Методика развития речи неговорящего ребенка

Методика развития речи неговорящего ребенка thumbnail

Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?

Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.

Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:

  • непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
  • одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
  • улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
  • речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.

Методика Новиковой-Иванцовой

Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.

Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.

Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.

У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.

Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.

Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

Читайте также: Нейродинамическая Ритмопластика

«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной

Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.

На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.

Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.

Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:

  • Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
  • Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
  • На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
  • Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:

  • «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
  • «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
  • «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
  • «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.

В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.

Читайте также: Как развивать ребенка в 1 год

Методика Татьяны Грузиновой

Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.

Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.

Запуск речи происходит в три этапа:

  • Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
  • Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
  • На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.

Источник

Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?

Читайте также:  Развитие ребенка ходит на носочках

Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.

Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:

непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;

  • одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
  • улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
  • речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.

Методика Новиковой-Иванцовой

Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т.Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.

Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.

Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.

У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.

Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.

Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной

Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.

На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.

Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.

Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:

Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.

  • Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
  • На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
  • Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:

«Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;

  • «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
  • «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
  • «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.

В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.

Методика Татьяны Грузиновой

Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно.Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.

Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.

Запуск речи происходит в три этапа:

Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.

  • Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
  • На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.

Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.

Источник: https://karkusha.su/sovremennyie-metodiki-zapuska-rechi-u-negovoryashhih-detey/

Источник

Когда малыш только появляется на свет, очень сложно сказать, как именно будет развиваться. Разумеется, врач может сразу сказать только о проблемах физического характера. Но если у родителей неговорящий ребенок в 3 года, то чаще всего проблема кроется не в состоянии его здоровья, а в особенностях его психологии. Иногда малыши ставят перед собой барьер, который им сложно преодолеть без помощи постороннего.

Читайте также:  Читать о развитии ребенка в 1 месяц

Не говорит

Помимо занятий с логопедом или детским психологом мать и отец должны проводить самостоятельную работу. Только при комплексном подходе можно добиться хорошего результата. Рассмотрим подробнее методики работы с неговорящими детьми и то, какие советы помогут родителям справиться с этой проблемой. Важно правильно подойти к этому вопросу и не допускать ошибок.

С чего обычно начинаются занятия со специалистом

В первую очередь логопед составляет характеристику на неговорящего ребенка. Для этого сначала он беседует с родителями малыша, а потом пытается наладить контакт с ним самим. Если ребенок вовсе отказывается общаться и предпочитает отмалчиваться, то сперва важно сформировать у него так называемый языковой механизм. Также немаловажно выработать у маленького пациента потребность в использовании речи. Ведь очень часто малыши предпочитают демонстрировать, чего они хотят. Например, ребенок может показать пальцем на рот, и его родители автоматически понимают, что он голоден. Если они неосознанно идут на поводу у чада, то он элементарно перестает видеть необходимость в использовании такого полезного навыка, как речь.

Кроме этого, работа с неговорящими детьми подразумевает то, что в семье, где находится малыш, должна быть нормальная среда, которая будет побуждать его начать использовать речевой аппарат. Поэтому специалист обязательно проводит беседу со всеми членами семьи и ближайшим окружением.

Возможно, потребуется пообщаться и с детским психологом. Вероятно, у малыша просто неправильно сформировались навыки социального общения. Возможно, он слишком негативно настроен или думает, что окружающие хотят его обидеть. Такое часто происходит, если во время обучения родители невольно проявляют агрессию и ждут слишком быстрых результатов.

Негативизм ребенка

Это довольно распространенная проблема. Если в семье есть неговорящий ребенок 3 лет, то, возможно, он неправильно мотивирован и вообще не хочет начинать взаимодействовать с близкими путем общения. В большинстве ситуаций такие малыши не способны правильно оценить и понять, что хорошо, а что плохо.

Ребенок должен понимать, что приобретение этих навыков гарантирует его успешность. Однако объяснить это любимому чаду самостоятельно очень сложно.

Еще одна проблема развития негативизма у неговорящего ребенка может быть связана с тем, что ему слишком легко все достается. Только он посмотрел на какую-то игрушку в магазине, и его родители сразу бегут на кассу оплачивать новинку. В этом случае ребенок понимает, что ему не нужно разговаривать или хотя-бы просить то, чего он хочет. Родители как будто читают его мысли.

Играет с мальчиком

Поэтому основной действенной методикой с неговорящими детьми является мотивация. Это очень действенный способ помочь любимому чаду заговорить.

