Методика всестороннего развития ребенка мамина школа скачать бесплатно

Пояснительная записка.

Значение раннего возраста неоценимо с позиции педагогики и психологии. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка умным, успешным, но не все знают, как это сделать.

Разработанная программа «Мамина школа» в МБДОУ детский сад №7 направлена на формирование навыков сотрудничества с ребенком, признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивающее понимание и лучшее взаимодействие в семье.

Она предназначена для педагогов дошкольных учреждений, специалистов и родителей с детьми раннего дошкольного возраста от двух  до трех лет, а так же для использования в домашних условиях.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологического комфортного пребывания ребенка и родителя на занятиях.

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом. Форма тренинга предполагает максимальную активность родителей, что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

Цель:

Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей от двух до трех лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Задачи:

1.Формирование навыков сотрудничества с ребенком;

2.Повышение родительской компетенции в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком. 

Организация работы «Маминой школы»

Временные характеристики:

Программа тренинга рассчитана на 9 встреч (с сентября по май),  по 40-60 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, глубины осознавания членами группы собственных проблем, актуальности изучаемой темы и др. На каждом занятии могут присутствовать  5-6 мам и 5-6 детей в возрасте от двух до трех лет, поэтому при составлении программы было особенно важно подобрать тренинговые упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия сохранялся интерес, как у родителей, так и у малышей. Поскольку существенной частью тренинга является выполнение домашнего задания и последующее обсуждение его, участники группы должны в перерыве между встречами иметь возможность применить на практике полученные знания. Поэтому наиболее рациональным является такой режим работы, при котором встречи проходят 1 раза в месяц Такие перерывы между встречами, с одной стороны, достаточно велики, чтобы у членов группы сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно малы, чтобы иметь возможность применять изучаемые навыки и анализировать их.Также у родителей имеется возможность получения индивидуальной консультативной помощи специалиста (по запросам).

В программе ДОУ «Мамина школа» внимание концентрируется на навыках общения родителей. Эти необходимые навыки мы делим на две группы: навыки, необходимые для решения проблем ребёнка и навыки необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе. 

Данная программа позволяет установить доверительные отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия в воспитании детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимопомощи.

Общая структура тренингового занятия

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом поставленной (заявленной) цели и возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

В водной и рабочей части занятия участниками являются только мамы, дети в это время под руководством педагога самостоятельно работают с Монтессори – материалом. Совместная работа мамы и ребенка происходит в завершающей части занятия – тренинга.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (мамочками). Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами и  обсуждение домашнего задания.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка каждой встречи. В нее входят теоретическая часть по теме каждого занятия, ознакомление с возрастными особенностями развития ребенка раннего дошкольного возраста, способы выхода из сложных конфликтных ситуаций, а так же этюды, тренинговые упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной, познавательной сфер родителя ребенка раннего дошкольного возраста для закрепления полученной информации.

Читайте также:  Факторами развития ребенка выступают тест с ответами

Часть 3. Заключительная

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей (совместно мама с ребенком) игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Поскольку программа предполагает работу родителей с маленькими детьми, необходимо постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались.

Поэтому заключительная часть обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: двигательные упражнения, – упражнения на развитие произвольности, а также собственные идеи авторов.

Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.

Во время занятий родители с детьми сидят в кругу – на полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям родителей с детьми, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Если Вам интересно с детьми, а им – с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся! 

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и ребенка:

  • Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как Вы поступите и почему именно так?».
  • Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
  • Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
  • Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психо-гимнастические упражнения, игровые задания).
  • Ведение дневников родителями

Основные правила организации и проведения тренинговых занятий

  • Формирование группы происходит на добровольной основе.
  • Для занятий используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего до обеда.
  • При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится.
  • Ограничение количества запретов для детей, исключением является: не бить, не ломать, не ругаться и т.п.
  • Взрослый, обеспечивая необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля и дидактизма.
  • Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам тренинга, акцентируется внимание ведущего ко всем аффективным проявлениям детей. 

Методологические принципы, используемые при создании программы

• Принцип системности

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми возраста от 1 до 3 лет и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности малыша. Поэтому мы особое внимание уделили играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений. Это нашло отражение в формулировке целей, конкретизации задач, в подборе содержания и методов работы.

• Принцип личностного подхода

Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

• Принцип деятельностного подхода

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Общение реализуется в играх с сюжетными игрушками, природным материалом, на занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение воспитательных задач.

