Методика зайцева для развития речи ребенка
Кубики Зайцева
Вы наверняка слышали о методике Н. Зайцева по обучению чтению. Эта методика наделала много шума среди родителей и педагогов. Одни хвалят её. Утверждают, что с помощью данной методики легко можно научить читать 2-ух летнего ребёнка.
Другие, наоборот, говорят о том, что дети не воспринимают обучение по методике Н. Зайцева. Более того, те, кто обучался читать по данной методике, в школе испытывают серьёзные проблемы.
Я знакома с этой методикой давно и уже несколько лет учу дошкольников читать именно с помощью методики Н. Зайцева. Даже написала книгу об этой методике и разработала на её основе пособия для родителей и педагогов с конкретными упражнениями и готовыми материалами к ним.
В этой статье я расскажу вам всю правду о методике Н. Зайцева. И вы сами сможете сделать вывод, на сколько она хороша или плоха.
По методике Н. Зайцева можно учить читать 2-х летнего ребёнка
Учить читать ребёнка-дошкольника вообще нецелесообразно. Для качественного овладения навыка чтения необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать – это миф.
Мы учим детей читать противоестественным способом
Обучение дошкольников чтению имеет место быть только по той причине, что школа с этой задачей не справляется. А не справляется потому, что метод, с помощью которого обучают детей читать в школе, противоестественен природе ребёнка, а значит, непонятен ребёнку и труден. Поясню.
Когда ребёнок начинает говорить, то произносит не отдельные звуки, а НЕДЕЛИМЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ. Вспомните: вместо “мама” – “ма”, вместо “дай” – “да”. В школе же ребёнка сначала учат членить слово на отдельные звуки, затем записывать звуки буквами и уже потом складывать эти буквы в слоги. То есть МА мы должны сначала разделить на М и А, а потом обратно это всё сложить и прочитать. Зачем такие сложности? Непонятно.
Обучение чтению по букварю
Да и слоги в русском языке тоже разные. Есть слоги маленькие, как неделимые речевые единицы – по, зы, ва и т.д. А есть слоги большие, из четырёх и даже из восьми букв. Такие слова прочесть даже пятикласснику бывает непросто. Говоря о дошкольниках, прочтение, например, слова “тетрадь” для большинства из них вызовет серьёзные трудности. ТЕТ-РАДЬ. Каждый слог состоит больше, чем из двух букв. Пока ребёнок дочитает слово до конца, он уже забудет, какие буквы были вначале. А ещё эти чёрточки, которые мешают целостному восприятию слова!
У Зайцева слово ТЕТРАДЬ состоит из 4-х кубиков, каждый из которых представляет ту самую понятную ребёнку неделимую речевую единицу: ТЕ Т РА ДЬ. И никаких чёрточек! Вот почему обучение чтению по данной методике даётся детям намного легче.
Гениальное решение
Взяв за единицу обучения чтению не слог, а склад, Н. Зайцев уже заслужил почёт и уважение. Но он пошёл дальше. Николай Александрович отказался от букварей и тетрадей. Он записал склады на КУБИКАХ! И это было вторым его гениальным решением.
Кубики для ребёнка – это игровой материал. Играя с кубиками, ребёнок сам того не замечая, учится читать. Всё происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.
Понятно, что чем раньше мы дадим ребёнку поиграть с такими кубиками, тем быстрее он научится читать. Играть с кубиками можно начинать с 2-х летнего возраста, а вот целенаправленно учить читать надо не раньше, чем с 4-х лет. И только с помощью кубиков Зайцева.
Кубики Зайцева – одновременно игровой и учебный материал
Это какой согласный: мягкий или твёрдый?
Некоторые педагоги утверждают и уверяют родителей, что дети, которые учатся читать по методике Н. Зайцева, испытывают трудности в составлении звуковых схем. “В схемах, – говорят они, – каждый звук обозначается своим цветом: гласный – красным, мягкий согласный – зелёным, твёрдый согласный – синим. А у Зайцева кубики жёлтые, коричневые и серые. Ребёнок точно запутается”.
Открою вам “секрет”, что цвет кубиков НИКАК не связан с мягкостью и твёрдостью согласных. У Зайцева кубики с мягкими согласными маленькие, а с твёрдыми – большие. И в школе составлять звуковые схемы все дети учатся на равных условиях.
МА или МЯ?
Различать, где мягкий согласный, а где твёрдый, учат в школе для того, чтобы ребёнок мог правильно подобрать гласную букву. Например, в слове МАМА первый звук – твёрдый согласный, значит, после М запишем А. В слове МЯСО первый звук – мягкий согласный, значит, после М запишем Я. Также ребёнок должен рассуждать, когда встаёт вопрос: нужно писать мягкий знак на конце слова ЛОСЬ или нет.