Как работает методика?

Подобный метод используется, когда нужно научить ребенка слушаться родителей. Например, если мама объяснит малышу, что если он посидит пять секунд спокойно и не будет шуметь, он получит мармелад. Постепенно время ожидания сладости увеличивается, и очень быстро чадо автоматически понимает, как вести себя нужно, а как не стоит.

Поощрение является очень мощным инструментом при работе с неговорящими детьми. Если малыш что-нибудь произносит, важно хотя бы его похвалить и сделать акцент на том, что родители радуются, когда он произносит слова. Одновременно с этим важно заниматься с чадом и постепенно развивать в нем социальные навыки.

Нужно запомнить, что пока малыш не воспринимает речь как взрослый человек. Он не способен выделять из общих звуковых потоков отдельные комплексы. Это означает, что даже произнесение отдельных словосочетаний вызывает у него большие трудности. Особенно если учитывать, что чадо вообще не понимает, какая смысловая нагрузка у них существует.

Поэтому развитие неговорящих детей стоит начинать не прямо с мотивации, а с умения распознавать отдельные звуки и их сочетания.

Как научить малыша понимать отдельные слова?

Без развития этого навыка невозможно ожидать от чада заметных результатов. Поэтому стоит заниматься с малышом самостоятельно и посвящать этому достаточное количество времени.

По телефону

Прежде всего стоит начать с того, чтобы ребенок начал понимать, что определенные предметы и действия людей связаны с определенными звуковыми сигналами. Поэтому нужно научить чадо простейшим командам. Например, каждый раз, когда он хочет что-то продемонстрировать, нужно обязательно произносить «покажи». Если он несет игрушку и хочет отдать ее маме или папе, достаточно повторять «дай» и т. д. При этом рекомендуется помогать малышу выполнять требуемое действие. Постепенно он начнет сопоставлять слова и действия. Поэтому в следующий раз он и сам постарается произнести нужные слова.

Также занятия с неговорящими детьми должны включать в себя комплекс дополнительных упражнений.

Работа с картинками

Дети обладают превосходной зрительной памятью. Поэтому работа с изображениями в значительной степени помогает преодолеть барьер и научить малыша использовать в повседневной жизни речь.

Если неговорящий ребенок в 4 года так и не начал придавать звукам необходимую форму, то можно в легкой игровой форме помочь ему. Для этого нужно подготовить картинки с его любимыми героями, животными, предметами быта и т. д. После этого достаточно поочередно их показывать и повторять название изображенного предмета.

Поначалу никакой реакции не следует. Но постепенно, слыша одно и то же слово и видя определенное изображение, чадо начнет подавать сигналы о том, что он узнал, что нарисовано на картинке. Однако нужно учитывать, что занятия с неговорящими детьми не подходят для совсем маленьких, так как до определенного возраста малыш не способен хорошо различать предметы. Например, он не отличит ложку от зубной щетки. Поэтому список изображений лучше выбирать внимательно, желательно вместе с логопедом. Он же подскажет, какие слова будут проще для восприятия и последующего повторения. Разумеется, не стоит начинать со сложных картинок или фотографий.

Показывает пальцы

После этого можно начать усложнять занятия. Например, если есть картинка тарелки, то стоит добавить ложку. Ребенок будет учиться сопоставлять карточки. Например, стоит положить перед ним изображение ложки, тарелки и машинки, и попросить чадо выбрать подходящие друг другу карточки. Разумеется, перед этим стоит несколько раз показать ему правильные сочетания.

Игры на зрительное узнавание

Очень часто у детей, которые не хотят говорить, наблюдаются дополнительные проблемы. Например, чадо может плохо узнавать предметы. В такой ситуации игры для неговорящих детей должны быть направлены на то, чтобы чадо умело сортировать предметы. Сначала лучше всего использовать цветовые сопоставления. Для этого нужно приобрести яркие кубики разных оттенков, но так, чтобы в комплекте были повторяющиеся предметы. После этого нужно сложить все кубики по цветам (красные к красным, синие к синим и т. д.). На следующем этапе все кубики перемешиваются и снова собираются одним из родителей по цветовым сочетаниям. После нескольких повторений такого упражнения нужно попросить малыша самого распределить предметы.

