях учеников.

По методике Н. Зайцева такие рассуждения строить не надо. Для ребёнка очевидно, что МА и МЯ – это РАЗНЫЕ склады. Перепутать никак нельзя. Моя ученица-дошкольница долго смеялась над фразой, которую написала её подруга-сверстница: МАМА, Я ТИБА ЛУБЛУ. Она искренне удивлялась, как так можно было написать.

У детей, которые учились читать по методике Н. Зайцева, не только не возникает трудностей в написании слов с мягкими и твёрдыми согласными. Эти дети вообще ОЧЕНЬ ГРАМОТНО пишут. В чём секрет? Да в том, что обучение построено на запоминании зрительного образа слова, а не слухового. Ребёнок с самого начала запоминает, что вода – это не “ВАДА”, а “ВОДА”.

А есть ли минусы?

В каждой методике есть плюсы и минусы. Методика Н. Зайцева не исключение.

Одним из “минусов” можно назвать высокую цену основного пособия. На официальном сайте “Методики Н. Зайцева” кубики можно купить за 4 200 руб. (без доставки). Но это на официальном сайте.

Кубики довольно прочные, поэтому подержанные кубики тоже подойдут. Их можно купить на сайтах типа Авито. Много случаев, когда одни родители отдают кубики другим родителям абсолютно бесплатно.

Основное пособие по обучению чтению Н.Зайцева

Помимо кубиков в основное пособие входят ещё серия настенных таблиц, диск с попевками и “Учебник для родителей, воспитателей и учителей”.

Так что этот “минус” так себе.

Есть ещё один “минус”. Создавая свою методику, Н. Зайцев сознательно не стал составлять никаких методических пособий с конспектами занятий, с планированием. Он решил, что каждый педагог должен сам спланировать занятия, опираясь на свой опыт и профессионализм.

Ну хорошо, педагог, допустим, сможет это сделать (хотя это не так просто!). А как же быть с родителями? А никак. Отсутствие таких пособий – действительно большая проблема для родителей, да и для многих педагогов тоже.

Так что же: пора переходить в обучении чтению на методику Н. Зайцева или нет?

Начав обучать детей по методике Н. Зайцева, я быстро поняла, что для эффективного обучения чтению даже такой замечательной методики маловато. Поэтому в настоящее время в своей работе я использую и другие методики – “школьную”и методику Г. Домана. А также свои авторские пособия по развитию речи, навыка чтения и мелкой моторики.

Какую бы методику вы не выбрали, главное – соблюдать три условия:

1. Дети не должны испытывать серьёзные трудности.

2. Детям должно быть интересно.

3. Должны в обязательном порядке учитываться индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. (Особенности дошкольников: ведущая деятельность – игра, преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, огромная потребность в движении).

Источник

ðÒÏ úÁÊÃÅ×Á ÂÅÚ ËÕÂÉËÏ×.

ëÕÂÉËÉ úÁÊÃÅ×Á – ÏÞÅÎØ ÐÏËÁÚÁÔÅÌØÎÙÊ ÐÒÉÍÅÒ ÔÏÇÏ, ÞÔÏ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÊ ÍÁÒËÅÔÉÎÇ ÒÁÂÏÔÁÅÔ ×ÅÚÄÅ. îÅ ÔÏÌØËÏ ÁÍÅÒÉËÁÎÓËÉÅ ÍÁÒËÅÔÏÌÏÇÉ ÍÏÇÕÔ ÚÏÍÂÉÒÏ×ÁÔØ ÍÏÌÏÄÙÈ ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ «ËÁË ÌÅÇËÏ ×ÙÒÁÓÔÉÔØ ÇÅÎÉÑ» ÐÏÓÒÅÄÓÔ×ÏÍ ËÁÒÔÏÞÅË äÏÍÁÎÁ. é ÎÁ ÓËÕÄÎÏÊ ÒÏÓÓÉÊÓËÏÊ ÐÏÞ×Å ×ÙÒÁÓÔÁÅÔ ÐÒÏÄÕËÔ, ÐÏÚ×ÏÌÑÀÝÉÊ Á×ÔÏÒÁÍ ÉÍÅÔØ ÓÔÁÂÉÌØÎÙÊ ÄÏÈÏÄ.
îÅËÏÔÏÒÙÅ PR-ÔÅÈÎÏÌÏÇÉÉ ÒÁÂÏÔÁÀÔ ÄÁÖÅ ÔÏÇÄÁ, ËÏÇÄÁ Ï ÎÉÈ ÚÎÁÅÛØ. ðÒÅÚÅÎÔÁÃÉÑ ÍÅÔÏÄÉËÉ úÁÊÃÅ×Á ÏÂÅÝÁÅÔ ÎÅ Ú×£ÚÄÙ Ó ÎÅÂÁ É ÎÁÐÉÓÁÎÁ ÄÌÑ ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ, ÎÁÞÉÔÁÎÎÙÈ É ËÒÉÔÉÞÎÏ ÎÁÓÔÒÏÅÎÎÙÈ. ëÁË ÐÒÅÄÓÔÁ×ÉÔÅÌØ ÃÅÌÅ×ÏÊ ÁÕÄÉÔÏÒÉÉ, ÎÁ ÏÂÅÝÁÎÉÑ ÎÁÕÞÉÔØ ÞÉÔÁÔØ × 2 ÇÏÄÁ Ñ ÐÏ×ÅÌÁÓØ É ÎÁÞÁÌÁ ÐÏÉÓË ËÏÍÐÁÎØÏÎÁ ÄÌÑ ÐÒÉÏÂÒÅÔÅÎÉÑ ÜÔÉÈ ×ÏÌÛÅÂÎÙÈ ËÕÂÉËÏ×.