Ожидаемые результаты:

  • развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательной активности;
  • обогащение словарного запаса и развитие речи;
  • положительная динамика социализации и адаптации к ДОУ;
  • положительная динамика в развитии двигательной активности;
  • формирование уверенности и успешности ребенка;
  • формирование навыков сотрудничества с ребенком;
  • повышение родительской компетенции в понимании внутренних и потребностей ребенка;
  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

ГОДОВОЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МАМИНА ШКОЛА»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

УЧАСТНИКИ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Знакомство

Родители и дети

1

Сентябрь

«Особенности развития ребенка раннего возраста»

Родители и дети

1

Октябрь

«Успех взаимодействия или Давай вместе!»

Родители и дети

1

Ноябрь

«Кризис 3-х лет»

Родители и дети

1

Декабрь

Детская Агрессия и как с ней быть»

Родители и дети

1

Январь

«Эмпатия или эмоциональный мир ребенка»

Родители и дети

1

Февраль

«Познавательные процессы ребенка раннего возраста»

Родители и дети

1

Март

«Поощерение и наказание»

Родители и дети

1

Апрель

Итоговая встреча

Родители и дети

1

Май

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в раннем возрасте кратко

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» С.НИКОЛО-БЕРЕЗОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТСОТАН

ПРОГРАММА

клуба «Мамина школа»

Автор-составитель:

Бурасова О.С.–

воспитатель МАДОУ

«Детский сад №3 «Радуга»

 с.Николо-Березовка

с.Николо-Березовка

Пояснительная записка

Родители – это первые педагоги ребенка. Педагог в переводе с латинского языка означает “ведущий за руку”. Важным этапом для родителей является поступление ребёнка в детский сад,  когда малыш делает первый шаг в общество. А переживания ребёнка связаны с переменой привычной обстановки, отрывом от близких людей, знакомством с новыми людьми. Кружок “Мамина школа” позволяет родителям и педагогам способствовать вхождению ребёнка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Это позволяет обеспечить переход в новые для ребёнка условия с меньшим стрессом, так как первые шаги в детском саду делает вместе с мамой. Совместные занятия с педагогом, мамой, ребёнком снижают тревожные ожидания у родителей малышей, так как появляется возможность познакомиться с условиями жизни в детском саду, с педагогами и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.                                                                                                  

В настоящее время предлагается большой выбор методической литературы, программ, дидактических игр, пособий. Некоторые родители теряются в современном море педагогических предложений воспитания и обучения малышей, и, конечно, часто просто не хватает знаний оказать помощь ребёнку в усвоении тех или иных образовательных задач, использовать нужные приёмы, которые соответствуют уровню развития ребёнка и его функциональным возможностям. Кружок “Мамина школа” уделяет внимание интеллектуальному, познавательно-речевому, физическому и первоначальному музыкально-эстетическому направлению в воспитании детей. Реализация задач программы осуществляется в комфортной для ребёнка, положительной, поддерживающей эмоциональной обстановке.
        Наша “Мамина школа” обучает родителей игровому взаимодействию с детьми. Формирует со стороны родителей проявления разумной любви и заботы о ребенке, создание эмоционально-положительного микроклимата отношений, обучение родителей педагогическим приёмам взаимодействия с детьми. Побуждает детей к участию в совместных играх с взрослыми, вызывает желание подражать, повторять действия. Развивает целенаправленную познавательную деятельность и сенсорные способности детей через различные виды игр (дидактические, сюжетные, театрализованные, развивающие).  

Цель: оказание консультативной помощи по вопросам воспитания детей раннего возраста, преодоление психолого-педагогической некомпетентности   родителей.

Задачи:

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
  2. Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.
  3. Создать условия для общения  семей по вопросам обмена опытом по воспитанию детей.
  4. Способствовать установлению сотрудничества  детского сада и   семьи  в вопросах обучения,  воспитания и   развития    детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
Читайте также:  Тесты на умственное развитие ребенка

Участниками «Маминой школы» являются:

–  родители (законные представители) детей раннего возраста,

– педагоги ДОУ;

– специалисты ДОУ;

– медицинская сестра ДОУ.

Основными принципами работы «Маминой школы» являются:

– добровольность;

        – компетентность;

– соблюдение педагогической  этики.

Основные направления деятельности «Маминой школы»:

  – оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;

 – повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;

 – популяризация деятельности ДОУ среди населения

 Организация деятельности «Маминой школы»:

 – работа «Маминой школы» осуществляется на базе детского сада.

 – планирование работы идет по результатам опроса родителей (законных представителей).
         – всего проводится   16  встреч  с  родителями  и  детьми в год,  из расчёта 2 раз в месяц.

