Методика развития скоростных способностей ребенка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Материалы выступления на методическом объединении инструкторов по физической культуре Колпинского района 27.11.2015г.
Тема: «Развитие скоростных качеств у детей в спортивных играх и упражнениях»
Материалы подготовила и выступила
инструктор по физической культуре
ГБДОУ№ 17 Колпинского района
Черная Ольга Викторовна
Санкт Петербург 2015 г.
Только человеческий мозг способен изобрести средства,
с помощью которых человек превосходит
свою собственную скорость.
Эрих Мария Ремарк
1. Скоростные способности как двигательное качество
Скоростные способности как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
Скоростные способности характеризуются временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений.
Развитие скоростных способностей – это, в сущности, развитие способности быстро осуществлять движения.
Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается скорость, поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.
Скоростные способности по праву являются одним из наиболее важных физических качеств. Они в значительной мере определяют успех выступления в любых соревнованиях.
Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта. Не говоря о беге на короткие дистанции, даже марафонец должен, возможно, быстрее пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую «крейсерскую» скорость. И успех тяжелоатлета зависит от того, с какой скоростью он сумеет выполнить необходимое движение.
Скоростные способности по сравнению со всеми другими физическими качествами являются самым трудно тренируемым качеством человека. Это обусловлено прежде всего тем, что их физиологической основой является малоподдающееся совершенствованию врожденное свойство центральной нервной системы – подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения).
2. Развитие скоростных способностей в физическом воспитании дошкольников.
Развитие скоростных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Попытки развития скоростных способностей в зрелые годы – сложны и малоэффективны, в то время как дошкольный и младший школьный возраст имеет благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Исследователи рассматривают дошкольный и младший школьный возраст как важнейший для стимулирования двигательной подготовленности учащихся и, прежде всего таких качеств, как быстрота и координация движений, период интенсивного развития скоростных способностей.
В этом возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить.
Воспитание быстроты движений у детей – это комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера.
Формирование произвольных движений у детей происходит при активном участия сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса детей к занятиям, от соответствия методов обучения их возрастным особенностям.
Направленно воздействуют на отдельные компоненты скоростных способностей следующие упражнения:
а) на быстроту реакции;
б) на скорость выполнения отдельных движений;
в) на улучшение частоты движений;
г) на улучшение стартовой скорости;
д) на скоростную выносливость;
е) на быстроту выполнения последовательных двигательных действий (бег, ведение мяча и т. д.).
3.Четыре основных метода развития быстроты для занятий с дошкольниками:
1. Повторный метод.
2.Метод круговой тренировки.
3. Игровой метод.
4. Соревновательный метод.
Общей тенденцией является стремление к превышению максимальной скорости при выполнении упражнений и заданий
1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Упражнения на развитие ловкости непременно должны включать в себя быстрые (ограниченные во времени), точные и согласованные движения.
Эти задания могут быть двух видов – в ответ на сигнал и на быстроту отдельных движений.
Упражнения со «стоп-сигналом» строятся по следующему принципу: задаётся условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребёнок должен как можно быстрее реагировать на определённый сигнал необходимой реакцией
Развитию внимания способствуют также упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задаётся два- три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребёнок должен запомнить. Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала. При этом условия выполнения движений постепенно усложняются.
Упражнения, должны соответствовать, по меньшей мере, двум основным условиям:
1. возможности выполнения с максимальной скоростью.
2. освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения.
Упражнения на быстроту отдельных движений могут быть прыжковые, асинхронные упражнения, а также упражнения, включающие движения кистей и пальцев рук, применяя большие и малые мячи.
Данные упражнения можно выполнять как в утренней зарядке, в разминочном комплексе, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия.
Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому я рекомендую включать их в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах.
Во всех этих играх – упражнениях необходимо поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребёнка к выполнению задания.
