Методика развития речи у ребенка с алалией

Читая комментарии, я вижу, что многие родители, имея ребёнка с тяжёлым нарушением речи, даже в больших городах сталкиваются с фразами от педагогов вроде: “Приходите после 5 лет“. Такие вещи специалист говорит не потому, что до 5 ждать допустимо, а потому, что он либо не умеет работать с подобными нарушениями и рассчитывает, что когда ребёнок корявенько заговорит, с ним можно будет работать традиционными методами, либо просто не хочет связываться.

Однако при алалии ждать до 5 лет недопустимо – ребёнок с ней без занятий может молчать и до 7, и до 10 лет. А если это алалия с сенсорным компонентом или аутизм, то бонусом к отсутствию речи можно получить ЗПР, а то и умственную отсталость. Поэтому сегодня я хочу показать методику для вызова речи у алаликов, которая помогла лично моему сыну заговорить, чтобы родители не ждали у моря погоды и могли попробовать вызвать речь сами.

фото из открытых источников

Определяем и формируем “готовность к речи”

Чтобы эта методика успешно сработала у вас, ребёнок должен быть “готов” к речи. Что значит готов?

  • Должно быть развито подражание;
  • Развито внимание – необязательно фантастическое, но чтобы хоть 5 минут на одном задании ребёнок мог концентрироваться;
  • Ребёнок вступает в контакт (немного понимает обращённую речь или может коммуницировать при помощи карточек) – нужно, чтобы объяснить ему принцип работы.

Если чего-то из этих пунктов нет, лучше не браться за вызов речи, так как это будет попытка нагородить “дом без фундамента”. По моему опыту с сенсомоторной алалией у сына скажу, что работа над вызовом осознанной речи ведётся в таком порядке, в каком у ребёнка развивались бы психические функции не будь у него никаких проблем:

  1. Сначала ведётся работа над вниманием ребёнка к происходящему – нужно поработать с общеразвивающими безречевыми занятиями (пирамидки, сортёры и прочее), уча ребёнка концентрироваться хоть на чём-нибудь;
  2. Через некоторое время параллельно подключается работа над пониманием речи и подражанием;
  3. Когда становится понятно, что ребёнок, пусть не идеально, но довольно стойко, владеет нужными навыками, можно начинать пробовать запускать речь.

Как правило, при чистой моторной алалии над подобными вещами работать не требуется – ребёнок всё это может, но не может говорить. С такими детьми можно пробовать сразу приступать к вызову речи.

Сенсорная, сенсомоторная алалия и РАС обычно требуют отработки всего вышеперечисленного. Если вы не знаете что делать, то у меня на канале уже есть статьи как развить все эти “ступеньки к речи” – ниже я добавлю ссылки на некоторые из этих материалов.

Для тех, у кого ребёнок всё нужное может и умеет, показываю сработавшую у нас методику.

Вызов речи

Честно скажу, не знаю как она называется, но у многих алаликов и детей с тяжёлыми нарушениями речи я видела нечто подобное. По принципу напоминает метод Новиковой-Иванцовой. Выглядит она вот так (листать галерею можно стрелочками вбок – ниже размещу описание каждого этапа):

картинка 1

картинка 1

картинка 1

Картинка 1 – так как у алаликов и аутистов, как правило, слабое слуховое внимание, звуки и то, как они звучат, проще учить через картинки, так как зрительное восприятие у таких детей обычно не нарушено. Ребёнку предлагается поместить указательный палец на начало стрелки и медленно вести руку по стрелке к смайлику, гудя как паровоз “У-у-у!”. таким образом ребёнок отрабатывает все три стрелки.

Ниже расположены “Кнопочки пианино” – это игровая пальчиковая гимнастика. Ребёнку надо поочерёдно коснуться пальцами кнопочек, произнося при нажиме “У-у-у”: большим пальцем нажать на зелёную, указательным на красную, средним на голубую и т.д.

Картинка 2 – Здесь должны быть слова с изучаемой буквой (нужно 10-15 шт.). У меня пример со словами из урока с буквой “А”. По произношению они могут казаться невозможными для алаликов, тем не менее, ребёнку надо их за вами повторять.

Обратите внимание: на этапе вызова речи не важно какого качества слова у ребёнка. Он может их произносить почти неузнаваемо, коряво, главное, чтобы просто произносил и практиковался. Пока идёт работа на выход из алалии исправлять не нужно!

