Методика выявления и развития одаренности ребенка
Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы
«Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
психолог Поль Торренс
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.
Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости.
В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).
Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.
Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
Учителю не стоит осуществлять диагностику одаренности с помощью тестов Амтхауэра или Торренса и Хеллера, в обработке которых необходимы специфические знания. Мною отобраны те опросники и методики, которые не требуют сложной обработки, специальных знаний.
В этом списке представляю несколько методик, созданных А.И.Савенковым –
1.Методика оценки общей одаренности
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, – важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Изобретательность
Способность рассуждать и мыслить логически
Настойчивость (целеустремленность)
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
2.Следующая методика «Характеристика ученика». Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.
3. Методика «Карта одаренности»
Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция – диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция – развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Полученные результаты по тесту характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная
• творческая
• академическая
• художественно-изобразительная
• музыкальная
• литературная
• артистическая
• техническая
• лидерская
• спортивная
4. Методика «Интеллектуальный портрет»
Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
Познавательная сфера
1. Оригинальность мышления
2. Гибкость мышления
3. Продуктивность
4. Способность к анализу и синтезу.
5. Классификация и категоризация
6. Высокая концентрация внимания
7. Память
Сфера личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи.
2. Перфекционизм
3. Социальная автономность
4. Лидерство
5. Соревновательность
6. Широта интересов.
7. Юмор.
Для оценки используется метод полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Например: Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
Выбираем вариант бальной оценки по характеристике….
Обработка результатов
Отметки вносят в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.
График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).
График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка
5. Анкета одаренности по А.И.Савенкову
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает родителям рассмотреть личностные свойства и характеристики в сферах:
– изобразительно-художественной одаренности;
– музыкальной одаренности;
-литературной одаренности;
-артистической одаренности;
-технической одаренности;
-лидерской одаренности;
-спортивной одаренности;
-интеллектуальной одаренности
То, в какой сфере будет большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у данного ребёнка.
Далее возможно использование опросников других авторов.
6.Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой
Данный опросник, предложенный Аллой Аскольдовной Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.
Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер, проявления одаренности.
7. Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной
Предлагаемый опросник разработан Еленой Николаевной Задориной на основе многофакторной модели одаренности, включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. Учителям предлагается выявить тех учащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их. При этом необходимо сравнить учащихся не одного класса, а всей данной возрастной группы определенного типа школы. При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется:
– обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились;
– не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое;
– обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности.
Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней
пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.
8. Анкета «Ребенок: способный или одаренный?» для родителей. Ответы на все вопросы анкеты дают основания отнестись к ребенку как к одаренному.
9. Оценка одаренности самим учащимся и его сверстниками.
Далее представлена «Карта интересов для младших школьников». Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам …» решать логические задачи или
читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
петь, музицировать;
и т.д.
Учащиеся оценивают степень своей увлеченности той или иной деятельностью самостоятельно и помечают если не нравится ставят знак «-»; если нравится – «+»; если очень нравится, ставьте «++». Возможно применение данной методики и для родителей, только они их оценивают с точки зрения своего ребенка, шкала та же. Данная методика поможет активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Данный тип диагностики может быть организован по принципам социометрии, когда учащимся предлагается указать, к кому из одноклассников они обратились бы при возникновении затруднений по:
– литературе;
– русскому языку;
– математике, физике, химии;
– и т.д.
Либо с помощью задания типа: Представьте, что нашу планету посетили инопланетяне. Напишите имена учащихся, которые могли бы рассказать пришельцам о литературе, о математике, об искусстве, о новинках техники и т.д. или научил бы их двигаться и играть в спортивные игры.
Источник
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ОДАРЁННОСТИ У ДЕТЕЙ
Одно из главных направлений работы современного образовательного учреждения связано с созданием условий для оптимального развития одарённых детей. Для создания таких условий необходимо адекватное применение методов выявления этих особенностей при различных проявлениях одарённости, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одарённым учащимся в решении их проблем.
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей предполагает составление индивидуальных программ развития на основе углублённой психодиагностики одарённости. Сформированный банк данных учебных изданий по проблемам психолого-педагогического сопровождения одарённых детей даёт возможность использования различных методик диагностики одарённости.
В предложенном материале подобраны диагностические методики по выявлению интеллектуальной, творческой, художественной одаренности, определены подходы к обучению и воспитанию, проведению развивающей и корректирующей работы данной категории детей.
