Методика развития ребенка мамина школа
Пояснительная записка.
Значение раннего возраста неоценимо с позиции педагогики и психологии. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка умным, успешным, но не все знают, как это сделать.
Разработанная программа «Мамина школа» в МБДОУ детский сад №7 направлена на формирование навыков сотрудничества с ребенком, признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивающее понимание и лучшее взаимодействие в семье.
Она предназначена для педагогов дошкольных учреждений, специалистов и родителей с детьми раннего дошкольного возраста от двух до трех лет, а так же для использования в домашних условиях.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологического комфортного пребывания ребенка и родителя на занятиях.
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом. Форма тренинга предполагает максимальную активность родителей, что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.
Цель:
Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей от двух до трех лет через объединение усилий семьи и педагогов.
Задачи:
1.Формирование навыков сотрудничества с ребенком;
2.Повышение родительской компетенции в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Организация работы «Маминой школы»
Временные характеристики:
Программа тренинга рассчитана на 9 встреч (с сентября по май), по 40-60 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, глубины осознавания членами группы собственных проблем, актуальности изучаемой темы и др. На каждом занятии могут присутствовать 5-6 мам и 5-6 детей в возрасте от двух до трех лет, поэтому при составлении программы было особенно важно подобрать тренинговые упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия сохранялся интерес, как у родителей, так и у малышей. Поскольку существенной частью тренинга является выполнение домашнего задания и последующее обсуждение его, участники группы должны в перерыве между встречами иметь возможность применить на практике полученные знания. Поэтому наиболее рациональным является такой режим работы, при котором встречи проходят 1 раза в месяц Такие перерывы между встречами, с одной стороны, достаточно велики, чтобы у членов группы сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно малы, чтобы иметь возможность применять изучаемые навыки и анализировать их.Также у родителей имеется возможность получения индивидуальной консультативной помощи специалиста (по запросам).
В программе ДОУ «Мамина школа» внимание концентрируется на навыках общения родителей. Эти необходимые навыки мы делим на две группы: навыки, необходимые для решения проблем ребёнка и навыки необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.
Данная программа позволяет установить доверительные отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия в воспитании детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимопомощи.
Общая структура тренингового занятия
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом поставленной (заявленной) цели и возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
В водной и рабочей части занятия участниками являются только мамы, дети в это время под руководством педагога самостоятельно работают с Монтессори – материалом. Совместная работа мамы и ребенка происходит в завершающей части занятия – тренинга.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (мамочками). Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами и обсуждение домашнего задания.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка каждой встречи. В нее входят теоретическая часть по теме каждого занятия, ознакомление с возрастными особенностями развития ребенка раннего дошкольного возраста, способы выхода из сложных конфликтных ситуаций, а так же этюды, тренинговые упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной, познавательной сфер родителя ребенка раннего дошкольного возраста для закрепления полученной информации.
Часть 3. Заключительная
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей (совместно мама с ребенком) игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Поскольку программа предполагает работу родителей с маленькими детьми, необходимо постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались.
Поэтому заключительная часть обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: двигательные упражнения, – упражнения на развитие произвольности, а также собственные идеи авторов.
Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.
Во время занятий родители с детьми сидят в кругу – на полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям родителей с детьми, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Если Вам интересно с детьми, а им – с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся!
В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и ребенка:
- Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как Вы поступите и почему именно так?».
- Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
- Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
- Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психо-гимнастические упражнения, игровые задания).
- Ведение дневников родителями
Основные правила организации и проведения тренинговых занятий
- Формирование группы происходит на добровольной основе.
- Для занятий используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего до обеда.
- При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится.
- Ограничение количества запретов для детей, исключением является: не бить, не ломать, не ругаться и т.п.
- Взрослый, обеспечивая необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля и дидактизма.
- Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам тренинга, акцентируется внимание ведущего ко всем аффективным проявлениям детей.
Методологические принципы, используемые при создании программы
• Принцип системности
Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми возраста от 1 до 3 лет и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности малыша. Поэтому мы особое внимание уделили играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений. Это нашло отражение в формулировке целей, конкретизации задач, в подборе содержания и методов работы.
• Принцип личностного подхода
Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
• Принцип деятельностного подхода
Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Общение реализуется в играх с сюжетными игрушками, природным материалом, на занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение воспитательных задач.