Нужно подходить к подбору упражнений индивидуально для каждого ребёнка. Детям, у которых всё получается легко, задания нужно усложнять, вводить новые элементы, поддерживать их интерес, стремление к самосовершенствованию. Но и неуклюжих ребятишек нужно подбадривать, отмечать их малейшие успехи и победы, чтобы им хотелось и дальше стараться и работать.
2.Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы. Дети, двигаясь в «потоке»поочередно выполняют различные задания, чередуя упражнения, требующие выполнения с высокой скоростью и концентрацией внимания с упражнениями в спокойном темпе. Это повторяют несколько раз подряд. Двигательная активность детей, а также моторная плотность занятия увеличиваются за счёт применения фронтального и поточного способов организации детей. Как, пример можно привести игровое упражнение
«На прогулку с мячиком»:
Мячик – наш друг. Мы идём с ним гулять, преодолевая препятствия и выполняя определённые правила передвижения по каждой стороне периметра зала. Упражнений на быстроту выполнения много включать нельзя, чередуем их с более спокойными заданиями: Например:
1 сторона – На полу лежат двое «классиков» из обручей. Дети стоят у линии парами. Один из игроков подает команду и пара бежит. Дети запрыгивают в обруч, бросают мяч перед собой поочередно в два обруча, перепрыгивают в следующий обруч и опять бросают мяч поочередно в два обруча, лежащие перед ними. После чего бегут к «змее», лежащей на полу. (Это минисоревнование, каждый старается быть первым).
2 сторона – Дети, продвигаются вперед, прыгая боком через «змею» при этом бросают мяч с противоположной стороны «змеи», стараясь поймать мяч (после отскока от пола) в прыжке.
3 сторона – Ведение мяча «змейкой» вокруг ориентиров при свободной ходьбе.
4 сторона – Бросить мяч в баскетбольное кольцо с расстояния 3 метра, догнать его, взять в руки и опять перейти к первому заданию.
Задания можно варьировать и усложнять. Дети работают самостоятельно после показа педагога, который наблюдает за ходом занятия, подсказывает, как лучше сделать, если что-то у детей не получается, напоминает, как правильно выполнять упражнения. Здесь, как и в процессе всего занятия, нужно применять индивидуальный подход, т. к группа двигается в потоке и дети более медлительные и неуклюжие задерживают движение. Потому для таких детей задания можно упростить. Дети послабее, занимаясь в группе видят, что у них что-то не получается, их начинают перегонять и толкать более активные и ловкие товарищи, что может их вообще заставить отказаться выполнять задание, а некоторое упрощение задания позволяет им двигаться в общем ритме, никому не мешать и чувствовать себя более уверенно.
Работа должна идти в определённом ритме, чтобы дети не перевозбуждались, быстро не уставали.
3. Игровой метод. Одна из основных задач на начальном этапе развития скоростных способностей состоит в том, чтобы не специализироваться в выполнении какого-либо одного упражнения или действия, а пользоваться и варьировать достаточно большим арсеналом разнообразных средств. Скоростные упражнения для этого необходимо использовать не в стандартных, а в изменяющихся ситуациях и формах. Здесь очень полезны, конечно, подвижные и спортивные игры.
Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах осуществляется в игровых условиях, поэтому все упражнения осуществляются на высоком эмоциональном уровне, в свою очередь это не накладывает отпечаток «работы» и переносится значительно легче в психологическом плане,4. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования. Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных и финальных состязаний. Осуществляться он может посредством эстафет, прикидок, минисоревнований и т.д. Рекомендуется повторное выполнение скоростных упражнений сериями в форме постоянного соревнования между занимающимися. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку детям различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия. Несмотря на высокую напряженность и эмоциональность данный метод, в большинстве случаев, дает больший эффект по сравнению с другими и позволяет достичь высокой спортивной формы.
4.Наш друг – мячик.
Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в мяч.
На физкультурных занятиях я много работаю с мячом и убеждена что мяч – замечательный и очень доступный тренажёр.
Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного пока ещё люди не придумали.