Когда этот материал будет усвоен, можно переходить к более сложным задачам. В развитие речи у неговорящих детей можно применять и другие методики. Например, стоит приобрести набор с предметами разной формы. Либо это может быть конструкция с отверстиями, в которые нужно устанавливать кубики, кружки, треугольники и т. д. Также предметы могут отличаться по габаритам, что поможет научиться отличать их друг от друга.

В процессе упражнений нужно постоянно называть предметы. Например, «желтый квадрат», «найди другой красный круг». Ребенок будет не только лучше узнавать предметы, но и запомнит, как они называются. Рано или поздно он и сам захочет произносить их названия.

Дальше занятия усложняются. Например, когда весь материал будет условен, можно переходить конструированию.

Запуск речи у неговорящих детей от нуля: занятия вокалом

Это очень мощная методика, которая помогла не одной семье. Например, если речь идет о взрослом человеке, который решил изучать английский язык, то чаще всего он неосознанно запоминает некоторые слова из песен иностранных исполнителей. При прослушивании музыки невольно хочется подпевать и повторять текст трека, даже если непонятно, о чем вообще идет речь.

Читайте также:  Упражнения для развития трехмесячного ребенка

Читает книгу

Поэтому если в семье есть неговорящий ребенок, то нужно сперва обратить внимание на его индивидуальные особенности. Например, некоторым детям проще сначала произносить гласные звуки, а другие, наоборот, начинают с согласных. После этого можно приступать к практической, игровой части.

Игровые упражнения на развитие у ребенка вокальной речи

Прежде всего, нужно подготовиться. Малыша ничего не должно отвлекать. После этого нужно сесть напротив неговорящего ребенка, открыть рот и протяжно произнести «А». После этого нужно попросить малыша повторить за взрослым. Если он также скажет «А», то обязательно необходимо похвалить его.

После этого можно усложнить звуки. Когда он будет знать весь набор, стоит переходить к слогам. Например, «ма-ма». Если у малыша не получается, то нужно положить одну его руку на его горло, а другую на свое. Он будет чувствовать вибрации и начнет пытаться соответствовать им.

Развитие речи у неговорящих детей: советы родителям

Специалисты довольно часто сталкиваются с подобными проблемами. В связи с этим они разработали ряд рекомендаций для родителей, которые опасаются, что их любимые чада так и не захотят начать взаимодействовать с окружающим миром.

Прежде всего, нужно как можно больше говорить самим. Дети как губки, поэтому они впитывают всю информацию, которую видят вокруг. Поэтому нужно объяснять чаду каждое свое действие. Например, если мама идет купать малыша, то она обязательно должна рассказать ему, что они будут делать, какой шампунь возьмут, какие носочки выберут и т. д. При этом голос должен быть мягким, ласковым и спокойным. В присутствии ребенка ни в коем случае нельзя ругаться, и особенно кричать на него самого.

Также специалисты рекомендуют родителям побуждать ребенка к речи. Например, во время прогулки говорить «давай ручку», «мы переходим дорогу» и прочее. При этом каждый раз проходя в одном и том же месте, стоит акцентировать его внимание на одних и тех же предметах.

С игрушкой

Чтобы спровоцировать развитие речи у неговорящих детей, стоит использовать сокращенные названия. Например, машину можно назвать «би-би», кошку «мяу-мяу» и т. д. Хоть сегодня и модна тенденция того, что с детьми нужно разговаривать как со взрослыми, это не касается сложных ситуаций, когда нужно помочь чаду начать говорить сначала простейшие сочетания.

Также логопеды рекомендуют петь детям колыбельные песни перед сном. В этот момент активируются участки мозга, которые хорошо усваивают и запоминают информацию, даже если чадо уже крепко спит. При этом не стоит каждый раз менять репертуар. Лучше выбрать одну песню и постоянно ее напевать. Рано или поздно малыш постарается повторить неоднократно им услышанное.

При этом специалисты рекомендуют не перегружать ребенка, чтобы не вызвать у него отторжение к речи. Поэтому после занятий со взрослыми он должен некоторое время отдыхать, и только потом идти за компьютер или смотреть телевизор.

Каким бы маленьким ни был малыш, ни в коем случае нельзя в его присутствии говорить о том, что он отстает в развитие или с ним что-то не так. Даже по интонации голоса взрослых он может понять все неправильно и решит, что им недовольны или он «неправильный». Это только усугубит ситуацию и сформирует у чада новые комплексы.