Вот пишу, а у самой от этих рассуждений голова идёт кругом. Ну разве под силу маленькому ребёнку делать такие умозаключения?! Конечно, нет. И большинство детей в школе, поверьте, выбирают букву наугад. Отсюда катастрофическое количество ошибок в тетрадях учеников.
По методике Н. Зайцева такие рассуждения строить не надо. Для ребёнка очевидно, что МА и МЯ – это РАЗНЫЕ склады. Перепутать никак нельзя. Моя ученица-дошкольница долго смеялась над фразой, которую написала её подруга-сверстница: МАМА, Я ТИБА ЛУБЛУ. Она искренне удивлялась, как так можно было написать.
У детей, которые учились читать по методике Н. Зайцева, не только не возникает трудностей в написании слов с мягкими и твёрдыми согласными. Эти дети вообще ОЧЕНЬ ГРАМОТНО пишут. В чём секрет? Да в том, что обучение построено на запоминании зрительного образа слова, а не слухового. Ребёнок с самого начала запоминает, что вода – это не “ВАДА”, а “ВОДА”.
А есть ли минусы?
В каждой методике есть плюсы и минусы. Методика Н. Зайцева не исключение.
Одним из “минусов” можно назвать высокую цену основного пособия. На официальном сайте “Методики Н. Зайцева” кубики можно купить за 4 200 руб. (без доставки). Но это на официальном сайте.
Кубики довольно прочные, поэтому подержанные кубики тоже подойдут. Их можно купить на сайтах типа Авито. Много случаев, когда одни родители отдают кубики другим родителям абсолютно бесплатно.
Основное пособие по обучению чтению Н.Зайцева
Помимо кубиков в основное пособие входят ещё серия настенных таблиц, диск с попевками и “Учебник для родителей, воспитателей и учителей”.
Так что этот “минус” так себе.
Есть ещё один “минус”. Создавая свою методику, Н. Зайцев сознательно не стал составлять никаких методических пособий с конспектами занятий, с планированием. Он решил, что каждый педагог должен сам спланировать занятия, опираясь на свой опыт и профессионализм.
Ну хорошо, педагог, допустим, сможет это сделать (хотя это не так просто!). А как же быть с родителями? А никак. Отсутствие таких пособий – действительно большая проблема для родителей, да и для многих педагогов тоже.
Так что же: пора переходить в обучении чтению на методику Н. Зайцева или нет?
Начав обучать детей по методике Н. Зайцева, я быстро поняла, что для эффективного обучения чтению даже такой замечательной методики маловато. Поэтому в настоящее время в своей работе я использую и другие методики – “школьную”и методику Г. Домана. А также свои авторские пособия по развитию речи, навыка чтения и мелкой моторики.
Какую бы методику вы не выбрали, главное – соблюдать три условия:
1. Дети не должны испытывать серьёзные трудности.
2. Детям должно быть интересно.
3. Должны в обязательном порядке учитываться индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. (Особенности дошкольников: ведущая деятельность – игра, преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, огромная потребность в движении).
Источник
Добрый день, дорогие родители. Есть такая методика обучения чтению малышей, это кубики Зайцева. Способ освоения навыков чтения и рукописи педагога Николая Александровича Зайцева позиционируется как, своего рода, альтернативный вариант классического подхода.
Содержание статьи:
- Кубики Зайцева – методика обучения чтению
- Появление кубиков Зайцева
- Склад на слог
- Плюсы от кубиков Зайцева
- Минусы кубиков Зайцева
- Кубики Зайцева видео
Кубики Зайцева – методика обучения чтению
Образовательный процесс проходит посредством специальных кубиков, которые впоследствии научат малыша правильно читать, грамотно писать от руки и на начальном уровне усвоить иностранный язык и даже математику.
Несравненным плюсом в подобной методике является то, что сам процесс получения знаний осуществляется только в виде игры, то есть никакой монотонности и обыденности, так присущие стандартному методу, здесь не наблюдается.
И потому родители, и педагоги все чаще отдают предпочтение именно обучающим кубикам Зайцева, ведь все, что требуется от участников – это веселое времяпрепровождение, где не имеется специальных правил и установок.
Появление кубиков Зайцева
Разработал свою методику педагог совершенно случайным образом, находясь в Индонезии по рабочим делам. Ему предстояло обучить взрослых иностранных людей русскому языку и потому можно представить, какая трудоемкая задача была поставлена у Николая Александровича.