éÚ ÉÎÔÅÒÎÅÔÁ: ÷ ÍÅÔÏÄÉËÅ úÁÊÃÅ×Á “ÔÕÐÏÓÔØ” Ä×ÕÈÌÅÔÎÅÇÏ ÍÁÌÙÛÁ ÐÒÅÏÄÏÌÅ×ÁÅÔÓÑ ÏÞÅÎØ ÉÚÑÝÎÙÍ ÓÐÏÓÏÂÏÍ: ÒÅÂÅÎËÕ ÐÒÅÄßÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÂÕË×ÏÓÏÞÅÔÁÎÉÅ “íá” ËÁË ÏÄÉÎ ÎÅÄÅÌÉÍÙÊ ÓÉÍ×ÏÌ (ÐÏ ÔÅÒÍÉÎÏÌÏÇÉÉ úÁÊÃÅ×Á – ÓËÌÁÄ). ðÒÁ×ÄÁ, ÐÏÄÏÂÎÙÈ ÓËÌÁÄÏ× ÏËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÏÞÅÎØ ÍÎÏÇÏ – ÏËÏÌÏ Ä×ÕÈ ÓÏÔÅÎ, ÏÄÎÁËÏ ×ÙÕÞÉÔØ ÐÁÒÕ ÓÏÔÅÎ ÓËÌÁÄÏ× ÍÁÌÙÛÕ ×Ó£ ÖÅ ÐÒÏÝÅ, ÞÅÍ ÄÏÇÁÄÁÔØÓÑ Ï ÔÏÍ, ËÁË ÓÌÉ×ÁÔØ × ÓËÌÁÄÙ ÏÔÄÅÌØÎÙÅ ÂÕË×Ù. ïËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ, ÞÔÏ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÔÁËÏÇÏ ÏÂÈÏÄÎÏÇÏ ÍÁÎÅ×ÒÁ ÍÏÖÎÏ ÎÁÕÞÉÔØ ÞÉÔÁÔØ ÄÁÖÅ Ä×ÕÈÌÅÔÏË! þÔÏ ÖÅ ÚÄÅÓØ ÐÌÏÈÏÇÏ? á ÔÏ, ÞÔÏ Õ ÒÅÂÅÎËÁ, ×ÙÕÞÅÎÎÏÇÏ ÞÉÔÁÔØ ÐÏ ÍÅÔÏÄÉËÅ úÁÊÃÅ×Á, ÏÔÏÂÒÁÎÁ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔØ ÓÄÅÌÁÔØ ×ÅÌÉËÏÅ ÏÔËÒÙÔÉÅ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ. ìÉÛØ ÇÏÄÁÍ Ë ÞÅÔÙÒÅÍ, Ë ÐÑÔÉ ÞÔÏ-ÔÏ × ÅÇÏ ÓÏÚÎÁÎÉÉ ÓÄ×ÉÇÁÅÔÓÑ Ó ÍÅÓÔÁ, É ÍÁÌÅÎØËÉÊ ÞÅÌÏ×ÅË ÄÅÌÁÅÔ ÄÌÑ ÓÅÂÑ ×ÅÌÉËÏÅ ÏÔËÒÙÔÉÅ: Ú×ÕËÉ, ÐÅÒÅÄÁ×ÁÅÍÙÅ ÂÕË×ÁÍÉ, ÍÏÖÎÏ, ÏËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ, ÓÌÉ×ÁÔØ ×ÍÅÓÔÅ, É ÔÏÇÄÁ ÐÏÌÕÞÁÀÔÓÑ ÈÏÒÏÛÏ ÚÎÁËÏÍÙÅ ÓÌÏ×Á. îÁÓÔÕÐÁÅÔ ÍÏÍÅÎÔ, ËÏÇÄÁ ÒÅÂÅÎËÁ ÍÏÖÎÏ ÎÁÕÞÉÔØ ÞÉÔÁÔØ ÔÒÁÄÉÃÉÏÎÎÙÍÉ ÐÒÉÅÍÁÍÉ.

