Методика развития внимательности у ребенка

Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.

Методика развития внимательности у ребенка

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

развитие внимания у детей: упражнение «Назови цвет»

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Читайте также

  • Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное →
  • 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно →
  • 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей →

Источник

Часто родители слышат жалобы педагогов на невнимательность ребенка и недоумевают: «Как же так? К школе готовились, на занятия ходили…А эффекта нет?» Чтобы работа познавательных процессов (памяти, мышления и внимания) не беспокоили родителей и учителей, необходима постоянная, так называемая – зарядка для ума. Тренировать детскую внимательность очень непросто, но крайне важно!

Прежде чем вы начнете заниматься, некоторые особенности развития детского внимания:

• Не бойтесь показывать свои чувства. Занимаясь со своим чадом, проявляйте открыто весь спектр эмоций (интерес, радость, удивление).

• Рассказывая правила выполнения задания ученику должно быть понятно и доступно ваше объяснение.

• Заниматься нужно тогда, когда к этому располагают обстоятельства (есть время и настроение не только у ребенка, но и у взрослого). Кроме того, окружающая обстановка тоже должна благоволить, ведь любые помехи будут отвлекать обучающегося (помехами могут стать и яркие игрушки рядом и различные звуки, музыка и т. д.)

Развивать внимательность можно и нужно в любом месте и в любое время: дома, на улице, в автомобиле. Для этого не нужно специальной подготовки или каких-либо сложных стимульных материалов.

Какие же занятия эффективны и будут способствовать развитию внимательности?

Итак, самая доступная игра, которая позволит вам заниматься даже во время прогулки такова: неожиданно указывать на какой-то предмет и просить назвать его и описать. Ребенок должен будет сконцентрировать свое внимание на этом объекте (это может быть дом, гараж, машина, дерево, животное). Важно просить дать четкое и подробное описание (цвет, форма и другие детали).  Такое задание будет замечательной тренировкой. В процессе выполнения задачи не жалейте похвалы для старательного ученика, и он будет стараться еще сильнее.

Теперь давайте рассмотрим домашние упражнения, для которых не требуются никаких специальных навыков. В основе всех занятий на внимательность лежит «корректурная проба». Что же она из себя представляет? По сути это просто текст (любой) в котором предлагается искать и вычеркивать одинаковые буквы (например, только «О» или только «С»). Важно объяснить обучаемому, что буквы следует искать по рядам (строчкам), а не в разброс. Заниматься нужно ежедневно (пусть само занятие не будет длительным по времени, 5-15 минут вполне достаточно). Можно увеличивать количество букв для поиска (не одну букву, а скажем 3, в зависимости от возраста). Если хочется усложнить задачу, можно просить зачеркивать две разные буквы («А» и «С» к примеру) или отмечать разным способом (например, первую «А» обвести в кружок, вторую «А» зачеркнуть). Самое главное, не забывать хвалить за старательно выполненную работу!

Вообще, упражнений на развитие внимания множество, начиная заниматься, надо понимать, на что именно направлено то или иное упражнение и какого результата вы хотите добиться с помощью него. 

Важно отметить что, любые познавательные способности связаны друг с другом, поэтому работая над вниманием необходимо развивать также мышление и память. Здесь подойдут такие игры, в которых малышу надо что-нибудь отыскать или заметить, что пропало из общего количества вещей (ваша задача здесь спрятать одну вещь из общей массы).  С этой же целью можно давать две картинки, на которых надо искать отличия. Кроме того, очень полезны задачки на логическое мышление, к ним можно отнести следующие:

– «Часть и целое». Здесь нужно объяснять взаимосвязь предметов. Например: целое это транспорт. К транспорту можно отнести автомобиль, самолет, поезд и др. 

– «Объединение предметов». Это игра где надо называть предметы, объединенные по какому-либо признаку: только съедобное, только круглое, только движущееся.

– «Найди лишнее». Здесь все просто, из четырех предметов нужно назвать одно лишнее и объяснить, почему оно не связанно с тремя другими. Например: лыжи, санки, коньки, велосипед. Ученик должен объяснить, что лишний велосипед, так как он не используется зимой в отличие от остальных. 