Однако Зайцев смог найти выход и придумал кубики, где на каждой стороне находились всевозможные конструкции из букв (не слог).
Педагог был поражен результатами, поскольку иностранцы в кратчайшие сроки научились читать, и смогли сами складывать из кубиков те слова, которые он им проговаривал.
Окрыленный своим успехом в освоении чтения, педагог решил отправиться в обычную школу и попробовать своим методом обучить детишек.
К сожалению, успехов наблюдать не пришлось, поскольку дети уже имели представление о буквах, слогах, словосочетаниях и предложениях
. Тем не менее Зайцев понял в чем причина и тогда перешел к детям дошкольного возраста, не умеющим читать. И вот тут-то успех и ждал педагога-новатора, малыши быстро смогли научиться читать и складывать слова.
Отличие правила Зайцева заключалось в том, что кубики Зайцева не знакомят детей с буквами, но сразу со складами, из которых и состоит слово.
Склад на слог
Склад представляет собой такие сочетания, как, например, бу-бэ-бо-ба или ши-ша-шо-шу, написанные на лицевых частях кубика. Кстати, подобным образом дети смогут избежать ошибок в правописании «жи-ши; ча-ща», поскольку, допустим, варианты «чя-щя» на кубиках просто исключены.
Николай Александрович руководствовался тем, что дети пока еще не имеют аналитического мышления, но им можно помочь его освоить и именно для этого педагог и выбрал как инструмент кубики. Каждый кубик отличается от других по цвету, складу и даже по размеру.
Вышеперечисленное еще не все, ибо кубики еще являются и музыкальными, потому ребенок обучается с помощью ярких картинок и песен.
Следует привести более подробную характеристику кубиков, дабы иметь более подробное представление о них:
- Кубические фигурки из железа дадут возможность ознакомиться малышу с конструкциями из звонких букв;
- Аналогичные изделия из дерева позволят малышу ознакомиться с образованиями, состоящими из глухих букв;
- Обучающие игрушки золотого цвета содержат в себе гласные буквы;
- Железно-деревянные помогут складывать слова с твердыми знаками;
- Древесно-золотистые помогут складывать слова с мягкими знаками;
- Игрушки белого цвета знакомят малыша с основами грамматики.
Кроме того, дифференцированные цветовые гаммы должны использоваться для написания отдельных букв, каждые своим цветом: голубой, синий и зеленый.
Такую цветовую постановку автор методики объяснил тем, что отсутствие резкого контраста между цветами поможет ребенку научиться читать совершенно свободно, не испытывая трудности и не спотыкаясь.
Полный комплект представляет собой кубики Зайцева, пособие для родителей и учителей, где подробно рассказывается о методе обучения и как правильно его применять, также таблица, по которой ребенок сможет сам складывать отдельные слова из предоставленных элементов.
Помимо вышеперечисленного в комплект входит диск с музыкой, где каждый склад и столбик словно «пропевается» с музыкальным сопровождением, а не проговаривается.
Буквы большого размера, чтобы малыш не прилагал серьезных усилий для рассмотрения. Если занятие происходит в группе детей, то педагог рекомендует вешать таблицу со складами довольно высоко, чтобы детишки не загораживали друг другу обзор. Но если обучение на дому, то таблицу можно вешать и на уровне лица крохи.
Методика Зайцева направлена не только на обучение детей, но и на сохранность их здоровья. Также были замечены случаи, когда у детей после прохождения курса значительно улучшалось зрение, и исчезал на ранней стадии сколиоз.
Плюсы от кубиков Зайцева
Такое обучение позволит малышу научиться читать бегло и без запинок еще до школьного периода, и подходит родителям и педагогам, которые являются приверженцами раннего развития детей.
Если ребенок по какой-то причине затрудняется с освоением школьной программы обучения чтения, то на помощь запросто можно подозвать метод, разработанный Николаем Александровичем.
Дети не просто научатся читать, у них также выработается навык правописания.
Способ обучения развивает глазные мышцы у детей за счет того, что таблицы и столбцы развешаны по разным частям квартиры.
В целом у детей, занимающихся методикой Зайцева, налаживаются органы чувств и чувство ритма, благодаря музыкальному сопровождению и подпеванию складов и столбцов.
Естественно, малышей четырех лет и младше нельзя заставить сидеть смирно и слушать внимательно даже 10-20 минут, и потому данная методика исключает из себя «сидение за партой».
Как уже сказано выше, обучение осуществляется только в качестве веселой и задорной игры для ребенка и этот момент является главным во всем процессе учебы.
Поэтому играть с кубиками ребенок имеет право, как пожелает, либо сидя на полу, либо стоя, либо лежа, в зависимости от его настроения и предпочтений, но обязательно с кем-нибудь из взрослых.
