Методика развития с ребенком у которого кохлеарный имплант

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19 Коломенского городского округа Московской области»

               Доклад на областном методическом объединении по теме:

Составила: Романова

Алина Игоревна

Учитель-дефектолог б/к

апрель

2018-2019

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

В отечественной сурдопедагогике обучение детей с нарушениями слуха  устной речи всегда рассматривалась как приоритетная задача, решение которой содействует более полноценному личностному развитию, социальной адаптации. Полноценное владение ребенком с нарушением слуха устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие детей при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.

Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют ребенку с нарушением слуха полноценно слышать речь. В последние десятилетия в нашей стране широкое распространение получило новое направление–кохлеарная имплантация.

В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи детей с нарушением слуха. Кохлеарный имплант позволяет слышать окружающие звуки и лучше  ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированным в среду слышащих.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва, но также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях. Поэтому, реабилитация ребёнка после КИ невозможна без полноценной работы по развитию речевого слуха, которая ведётся на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

          Слуховое развитие ребёнка после кохлеарной имплантации, как отмечает И. В. Королёва,  происходит в двух ситуациях:

          – в естественных условиях, дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое восприятие происходит естественно, непроизвольно. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации:

         – во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

 Исследования (И.В. Королевой, О.В. Зонтовой и других), практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей учащихся.

           Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка дополнительных нарушений.

          Для занятий по РСВ в начальный период обучения используются картинки. Видя картинку, ребёнок воспринимает слово как единое целое,   и не выделяет из него отдельные звуки, как мы это делаем при чтении. То же самое происходит при построении фразы из слов. Именно так воспринимают устную речь дети и взрослые.

Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с КИ.

1. Ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен быть хорошо настроен.

2. При общении с ребенком лучше находиться со стороны импланта или перед ним. В этом случае можно не закрывать лицо экраном – ребёнок смотрит на картинки и понимает, что ему надо делать. Благодаря тому, что педагог сидит и говорит близко к микрофону процессора, ребёнок слышит речь очень чётко. Если же ребёнок что-то не понял, он всегда может посмотреть на педагога в зеркало.

3. Говорить надо чуть медленнее, отчетливо артикулируя, повторяя ключевые слова фразы, если ребенок не понял сказанное.

4. Во время занятий следует исключить шумы

5. Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторить услышанный звук с ребенком (произвести с ним действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука. .

6. У маленьких детей важно стимулировать любые вокализации и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа.

7. Следует учить ребенка различать при парном сравнении и узнавать отдельные звуки речи. Сформированное умение различать звуки речи, особенно высокочастотные и тихие (с-з, с-ш, п-б), используется для контроля правильности настройки процессора КИ.

8. Важно постоянно закреплять сформированные навыки узнавания слов и предложений, соотнося с их значением, и проверяя понимание ребенком значений этих слов.

9. Надевать КИ ребенку следует в выключенном состоянии. Утром или после сна, одевая КИ ребенку, сначала надо установить небольшое усиление, и увеличить усиление через 10-20 мин.

10. Если ребенок отказывается носить КИ, пугается громких звуков, следует уменьшить усиление. Если ребенок продолжает плохо реагировать на громкие звуки, на занятиях устанавливается более высокое усиление, а в детском саду, школе, на улице – более тихий.

11. После включения процессора КИ мозг ребенка постоянно стимулируется окружающими звуками. .

12. У детей младшего возраста необходимо следовать за вниманием, интересами и возможностями ребенка, развивая его умение слушать и узнавать звуки и речь, поощряя любое достижение ребенка.

13. Дети с КИ плохо опознают речь при диктовке (из-за реверберации помещения), поэтому рекомендуется такие задания выполнять с ними индивидуально.

Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации предполагает, что многолетний процесс реабилитации можно разделить на следующие этапы:

Первый этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Второй этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Третий этап. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.

Четвертый этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.

В начальный период использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.