Важно: сам родитель должен стабильно показывать образец правильной речи как на занятиях, так и в жизни. Умиляться тому, что ребёнок наконец хоть что-то начал говорить, можно, но сюсюкать и повторять за ним неправильное произношение не надо!

Картинка 3 – такое задание присоединяется после того, как вы пройдёте первые 2-3 буквы. Это обучение чередованию звуков речи. Ребёнок на начале стрелки говорит “А-а-а“, но когда его указательный палец дойдёт до парохода, он должен произнести “У“. Получается более сложное звукоподражание “А-у!“. Для занятия требуется 2-3 таких дорожки для чтения.

Это упражнение важно для отработки частого явления при тяжёлых нарушениях речи – артикуляционной диспраксии.

Артикуляционная диспраксия – это проблемы с координацией движений мышц рта.

Например, чтобы сказать слово “Ванна”, наш рот сначала принимает одну артикуляционную позу (положение мышц рта) для произнесения части слова “ва”, а затем другую, чтобы выговорить “нна”. Мы делаем это автоматически, а ребёнок с диспраксией так не может и не понимает как ему переключить мышцы рта с одного слога на другой. В итоге может быть картина, когда малыш может произнести только слова с одинаковыми слогами (мама/папа).

Такие “чтения” сначала гласных по дорожкам, затем гласных с согласными, помогают ребёнку плавно и ненавязчиво учиться переключатся с одной артикуляционной позы на другую.

Как видите, для заданий требуется немного материалов, многие из которых можно нарисовать самим в графических редакторах (стрелки, кнопки и прочее). С исходниками карточек-символов сложно – их у меня нет, но можно позаимствовать эти карточки из методики Новиковой-Иванцовой. Наберите в поиске яндекса (он лучше ищет по картинкам), например, “новикова-иванцова гласные звуки” и вы увидите вагон карточек, которые можно скачать и распечатать. Конечно, не все они будут гласные, но тем не менее, так можно выудить если не всю, то большую часть обучающего материала (пара примеров внизу):

Каков порядок звуков?

Звуки изучаются в том порядке, в каком они в норме входят в строй.

Сначала это гласные: А, О, У, И, Э, Ы.

Затем согласные раннего, а потом и позднего онтогенеза:

Если видно, что какой-то звук ребёнок не может нормально произнести, то это знак, что пока надо задержаться именно на нём + повторять предыдущий материал.

Обратите внимание: при обучении согласным важно соблюдать правильное произношение: надо чётко говорить один звук – не “М-э”, а “М”, к примеру.

Сколько времени потребуется?

Всё индивидуально, но я расскажу про наш опыт.

Сыну было 3,10, когда мы начали так заниматься. К первым сознательным, постоянным словам мы шли примерно 2 месяца. Срок не такой уж и большой, но чтобы этого достичь, мы очень плотно работали: 4-5 раз в неделю повторялись задания с нами дома + 2 раза в неделю ребёнок работал частно с логопедом. То есть, суммарно выходило 6-7 занятий в неделю. Через полгода от начала занятий сын начал говорить, пусть простыми и корявыми, но предложениями.

На один звук отводилось примерно 3-4 дня. Бывало, что сыну упорно что-то не удавалось. У нас, например, долго не шла “Ы” – её учили 2 недели. Это нормально, так как от ТНР нельзя ожидать, что ребёнок будет легко справляться.

Каждое занятие проводилось закрепление пройденного до этого материала. Например, ребёнок выучил “А”, “О” и ему давали “У”. Мы учили “У”, но также быстро пробегались по заданиям с двумя предыдущими звуками. Делалось это, чтобы у сына было побольше речевой практики.

Возможно, для кого-то этот материал не станет открытием и я честно скажу, что да, много, долго, занудно и ребёнка утомляет. Но нам он помог! Поэтому я не могу не поделиться им и буду рада, если кто-нибудь тоже увидит результат 🙂

К сожалению, эти занятия не решат все проблемы, если у ребёнка тяжёлое нарушение речи – ему всё равно будет необходим хороший логопед!

Некоторые вещи действительно можно толкнуть и отработать дома, но поставить звуки, сделать массаж, помочь развить слабые стороны речи конкретно вашего ребёнка, направить и объяснить может только хороший специалист.