÷ ËÒÉÔÉËÅ ÍÅÔÏÄÁ ÐÏÜÚÉÑ ÐÒÏ «×ÅÌÉËÏÅ ÏÔËÒÙÔÉÅ» ÄÌÑ ÍÅÎÑ ÓÁÍÏÅ ÎÅÕÂÅÄÉÔÅÌØÎÏÅ ÍÅÓÔÏ. ñ ÎÁ ÐÒÉÍÅÒÅ ÍÎÏÖÅÓÔ×Á ÄÅÔÅÊ ×ÉÄÅÌÁ, ÞÔÏ «ÓÄ×ÉÇÉ × ÓÏÚÎÁÎÉÉ» ÐÒÏÉÓÈÏÄÑÔ É × 2, É × 3 ÇÏÄÁ, ÉÌÉ ×ÏÏÂÝÅ ÎÅ ÐÒÏÉÓÈÏÄÑÔ Õ ÄÅÔÅÊ, ËÏÔÏÒÙÍ ÎÁ×ÑÚÙ×ÁÀÔ ÓÞÁÓÔÌÉ×ÏÅ ÄÅÔÓÔ×Ï. íÅÎÑ ËÁË ÒÁÚ ÜÔÏÔ ÓÄ×ÉÇ ÂÏÌØÛÅ ×ÓÅÇÏ ÚÁÎÉÍÁÌ É ÚÁÎÉÍÁÅÔ – ÐÏÞÅÍÕ ÂÕË×Ù ÐÏÄÁ×ÌÑÀÝÅÅ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÄÅÔÅÊ ÚÎÁÅÔ, ×ÅÄØ ÁÚÂÕËÉ ×ÉÓÑÔ ×Ï ÍÎÏÇÉÈ ÄÅÔÓËÉÈ, ÎÏ ÎÁÞÉÎÁÀ ÞÉÔÁÔØ ÎÅ ×ÓÅ.

îÏ ÔÅÍ ×ÒÅÍÅÎÅÍ ×ÎÕËÉ ÕÖÅ ÎÁÞÉÎÁÌÉ ÇÏ×ÏÒÉÔØ, Á ÖÅÌÁÀÝÉÈ ÓËÉÎÕÔØÓÑ ÎÁ ÐÏËÕÐËÕ ËÕÂÉËÏ× ÎÅ ÎÁÈÏÄÉÌÏÓØ. óÍÕÝÁÌÉ ÎÅ ÃÅÎÁ ×ÏÐÒÏÓÁ, Á ÇÁÂÁÒÉÔÙ ÄÏÍÉËÁ Ó ËÕÂÉËÁÍÉ, ÉÇÒÕÛËÉ Õ ×ÓÅÈ ÕÖÅ ÐÒÅ×ÒÁÝÁÌÉÓØ × ÓÔÉÈÉÊÎÏÅ ÂÅÄÓÔ×ÉÅ.