Если на детской площадке кто-то говорит об этой проблеме в присутствии малыша, нужно уточнить, что у него все хорошо, просто один ребенок начинает говорить в год, а другой в 4, но это никак не влияет ни на любовь родителей, ни на его дальнейшую жизнь. Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя не таким как все.

Также врачи категорически запрещают раздражаться. Если малыш не начал говорить, это не означает, что он вредничает. Поэтому не нужно показывать ему своего недовольства. Это может привести к тому, что ему будет еще сложнее освоить необходимые навыки.

Особенности работы логопеда с неговорящими малышами

Разумеется, при появлении подобных проблем стоит в первую очередь обратиться к специалисту. У логопеда есть опыт установки контакта с такими малышами. Врач может добиться больших результатов, но только если и родители будут принимать участие в обучении чада.

Играют в игры

Если на приеме у специалиста – неговорящие дети, логопедические занятия начинаются с того, что малыши привыкают к новому человеку. В задачи логопеда входит стать для маленького пациента другом, которого он будет воспринимать как равного себе. При этом важно, чтобы врач не был слишком настойчивым. Если он сходу начнет требовать от ребенка произносить слова, то он только больше замкнется в себе. Поэтому лучше всего, если логопед будет применять игровую методику. Ребенку будет комфортнее, если рядом с ним мягкие игрушки. С большей охотой он начнет говорить с плюшевым мишкой или куклой.

Когда контакт налажен, врач переходит к практическим занятиям. Он пытается развить у малыша понимание речи. Например, он просит маленького пациента показать носик или дать ручку.

Очень эффективными являются занятия, в процессе которых логопед побуждает ребенка заговорить путем применения так называемого ориентировочного рефлекса. Например, он спрашивает его «А что это там такое?», и потом показывает малышу интересную игрушку или картинку. Очень хорошо в этой ситуации работают различные книжки-раскладушки. Ребенок всегда заинтересован, что появится, если перелистнуть страницу. В такие моменты он невольно может радостно воскликнуть то или иное слово.

Большое значение уделяется и развитию моторики. Уже давно установлено, что если малыши практикуются в пальчиковой гимнастике и разрабатывают конечности, то быстрее происходит усвоение и попутного материала. Также врачи концентрируются и на внимательности маленьких пациентов. Нередки ситуации, когда ребенок просто не концентрируется и легко отвлекается, поэтому ему намного сложнее начать говорить или выполнять другие задания.

Дополнительно врач работает над развитием так называемой сенсорной базы. Это как раз-таки понимание цветов и формы предметов. Как правило, в арсенале логопеда есть огромное количество игрушек, которые способствуют тому, что малыш быстрее учится сопоставлять те или иные предметы.

Особенности неговорящих малышей

Специалисты обращают внимание на то, что выявить будущие проблемы с развитием речи у ребенка сложно, но все равно стоит обращать внимание на некоторые особенности. Например, такие дети часто слишком импульсивны. Их настроение может меняться очень часто, и иногда это никак не зависит от того, что происходит вокруг. При этом малыши совершенно не прислушиваются к тому, что говорят взрослые. Они непослушные и постоянно отвлекаются.

Иногда проблемы с развитием речи возникают на фоне общей интеллектуальной недоразвитости. В этом случае ребенку требуется более серьезный подход, так как речь идет о физиологических проблемах. Но чаще проблемы вызваны все же эмоциональной и психологической составляющей.

Важно понимать, что чем старше становится ребенок, тем сложнее будет заинтересовать его теми или иным занятиями. Например, дети 3 лет лучше усваивают материал, а четырехлетние малыши быстрее начинают замыкаться в себе. Поэтому важно начинать занятия как можно раньше.

В заключение

Если ребенок пока не начал говорить, не стоит паниковать раньше времени. Некоторые дети дольше усваивают первоначальную информацию, но потом быстро догоняют и даже перегоняют своих сверстников. Немаловажно постоянно заниматься со своим чадом, говорить с ним и не вести себя агрессивно. Если ребенок не чувствует себя в безопасности, то он закроется от мира. Когда малыш ведет себя слишком тихо, стоит выяснить, почему это происходит, и решить проблему. Быть может, его кто-то обидел в садике или на детской площадке. Но в любом случае стоит проконсультироваться со специалистом в этих вопросах.

Источник