Проводя коррекционную работу с ребенком с КИ, учитель-дефектолог должен учитывать основные функции слуха и речи у человека и биологические закономерности их формирования. Ребёнок с КИ должен пройти все стадии  предречевого развития, который проходит  ребёнок с нормальным слухом.  Стадия интонированного лепета, произнесение цепочек слогов, повторение интонации и контура слова или фразы очень важны в правильном развитии речи ребёнка. Как и нормально слышащие дети,  ребёнок с нарушенным слухом  сначала произносит слово приближённо, чтобы совершенствуя артикуляционные движения, произнести его точно.

Основными направлениями коррекционной работы по формированию речи имплантированных детей является:

•                   выработка потребности в речевом общении;

•                   работа над развитием слухового восприятия;

•                   формирование звуко-слоговой структуры слова;

•                   развитие импрессивного и экспрессивного словаря;

•                   развитие слухоречевой памяти;

•                   овладение грамматической стороной речи

Технология коррекционной  работы.

Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков:

  • выработка условной двигательной реакции,
  • обнаружение звука,
  •  различение при парном сравнении звуков окружающей среды, музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными
  • различение звуков окружающей среды,  музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными (закрытый выбор, 3 и более),
  • различение характеристик речевых и неречевых звуков (количество, долгота, слитность, высота, громкость, локализация звука),
  • различение звукоподражаний,
  • различение слов с разной слоговой структурой,
  • различение слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные),
  • различение слов с одинаковой слоговой структурой с близким фонемным составом  (односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные).
Читайте также:  Психологический комфорт на уроке как условие развития ребенка презентация

Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).

Развитие фонематического слуха:

  • различение звуков речи (сильно отличающихся по частоте, сходных по частоте),
  • различение и узнавание слогов,
  • определение наличия заданного звука в слове,
  • узнавание слова в слитной речи,
  • узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова,
  • определение места звука в слове,
  • подбор слова на заданный звук,
  • различение слов, похожих по звучанию.

Распознавание устной речи:

  • Расширение словарного запаса (ответы на вопросы, выполнение сложных поручений; наречия, междометия в речи),
  • грамматические представления (предлоги, наречия, союзы, «один и много», время глаголов).

Тренировка понимания вопросов.

Тренировка понимания многосоставных инструкций и высказываний.

Узнавание слов и предложений,  произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса.

Восприятие и понимание устных текстов.

Восприятие просодической информации в речи.

        Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз. С детьми необходимо работать над темами:  «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Транспорт», «Продукты», «Животные» и др.

Подэтапы работы  (Тема «Игрушки»).

1. Ознакомление со словом.

Кукла. Это кукла.

2. Включение слова во фразу.

Кукла спит.

3. Ответы на вопросы.

Кто это? Это кукла. Что делает кукла? Кукла спит.

 4.  Ознакомление с новым словом.

Мишка. Это мишка.

5. Включение слова во фразу.

Мишка сидит.

6. Ответы на вопросы.

Кто это? Это мишка. Кто это? Это кукла. Где кукла. Вот кукла.  Где мишка? Вот мишка. Что делает мишка? Мишка сидит. Мимка спит. Что делает кукла? Кукла сидит. Кукла спит. Где сидит мишка. Тут сидит.

7.  Ознакомление с новым глаголом (например, идет). Использование  глагола с этими же словами.

Мишка идет. Кукла идет.

8.Описание.

Это маленькая кукла. Это большая кукла. Это большой мишка. Это маленький мишка.

9. Описание.  Части туловища.

Это ноги. Это руки. Это лапы.

10. Выполнение инструкций. Ответы на вопросы.

Покажи ноги. Покажи руки. Покажи лапы.  У кого есть ноги? У кого есть лапы?

11. Составление предложений-рассказов.

Мишка спит, кукла сидит.

12. Ответы на вопросы.

Кто сидит? Кто спит?

13.Включение новых тем. Например, «Мебель»

Это стул. Это диван. Это кровать. Что это? Где диван (стул, кровать). Там стул. Большой стул. Большой диван.

14. Соединение тем.

Где спит кукла? Кукла спит на диване. Кто спит на кровати? Где спит мишка?

Работа по формированию произношения и развитию слухового восприятия, осуществляемая на индивидуальных занятиях и включает в себя:

•         работу над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, ритм, словесное ударение, интонация)

•          работу по восприятию звуков русской речи; развитие навыков обнаружения и локализации звуков в пространстве, различения и опознавания окружающих звуков и речи.