Ожидаемые результаты:
- развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательной активности;
- обогащение словарного запаса и развитие речи;
- положительная динамика социализации и адаптации к ДОУ;
- положительная динамика в развитии двигательной активности;
- формирование уверенности и успешности ребенка;
- формирование навыков сотрудничества с ребенком;
- повышение родительской компетенции в понимании внутренних и потребностей ребенка;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
ГОДОВОЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МАМИНА ШКОЛА»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ | УЧАСТНИКИ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
Знакомство | Родители и дети | 1 | Сентябрь |
«Особенности развития ребенка раннего возраста» | Родители и дети | 1 | Октябрь |
«Успех взаимодействия или Давай вместе!» | Родители и дети | 1 | Ноябрь |
«Кризис 3-х лет» | Родители и дети | 1 | Декабрь |
Детская Агрессия и как с ней быть» | Родители и дети | 1 | Январь |
«Эмпатия или эмоциональный мир ребенка» | Родители и дети | 1 | Февраль |
«Познавательные процессы ребенка раннего возраста» | Родители и дети | 1 | Март |
«Поощерение и наказание» | Родители и дети | 1 | Апрель |
Итоговая встреча | Родители и дети | 1 | Май |
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» С.НИКОЛО-БЕРЕЗОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТСОТАН
ПРОГРАММА
клуба «Мамина школа»
Автор-составитель:
Бурасова О.С.–
воспитатель МАДОУ
«Детский сад №3 «Радуга»
с.Николо-Березовка
с.Николо-Березовка
Пояснительная записка
Родители – это первые педагоги ребенка. Педагог в переводе с латинского языка означает “ведущий за руку”. Важным этапом для родителей является поступление ребёнка в детский сад, когда малыш делает первый шаг в общество. А переживания ребёнка связаны с переменой привычной обстановки, отрывом от близких людей, знакомством с новыми людьми. Кружок “Мамина школа” позволяет родителям и педагогам способствовать вхождению ребёнка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Это позволяет обеспечить переход в новые для ребёнка условия с меньшим стрессом, так как первые шаги в детском саду делает вместе с мамой. Совместные занятия с педагогом, мамой, ребёнком снижают тревожные ожидания у родителей малышей, так как появляется возможность познакомиться с условиями жизни в детском саду, с педагогами и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.
В настоящее время предлагается большой выбор методической литературы, программ, дидактических игр, пособий. Некоторые родители теряются в современном море педагогических предложений воспитания и обучения малышей, и, конечно, часто просто не хватает знаний оказать помощь ребёнку в усвоении тех или иных образовательных задач, использовать нужные приёмы, которые соответствуют уровню развития ребёнка и его функциональным возможностям. Кружок “Мамина школа” уделяет внимание интеллектуальному, познавательно-речевому, физическому и первоначальному музыкально-эстетическому направлению в воспитании детей. Реализация задач программы осуществляется в комфортной для ребёнка, положительной, поддерживающей эмоциональной обстановке.
Наша “Мамина школа” обучает родителей игровому взаимодействию с детьми. Формирует со стороны родителей проявления разумной любви и заботы о ребенке, создание эмоционально-положительного микроклимата отношений, обучение родителей педагогическим приёмам взаимодействия с детьми. Побуждает детей к участию в совместных играх с взрослыми, вызывает желание подражать, повторять действия. Развивает целенаправленную познавательную деятельность и сенсорные способности детей через различные виды игр (дидактические, сюжетные, театрализованные, развивающие).
Цель: оказание консультативной помощи по вопросам воспитания детей раннего возраста, преодоление психолого-педагогической некомпетентности родителей.
Задачи:
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
- Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.
- Создать условия для общения семей по вопросам обмена опытом по воспитанию детей.
- Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Участниками «Маминой школы» являются:
– родители (законные представители) детей раннего возраста,
– педагоги ДОУ;
– специалисты ДОУ;
– медицинская сестра ДОУ.
Основными принципами работы «Маминой школы» являются:
– добровольность;
– компетентность;
– соблюдение педагогической этики.
Основные направления деятельности «Маминой школы»:
– оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
– повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;
– популяризация деятельности ДОУ среди населения
Организация деятельности «Маминой школы»:
– работа «Маминой школы» осуществляется на базе детского сада.
– планирование работы идет по результатам опроса родителей (законных представителей).
– всего проводится 16 встреч с родителями и детьми в год, из расчёта 2 раз в месяц.