ñ ÎÁÞÁÌÁ ËÌÅÉÔØ ËÕÂÉËÉ ÐÏ ÉÎÓÔÒÕËÃÉÑÍ ÉÚ ÉÎÔÅÒÎÅÔÁ. õÂÅÄÉ×ÛÉÓØ × ÂÅÚÕÍÉÉ ÚÁÔÅÉ, ÎÁÞÁÌÁ ÐÉÓÁÔØ «ÓËÌÁÄÙ» ÎÁ ËÕÓËÁÈ ËÁÒÔÏÎÁ. þÅÒÅÚ ËÏÅ-ÔÏ ×ÒÅÍÑ ÎÁ ËÁÒÔÏÎÅ ÓÁÍÉ ÓÏÂÏÊ ÓÔÁÌÉ ÐÏÌÕÞÁÔØÓÑ ÏÂÙÞÎÙÅ ÓÌÏÇÉ ÉÚ ÂÕË×ÁÒÑ. úÁÎÑÔÉÑ × ÏÂÝÅÊ ÓÌÏÖÎÏÓÔÉ ÚÁÎÉÍÁÌÉ 30 ÍÉÎÕÔ × ÄÅÎØ. üÔÏ ÂÙÌÉ ÉÇÒÙ Ó ÒÁÓÓÁÖÉ×ÁÎÉÅÍ Ú×ÅÒÅÊ ÐÏ ÉÍÅÎÁÍ, ÍÎÏÇÏ ÂÕË× ÍÅÌÏÍ ÎÁ ÁÓÆÁÌØÔÅ É ÛÁÇÉ (ËÁË ÎÁ ËÁÒÔÉÎËÅ × ÂÕË×ÁÒÅ öÕËÏ×ÏÊ), ËÉÄÁÌÉ É ÌÏ×ÉÌÉ ÍÑÇËÉÅ ËÕÂÉËÉ Ó ÂÕË×ÁÍÉ (80 ÒÕÂÌÅÊ 12 ÛÔÕË), ÉÇÒÁÌÉ Ó ÍÁÇÎÉÔÎÏÊ ÁÚÂÕËÏÊ. ëÏÇÄÁ ÄÅÔÅÊ ÓÔÁÌÏ Ä×ÏÅ, ÄÅÌÏ ÐÏÛÌÏ ÅÝÅ ÂÙÓÔÒÅÅ, ÐÏÔÏÍÕ ÞÔÏ ÎÁÞÁÌÏÓØ ÓÏÒÅ×ÎÏ×ÁÎÉÅ ÐÏ ÞÔÅÎÉÀ ×Ù×ÅÓÏË É ÌÀÂÙÈ ÄÏÓÔÕÐÎÙÈ ÎÁÄÐÉÓÅÊ.

÷ ÞÅÍ ×ÒÅÄ úÁÊÃÅ×ÓËÉÈ «ÓËÌÁÄÏ×», Ñ ÐÏÎÑÌÁ ÎÁÇÌÑÄÎÏ. ïÄÉÎ ÉÚ ÍÏÉÈ ×ÏÓÐÉÔÁÎÎÉËÏ× ÐÅÒ×ÙÍÉ ÏÓ×ÏÉÌ ÓÌÏ×Á ÔÉÐÁ «ÄÏÍ», «ËÏÔ» É ×ÓÅ ÐÒÏÞÉÅ ÓÌÏ×Á ÄÏÌÇÏ ÄÅÌÉÌ ÎÁ ÔÒ£ÈÂÕË×ÅÎÎÙÅ ÞÁÓÔÉ. ôÁË ÞÔÏ úÁÊÃÅ× ÍÏÇ ÐÉÓÁÔØ ÎÁ ËÕÂÉËÁÈ ÞÔÏ ÕÇÏÄÎÏ. é ÐÒÏÓÔÏ ÓÌÏÇÉ ÔÏÖÅ ÂÙ ÒÁÂÏÔÁÌÉ, ÎÏ ÎÅ ÂÙÌÏ ÂÙ Á×ÔÏÒÓËÏÊ ÎÁÈÏÄËÉ.

ëÏÇÄÁ ÄÅÔÉ × 3 – 3,5 ÇÏÄÁ ÎÁÞÁÌÉ ÞÉÔÁÔØ ÄÒÕÇ ÄÒÕÇÕ ÐÒÏÓÔÙÅ ËÎÉÖËÉ, ËÕÓÏÞËÉ ËÁÒÔÏÎÁ ÓÏ ÍÎÏÖÅÓÔ×ÏÍ ÓÌÏÇÏ× É ÓÌÏ× ÂÙÌÉ ÂÅÚ ÓÏÖÁÌÅÎÉÑ ×ÙÍÅÔÅÎÙ ÉÚ ÄÏÍÁ.