Все примеры заданий указанных выше, лишь относительные, их можно адаптировать под определенный возраст и необходимый уровень сложности. 

А теперь давайте коснемся особенностей развития внимательности у очень активного (возможно гиперактивного) ребёнка.

Итак, каковы же особенности развития внимательности для ребенка – непоседы? Тут важно понимать причины имеющихся трудностей. Почему дети бывают непоседливыми или рассеянными? Тут может быть множество причин: нарушения здоровья, утомление, отсутствие интереса, пробелы в знаниях, погруженность в себя и другие. 

Родителям егозы придётся набраться терпения, и помочь своему ребенку развивать терпение и усидчивость. Важно давать только одно задание и назначать четкий срок выполнения. Любое задание или игра даже несколько минут в день, обязательно дадут свои положительные результаты. Мягко напоминать о работе, если ученик отвлёкся.  Инструкции к заданию должны быть понятными и конкретными, без расплывчатых формулировок. Очень важно хвалить, подбадривать и благодарить за выполненную работу. Не допускайте сильного утомления ребенка.  Детскую энергию, бьющую через край (мы же говорим о непоседах) лучше расходовать в спортивных играх. Успех детей очень зависит от родителей, будьте внимательны к своим детям!

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что любому родителю под силу развивать внимание, мышление и память своего любимого чада. Как и в любом другом процессе, тут важно проявить настойчивость, регулярность и личную заинтересованность! Тогда и ваш ученик с удовольствием покажет свои старания и достигнет желаемого результата! 

Автор: Марина Каракчиева

Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Развитие внимания у детей.

Мотивация «домашнего ученика» — есть ли решение?

ЛЁГКИЙ способ научить ребенка быть организованным и самостоятельным!

Моя личная история. Ребенок двоечник, школа «монстр», ну а я неуравновешенная личность.

Спасибо за ваши “Спасибо”. Подписывайтесь на канал.

Ставьте ???? и будьте в курсе семейного обучения.

Источник

На чтение 14 мин. Просмотров 299 Опубликовано 18.02.2020 Обновлено 24.05.2020

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.

Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.

Родители должны направить этот интерес в нужное русло для правильного развития внимания, ведь уже в три года дошкольник может быть увлечен чем-то на небольшой период. К шестилетнему возрасту ребенок способен удерживать внимание, концентрироваться на каком-то занятии. Взрослым нужно научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием поможет ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и запоминать.

Большое значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Также нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя. Важно не сразу нагружать ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от простого, шаг за шагом, к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы закрепить результат.   

Виды внимания

Психологи выделяют три вида.

Первичное непроизвольное внимание

Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников. Достаточно сделать акцент (наглядный или звуковой) – появляется непроизвольное внимание.

Вторичное непроизвольное внимание

У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание. На нем основаны многие шаги к познанию дошколят.

Произвольное внимание

Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.     

Читайте также статьи:

  • Развитие восприятия у дошкольников
  • Развитие памяти у дошкольников

Нормы концентрации внимания у дошкольников

Младшие дошкольники совершенно не могут осознанно концентрировать внимание. Ими движет интерес. Если интересно, появляется непроизвольное внимание. Интерес пропал – начинается поиск нового источника «вдохновения». Внимание малышей опосредованное. Совершенно по-другому ведут себя старшие дошколята. В этот период ребенок интенсивно развивается, мозг требует более серьезной работы и познавательной деятельности. Так, ребенок учится владеть произвольным вниманием. Чем старше ребенок становится, тем успешнее он овладевает искусством быть внимательным.

У дошкольников нормы концентрации внимания выглядят следующим образом:

  • У детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут.
  • У детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут.
  • Дети 5 лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут.
  • Шестилетние дошкольники способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут.       

Способы оценки внимания у ребенка

Внимание может быть концентрированным, устойчивым, способным к перераспределению.

В работе с дошкольниками используют несколько способов оценки внимания.

