Методика развития речи у не говорящего ребенка
Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?
Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.
Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:
- непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
- одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
- улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
- речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.
Методика Новиковой-Иванцовой
Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.
Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.
Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.
У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.
Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.
Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.
Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.
Читайте также: Нейродинамическая Ритмопластика
«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной
Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.
На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.
Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.
Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:
- Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
- Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
- На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
- Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:
- «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
- «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
- «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
- «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.
В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.
Читайте также: Как развивать ребенка в 1 год
Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Запуск речи происходит в три этапа:
- Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
- Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
- На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.
Источник
Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?
Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.
Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:
непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
- одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
- улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
- речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.
Методика Новиковой-Иванцовой
Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т.Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.
Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.
Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.
У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.
Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.
Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.
Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.
«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной
Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.
На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.
Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.
Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:
Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
- Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
- На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
- Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:
«Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
- «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
- «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
- «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.
В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.
Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Запуск речи происходит в три этапа:
Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
- Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
- На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.
Источник: https://karkusha.su/sovremennyie-metodiki-zapuska-rechi-u-negovoryashhih-detey/
Источник
Приветствую Вас, уважаемые посетители моего канала Развиваемся и играем, посвященному детям, их развитию и развлечению.
Задаетесь вопросом, как с пользой потратить время не только для себя, но и для ребёнка?
Вы зашли именно по адресу!
У нас собрано огромное количество интересного материала о развивающих поделках и не только, которые Вы с лёгкостью сможете сделать сами, не затратив при этом много времени.
Подпишитесь на канал ???? здесь ????, и вы всегда будете в курсе новых публикаций.
Также подписывайтесь на группу в ВКонтакте, и в Инстаграмме, там Вы найдёте немало интересного материала!
Переживаете, что Ваш ребёнок не говорит? Желаете заниматься на дому, но не представляете с чего же начать? Надумываете обратиться за помощью к логопеду?
В том случае, когда малыш в возрасте 2,5-3 лет так и не начал разговаривать, без содействия логопеда не обойтись, но кое-что вы сможете сделать и сами.
В этой статье я представлю Вам:
– задания и упражнения для запуска речи не говорящих детей в форме игры;
– необходимые памятки для родителей по запуску речи;
– жестовые игры для детей;
– пальчиковую гимнастику.
Рекомендации родителям.
В данном материале рассмотрим вводный этап работы логопеда-систему занятий, направленных на совершенствование понимания не говорящим ребёнком обращённой речи.
В процессе занятий основной задачей логопедического влияния является приумножение пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для заучивания детям предоставляются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния. С которыми малыши всё время сталкиваются в повседневной жизни, что наблюдают, с чем когда-то действовали.
Работая с молчаливыми детьми лучше не перегружать их пассивный словарь обобщающими словами.
В первую очередь следует уделить внимание обучению деток употреблять слова-глаголы (слова-действия), так как действительно они играют значимую роль в процессе формирования детской речи. К таким глаголам можно отнести слова:
ДАЙ, НА, ИДИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям младшего возраста предлагают более простые варианты некоторых глаголов.
Например, замена слов: спит – БАЮ-БАЙ; кушает – АМ-АМ; гуляет – ТОП-ТОП; купает – КУП-КУП; качается – КАЧ-КАЧ и др.
С детьми нужно всё время разговаривать, часто проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание еда, прогулка, подготовка ко сну), и всевозможные бытовые моменты (приготовление еды, уборка со стола, мытьё посуды и др.). Эту же работу положено проводить во время всех игр с игрушками, при чтении книжек.
Как общаться с ребёнком?
Родители разговаривают не сложными предложениями, состоящими из 2-4 слов, одни и те же словосочетания используют несколько раз, делают паузы, используют всевозможные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, выделяя ударный слог, он немного растягивается. Из быстрой речи малыш поймёт всего лишь только 2-3 знакомых слова, а новые слова не услышит и не запомнит.
Взрослые часто должны обращаться к ребёнку, задавать разные вопросы. Но не следует требовать от своего дитя немедленного ответа. Таким образом, взрослые задают вопросы, дают паузу, затем отвечают на вопрос самостоятельно. Затем, когда ребёнок много раз слышал названия предметов, брал их и рассматривал, можно просить малыша показать или принести знакомую вещь, совершить с ней какие-либо действия.
Как формируется словарь ребёнка?
Прежде всего это общение. То, что ребёнку сказали, то, чему его научили – то у него и есть. Если с малышом до 3-х лет практически не разговаривают, то и словарного запаса у него конечно не будет.
Спасибо большое за внимание!
Надеюсь статья станет для Вас полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на канал “Развивашки для малышей“, у нас ещё будет много интересного. Делитесь ссылкой с друзьями, и смотрите публикации, которые могли пропустить:
– Невероятно полезные упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей 2 – 3 лет
– Топ крутых мотивирующих постеров в детскую
– Поделки из втулок от туалетной бумаги: идеи, достойные внимания, с пошаговой инструкцией
Источник