Мяч воспринимается ребёнком, как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.
В мяч можно играть, ещё не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мячик.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются важные физические качества ребёнка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей ещё слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
При обучении играм с мячом используются разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребёнка. Например, при передвижение по площадке с мячом ребёнок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с ведением мяча, с прыжками, в беге с остановкой, в беге приставным шагом (вперёд, спиной вперёд, в стороны) и т.п.
Упражнения и игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребёнка, поэтому он наш большой друг и любимая игрушка!
5. На занятиях важно:
– внимание к технике безопасности
– правильное определение дозировки скоростных упражнений (упражнения, направленные на повышение скорости движений, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление, поэтому они должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме). Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов, не превышает 20-25 секунд. Естественно, что у детей эти возможности гораздо меньше. При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.
– уделить внимание методу обеспечения наглядности (в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию, и словесные образы).
– следить за формой речевого воздействия педагога (звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи – сильно влияют на качество выполнения упражнений детьми).
– большое внимание должно уделяться применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.
6. Оценка подготовленности детей
Для успешной работы с большое значение имеет периодическая и объективная оценка подготовленности детей на протяжении всего процесса обучения. Дети приходят в детский сад с разным уровнем физической подготовки. Чтобы занятия физической культуры носили целенаправленный характер, необходимо установить контрольные нормативы, с помощью которых можно оценивать сдвиги в повышении уровня подготовленности занимающихся. Для этого используют показатели физического развития в начале и в конце года по всему спектру тестов.
Результаты тестирования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) выражаются в количественных показателях времени, расстояния, отвлеченных единицах и т.д. Педагогический контроль развития физических качеств детей заключается в создании условий для того, чтобы от одного возрастного периода к другому дети подошли с оптимальным уровнем физической подготовленности, отражающим их индивидуальные темпы развития.
Я использую следующие нормативные показатели:
– бег 30м
– бег на расстояние
– прыжки в длину и высоту с места и с разбега
– отбивание и подбрасывание мяча
– метание мешочка с песком вдаль
– гибкость
– полоса препятствий
Результаты тестов, полученные в процессе педагогического контроля, систематизируются и их можно проанализировать.
На основе результатов диагностики строится вся последующая работа, т.к. согласно требованиям ФГОС, развитие физических качеств воспитанников ДОУ должно проводиться с учетом личностных и возрастных особенностей развития индивидуальных способностей.
Список использованной литературы:
1.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994.-368
2.Аракелян Е.Е., В.П.Филин, А.В.Коробов, А.В.Левченко – Бег на короткие дистанции (спринт). – М. «Инфра», 2002.
3.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. – М., «Инфра», 1990.
4. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. //«Теория и практика физической культуры», 1998, № 4.
5.Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. – М: Физкультура и спорт, 1999.
Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. – М.: Аст, Аквариум, 2005.
6. Ионов Д.П. Бег во всех измерениях. – СПб.: Питер, 2004.
7. Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания // Спорт в школе. – №9. – 2003.
8. ОвчинниковаТ.С.,Черная О.В.,Боряева Л.Б. Игры,занятияи упражнения с мячами.
Санкт-Петербург изд Каро 2007г.
9. Воробьёва Е.А.,Семенович А.В.,Архипов Б.А. и др, Комплексная методика психомоторной коррекции.- Москва, 1998г.
10. Пензулаева Л.Н. Физическая культура в детском саду. Изд.Мозаика-Синтез 2012г
Источник
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы.
- 1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега/ Плавания, ведения, мяча),
- 2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей, например, спортивные подвижные игры, эстафеты, единоборства.