1. Найти начало и конец линии, обозначить предмет

В этом случае ребенку предлагается картинка, на которой от нескольких предметов (например, гриб, цветок, дом, солнце) тянутся линии, которые переплетаются, но потом расходятся каждая к своему пустому квадрату. В этом квадрате ребенку предлагается сделать отметку. Но у каждого предмета свое обозначение. Так, солнце нужно обозначить кружочком, гриб – галочкой, цветок – крестиком, дом – точкой. На выполнение задания дается пару минут. Это тестовое задание помогает определить возможность ребенка к устойчивому вниманию и возможность переключать внимание.

2. Разложить картинки в нужной последовательности. Это помогает определить кратковременную память малыша.

3. Ребенку предлагают картинку, на которой изображено множество разных предметов: звездочек, грибочков, цветочков, елочек, флажков, которые изображены не по порядку, а произвольно. Ребенок получает задание вычеркнуть какой-то предмет. Данный тест помогает понять устойчивость внимания ребенка. На задание отводится две с половиной минуты. Потом используется формула для вычисления результата: S = (0,5N – 2,8n) / t, где S – продуктивность ребенка, N – число предметов всего, t – время, потраченное на тест, n – совершенные ошибки.

По данным, полученным в результате расчетов, строится график, по которому видна устойчивость внимания.

Если:

  • Продуктивность выше 1,25 – это 10 баллов, высокий уровень.
  • В районе 1,00-1,25 – 8-9 баллов, высокая устойчивость внимания.
  • В промежутке 0,5-1,00 – от 4 до 7 баллов, средний уровень устойчивости внимания.
  • В районе 0,24-0,5 – 2-3 балла, это низкий уровень.
  • Между 0,00 и 0,2 – очень плохой результат, 0-1 балла, очень слабая устойчивость внимания.        

Упражнения и игры на развитие внимания

Для овладения нужной информацией ребенка не нужно насильно сажать за стол и пытаться научить концентрации внимания. Дошкольнику по душе игры. Значит нужно играть. Только в данном случае это будет дидактическая игра.

Используя дидактические игры, нужно четно осознавать, что у каждого возраста свои особенности. К тому же нельзя забывать о физических и психологических особенностях воспитанников. К примеру, для детей с гиперактивностью нужно подбирать игры с четкими правилами, нежелательно сразу проводить коллективные занятия. Для младших дошкольников достаточно игр со знакомыми предметами, которые дети будут различать по цвету, форме, величине.

Детям из средних групп уже можно предлагать задания посложнее: выложить узор, правильно составить предметы, найти недостающий. В старших группах обязательно заинтересуют детей игры с природными материалами, различные развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. Самые старшие дошкольники уже с интересом будут составлять целые рассказы по картинкам или предложенным предметам, смогут классифицировать эти предметы, пытаться мыслить творчески. В коллекции игр на внимание также много упражнений на развитие речи, которые помогают в формировании логики, мыслительной деятельности, концентрации и грамотному распределению внимания.     

Развитие наблюдательности

Для развития наблюдательности у ребенка можно использовать игры за столом, подвижные игры.

Хорошая игра по развитию наблюдательности – поиск отличий на картинках. Ребенку предлагаются две иллюстрации, на которых нужно найти отличные детали, разные цвета или формы.

Также интересной будет игра «Прятки». Это не традиционные прятки. Ребенку предлагается на картинке найти спрятавшиеся предметы. К примеру, на иллюстрации изображена полянка, на которой спрятались зайчики. Они могут быть за кустиками, за деревом, за грибом, а видны лишь части тела – уши, хвостик, мордочка. Ребенок находит животных с большим удовольствием. Можно разнообразить эту игру. Перед ребенком кладут картинку-раскраску. Ребенок смотрит на нее, а потом отворачивается. Воспитатель (родитель) закрашивает один из элементов. Ребенок поворачивается и говорит, что закрашено. Ребенок снова отворачивается, на картинке закрашивается еще один элемент, ребенок снова должен назвать, какой именно закрашен элемент. Трудно, но интересно.

Хорошим упражнением для развития наблюдательности будет игра «Делай как я!». Взрослый выполняет какое-то движение. Ребенок правильно повторяет его. Можно сопровождать упражнение музыкой.         