•     различение и опознавание на слух: простых предложений, предложений с однородными членами (подлежащим или дополнением); словосочетаний –  существительные, местоимения, числительные, союзы (и,а), частицы (еще); слов, работу по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом и открытом выборе; усложнение структуры предложения; воспроизведение ритмического рисунка фраз – заучивание рифмовок;

•             работу над восприятием текстов: восприятие на слух незнакомых текстов, состоящих из 6-7 коротких предложений;

•              работу над диалогической речью;

•              работу по восприятию шепотной речи с расстояния 2-х метров;

•               занятия по телефону.

 Необходимо сначала изучить индивидуальные речевые особенности имплантированных учащихся и строить работу, осуществляя индивидуальный подход. Работа по формированию устной речи имплантированных учащихся на индивидуальных занятиях начинается  с планирования речевого материала.

Отбирается речевой материал для слуховой тренировки из таких тем, как: «Учебная деятельность», «Организация занятий», «Моя семья», «Мой класс», «Времена года», «Одежда», «Овощи-фрукты», «Пища», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Мебель», «Кухня» и другие. Тема «Учебная деятельность»  может включать  в себя фразы, например:

  •  Здравствуй
  •  До свидания
  •   Как тебя зовут?
  •   Как твоя фамилия?
  •   Сколько тебе лет?
  •   Как зовут твою учительницу?

Для реализации коррекционных задач используются следующие методы и приемы:

– упражнения и игры по развитию слухового восприятия, основанные на выработке условно–двигательной реакции на звук, а также игры направленные на различение речевых и неречевых звуков, различение звучаний по акустическим признакам (громкий – тихий звук, длинное – короткое звучание, определение начала и окончания звучания, различение одного и нескольких звуков);

-фонетическая ритмика, для активизации голосовой активности, работы над высотой и силой голоса, вызывания, закрепления навыков правильного произношения доступных звуков, работы над интонационно–ритмической стороной речи;

– артикуляционная гимнастика, для развития артикуляционной и мимической мускулатуры;

– дыхательные упражнения

          Дети с имплантами на первых порах часто пропускают слоги в словах, особенно последний и  безударный слог. Правильно повторить чисто слогов в слове/фразе помогает отхлопывание по тыльной стороне ладони ребёнка числа слогов при повторении новых слов или при произнесении знакомых слов. Мы побуждаем ребёнка сказать или повторить слово, при этом сами произносим слово по слогам и одновременно с этим хлопаем по его ладошке.  Просим ребёнка повторить слово, хлопая его по ладони в соответствии с произнесёнными слогами.  Делаем это несколько раз, чтобы ребёнок запомнил число слогов в слове и постепенно научился повторять его, не пропуская слоги. А затем обязательно произносим эту слово/фразу плавно, сопровождая его плавным движением кисти руки (справа-налево), и просим ребёнка повторить, чтобы помочь научиться произносить слова слитно, а не по слогам.

  Учащиеся с КИ в начале обучения имеют слабую слухоречевую память, которая нуждается в её длительной систематической тренировке. В связи с этим на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП полезно проводить упражнения для запоминания знакомых и малознакомых слов. Например, после называния учеником нескольких  картинок  ему предлагается их запомнить, после чего картинки переворачиваются или убираются, и ребёнок самостоятельно без опоры на наглядный материал повторяет их названия.

Структура индивидуального занятия с имплантированными учащимися может быть такой: пример индивидуального занятия, проведенного с ученицей 1 класса Дианой Д.

Тема: Автоматизация звука «Ш».  «Одежда», «Зимние забавы».

Цели: автоматизировать звук «Ш» в разных позициях в слогах, словах, фразах на материале РСВ. Работать над развитием ритмико-интонационной структуры речи. Упражнять в умении воспринимать, различать на слух новый речевой материал, опознавать знакомый речевой материал, работать над восприятием на слух текста.

Ход занятия:

I Орг.момент

+Здравствуй, Диана     У: здравствуйте

+ Как ты слышишь?                  У: Я слышу хорошо.