Продолжительность обучающей игры может быть самая разная, в зависимости от желания малыша и возможностей родителей.
Минусы кубиков Зайцева
Несмотря на все плюсы и успехи, которые ждут детей после обучения по методике Зайцева, тем не менее, минусов не избежать.
Если ребенок уже научился читать с помощью кубиков Зайцева, то впоследствии в школе ему будет сложно ознакомиться с понятием буквы, с правописанием и с остальными моментами.
То есть, грубо говоря, малышу придется не то чтобы переучивать правила чтения, но знакомиться с различными нюансами и фактами, присущими русскому языку.
Полный ассортимент кубиков Зайцева подразумевает серьезные денежные вложения, которые могут быть далеко не у каждой семьи.
Так или иначе, но мамам и папам самим необходимо научиться правильно пользоваться методикой Зайцева для того, чтобы иметь возможность должным образом научить и свое чадо.
Кубики Зайцева разные и если они являются бумажными, то порчи внешнего вида, скорее всего, не избежать.
Бывает и такая ситуация, когда ребенок играет с кубиками Зайцева просто как с обыкновенными кубиками, строит дом и тому подобное, в таком случае, пользы от обучения ждать не приходится.
И потому не рекомендуется быть настойчивыми в обучении ребенка по методике Николая Александровича, если малыш не заинтересовался кубиками ни с первого, ни со второго раза и так далее.
Кубики Зайцева видео
© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.
Источник
Елена Пелина
Познавательно-речевое развитие дошкольников с применением пособия «Кубика Зайцева»
Кубики Зайцева — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.
Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять
В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память.
Методика имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
появляются навыки грамотного письма,
выправляются логопедические недостатки,
речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
быстро расширяется словарный запас,
формируется логическое мышление,
развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
Минусы:
обучение происходит достаточно медленно,
алгоритм занятий не самый простой – нужно строго следовать методике, работать с таблицами, петь, специально готовиться к занятиям
без серьёзной подготовки преподавателей, без регулярных занятий на закрепление пройденного материала, не стоит и начинать. Каждый раз придется возвращаться назад и повторять одно и то же. А это и нам не нравится, а детям – тем более,
некоторые наборы предлагающие кубики Зайцева, подразумевают, что их нужно склеивать самостоятельно,
Стоимость.
Игры для детей дошкольного возраста с применением пособия «Кубики Зайцева»:
1. «Погремим-позвеним»
Все кубики выставляются сразу. Показываем сами и предлагаем детям погреметь, потом позвенеть. Затем можно погреметь и позвенеть одновременно, поочередно.
2. «Классификация»
Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней,если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, а сюда – все железные.Вот послушай: вот эти звенят, а вот эти – гремят.
Классификация возможна не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван.
4. «Поющие башенки»
С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. А потом все склады башни весело пропевает воспитатель и потом вместе
5.«Построй забор»
Дать задание построить забор железный или деревянный.
6.«Построй паровозик»
Дать задание построить большой паровозик из больших кубиков, маленький из маленьких
7.«Чудесный мешочек»
Определить кубик большой или маленький, звонкий или глухой
8. «Паровоз»
По группе раскладываем кубики.Говорим детям: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет,надо говорить: «чух-чух-чух», а когда подъезжает к станции «ту-ту». – Все пассажиры готовы? Двигаемся, держась друг за друга, а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути,пропеваем его: «Мы приехали на станцию – БУ».
6. «Неси кубик!»
Детки очень хорошо отзываются на такую игру: «Неси мне кубик, я спою тебе песенку». Спели – отложили в сторону, просят принести другой. Даже если дети не пытаются повторить песенку, надо продолжать играть, пока играется.
7. «Поедем через железную страну»
Строим поезд из стульчиков и говорим, что сейчас поедем по «железной стране», поем только звонкие склады. Внимание держится до конца строки
8 «Четвертый лишний»
Из кубиков составляем ряд: большой БО, большой кубик ХА, маленький НЬ, и золотой А. «Угадай, какой кубик не подходит к остальным?»
Можно поставить на полку все деревянные кубики, а один – золотой.И спросить у детей: какой лишний?
Или ставим три маленьких, а один – большой.
9.«Логоритмика»
Можно использовать кубики, читая ритмичные стихи, например:
СА-СА-СА
СА-СА-СА,
ПРИЛЕТЕЛА К НАМ ОСА.
СЫ-СЫ-СЫ,
НЕ БОИМСЯ МЫ ОСЫ.