Перспективный план
Месяц | Тема и цели занятий | источник | ответственный |
1. Октябрь | Консультация: Роль семьи в развитии речи ребенка. Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка 2-3 лет, обратить внимание на правила, которые необходимо соблюдать для правильного речевого развития ребенка. | Сайт: www.ds-208.ru signorina.ru | Учитель-логопед Кадимова Л.М. |
| Консультация: пальчиковая гимнастика. Цель: познакомить родителей о том, что пальчиковая гимнастика влияет на умственное развитие ребёнка. Практическая часть:(с детьми) Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики рук. Картотека (для родителей) пальчиковые игры. | Белая К. «Первые шаги», стр.263 | Воспитатели Бурасова О. С. Боярских Л.М. |
| Консультация: общение со сверстниками. Цель: познакомить родителей с особенностями общения младшего дошкольного возраста. Обратить внимание родителей на общение детей 3-4 лет Беседа за круглым столом: Тема: Роль семьи в формировании навыков самообслуживание. Цель: показать и научить родителей игровым приёмам развитие у детей к стремлению к самостоятельности при выполнение навыков самообслуживания Памятка для родителей : игровые упражнения: Водичка – водичка. Вымой руки. Мыльные перчатки. Делаем причёску. Кукла заболела Приведи куклу в порядок. Оденем куклу. Убери со стола, у нас порядок. | Печора К. П, Г.В Понтюхина. Эмоциональное развитие детей. | Психолог-психолог Мясникова О.В. Воспитатели Бурасова О.С. |
4.Январь. | Тема: Движение+ Движение Консультация: Подвижные игры для детей младшего возраста. Цель: Дать понятие родителям Гиподинамия, что это такое? Угрожает ли? Подобрать надёжный ключ к правильной организации жизни малышей в д/саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умению действовать «рядом» и вместе с другими, это ключ – движения. Практическая часть (с детьми) Подвижные игры: Кто в гости к нам спешит. Мой весёлый звонкий мяч. Дед мороз. Снег кружится. Цель: Развивать у детей двигательную активность. Повышать эмоциональный фон каждого ребёнка. | В.А.Шимскина. Я.Бердыхова. Как стать сильным и выносливым. Е.Н. Литвинов. Сборник подвижных игр. М.Ф. Литвинова. М.А. Васильева «Подвижные игры в детском саду». | Инструктор по физвоспитанию Ахмадеева.Д. М. Воспитатели Бурасова. О.С |
5.Февраль | Беседа за круглым столом. Консультация: Игрушка в жизни ребёнка. Полезные и бесполезные игрушки. Цель: Вспомнить с родителями, какие у них были игрушки. Дать понятие о том, что для ребёнка игрушка – это первая «примерка» мира. Именно с игрушками большинство людей ассоциирует детство. Игры и упражнения: Во что можно по играть с детьми. Игры с матрёшками. Д/и: Не ошибись. Устроим игрушкам комнату. Что за форма. Собери целое. Мозаика. | К.Белая «Первые шаги» стр.191 Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ Стр.6. Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ. Стр. 8. Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ Стр.9. К. Белая «Первые шаги»Стр.189. К. Белая «Первые шаги»Стр.19. К. Белая «Первые шаги», стр.186. | Воспитатель Бурасова О.С. |
6.Март. | Музыка. Консультация: Знакомство с русскими народными песнями. Цель: Выявить эффективность значения музыкального фольклора художественно творческом воспитание детей младшего дошкольного возроста. Практическая часть ( с детьми ). Хороводные игры: «Зайки-побегайки», «Мишенька», «Мы в кружочек встали…» Цель: Учить детей выполнять движение , согласно тексту и игры. Пляски: Барыня. Где же наши ручки, где же наши ножки. | Е.А. Дубровская. Раз – ступенька Два – ступенька – будет песенка. | Музыкальный руководитель. Воспитатель. Бурасова О.С. |
7. Апрель. | Консультация: Художественно-творческие способности и способы их развития. Цель: Познакомить родителей со способами развития творческих способностей у детей. Практическое занятие. Цель: познакомить детей и родителей с возможностями пальчикового рисования. | И.А.Лыкова. Программа «Цветные ладошки» | Воспитатель Мищихина С.И. |
8. Май. | Папы и Мамы, пора подвести итоги: (беседа за круглым столом , чаепитие) Опросы с целью: Выявление уровня педагогических компетентности и педагогических потребностей родителей. Анкетирование. | Воспитатель Бурасова О.С. |
Источник