+ Что мы будем делать?   У: будем слушать и говорить

 – Говори все звуки, следи за голосом  

II Работа над дыханием и голосом

 – Говори гласные звуки кратко   У: а   о   у  э   и  

 – Скажи слитно                            У: а______о______у_____э_____и

 – Повтори слоги со звуком «п» 2 раза  У: папапопопупупипипепе

III Тренировка узнавания гласных

 – Послушай, повтори (шепотом)

+ пап, тот, поп

IV. – Послушай и узнай звук

+Ш_____________

 – Послушай, повтори

+ШАШОШУ

+ШОШОШУ

+ШАШОША

– Слушай, повторяй, выкладывай

+ПА-па-па     +па-ПА   +па-ПА-па

Читайте также:  Первые месяцы жизни ребенка уход и развитие видео

 – Послушай слова, подбери ритм, отхлопай

+ шапка,  шарф, штаны, снежки, варежки

V. Ты хочешь играть? (чудесный мешочек, в мешке шапка, шарф, варежки)

У: Что там?    +  шапка (достаю)

Посчитай, сколько шапок.

VI.Физминутка

 – Ты устала?  – Давай отдохнем  (выполняют упражнения с движениями)

Шли, шли, шли

Мы пирог нашли,

Сели, поели

И дальше пошли

VII.  Работа над ритмико – интонационной структурой предложения

+ Пришла, осень?   У: нет, зима

+ Зима пришла?  У: Да, зима пришла!

  – А ты любишь зиму?   Почему?

– Занятие окончено, до свидания.

            В результате работы по развитию слухового восприятия, по обучению произношению и закреплению полученных на специальных занятиях произносительных навыков   и  умения пользоваться слухом на общеобразовательных уроках и во внеурочное время, а также  большой работе родителей детей с КИ  по накоплению пассивного и активного словаря, у учащихся формируется естественная (как у слышащих сверстников), интонированная, выразительная речь.

           Кохлеарная имплантация – это шанс для ребёнка с нарушением слуха максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них.  Эта возможность может  быть реализована только при условии ежедневных занятий по развитию речевого слуха и устной речи ребёнка и ежеминутного целенаправленного общения с ним.  

Литература

1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. – СПб:Умная Маша,  2010.

2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.

3. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. 4-е издание, дополненное/ И.В Королева. – СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.

4. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

Источник

Дарья Носкова
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

Введение

Кохлеарная имплантация – это современный прогрессивный вид помощи детям с нарушенным слухом, который позволяет принципиально изменить жизнь неслышащего ребенка, весь ход его развития, положительно влияя на его воспитание и обучение, и способствует полноценной социальной адаптации. Дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной коррекционной работе.

В отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву.

Таким образом, в процессе операции во внутренне ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Но сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения слухового процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом – научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

На сегодняшний день в МБДОУ №74 «Звездный» г. Кургана существует коррекционная группа для детей с кохлеарными имплантами. Дети представляют собой неоднородную группу, которая отличается разным характером нарушений слуха, временем, когда произошло нарушение слуха, уровнем речевого развития, наличием или отсутствием сочетанных нарушений развития, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха, возрастом нарушения и другими психологическими параметрами дизонтогенеза.

1 Особенности психофизического развития детей с кохлеарными имплантами.

Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Низкая, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений замедляет темп деятельности в целом.

Физическое развитие детей с проблемами слуха постепенно перестают уступать показателям физического развития слышащих сверстников, но показатели уровня двигательной подготовленности глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности слышащих детей.

Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений детьми с нарушениями слуха. Они испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, контурных изображений предметов; дети могут не узнать предмет, если он частично закрыт другим. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей глухих детей общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь. По характеру произвольного запоминания глухими детьми наглядного материала можно заключить, что в их памяти образы предметов в меньшей степени, чем у слышащих, организованы в систему.

Речь ребенка после кохлеарной имплантации характеризуется низкой активностью и сопровождается речевыми нарушениями; так же, наблюдается несформированность таких мыслительных операций, как синтез и обобщение, где механизмом понимания логико-грамматического строя предложений может выступать наличие парафраза; в эмоциональной сфере выявились такие особенности, как наличие стресса, вследствие нервно-психического напряжения

Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);

б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);

в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)

г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)

д) воображения

е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.)

ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

2. Методы и приемы, используемые в реабилитации детей после кохлеарной имплантации.

Дети после кохлеарной имплантации требуют обязательного реабилитационного сопровождения. Это связано с тем, что обучающиеся и воспитанники с кохлеарным имплантом, самой высокоэффективной системой слухоречевой реабилитации, представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития соответствует глухим.

Поэтому применение традиционных, научно-обоснованных методик обучения глухих и слабослышащих (Е. П. Кузьмичевой, Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко, Э. И. Леонгард, Э. В. Мироновой, доказавших свою высокую эффективность на практике, не может быть зеркально перенесено в процесс реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации.

Для формирования процессов понимания речи и говорения детям необходимо:

• Накопить в памяти множество образов звуков окружающего мира и звуков речи и научиться их анализировать.

• Овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила словоизменения и связи слов в предложении.

• Овладеть навыками звукопроизношения.

• Научиться активно пользоваться речью, как средством общения.

Одновременно маленький ребенок нуждается и в формировании других навыков, которые у глухих обычно развиваются с нарушением:

• Развитие мышления, памяти, внимания, общих преставлений об окружающем мире.

Читайте также:  Упражнения для развития левого полушария для ребенка 5 лет

• Развитие двигательной активности и координации движений крупной и мелкой моторики.

• Развитие эмоционально-волевых качеств.

У всех детей в целом, а у малышей особенно, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано. Поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях с привлечением всех участников педпроцесса: врачей, родителей, дефектологов, логопедов, психологов, музыкальных работников.

Слух и речь у ребенка после кохлеарной имплантации развивается в 2-х ситуациях:

• Спонтанно, в ежедневных естественных ситуациях – дома, на улице, в гостях. Здесь успех имплантации определяется активным участием родителей.

• Во время целенаправленных занятий. Эти специальные занятия позволяют быстрее развить необходимые навыки.

На каждом занятии по всем разделам программы, в каждом режимном моменте мы в своей работе опираемся на обще дидактические методы и приемы. Существует огромное количество классификаций методов и приемов. Например:

Игровые

Методы (способы воздействия или способ передачи знаний)

– дидактические игры

– подвижные игры

– сюжетно-ролевые игры

– игры-забавы

– инсценировки

Приемы (варианты применения данного метода)

– создание игровых ситуаций

– обыгрывание игрушек, предметов

– сюрпризность, эмоциональность

– внезапность появления, исчезновение игрушек

– интригующие ситуации

Словесные

Методы

– беседы

– диалоги

– работа с готовым текстом

– самостоятельное составление текстов

Приемы:

– восприятие с последующим воспроизведением слов, фраз

– называние игрушек, предметов и их изображений, качеств, действий

– составление фраз, предложений по малосюжетным и сюжетным картинкам

– объяснение назначения предмета

– отработка произношения слова, фразы

– отгадывание загадок

Практические

Методы:

– конструирование

– аппликации

– рисование

– упражнения на развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики

Приемы:

– совместные действия педагога и ребенка

– выполнение действия по образцу

– самостоятельная деятельность детей

– выполнение поручений

Наглядные

Методы

– наблюдение за явлениями природы, за трудом взрослых

– рассматривание живых объектов, предметов, картин

– кукольный театр, театр теней, фланелеграф

– просмотр видеосюжетов

Приемы:

– непосредственное восприятие предмета, игрушки, изображения

– показ с называнием

– демонстрации

3. Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)

1. «Кто там?»

Цель: формировать умение прислушиваться к неречевым звукам, привлекать внимание и интерес к ним; показать, что речевые звучания могут сообщать о чем-то, предупреждать.

Оборудование: зайка, мишка.

Ход игры Взрослый и ребёнок сидят на стульях. Раздается стук (взрослый стучит под столом) и прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Взрослый «вводит» в игру зайку (мишку).Радостно: «Это зайка пришёл! Зайка стучал!» – говорит взрослый. Зайка предлагает поплясать: «Оп-оп-оп».

Словарь: будем играть; кто там?; зайка, мишка, привет, слушайте.

2. «Коробочки»

Цель: формировать умение находить и показывать направление звучания игрушки, учить выбирать из двух (трех, четырех) коробочек звучащую; обозначать звучащую игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка.