ñ ÓÞÉÔÁÀ, ÞÔÏ ÞÔÅÎÉÅ ÍÏÖÎÏ ÏÓ×ÁÉ×ÁÔØ ËÁË ÍÏÖÎÏ ÒÁÎØÛÅ, ÐÏËÁ ÉÇÒÁÔØ ÉÎÔÅÒÅÓÎÏ ÓÏ ×ÓÅÍ ÐÏÄÒÑÄ. ÷ 4-5 ÌÅÔ «ÓÄ×ÉÇÁÔØ» ÏÔ ÂÕË× Ë ÓÌÏÇÁÍ ÇÏÒÁÚÄÏ ÔÒÕÄÎÅÅ, ÐÏÔÏÍÕ ÞÔÏ ÉÇÒÙ Õ ÒÅ£ÎËÁ ÕÖÅ ÄÒÕÇÉÅ É ÒÁÚÎÉÃÕ ÍÅÖÄÕ ÐÒÉÑÔÎÙÍ «ÌÅÇËÏ» É ÏÞÅÎØ ÎÅÐÒÉÑÔÎÙÍ «ÎÁÄÏ» ÕÖÅ ×ÓÅ ÚÎÁÀÔ. ðÒÉ ÒÁÎÎÅÍ ÞÔÅÎÉÉ ÅÓÔØ ×ÒÅÍÑ ÉÓÐÒÁ×ÌÑÔØ, ÏÔÄÙÈÁÔØ, ÐÏ×ÔÏÒÑÔØ, Á ËÏÇÄÁ ÛËÏÌÁ ÕÖÅ ÓËÏÒÏ, ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÎÅÒ×Ù – × ÈÏÒÏÛÉÅ ÕÞÅÂÎÙÅ ÚÁ×ÅÄÅÎÉÑ ÐÒÉÎÉÍÁÀÔ ÞÉÔÁÀÝÉÈ.

ñ ÄÕÍÁÀ, ÞÔÏ ÌÕÞÛÁÑ ÍÅÔÏÄÉËÁ ÒÁÎÎÅÇÏ ÏÂÕÞÅÎÉÑ ÞÔÅÎÉÀ – ÎÉËÁËÏÊ ÍÅÔÏÄÉËÉ. ÷ ÒÁÎÎÅÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÒÅ£ÎÏË ÏÓ×ÁÉ×ÁÅÔ ÓÐÏÓÏÂÙ ËÏÍÍÕÎÉËÁÃÉÉ, ËÁË – ÐÕÓÔØ ÒÁÚÂÉÒÁÀÔÓÑ ÂÒÉÔÁÎÓËÉÅ ÕÞÅÎÎÙÅ. åÓÌÉ ×ÏËÒÕÇ ÑÚÙË ÖÅÓÔÏ× – ÏÓ×ÏÉÔ ÖÅÓÔÙ, ÅÓÌÉ ÐÏÀÔ, ËÁË × ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÔÏÎÏ×ÙÈ ÑÚÙËÁÈ – ÚÁÐÏ£Ô, ÞÉÔÁÀÔ ×ÏËÒÕÇ – ÂÕÄÅÔ ÞÉÔÁÔØ. åÓÌÉ ÂÙ Ñ ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ ÐÏÔÒÁÔÉÌÁ ÍÎÏÇÏ ÓÉÌ ÎÁ «ÓËÌÁÄÙ», Á ÎÅ ÎÁ ÞÔÅÎÉÅ, ÐÒÉÛÌÏÓØ ÂÙ ÅÝÅ ÂÏÌØÛÅ ÓÉÌ É ÎÅÒ×Ï× ÕÂÉÔØ ÎÁ ÐÅÒÅÕÞÉ×ÁÎÉÅ, ÞÅÍ É ÐÕÇÁÀÔ ÕÞÉÔÅÌÑ. äÕÍÁÀ, ÕÞÉÔÅÌÑ ÐÒÁ×Ù, ÐÏÔÏÍÕ ÞÔÏ ÉÍ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÓÌÕÛÁÔØ ÞÔÅÎÉÅ ÐÏ Ä×ÕÈÂÕË×ÅÎÎÙÍ «ÓËÌÁÄÁÍ», ÞÔÏ × ËÌÁÓÓÅ ÓÏ×ÓÅÍ ÎÅ ÚÁÂÁ×ÎÏ.