Спасибо тем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Обещанные ссылки:

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (существительные)

Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)

Источник

                                          Учимся читать и говорить одновременно!

Эта книга предназначена для стимуляции речевых высказываний, развития речи, обучения чтению и письму детей с тяжёлыми нарушениями речи, в том числе детей с алалией, расстройствами аутистического спектра и детей из двуязычных семей.

С успехом данная методика используется для обучения чтению, развития зрительной памяти и внимания, обогащения словарного запаса здоровых детей с трёх лет.

Хотелось бы обратить внимание на то, что развитие речи и обучение чтению, предложенное в данной книге, на начальном этапе, проводится с использованием методики глобального чтения.

У многих детей с РАС навыки визуального восприятия развиты достаточно хорошо и глобальное чтение для них не представляет труда. Поэтому, использовать  методику «глобального чтения», в большинстве случаев стоит как можно раньше.

Создание  данного букваря стало возможным после многолетнего опыта создания индивидуальных букварей для детей с расстройствами аутистического спектра и алалией.

Год за годом создавая с детьми индивидуальные буквари, стала выстраиваться определённая система, которая не только является эффективной, но и нравится как здоровым детям, так и детям с расстройствами аутистического спектра и алалией.

Данная методика используется более 10 лет и доказала свою эффективность.

Постепенно вводится аналитико – синтетическое чтение и письмо.

                                                                 Правила проведения занятий.

Перед занятием взрослому необходимо внимательно ознакомиться с материалом, который он будет предлагать ребёнку. Подготовить необходимые пособия.

Подробные комментарии и подсказки в книге, помогут взрослым организовать увлекательные занятия с ребёнком.

В среднем знакомство с 1 буквой занимает 1 неделю.

В это же время выполняются работы в альбомах.

Если процесс усвоения материала идёт медленно, то необходимо знакомство с буквой увеличить до двух недель. Необходимо возвращаться к уже изученному. Помните:

Ребёнок должен чувствовать себя успешным.

Старайтесь не давать ребёнку возможности ошибаться, своевременно предоставляйте подсказку.

Успехи малыша стимулируют его познавательную активность.

Максимальная продолжительность одного занятия для детей 3-5 лет 20 минут.

Для детей, более старшего возраста  до 30 минут.

Продолжительность занятий в начале обучения не более 7 – 10 минут.

Занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне, чтобы ребёнку хотелось к ним возвращаться.

Вопросы ребёнку необходимо задавать чётко, коротко и понятно.

Режим показа карточек:

Первый день – 2 карточки;

Второй день –  плюс  1 карточка;

Третий день – ещё одна.

Доведя количество слов до семи, организовать как можно больше игр с данными словами.

Порядок введения новых слов зависит от интересов ребёнка.

На начальном этапе слова должны быть написаны разным цветом и отличаться графически.

Например: КОТ, МАШИНА, МЯЧ, УТКА, СОБАКА,  ДОМ,  ТЕЛЕФОН.

У ребёнка должна быть коробка с карточками – словами, которые можно не только рассматривать и читать, но и использовать их в играх. Например:

«Магазин» – покажи продавцу, что ты хочешь купить;

«Рыбалка» – поймай слово и прочитай его.

 Для игры использовать удочку с магнитом и карточки со словами с прикреплёнными к ним металлическими скрепками. 5-7 карточек со словами положить в большую коробку («озеро»), с помощью удочки «ловить» слова, «читать» их и класть в ведро.

«Водитель» – привозить на машине еду (слова) для животных.

Например: кошке – молоко; мишке – мёд; лисе – сыр; белке – орех.

      Важно! При знакомстве с согласными, называть буквы так, как звучит звук. Ни в коем случае не называть буквы МЭ или ЭМ; СЭ или ЭС и т.п.

                                                       Только звук: М! П! Т! К! С! Н!

Давая задания по картинке, мы даём инструкцию «СКАЖИ» или «ГОВОРИ», а работая с графическими символами – буквами, всегда даём инструкцию «ЧИТАЙ».

И ещё. Не нужно спешить.

В среднем изучение материала, предложенного в первой части БУКВАРЁНКА проходит с начала сентября до начала января. В случае, тяжёлых нарушений оно увеличивается.

 Необходимо учитывать зону ближайшего развития ребёнка.  

                             С чего начинать при РАС и алалии?

Прежде, чем начать знакомить неговорящего ребёнка  с книгой  необходима предварительная работа.