Оборудование: две (три, четыре) одинаковые коробочки (баночки) одного цвета; одну из них наполнить камушками.

Ход игры Игра проводиться за столом. Сядьте с ребенком друг напротив друга. Возьмите пустую коробочку. Потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую коробочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Поставьте две коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так, чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Нужно дать ребенку по очереди потрясти все коробочки и показать на ту, которая заполнена камушками.

Словарь: будем играть; коробочка, слушай, тук-тук, там нет, там.

3. «Угадай, что в бутылке»

Цель: формировать умение узнавать источник звука на слух, развивать слуховое внимание и память, пассивный и активный словарь (названия наполнителей, слуховые образы звучаний разных наполнителей, произношение.

Оборудование: 2-3 непрозрачные бутылочки одинаковой формы, материала и цвета, наполненные на 5-10% фасолью, монетами, крупой и т. д. Ещё одна бутылочка, где находится 1 из наполнителей. Карточки с изображением наполнителей и названиями на обратной стороне.

Ход игры: взрослый называет образцы наполнителей, которые лежат на столе. Далее он встряхивает бутылочки, вызывая звуки, а затем меняет бутылочки местами так, чтобы ребёнок не видел. Ребёнок должен отгадать, что там находится, назвать наполнитель или показать соответствующую карточку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушай.

4. «Кто за дверью?»

Цель: формировать умение прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т. д.)

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на стульях; прикрывая рот естественными положениями рук взрослый произносит «мяу», прислушивается сам и просит послушать малыша. Снова слышится «мяу». Взрослый спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа достаёт кошку, она мяукает. Взрослый просит ребёнка сказать, как мяукает кошка. Малыш повторяет: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные (каждый раз: кто-то один) и игра проводится так же.

Словарь: будем играть; слушай, привет, кошка (собака, петух, корова, мышка и т. д., мяу (ав-ав; пи-пи; му-му и т. д.).

5. «Какая у меня картинка?»

Цель: формировать умение определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.

Оборудование: листы с изображением двух (трех) предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (дом, самолет; шар, кукла, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры Взрослый садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать (узнать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с двумя (тремя) изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Взрослый проверяет правильность ответа и, если предмет назван (показан) верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он отраженно повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит взрослый, т. е. встает за спиной или закрывает лицо экраном.

Словарь: будем играть; слушай, названия тех предметов, которые изображены на картинках.

6. «Мы гуляем и поем»

Цель: формировать умение соотносить длительность звучания с длиной дорожки, устанавливать связи между моторными и речевыми компонентами. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см и длиной 5 и 20 см)

Ход игры: Взрослый говорит: «Наши пальчики пойдут гулять». Затем берет ребенка за ведущую руку, выдвигает его указательный и средний пальцы вперед, накладывает свою ладонь сверху и проводит пальцами ребенка по короткой дорожке, пропевая: «а-а». Затем взрослый говорит «Это короткая дорожка. Вот она».

Взрослый кладет перед ребенком длинную дорожку и говорит:»это длинная дорожка». Сопровождает свою речь длительным звучанием «А-А-А-А-А». Проводит пальцами ребенка по всей длине дорожки. Долго идем – долго поем.

Словарь: будем играть; слушай, длинная дорожка, короткая дорожка, а-а, А-А-А-А-А.

Заключение

Кохлеарная имплантация является важнейшим средством социализации детей с нарушением слуха на современном этапе. Для создания эффективного развития ребенка с кохлеарной имплантацией, должна проводиться правильная коррекционно-развивающая работа, чтобы формировать адекватное слухоречевое поведение, развивать речевые навыки, языковые способности и требуется систематическое участие специалистов и родителей в реабилитации.

В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением разнообразных методов и приемов, у детей с КИ наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии, позволяющем им продолжить обучение в школе. Динамика может быть не всегда высока, но она всегда положительна. При условии сохранного интеллекта, формирование речи после КИ идёт по этапам развития речи, дети естественным образом накапливают активный и пассивный словарь, овладевают грамматическими навыками и навыками связной речи.

Хорошая реабилитация – залог качественного обучения.

Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!

Источник