Данный перечень литературы предназначен для специалистов органов управления образованием, учителей, педагогов-психологов образовательных учреждений, классных руководителей и всех заинтересованных лиц, которые занимаются проблемами одарённости детей.
1. Айзенк Г. Тесты для юных гениев/Ганс Юрген Айзенк, Деррин Эванс; пер. с англ. В. Штаерман.- М.: Эскимо, 2011. – 208 с.
Приведённые в книге тесты являются одним из основных способов измерения интеллекта не только взрослых, но и детей. Зная уровень интеллекта, можно определить, насколько хорошо ребёнок способен учиться, в какой профессии ему удастся достичь больших успехов, и скорректировать программу обучения. В сборник вошли классические тесты для детей 10-15 лет, разработанные самым известным специалистом в области интеллекта – Гансом Айзенком. Они помогут лучше узнать ребёнка, выявить его таланты и, возможно, полностью убедиться в том, что он – настоящий гений.
2. Арциман Е.Н, Кардабнёв А.А. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей. Учебно-методическое пособие Гродно: ГрГУ, 2007. — 102 с.
В работе рассматриваются различные подходы к определению одаренности, методы диагностики и проблемы развития одаренности у детей школьного возраста. Приводятся примеры использования следующих методов психолого-педагогической диагностики детской одарённости:
* Опросник для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной).
* Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой).
* Методика оценки общей одаренности. Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенковой).
* Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).
* Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников.
* Анкета «Определение уровня познавательной потребности»
* Диагностика и развитие креативности одаренных учащихся (Опросник креативности Дж. Рензулли)
* Опросник креативности Джонсона
* Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»
* Тест вербальной креативности (RAT).
1. Вараксин В.Н. Психолого-педагогический практикум /В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 283 с.
В книге в соответствии с ФГОС приведён теоретический и практический материал учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум». Настоящий практикум способствует изучению основ различных уровней психолого-педагогического воздействия на одарённую личность. В нём даётся набор упражнений и методик с использованием систем психологического воздействия, которые удачно сочетаются с педагогическими методами и приёмами. В пособии приведён пример организации и проведения психологических тренингов, который в практической деятельности школьных педагогов-психологов может послужить определённым руководством к действию.
4. Комплекс методик диагностики одаренности. (Интернет-ресурс. mail.ru ipk.kuz-edu.ru)
В работе предлагается диагностическая модель одарённости, опирающаяся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В ней представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
Интеллектуальная одарённость:
* Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
* Тест Д. Векслера.
* Тест Р. Амтхауэра.
* Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.).
* Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.).
* Методика «Школьный тест умственного развития».
Когнитивные психические процессы:
* Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
* Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти.
* Оценка устойчивости внимания.
* Оценка переключения внимания.
* Оценка вербально-логического мышления.
* Оценка образного мышления.
* Тест «Куб Линка».
* Механической понятливости тест (Беннета).
* Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
* Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; тест «Компас»; тест «Ведущая репрезентативная система».
Математическая одаренность
Тест на математические способности Г. Айзенк.
Лингвистическая одаренность
* Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
* Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
* Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).
Творческий потенциал
* Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).
* Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).
* Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса).
* Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
* Методика «Предложения».
* Методика «Классификация».
* Методика «Две линии».
* Методика Вартега «Круги».
* Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
* Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер).
Мотивация:
* Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина).
* Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман).
* Диагностика структуры учебной мотивации школьника.
* Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой.
* Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова).
1. Кузнецова С.В. Комплексы творческих заданий для развития одарённости ребёнка/С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е.А. Терских. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 219.
В книге помещён материал по проведению диагностики интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. В ней приводятся творческие задания по развитию художественной и интеллектуальной одарённости детей, а также специальные комплексы работы с одарёнными детьми, способствующие развитию их умственных, логических и творческих способностей.
6. ЛедневаС.А.Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003 № 1. С. 80─83.
В работе рассказывается о проведении психолого-педагогического мониторинга, который в настоящее время признан наиболее эффективной формой определения признаков одаренности. Любопытно, что по данным исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики).
1. Первушина Е.В. Способности ребёнка. Как выявить и развить? – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 287 с.
Книга поможет выявить способности ребёнка, как врождённые, так и сформированные в последующие годы, и расскажет о том, как создать максимально благоприятные условия для развития этих способностей. В книге приведено множество конкретных методик для формирования отдельных интеллектуальных навыков или решения конкретных психологических проблем у детей.