  1. На стенах квартиры нужно разместить буквы: А; У; И; О.

Высота букв 20 -25 см., они должны быть написаны чёрным шрифтом на белой бумаге.

Если у ребёнка есть любимый цвет, то можно заменить белый лист бумаги, на бумагу с оттенком данного цвета и написать буквы на нём.

Размещать 2 – 3 буквы в течение двух недель (зависит от интереса ребёнка, но даже если он отсутствует – это необходимо сделать).

Показывая ребёнку букву, взрослый говорит: «Читай! ААА!»  И размещает её на стене, чуть выше поднятых рук ребёнка.

Показывая букву на стене, указательным жестом, взрослый  говорит: «Вот  А!».  В течение дня несколько раз спросить ребёнка: «Где А?», обычно детям нравится выполнять это задание, но если ребёнок не реагирует на Ваш вопрос , показать ему букву надо очень эмоционально и радостно произнести: «ВОТ! А!». «Читай!». Если ребёнок повторит («прочитает») за Вами  букву очень сильно похвалить его. «Молодец! Умница! Читаешь!»

На следующий день, аналогичным образом познакомить ребёнка с буквой У. Разместить её нужно на другой стене, чтобы игра «Найди букву …» была для ребёнка более интересна. Ребёнку, несколько раз (10 -15) показать: «Вот У»;  «Где У?»; «Где А?» «Вот А».  

Ни в коем случае не нужно произносить длинных инструкций, типа  «Ваня, иди, посмотри, где на стене написана буква А, покажи мне её» и т. п.  вопросы нужно формулировать кратко.

Можно организовать весёлую игру привлечь  к поиску буквы других членов семьи.

  1. Подписать 3-5 реальных предмета или любимых игрушки высота букв на карточке не менее

5 сантиметров. Например: ВАННА, ШКАФ, ДВЕРЬ, МАШИНА, КОНСТРУКТОР, МЯЧ, СТОЛ.

 Подходить к предмету и «читать» слова в течении одной – двух недель (зависит от возможностей ребёнка). Затем дублировать карточки и предложить ребёнку разместить их около предметов. Начинать с двух. Когда малыш научится соотносить 5 карточек, убрать их все с предметов и предлагать ребёнку самостоятельно размещать карточки около предметов, начиная с одной. Говорить ему: «Читай!», и читать самому, стимулируя высказывание ребёнка.

На начальном  этапе обучения  не должно быть графически похожих слов, типа:  СТОЛ – СТУЛ; МАШИНА – МИШКА;  ДВЕРЬ – ДИВАН;  ТЕЛЕВИЗОР – ТЕЛЕФОН и т.п.

  1. Необходимо сделать альбом №1, в который наклеить фотографии родных и подписать их

крупным шрифтом: МАМА; ПАПА;  БАБУШКА; ДЕДУШКА;  Я – ВАНЯ  (имя ребёнка).

Здесь же можно разместить фотографии 2 – 3 любимых игрушек или предметов (качели, планшет, машина), подписать их.

Взрослый рассматривает с ребёнком альбом и просит показать, где мама, папа, бабушка и т.д.

Затем показывает слово и говорит: «Читай!», следит указательным пальцем под буквой и сам читает слово. Если ребёнок попытается повторить хотя бы звук, необходимо очень сильно его похвалить.

После 7 – 10 дней занятий,  на отдельных карточках дублировать надписи в альбоме. Ребёнку даётся карточка со словом (например, МАМА), он должен найти необходимую фотографию в альбоме и положить около неё карточку – слово.

После того, как ребёнок научится узнавать два слова на карточках, добавляем третье.

  1. В дальнейшем, количество фотографий в альбоме №1 должно увеличиваться.

В нём будут появляться фотографии друзей и их имена, любимые игрушки, предметы, цветы, деревья, животные, птицы, любимые виды деятельности (Я РИСУЮ; Я КУПАЮСЬ и т.д.).

Введение новых тем зависит от интересов ребёнка. Всё необходимо подписывать и «читать».

   При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать чёткую последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему:

                            1-предметы;  2 –действия; 3 – признаки; 4 – явления.

  1. Для занятий необходим  альбом №2, в котором будут выполняться задания из  БУКВАРЁНКА, по мере изучения букв.