Развитие произвольного внимания

Для развития произвольного внимания можно использовать собирание пазлов. Желательно, чтобы разрезанная картинка иллюстрировала интересный сюжет из любимого мультфильма, сказки.

Можно воспользоваться игрой «Все красное» (цвет можно менять). Детям предлагается искать на протяжении конкретного времени, достаточно несколько секунд, предметы конкретного цвета, в данном случае – красного. Дети называют эти предметы вслух.

Пригодится и такая игра как «Я все замечу!». Перед ребенком выкладывают предметы, до десяти. Потом ребенок отворачивается, а один из предметов убирают. Ребенок должен назвать «потеряшку». Так можно играть до того момента, пока на «витрине» не останется всего несколько предметов. Игру можно продолжить, выкладывая по одному спрятанные предметы.

Как развить произвольное внимание у ребенка: ВИДЕО

Развитие слухового внимания

«Слушать. Слышать. Выполнять» – так можно кратко охарактеризовать игры для развития слухового внимания. Ребенку предлагается в игровой форме повторять движения воспитателя, родителя, инструктора. Сначала по одному движению, потом – несколько движений, потом – целую комбинацию.

Веселой и полезной будет игра с музыкой. В данном случае могут использоваться разные вариации: произвольный танец под музыку, который прекращается, если музыка останавливается; «Веселые стулья», когда дети бегают вокруг стульчиков под музыку и немедленно садятся на место при остановке музыкальной композиции; «Самолетики», когда дети под музыку бегают по залу, а когда музыка прерывается, они должны «сесть на аэродром» – забежать в обруч, положенный на пол.

Звуковое внимание хорошо развивают упражнения и игры с музыкальными инструментами, а также отработка такта при хлопках в ладоши.

Развитие зрительного внимания

Неразвитое зрительное внимание кратковременно. И то, что увидел глаз, еще не успел осознать и зафиксировать мозг. Поэтому зрительное внимание нужно развивать, а также и зрительную память. Полученные навыки пригодятся ребенку в школе.

Развитие происходит с помощью иллюстраций и игры. Так, ребенку предлагается взглянуть на некоторое количество иллюстраций. Важно, чтобы предметы, изображенные на картинках, были дошкольнику хорошо знакомы и понятно нарисованы. Ребенок смотрит на картинки. Потом иллюстрации убирают. И предлагают озвучить, что же было на картинках. Ребенок называет. Ничего страшного, если он не назовет какие-либо. Можно показать картинки, что позабылись, снова, потом предложить назвать. Эту игра во «внимательного разведчика» понравится ребенку, а играя, он будет развивать зрительное внимание и память.

Постепенно задание можно усложнять, предлагая ребенку называть только предметы, относящиеся к конкретной области: посуда, одежда, мебель и прочее.

Хороший вариант – игра в мозаику. В этом случае предлагается образец, по которому ребенку нужно выполнить работу. Без внимательности тут не обойтись. С одной стороны ребенок играет, с другой – тренирует внимание.

Еще один вариант развития внимания – игра с «близнецами». То есть предлагается выбрать из множества фигур (предметов, картинок и прочее) одинаковые.

Новая статья о полезном питании: » Самое полезное для здоровья растительное масло«

Методики развития внимательности

Развивать внимательность у дошколят нужно ежедневно, по 15 минут. Это самый оптимальный отрезок времени для хорошего погружения ребенка в процесс.

Существует множество методик, основанных на играх.

Так, можно предложить ребенку описать взрослого, который с ним занимается. При этом ребенку задают наводящие вопросы: Какого цвета моя рубашка? На мне есть часы? У меня на волосах есть заколка? Вопросы могут быть разные. Чтобы ребенку было интереснее, потом он сам может задавать вопросы, а взрослый на них будет отвечать.

Интересная методика развития внимательности – предложить ребенку выложить из палочек, к примеру, узор или фигуру. Образец при этом представлен.

Достаточно популярна методика с нанизыванием бусин разного цвета. Предлагается чертеж, на котором обозначены разными знаками бусины различного цвета. Ребенок должен нанизать бусины в таком порядке, который представлен на чертеже.