õ ÔÅÈ, ËÔÏ ËÕÂÉËÉ úÁÊÃÅ×Á ×Ó£-ÔÁËÉ ËÕÐÉÌ, ×ÓÅ ÚÁËÏÎÞÉÌÏÓØ ÈÏÒÏÛÏ – ÉÚ ËÕÂÉËÏ× ÉÎÏÇÄÁ ÞÔÏ-ÔÏ ÓÔÒÏÑÔ, Á ÞÉÔÁÔØ ÎÁÕÞÉÌÉÓØ Õ ËÏÍÐØÀÔÅÒÁ.

÷ÏÐÒÏÓ ÐÏ ËÕÂÉËÁÍ úÁÊÃÅ×Á Õ ÍÅÎÑ ÔÏÌØËÏ ÏÄÉÎ – ÚÁÞÅÍ ÉÈ ÐÏËÕÐÁÔØ?

Источник

Методика зайцева для развития речи ребенка или изучение букв отзывыНи одна из методик обучения чтению и письму не может быть совершенна. Рассмотрим позитивные и негативные моменты при обучении детей чтению по методике Николая Зайцева.

Достоинства методики

Беглое чтение

Разумеется, к основным достоинствам методики Зайцева относится то, что в игре ребенок быстро запоминает сочетания букв. Так как вместо букв на кубиках используют склады, ребенку не нужно долго думать над прочтением отдельных букв – он просто сразу читает согласную и гласную вместе. Таким образом, ребенку намного легче освоить процесс чтения.

Грамотное письмо

Склады, которые изображены на гранях кубиков, представляют собой только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, вы не найдете склада, сочетающего в себе шипящие с Ы. соответственно, обучаясь по кубикам Зайцева ребенок никогда не допустит подобные ошибки на письме, так как просто не будет представлять себе такого сочетания букв.

Отсутствие возрастных ограничений

Вы можете учить ребенка читать, даже если ему еще не исполнился год. Методика Зайцева, хоть и разработана для работы в детских садах, эффективно обучает детей, как самого младшего дошкольного возраста, так и деток, которые пошли в первый класс.

Быстрый эффект

Методика Зайцева настолько эффективна, что детки трех-четырех лет успешно учатся читать уже за 4–5 занятий с кубиками и таблицами. Таким образом, зайцевская методика очень пригодится, если ребенок испытывает трудности со школьной программой в первом классе или совсем не умеет читать к пяти-шести годам. Методика работает очень быстро и эффективно.

Самостоятельность

По мнению самого автора методики, учебный материал должен влиться в жизнь ребенка как нечто естественное и неотрывное от распорядка дня. Занятия не должны быть подчеркнуто серьезными – они должны проводиться незаметно, в игровой форме. Подбрасывая ребенку кубики во время игры, вы даете ему новую информацию, развлекаете его, а ребенок учится уже самостоятельно – ведь он может играть и без вашей помощи, составлять слова и выполнять различные задания.

Укрепление здоровья и общее развитиеМетодика зайцева для развития речи ребенка или изучение букв отзывы

Набор Зайцева представляет собой разноцветные кубики разного размера, которые еще и издают различные звуки: трещат, звенят и так далее. Таким образом, автор воздействует сразу на несколько анализаторов.

Цвет кубиков подобран таким образом, чтобы не утомлять и не раздражать глаз ребенка. Текст напечатан крупно и четко, что позволяет видеть склады издалека. Во время игр по Зайцеву, кубики находятся в разных местах и ребенку нужно тренировать мышцы глазного яблока. Чтобы охватывать взглядом все склады.

Звуки, издаваемые кубикам, различны по высоте и тембру. Кроме этого, Зайцев советует родителям и преподавателям озвучивать склады так называемыми попевками. Благодаря песенкам и звукам у ребенка развивается слух, чувство ритма.

Кубики различны по размеру, а значит, при работе с ними у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит и обучаемость ребенка, его умение манипулировать предметами.

Правильно размещенные таблицы – выше уровня глаз, заставляют ребенка держать спину прямо и тянутся к таблице. А это означает профилактику сколиоза и перегруженности позвоночника.

Недостатки

А в школе все не так

Отличие методики Зайцева от школьной программы обучения приводит к определённым трудностям у ребенка. Начнем с того, что понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги в слова – сложно для ребенка. И одновременно, это необходимо для того чтобы в дальнейшем суметь правильно разобрать морфемный состав слова и правильно произносить слова. К сожалению, методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со складами. В результате малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.