При знакомстве с буквой в альбоме №2 ребёнок выполняет аппликацию – из полосок бумаги конструирует и наклеивает букву.

Все гласные  – из полосок красной бумаги, согласные – из полосок синей бумаги.

Высота букв 7 – 10 см.

Затем взрослый пишет контур буквы и предлагает ребёнку раскрасить её.

Гласные – красным карандашом, согласные – синим.

Если ребёнок затрудняется, то все задания выполняются с помощью метода «рука ребёнка в руке взрослого».

 В альбоме ребёнка взрослый рисует 2 – 3 предмета, названия которых начинаются с изучаемой буквы и делает к ним подписи, держа руку ребёнка в своей руке.

Предлагает «читать» слова. Первое «прочтение» слова всегда идёт «по следам» за взрослым.

Необходимо очень сильно хвалить за любые речевые высказывания и выполнение заданий.

  1. Играть в игру «Подбери слово к картинке»  и наоборот, «Подбери картинку к слову»

 (см. Приложение). Хорошо соотносить слова, написанные на карточках с реальными предметами.

Например:  Положить на стол апельсин и арбуз, предложить ребёнку найти данные слова на карточках.

Начинать с 2 карточек, постепенно увеличивать их количество.

Если затрудняется, то на начальном этапе написать слова маркерами разного цвета, не нужно бояться подсказывать и возвращаться к уже знакомому материалу.  Пусть ребёнок чувствует себя успешным.

  1. В конце игры – занятия нужно дать простое задание, с которым  ребёнок точно справится,  и обязательно сильно похвалить за правильное выполнение, поиграть в любимую игру.

Хочется отметить также, что интенсивность занятий при аутизме и алалии, впрочем, как и при других нарушениях должна быть достаточно высокой, если мы хотим  добиться успеха  от проводимой коррекционной работы.

                             Почему необходимо учить читать неговорящего ребёнка.

Обычно, сказав родителям неговорящего ребёнка: «Мы будем учиться читать». В ответ чаще всего можно услышать: «Как читать? Он же ещё не говорит…..»

Алалия – органическое  нарушение  речи  центрального  характера.  При  алалии  происходит  запаздывание  созревания  нервных  клеток  в  определенных  областях  коры  головного  мозга.  Нервные  клетки  прекращают  свое  развитие, оставаясь  на  молодой  незрелой  стадии – нейробластов.

  Клетки  коркового  вещества  в  значительно  меньшей  степени  специализированы,  чем  ядра  подкорковых  образований.  Отсюда  следует,  что  компенсаторные  возможности  коры  весьма  высоки – функции  поражённых  клеток  могут  брать  на  себя  другие  нейроны.

Отсутствие  узкой  специализации  корковых  нейронов  создает  условия  для  возникновения  самых  разнообразных  межнейронных  связей,  формирования  сложных  «ансамблей» нейронов,  регулирующих  различные  функции.  В  этом  важнейшая  основа  способности  к  обучению.

  Как показал опыт работы с детьми-алаликами, посещающими реабилитационный центр, наряду с традиционными методами и способами  коррекционной работы, эффективными оказываются обходные методы, направленные на перестройку способа осуществления функции.

   При моторной алалии обходные методы состоят главным образом в обращении к букве как аналогу звука речи, воспринимаемого на слух, или же к графическому образу слова, как аналогу слова звучащего, т.е. к чтению. Как показывает практический опыт, раннее ознакомление ребенка с графическим образом того, что должно быть услышано, является весьма эффективным.

    Нейропсихологический взгляд на образование ассоциативных связей позволяет констатировать, что зрительное изображение, увиденное на картинке, и графический образ слова стимулируют активацию теменно-затылочных зон обоих полушарий мозга, а также лобных долей, обеспечивающих понимание увиденного. Физиологически обусловленная потребность ребенка говорить делает возможной перешифровку в артикуляционные движения не услышанных слов, как это бывает при нормальном речевом развитии, а увиденных (прочитанных). Возникают оптико-артикуляционные, а точнее, графически-артикуляционные ассоциации. Первые произнесенные ребенком, а также обучающими его людьми слова или их фрагменты «достигают» уха ребенка и стимулируют к функционированию слуховую модальность. Таким образом, к графически-артикуляционным ассоциациям присоединяются слуховые, которые становятся включенными в речевую деятельность. Артикуляционные акты постепенно «переходят» на нормативное слухоречевое обеспечение.