Игра с тенью – еще одна методика, набравшая популярность. Ребенок должен отыскать из нескольких теней на картинке нужную, относящуюся к персонажу на этой же картинке.

Развитие внимательности у ребенка: ВИДЕО

Нарушения внимания и их причины

Психологи называют несколько видов нарушения внимания:

  1. Низкая концентрация, распыленность.
  2. Низкая переключаемость, рассеянность.
  3. Низкая форма устойчивости.
  4. Низкая распределяемость.
  5. Произвольное внимание с задержкой.

Ребенок может страдать невнимательностью по нескольким причинам.

1. Врожденная патология

Нервная система малыша дала сбой, в результате он не может концентрировать внимание, страдает забывчивостью, рассеянностью.

2. Нарушения речи

Малыш плохо говорит, он нуждается в коррекции речи. Часто это становится причиной слабого внимания.

3. Нарушение интеллект

Мозгу тяжело воспринимать конкретные предметы, взгляду – на них фокусировать внимание.

4. Ошибки педагогики

В данном случае воспитатель или родители либо перегнули палку в процессе обучения и нагрузили мозг ребенком информацией, либо пустили все на самотек, ребенок постоянно предоставлен сам себе. В результате он не может сконцентрировать внимание.

5. Эмоциональное воздействие

Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если находится в обстановке, далекой от комфортной. Если он находится в состоянии страха совершить ошибку, за которой последует наказание. Если он чувствует неудовлетворенность родителей своим поведением и своими успехами.

Читайте также:

  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста
  • Развивающие методики для детей

Что влияет на развитие внимательности у ребенка

Развитие внимания во многом зависит от того, насколько интересно ребенку занятие. А поскольку дошкольник находится в том самом благодатном возрасте, когда все вокруг может быть удивительно и интересно, нужно и можно сыграть на этих исследовательских струнах.

На развитие внимательности окажут воздействие:

  1. Постоянные интересные упражнения и игры.
  2. Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
  3. Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение, даже если ребенок совершает ошибки. Атмосфера должна быть дружелюбной и спокойной.
  4. Игры и развивающие методики, которые повысят слуховую, зрительную активность. Играть можно и дома, и на прогулке.
  5. Самостоятельность детей. Нужно научить ребенка выполнять определенные дела: самостоятельно складывать игрушки, предметы канцелярии, после того как он порисовал, поиграл. Самостоятельно умываться, одеваться. Эти навыки способствуют развитию внимательности.
  6. Знание ребенком режима дня, это поможет дисциплинировать его и сделать акцент на важных делах, которые происходят в его жизни каждый день. 

Читайте также:

  • ПДД для детей дошкольного возраста
  • ЗОЖ для детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие внимания

Книги на развитие внимания у детей: скачать бесплатно

Читайте также: Как подготовить ребенка к школе

Отзывы

Валерия, Краснодар:

– Очень важно уделять развитию внимания ребенка как можно больше времени. На своем примере убедилась. Пестовала сына, лишила совсем самостоятельности, а когда пошел в школу, поняла свои ошибки. Мальчик абсолютно не умеет слушать, запоминать. Учительница сказала, что он «маменькин сынок», даже сам одеваться не может. Даже в дневник не может записать домашнее задание! Он не слышит, что говорит учительница! Нет внимания!

Ольга, Володарск:

– Хорошие методики помогут развить внимание. Мне нравится «чудесный горшочек». Это горшок, который наполняют всякой всячиной. Дети суют руку, и наощупь узнают, что так лежит. Моим ребятам очень нравится.

Владимир, Гай-Кодзор:

– Даже не знал, что ребенок может быть поглощен каким-то делом всего 15-20 минут! Вижу, что допускал ошибку в воспитании дочки. Надо исправляться. Познавательная статья.

Читайте также: Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Эти несложные правила помогут развить внимательность ребенка, что станет ступенькой к его успешности в школе. Важно помнить, что формирование внимательности дошкольника должно проходить не только в дошкольном учреждении, но и дома. Терпеливое, приветливое отношение к ребенку, тщательное закрепление полученных навыков даст хороший результат.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова    

Источник