Также стоит отметить, что цвета кубиков, с которыми дети занимались достаточно долгое время, врезаются им в память. А значит, если в школе учитель будет изображать гласные, согласные, глухие и звонкие цветами, отличными от зайцевских кубиков, ребенок будет очень долго путаться. Ему просто будет сложно привыкнуть к новым обозначениям уже знакомых слогов. Таким образом, ребенка будет очень сложно переучить.

Отсутствие последовательности

Как уже было отмечено выше, Зайцев не использует в своих кубиках буквенные сочетания, которые не могут встретиться в русском языке. Однако на кубиках можно увидеть такие сочетания, как БЭ, ВЭ, ГЭ и так далее.  В русском языке крайне мало слов, в которых после согласного пишется Э. Но, тем не менее, ребенок привыкает, что это сочетание существует и использует его не только в тех слова, где это уместно. Поэтому воспитателям придется выполнять двойную работу, объясняя детям, какие именно слова могут включать в себя букву Э после согласного, а какие – нет.

Методика зайцева для развития речи ребенка или изучение букв отзывыДороговизна и трудоемкость методики

Как ни печально, однако, учебные пособия Николая Зайцева далеко не всем доступны. Заготовки для кубиков, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Даже если вы решили делать кубики самостоятельно, это отнимет деньги за печать и ламинирование, да и ваше время тоже.

Кстати, о времени. Кубики Зайцева продаются в виде заготовок. То есть вам придется потратить массу времени и сил, чтобы склеить кубики и как-то защитить их от детского интереса. Ведь двух-трех летний малыш вполне может порвать кубики с целью посмотреть, что там внутри. Кубики картонные, а значит, как бы вы ни старались. Они быстро придут в негодность. А это значит, что вам нужно будет тратить еще больше денег, чтобы купить новые пособия.

Источник

кубики Зайцева
Курсивом – из описания методики Зайцева.
Уже давно замечено, что младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги.
(на этом строится принцип обучения по слогам (складам – это слово Зайцеву больше нравится)
Младенец никогда не начинает говорить слогами! Первое, что он произносит – гласные звуки (гуление)! Только потом он соединяет два, а затем более звуков (лепет).

Второй основополагающий принцип методики Н.А. Зайцева при обучении чтению заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить. Весь материал, компактно выраженный, Зайцев помещает в свои таблицы, которые на занятии размещаются на стене.

Один из основных дидактических принципов для любого обучения – двигаться от простого к сложному, не давать весь объем информации, а вводить его постепенно.

Дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного, не могут «переработать» информацию. Одно из основных правил при обучении чтению: необходимо давать ребенку текст БОЛЕЕ легкий, чем он способен воспринять. То есть, «мама мыла раму» с этой точки зрения подходит, к тому же, там чрезвычайно легкие фонетические сочетания. Тексты, которые предлагает Зайцев, не адаптированы.

При слоговом методе ребенок «заучивает» сразу слоги. Обратите внимание на то, что ребенок не анализирует слово, не раскладывает его на мельчайшие составляющие. В будущем это может вызвать дисграфию. Кроме того, у детей не развивается фонетический слух, который необходим не только для успешного обучения, но и для развития мышления в целом! Чтение само по себе требует аналитико-синтетической деятельности. До 5-6 лет (минимум!) она у ребенка не развита, и опираться на неразвитую систему невозможно. Поэтому ребенок просто заучивает слоги, как попугай. Что же должно происходить на самом деле: ребенок видит символ (визуальная система), идентифицирует его (зрительная память), соотносит с соответствующим звуком (аудиальная система, оперативная память), и произносит (моторная память). Это мыслительный процесс, а не тупое заучивание!

восприятие символов формируется у детей после 5 лет, если интенсивно развивать его раньше, то страдают другие функции (память, наблюдательность, воображение, эмоциональная сфера). В отличие от умения распознавать буковки, этого развития не вернешь!

Мои личные наблюдения: у детей, которых учат читать слишком рано и по слогам, не автоматизируется навык, . Что это значит? Вы не можете посмотреть на слово, хотя бы мельком, не прочитав его. Навык автоматизирован. Вам не нужно каждый раз его «включать». Я много раз проверяла таких детей – пока им не скажешь прочитать то или иное слово, они будто его не замечают! К тому же, родители не достигают главной своей цели – дети, которых рано научили читать, не любят чтение в дальнейшем. Наоборот, все дети, которые научились читать самостоятельно, любят это занятие.