Перспективный план

Месяц

Тема и цели занятий

источник

ответственный

1. Октябрь

Консультация: Роль семьи в развитии речи ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка 2-3 лет, обратить внимание на правила, которые необходимо соблюдать для правильного речевого развития ребенка.

 Сайт:

www.ds-208.ru

signorina.ru

Учитель-логопед

Кадимова Л.М.

  1. Ноябрь

Консультация: пальчиковая гимнастика.

Цель: познакомить родителей о том, что пальчиковая гимнастика влияет на умственное развитие ребёнка.

Практическая часть:(с детьми)

Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики рук.

Картотека (для родителей) пальчиковые игры.

Белая К. «Первые шаги»,

стр.263

Воспитатели

Бурасова О. С.

Боярских Л.М.

  1. Декабрь

Консультация: общение со сверстниками.

Цель: познакомить родителей с особенностями общения младшего дошкольного возраста. Обратить внимание родителей на общение детей 3-4 лет

Беседа за круглым столом:

Тема: Роль семьи в формировании навыков самообслуживание.

Цель: показать и научить родителей игровым приёмам развитие у детей к стремлению к самостоятельности при выполнение навыков самообслуживания

Памятка для родителей : игровые упражнения:

Водичка – водичка.

Вымой руки.

Мыльные перчатки.

Делаем причёску.

Кукла заболела

Приведи куклу в порядок.

Оденем куклу.

Убери со стола, у нас порядок.

Печора К. П,

Г.В Понтюхина. Эмоциональное развитие детей.

Психолог-психолог Мясникова О.В.

Воспитатели Бурасова О.С.

4.Январь.

Тема: Движение+ Движение

Консультация: Подвижные игры для детей младшего возраста.

Цель: Дать понятие родителям Гиподинамия, что это такое? Угрожает ли? Подобрать надёжный ключ к правильной организации  жизни малышей в д/саду и семье, к формированию его здоровья,  умственной активности, умению действовать «рядом» и вместе с другими, это ключ – движения.

Практическая часть (с детьми) Подвижные игры:

Кто в гости к нам спешит.

Мой весёлый звонкий мяч.

Дед мороз.

Снег кружится.

Цель: Развивать у детей двигательную активность. Повышать эмоциональный фон каждого ребёнка.

В.А.Шимскина.  Я.Бердыхова.

Как стать сильным и выносливым. Е.Н. Литвинов.

Сборник подвижных игр.

М.Ф. Литвинова.

М.А. Васильева

«Подвижные игры в детском саду».

Инструктор по физвоспитанию

Ахмадеева.Д. М.

Воспитатели

Бурасова. О.С

5.Февраль

Беседа за круглым столом.

Консультация: Игрушка в жизни  ребёнка. Полезные и бесполезные игрушки.

Цель: Вспомнить с родителями, какие у них были игрушки. Дать понятие о том, что для ребёнка игрушка – это первая «примерка» мира. Именно с игрушками большинство людей ассоциирует детство.

Игры и упражнения:

Во что можно по играть с детьми.

Игры с матрёшками.

Д/и: Не ошибись.

Устроим игрушкам комнату.

Что за форма.

Собери целое.

Мозаика.

К.Белая «Первые шаги» стр.191

Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ Стр.6.

Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ. Стр. 8.

Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ Стр.9.

К. Белая «Первые шаги»Стр.189.

К. Белая «Первые шаги»Стр.19.

К. Белая  «Первые шаги», стр.186.

Воспитатель

Бурасова О.С.

6.Март.

Музыка.

Консультация: Знакомство с русскими народными песнями.

Цель: Выявить эффективность значения музыкального фольклора художественно творческом воспитание детей младшего дошкольного возроста.

Практическая часть ( с детьми ).

Хороводные игры: «Зайки-побегайки», «Мишенька», «Мы в кружочек встали…»

Цель: Учить детей выполнять движение , согласно тексту и игры.

Пляски:

Барыня.

Где же наши ручки, где же наши ножки.

Е.А. Дубровская. Раз – ступенька  Два – ступенька – будет песенка.

Музыкальный руководитель.

Воспитатель.

Бурасова О.С.

7. Апрель.

Консультация: Художественно-творческие способности и способы их развития.

Цель: Познакомить родителей со способами развития творческих способностей у детей.

Практическое занятие.

Цель: познакомить детей и родителей с возможностями пальчикового рисования.

И.А.Лыкова. Программа «Цветные ладошки»

Воспитатель Мищихина С.И.

8. Май.

Папы и Мамы, пора подвести итоги: (беседа за круглым столом , чаепитие)

Опросы с целью: Выявление уровня педагогических компетентности и педагогических потребностей родителей.

Анкетирование.

Воспитатель

Бурасова О.С.

Источник