  В ряде случаев ребенок с тяжелой речевой патологией, воспринимая графический образ слова,  впервые его озвучивает.

Методика глобального чтения позволяет понять ребёнку и то, что слова (графические символы) несут в себе определённый смысл, а не являются рисунками на бумаге.

Какие методы и приёмы необходимо использовать параллельно с методикой «Учимся читать и говорить одновременно» для стимуляции речевых высказываний и развития речи при алалии.

Алалия является одним из наиболее тяжёлых дефектов речи, при котором ребёнок практически лишён языковых средств общения. Речь при этом нарушении без специальной коррекционной помощи не формируется. Своевременная коррекционная помощь – путь к успеху в развитии речи и интеллекта ребёнка.

Главным в обучении должно быть: растормаживание речевых зон, активизация работы межанализаторных связей, развитие коммуникативной функции речи, формирование словаря, обучение связной речи, способам ее интонационного оформления,   формирование грамматических навыков,  развитие познавательной активности и т.д.

Методика «Учимся читать и говорить одновременно» является одним из приёмов комплексной коррекционной работы. Наряду с ней необходимо использовать комплексное медико – психолого – педагогическое воздействие.  Необходимо найти механизмы компенсации нарушенных функций и заставить их работать. Задачи  и  содержание  работы  определяются в  зависимости   от  возможностей  ребенка.

Общаться с неговорящим ребёнком нужно простыми короткими, доступными понимания фразами. Озвучивать все действия, стараться сохранять постоянные формулировки.

Необходимо строго соблюдать режим дня.

Сделать и использовать визуальное расписание на каждый день.    

Учить выполнять инструкции: «Покажи!»  – формировать указательный жест;

                                                       «Дай мне ……» – учить находить предмет по названию.

Обогащать пассивный словарь, работать над пониманием речи.

Стараться не выполнять просьбы ребёнка, если он  что – то требует криком.

Развивать навыки взаимодействия:

Обучать смотреть в лицо тому человеку, к которому ребёнок обращается.

Стимулировать общение – создавать  ситуации, в которых нужно передать информацию от одного человека другому.

Развивать общую и мелкую моторику.

Нужно чаще рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, теста, глины, делать аппликации.

Игры: Мозаика. Конструирование из кубиков, палочек.

  Положительный результат для стимуляции высказываний и формирования чувства ритма отмечается при использовании методики С.И. и С. Е. Железновых «Пять пальчиков». Игры с пальчиками – это не только средство развития речи и мелкой моторики, но и общение с близкими людьми. Использование данной методики способствует развитию межанализаторных связей: музыка + речь + движение. Одновременная работа правой и левой рукой стимулирует межполушарное взаимодействие. Предлагаемые упражнения, как правило, воспринимаются детьми с интересом и радостью.

Так же доказали свою эффективность:

 Использование приёмов и техник АВА;

ПЕКС;

Фонетическая ритмика;

 Вокалотерапия – лечении голосом, пением;

 Хороводные игры с использованием русских фольклорных песен;

Занятия в КРУГЕ.
Методы арт – терапии (использованы в данной методике).

 Стимулирует высказывания и счёт.

Чаще считать от 1 – 10. Медленно и чётко: ступеньки, камешки, цветы, ягоды и  любые заинтересовавшие  ребёнка предметы.

С успехом используется методика НУМИКОН + глобальное чтение. 

Нумикон – эта методика, которая задействует сразу несколько органов чувств (мультисенсорный метод).

 Нужно помнить о том, что речь появляется в процессе деятельности и общения с людьми.

 Овладение речью нельзя свести к повторению речевых звуков, не менее важным является здесь понимание речи, правильность использования грамматических форм, способность не только произносить слова по образцу, но и самому создавать осмысленное высказывание. При этом смысловая сторона речи является значительно более важной, чем процесс говорения.

Важно, чтобы коррекционная работа не сводилась к коррекции звукопроизношения.  

Эта работа при алалии проводится на более поздних этапах.

     И ещё, необходимо, как можно чаще играть с ребёнком в любимые развивающие игры, читать  любимые стихи и сказки, петь песни.

        И тогда, ваш малыш обязательно скажет свои первые слова!

                                                                                                 Желаю удач!                

                                                                    Логопед, дефектолог: Лодейщикова Елена Викторовна.

Источник