Методика развития ребенка 5 лет скачать бесплатно

Программа  подготовки к школе детей 5-6 лет (первый год обучения)

на базе детского центра развития

«Планета знаний»

Составитель:  Е.В. Лазарева

Тамбов. 2015 г.

Чтение и развитие речи

Пояснительная записка

    Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в  новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

    Программа составлена для детей 5-6 лет (первого года обучения) и ориентирована  на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

    Программа рассчитана на 110 учебных занятий по 30 минут. Занятия проводятся по методике обучения чтению Н. С. Жуковой.

Результатом выполнения  Программы должно стать соответствие знаний, умений и навыков дошкольников требованиям данной Программы.

Цели: 

  • научить детей дошкольного возраста читать, не вступая  в противоречие с методами школьного обучения
  • развивать связную, грамматически и фонетически правильную речь

Задачи:

  1. Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).
  2. Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества

(гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (c), (з), (ц),; шипящих (ш), (ж), (ч), (щ),; сонорных (р), (л).

  1. Развитие тонкой моторики кисти ведущий руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством)
  2. Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой и второй слоговой модели;

в) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

г) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание)

Характеристика ожидаемых результатов:

Универсальные учебные действия:

– удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый или рассматривая репродукцию;

– понимать структуру детской книги «Букварь» и структуру страницы, логику чтения (сверху вниз и слева направо);

– ориентироваться на странице и на развороте «Букваря», находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, выделенный шрифт, фрагменты, столбцы, строчки разного размера);

– пользоваться Букварём и простейшими инструментами (рамками, указателями);

– выполнять инструкции преподавателя (при работе с Букварём);

– обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы полным ответом, касающегося прослушанного текста;

– по требованию преподавателя исправлять свою ошибку

Предметные знания и умения:

– достаточно отчётливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

– соблюдать орфоэпитические нормы произношения;

– владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

– свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

– правильно согласовывать слова в предложении;

– составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему,

 – заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

– рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

– составлять небольшие рассказы по сюжетной картине; о событии из собственного жизненного опыта;

– правильно использовать предлоги;

– правильно произносить звуки.

Учебно – тематический план

Всего 110 учебных занятий (3 занятия в неделю по 30 минут)

№пп

                                                Тема

   1

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова;  о слове как о звуковой единице, состоящей из частей

   2

Развитие фонематического слуха

   3

Формирование  навыка чтения

   4

Развитие связной речи

   5

Повторение и закрепление

Содержание изучаемого курса

№ пп

                                   Темы занятий

 1

Речь письменная и устная.

 2

Звуки речи.

 3

Гласные звуки IаI, IуI; А, а; У, у.

 4

Гласные и согласные звуки.

 5

Гласный звук IоI, буквы О, о.

 6

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м. 

 7

Учимся соединять буквы.

 8

Чтение слогов.

 9

Согласные звуки IсI, IсI; С, с.

10

Предложение.

11

Деление предложения на слова.

12

Ударение в словах.

13

Согласные звуки IхI, IхI; Х, х.

14

Чтение слогов и слов.

15

Составление предложений и рассказов.

16

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

17

Согласный звук IшI; буквы Ш, ш.

18

Гласный звук IыI; буква ы.

19

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

20

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

21

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.

22

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

23

Гласный звук IиI; буква И, и

24

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п.

25

Согласные звуки звонкие глухие.

26

Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з.

27

Согласный звук IйI; буква И, й.

28

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

29

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

30

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

31

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

32

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

33

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

34

Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.

35

Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.

36

Буква Е, е

37

Буква Е, е

38

Буква Ь.

39

Буква Я, я

40

Буква Я, я

41

Буква Ю, ю.

42

Буква Ю, ю.

43

Буква Ё, ё

44

Буква Ё, ё.

45

Согласный звук IчI,; буквы Ч, ч. 

46

Формулирование ответов на вопросы

47

Гласный звук IэI,; буквы Э, э. 

48

Гласный звук IэI,; буквы Э, э. 

49

Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц. 

50

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

51

Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ.

52

Буква Ъ

53

Алфавит.

58

Составление слов из разрезной азбуки.

59

Обобщение

60

Повторение и закрепление

Методическое обеспечение Программы

Формы  организации занятий:

– занятие-игра;

– занятие-путешествие;

 – занятие-исследование;

– занятие-праздник;

 – занятие-спектакль;

– занятие-конкурс;

– занятие-соревнование.

     В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.  Для достижения поставленных целей используются  различные наглядные пособия: карточки для звукового и слогового анализа слов, обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зелѐные цвета), модели слов и предложений, кассы букв, наглядный и раздаточный материал для дошкольников по лексическим темам.

Библиография

 1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

5. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2011г.

6. ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

 7. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.

8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.

9. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

10. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

11. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

12. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Математика

Пояснительная записка

    Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в  новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

    Программа составлена для детей 5-6 лет (первого года обучения) и ориентирована  на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

    Программа рассчитана на 110 учебных занятий по 30 минут. Занятия проводятся по методике  Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-6 лет. В дополнение используется  тетрадь для рисования «Математика. Часть 1. Солнечные ступеньки».

    Результатом выполнения  Программы должно стать соответствие знаний, умений и навыков дошкольников требованиям данной Программы.

Цели:

∙ расширить зону ближайшего развития ребёнка с  последовательным ее переводом  в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

 ∙ способствовать формированию гармоничной личности,

∙ разностороннее развивать ребенка дошкольного возраста, способствуя его успешному обучению в общеобразовательной школе.