- 3. Упражнения сопряженного воздействия на скоростные и все другие способности (скоростные и/силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнений, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения. Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
- 1) методы строго регламентированного упражнения;
- 2) соревновательный метод;
- 3) игровой метод;
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе, в) в специально созданных условиях. При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера». Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры. Характерными чертами игрового метода являются:
- а) большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная деятельность и поведение занимающихся;
- б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т. д.);
- в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
- г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры. Эти особенности обусловливают важные для преподавателя методические особенности игрового метода, который:
позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера;
способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;
обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей (физических качеств), до возможного предела;
затрудняет дозирование нагрузок;
создает особенно эффективные условия для развития координационных способностей;
позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.
Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок. Преимущество увеличения энергорасхода за счет физических упражнений по сравнению с ограничением питания состоит в том, что при физических упражнениях нет потерь белка, снижения массы тканей, не содержащих жира, т. е. физическая нагрузка предохраняет организм от отрицательного баланса. В случае, когда необходимо снизить вес в сжатые сроки или когда занимающемуся противопоказаны интенсивные, длительные физические нагрузки и резкое ограничение питания, рекомендуется сочетать физические упражнения с ограничением пищевого рациона.
Игровой метод выражается через подвижные игры. Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют; ведения и учета результатов игры. Содержанием игры обусловливается ее форма, т. е такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие ее методические особенности:
образность;
самостоятельность действий, ограничиваемая правилами;
выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнования);
непринужденность, естественность движений;
выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий;
внезапная изменчивость ситуаций;
творческая инициативность действий (при этом правильно ориентированных и согласованных);
присвоение отдельным занимающимся (группе) определенных ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками,
избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.
Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей.
В каждом физическом упражнении элементы игры могут быть выражены более или менее отчетливо, полно, в зависимости от различных требований и условий, в которых данное упражнение проводится.
Использование игрового метода может быть эффективным (рациональным) только при наличии учета конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры или физические упражнения с включением игровых элементов. Было бы ошибочным допускать в педагоги ческой практике, в организации досуга шаблонные повторения игр, механическое использование моделей игр. описанных в сборниках, без должного учета задач, разрешаемых в данной ситуации, с данным контингентом занимающихся. В зависимости от того, насколько учитываются требования к адаптации игрового метода, он может давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношениях. Таким образом, под понятием «игровой метод» мы имеем в виду педагогически целенаправленное использование игры в физических упражнениях для решения задач всестороннего физического воспитания занимающихся. В теории игры различают два вида подвижных игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные). Собственно подвижные (элементарные) игры условно для сокращения называют подвижными играми. Условия проведения, правила, число участников подвижной игры могут быть различны. От играющих не требуется специальной подготовленности (за исключением случаев участия в плановых календарных соревнованиях по подвижным играм). Названия подвижных игр в разных местностях (и в различных случаях) имеют много вариантов. По своей целенаправленности, а также по особенностям содержания подвижные игры наиболее доступны детям. Реже они применяются в юношеском, зрелом и даже в пожилом возрастах, но со специальными целями (вспомогательное средство на спортивной тренировке, для активного отдыха, в лечебных целях и т. д.).
В отличие от подвижных игр спортивные игры требуют устойчивых условий проведения, твердых правил, точного числа участников с определенным уровнем подготовленности. Чтобы совершенствоваться в избранной спортивной игре, надо соблюдать определенный режим тренировки. Специалист по физическому воспитанию должен уметь ориентироваться в соответствии подвижных игр закономерностям возрастного развития детей (младшего школьного возраста, 7-12 лет; среднего школьного, или подросткового возраста, 12-15 лет) и молодежи (старшего школьного, или юношеского возраста, 15-17 лет).
Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся.
Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).
Добиться значительного сокращения времени простой реакции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства), Большинство сложных двигательных реакций в физического воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, в данной ситуации) и реакций на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направление воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для это необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению вымени реакции. При воспитании быстроты реакции на движущийся объект, особое внимание уделяется сокращению времени начала компонента реакции нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
- 1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объектов поле зрения (например, когда занимающийся не впускает мяч из поля зрения, время у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
- 2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.
Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора Число альтернатив, для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру так и число ответных действий. На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.
Источник