Пособие уникально не только беспрецедентным объёмом практической информации, но и лёгким, доверительным стилем. Оно адресовано всем, чьи профессиональные интересы связаны с воспитанием детей.
8. Психолого-педагогическая диагностика одарённости. (Интернет-ресурс: mail.ru. sakhitti.ru)
1) В работе приводятся методики, с помощью которых определяется психологический профиль одаренного ребенка. Раздел предоставляет возможность определить черты его личности, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности. В работе описываются методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, обеспечивающих высокие результаты во многих областях:
* Тест «Акцентуации характера». Тест 16-PF (Р. Кеттела).
* Характерологический тест Айзенка.
* Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение).
* Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой).
* Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»
* Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
* Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.
* Тест «Шкала оценки потребности в достижении».
* Методика «Несуществующее животное». Пальцем окрашивания тест.
* Детская методика В. Михала «Завершение предложения».
2) Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля:
Интеллектуальная одаренность:
* Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
* Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти.
* Оценка устойчивости внимания.
* Оценка переключения внимания.
* Оценка вербально-логического мышления.
* Оценка образного мышления.
* Тест «Куб Линка».
* Механической понятливости тест (Беннет).
* Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
* Диагностика восприятия:
* «Эталоны»
* «Исследование уровня сенсорного восприятия»
* Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи.
* «Восприятие времени».
* Тест «Компас».
* Тест «Ведущая репрезентативная система».
3) На основании материала данного раздела можно определить профиль уровня интеллектуального развития ребенка, оценку его потенциальных возможностей дальнейшего развития.
* Тест прогрессивных матриц Равена.
* Тест Д. Векслера.
* Тест Р. Амтхауэра.
* Диагностика обследования детей младшего школьного возраста.
* Оценка вербально-логического мышления.
* Тест «Интеллектуальная лабильность».
4) Творческий потенциал одаренного ребенка можно эффективно развивать с помощью следующих диагностических методик:
* Психодиагностика творческого мышления. (Креативные тесты.Е. Туник).
* Диагностика вербальной креативности. (Адаптация-тест С. Медника).
* Диагностика невербальной креативности. (Вариант теста Торренса).
* Модифицированные. (Креативные тесты Вильямса (САР).
* Методика «Предложения».
* Методика «Классификация».
* Методика «Две линии».
* Методика Вартега «Круги».
* Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
* Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» (К. А.Хеллер).
5) Изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале производится с помощью специальных методик. Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; они определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Данные тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей.
* Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).
* Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.
* Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).
* Методика «Q-сортировка».
* Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.
* Оценка отношений подростка с классом.
* Методика «Незаконченные предложения».
6) Приведённые методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации.
Идентификация детской одаренности педагогами и родителями:
* Опросник №1,2,3 (автор Леднева С.А.).
* Диагностика сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П., Овчинникова О.В.).
* Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников.
* Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.
* Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности (4,5-7 лет).
* Тест-анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г. Кафф).
* Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков).
* Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
* Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности).
* Диагностический тест «Способности школьников».
* Карта интересов для младших школьников (А. Савенков).
* Методика «Интеллектуальный портрет».
* Характеристика ученика (А. Савенков).
* Анкета для родительского исследования (А. Савенков).
* Методика «Карта одаренности».
* Методика оценки общей одаренности (А. Савенков).
* «Есть ли у Вас музыкальные способности?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
* «Есть ли у Вас способности к математике?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
* «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
9. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема//Педагогика. 2000. №10. С. 87─94.
Как отмечает А.И. Савенков, ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный», виден и без всякого специального тестирования. Учитывая это, необходимо отметить, что все это не отменяет важности психодиагностической работы, а лишь позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной диагностики – это, прежде всего, «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом.
10. Сергеева Т.Ф. Система работы с одарёнными детьми: теория и практика/Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В. Сечкарёва.─ Ростов н/Д: Феникс, 2011.-284 с.
В книге рассматриваются психолого-педагогические и методические аспекты обучения, развития и социализации одарённых школьников на современном этапе развития образования. Представлены образовательные модели и технологии работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательных учреждений, муниципальных и региональных систем образования, раскрываются возможности информационно-коммуникационных технологий в процесс создания их дистанционного сопровождения.
Источник