Мнение профессионального логопеда [info]kandisn:
«если бы была такая возможность, я б эти механизмы (механизмы процесса чтению из прошлого поста – М.)на каждом столбе бы написала. Меня достали уже слоговые таблицы над кроватями младенцев и восхищенные мамочки :”он так радуется, когда я показываю ему “ба” и “па”!”
и прохождение непонятно с какого перепугу в средней группе букв под лозунгом “а деткам так нравится”. Хотя сад наводнен детьми с недоразвитым фонематическим слухом :(«

мои комментарии к «восхищенным мамочкам»: дети нас любят, что бы мы с ними не делали. Ребенок счастлив, когда мама с ним играет и занимается. Поэтому он согласен терпеть любое издевательство, в том числе занятия чтением в год и т.п., он будет стараться изо всех сил угодить маме.

Часто говорят: он сам выучил буквы! Это «сам» бывает разное. Например, постоянно во время чтения ребенок вас спрашивает, и незаметно запоминает. Или вы ему один раз произнесли весь алфавит (знаю такие случаи), и он все усвоил. Но если ребенку с рождения (я не утрирую!мамы сходят с ума) вешают во всех комнатах буквы, каждый день подсовывают кубики и таблицы, а потом говорят, что он случайно их запомнил – извините, какое тут «сам»?

Обучать нужно только тогда, когда у ребенка появился собственный стойкий интерес к этому. Если ему не дается – отложите занятия! Ничего хорошего ни в плане развития, ни в плане собственно обучения чтению вы не получите!!!

Отдельно про алфавиты с рисунками, настенные таблицы, и прочее:
При обучении чтению надо идти от ЗВУКА, а не от БУКВЫ! Это главный принцип. То есть, все строится на развитии фонематического слуха. При заучивании букв с кубиков, алфавита с картинками, и т.. ребенок усваивает визуальный образ. И если на «А» был нарисован арбуз, у него этот арбуз застрянет надолго. Опять же, из личного опыта: спрашиваю детей, какой слово начинается на «А», допустим. Все кричат «арбуз», «аист» и прочее, что там у них нарисовано дома на кубиках и плакатах. Спрашиваю, какой звук мы слышим в начале слова «Айболит» – ноль ответов! Это не развит фонематический слух – основа чтения.

апдейт: забыла написать. у детей, которых обучали читать по слогам, падает скорость чтения в средней школе. спросите любого учителя математики – он может рассказать, что восьмиклассники не в состоянии понять текст условия задачи с первого раза, даже с трудом прочитывают его вслух. это привычка “фотографировать” текст

комментарий [info]radkin(будущий нейропсихолог, психолог, педагог, консультант)
“+100
Действительно кричать на каждом углу и писать на заборах!!!
Читаю учебник по детской нейропсихологии А.В.Семенович (“Введение в нейропсихологию детского возраста” Генезисё 2008) стр 45-46
“Энергия мозга конечна в каждый отдельный момент онтогенеза человека; более того, в ходе развития ребенка она ситуативно направляется в достаточно узкое русло, заданное его индивидуальной генетической программой.Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергентическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются.
Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является ранее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам……
Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях.
С точки зрения нейропсихологической все эти патофеномены свидетельствуют о том, что их мозговая организация связанна с препатологическим состоянием подкорковых образований мозга. Иными словами, опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости “истощила” находящиеся в синзитивном периоде развития субкортикальные образования….. последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…”

Сильно упрощая: ранее обучение не только не полезно, но вредно и вредно необратимо, так как вмешивается в формирование мозга, ослабляя другие структуры. И это доказано вещущими специалистами по нейропсихологии за плечами которых годы исследований, преподавания (МГУ-шные профессора, учат и в других московских ВУЗах)
??? почему об этом не знают родители???”

Главное, что хотят донести до родителей продавцы новомодных сомнительных методик: что папы и мамы не в состоянии научить свое чадо ничему без специальных средств и пособий. Дорогие папы и мамы! НИКТО лучше вас не научит вашего ребенка ничему!Более того, вы совершенно спокойно можете научить ребенка ему угодно БЕЗ методик, кубиков и таблиц. Потому что любое хорошее обучение основано на индивидуальных особенностях развития, а не успехе продаж кубиков Зайцева. Нужно только одно: ваше желание и знание особенностей развития. Все!

https://aksik.livejournal.com/298887.html

Источник