10. «Прыгал козлик на лугу» поем веселую и задорную песенку “Прыгал козлик на лугу”. Используем плакат с картинками и звукоподражания.Сюжет песенки очень простой: потерялся козлик и ищет свою маму. Он встречает овцу, корову, собаку и, наконец, свою маму – козу. Все они издают звуки, эти звуки и показывают потом кубиками: БЕ, МУ, ГАВ, МЕ.
11. «Поставь игрушку на кубик …»
Очень помогает в играх с малышами какой-нибудь персонаж. Любимая игрушка, маленькая лошадь или игрушечный слоник. Матрешка, в общем, что угодно, главное, чтобы ребенку нравилось. Этому замечательному персонажу можно помогать прыгать с башенок, можно спасать колобка от злобной лисы, прыгая по кубикам и пропевая их. А можно просто попросить отнести игрушку в ее домик- черепахе- ЧЕ, зайчику –ЗА и т. д.
13. «Паровоз»
Предложить детям построить паровоз. Для этого на полку поставить локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Говорим, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и показать на первом кубике (на любом большом, как надо находить сторону с буквой А. Поставить его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешиваться лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А. Обязательно пояснить, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь,но для этого все вагончики надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т. д.? Как это делается? Убедиться, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки показать первый большой золотой кубик и назвать его.
Пусть малыш повторит. То же самое — с другими вагончиками, причем сначала взрослый или игрушка передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.
На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут вагончики его поезда.
16. «Братишки и сестренки»
Объяснить, что у всех кубиковесть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе. Вы берете первый кубик (СЮ СЁ СЯ СЕ СИ СЬ, ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата,но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите). Малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся,
что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.
«Волшебники»
Превращать одно слово в другое, заменив одну букву.
«Обед»
Предложить малышу сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ребенок захочет добавки.
«Зоопарк»
Пусть ребенок назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).
«Магазин»
Выберете какой-либо раздел магазина, например игрушки. Что там может продаваться? Ребенок перечисляет, а вы пишите. После того, как ребенок увидел много написанных вами слов, предложите ему самостоятельно написать или переписать со складовых картинок слова.
По аналогии можно придумать игры:
«Путешествие»,
«Больница»,
«Кафе»,
«День рождения» и многое другое.
«Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?»
Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие -не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.
«Волшебные цепочки»
Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего.Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова. Например, курица – цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим – лямка.Попробуем еще: следующим может стать каша,затем шапка: И так до бесконечности, пока есть интерес. Вам обязательно будут попадаться интересные, с точки зрения правописания, слова. Здесь с ними и поработаем, не планируя специально орфограмму на сегодняшний день.
«Загадки»
Загадаем детям загадки. Они отгадывают, а воспитатель пишет ответ кубиками. Например,такая загадка: Кто над нами вверх ногами? Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге.Но не читайте слово: пусть дети сами попробуют.
«Посмотри и повтори»
Предложите написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем воспитатель предлагает отвернуться. В это время переставить и перекрутить кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть дети попробуют восстановить написанное, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое писали не раз. Затем поиграйте с именами или фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать. В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило — не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих — поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если дети не справляются и расстраиваются по этому поводу, помогите им.
«Задуманное слово»
Загадочным тоном сообщите, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово стол. Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память. Если кубик никак не находится,называете его полную характеристику: это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.
Строительные и сюжетные игры
Из кубиков дети всех времен и народов первым делом строят домики. Замечательно, если играет не один, а несколько малышей.Попробуйте строить выборочно: одна бригада возводит дома из маленьких кубиков, другая – из больших. При строительстве обратите внимание на фасадную часть зданий (здесь не бойтесь пользоваться этими почти профессиональными терминами, со временем ребята быстро с ними разбираются): на ней кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т. е. не вверх ногами и не боком. После этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже живет, сходите друг к другу в гости. В конце дайте детям возможность обыграть постройки самостоятельно.
Роль игр с кубиками Зайцева
Поскольку обучение проводится в игре,дети чувствуют и ведут себя раскованно: могут сидеть как на полу, так и за столом, бегать, шуметь. Подобная обстановка всегда царит на занятиях по методике Николая Зайцева: дети много двигаются, переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, топают ногами, прыгают, хлопают в ладоши, завороженно поют склады и народные песни, переведенные на таблицы, а это еще больше увлекает их. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку и зрение, потому что смотрят на большие таблицы. При этом игра не является физминуткой или простым развлечением.
• появляются навыки грамотного письма,
• выправляются логопедические недостатки,
• речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
• быстро расширяется словарный запас,
• формируется логическое мышление,
• развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
Источник