        Задачи:

  • развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов;
  • формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей
  • формирование элементарных математических представлений

Характеристика ожидаемых результатов:

Универсальные учебные действия
– Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.     Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
– Считать до 5
– Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 5.
– Соотносить цифру (0-5) и количество предметов.
– Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, )..
– Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
– Различать, называть:  круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник
– Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
– Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
– Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др

Предметные знания
– Состав чисел первого пятка.
– Как получить каждое число первого пятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
– Монеты достоинством 1,2, 5рублей
– Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Учебно – тематический план

Всего 110 учебных занятий (3 занятия в неделю по 30 минут)

№п/п

Тема

1

Общие понятия

2

Числа и операция над ними

3

Пространственно-временные представления

4

Геометрические фигуры и величины

5

Повторение и закрепление

Содержание изучаемого курса

Темы занятий

1

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

2

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале)

4

Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа

5

Удаление части из целого (вычитание)

6

Пространственные отношения: между, посередине

7

Взаимосвязь между целым и частью. Представление : один -много

8

Число 1 и цифра 1

9

Пространственные отношения: внутри, снаружи

10

Число 2 и цифра 2. Пара

11

Представление о точке и линии.

12

Число 3. Цифра 3

13

14

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Об отрезке и многоугольнике

15

16

Число 4. Цифра 4

Представление об углах

17

Представление о числовом отрезке

18

Число 5. Цифра 5

19

Пространственные отношения: впереди, сзади

20

21

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

Обозначение отношений: больше- меньше

22

23

24

Временные отношения: раньше, позже

Число 0 и цифра 0

Упражнение на повторение и закрепление

Методическое обеспечение Программы

Формы  организации занятий:

– занятие-игра;

– занятие-путешествие;

 – занятие-исследование;

– занятие-праздник;

 – занятие-спектакль;

– занятие-конкурс;

– занятие-соревнование.

     В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.  Для достижения поставленных целей используются  различные наглядные пособия: наборы кубиков с цифрами и знаками «Учимся — играя!»,набор пластиковых магнитных геометрических фигур. 4. Набор объѐмных тел. 5. Счѐтный раздаточный материал, набор карточек «Времена года», наборы иллюстративного материала по темам «Животные», «Техника», «Овощи», «Фрукты», и др.

Библиография

  1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
  3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000
  4. Математика.Часть 1. Солнечные ступеньки. –ВК Дакота, 2013.

Обучение грамоте

Пояснительная записка

    Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в  новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

    Программа составлена для детей 5-6 лет (первого года обучения) и ориентирована  на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

    Программа рассчитана на 110 учебных занятий по 30 минут. Занятия проводятся по методике Е.В. Колесниковой «От А до Я». В дополнение используются тетради для рисования «Обучение грамоте. Часть 1. Солнечные ступеньки» и «Подготовка к письму. Часть 1. Солнечные ступеньки».

     Результатом выполнения  Программы должно стать соответствие знаний, умений и навыков дошкольников требованиям данной Программы.

Цель – формирование у детей практических навыков письменной речи.

Задачи:

  • формирование навыка правильного написания букв алфавита (печатного варианта букв)
  • овладение приемом пользования карандашом
  • совершенствование графических навыков.
  • развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов

Характеристика ожидаемых результатов:

    Дошкольники должны знать  правила гигиены письма ( сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке)

   Дошкольники должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении
  •  анализировать слова по звуковому составу
  •  составлять слова из букв и слогов азбуки
  • писать печатные буквы
  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова

Учебно – тематический план

Всего 110 учебных занятий (3 занятия в неделю по 30 минут)

№пп

                                                Тема

   1

Подготовка к письму

   2

Развитие фонематического слуха

   3

Формирование  навыка письма

   4

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде письменного слова

   5

Повторение и закрепление

Содержание изучаемого курса

№ пп

                                   Темы занятий

 1

Речь письменная и устная.

 2

Звуки речи. Штриховка

 3

Гласные звуки IаI, IуI; А, а; У, у.

 4

Гласные и согласные звуки. Отличие звука и буквы

 5

Гласный звук IоI, буквы О, о.

 6

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м. 

 7

Соединение букв в слоги

 8

Написание слогов

 9

Согласные звуки IсI, IсI; С, с.

10

Предложение.

11

Деление предложения на слова. Схема предложения

12

Ударение в словах.

13

Согласные звуки IхI, IхI; Х, х.

14

Написание односложных слов.

15

Составление и написание слогов

16

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

17

Согласный звук IшI; буквы Ш, ш.

18

Гласный звук IыI; буква ы.

19

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

20

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

21

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.

22

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

23

Гласный звук IиI; буква И, и

24

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п.

25

Согласные звуки звонкие глухие. Дифференциация.

26

Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з.

27

Согласный звук IйI; буква И, й.

28

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

29

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

30

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

31

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

32

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

33

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

34

Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.

35

Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.

36

Буква Е, е

37

Буква Е, е

38

Буква Ь.

39

Буква Я, я

40

Буква Я, я

41

Буква Ю, ю.

42

Буква Ю, ю.

43

Буква Ё, ё

44

Буква Ё, ё.

45

Согласный звук IчI,; буквы Ч, ч. 

46

Составление и написание слов из изученных букв

47

Гласный звук IэI,; буквы Э, э. 

48

Гласный звук IэI,; буквы Э, э. 

49

Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц. 

50

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

51

Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ.

52

Буква Ъ

53

Алфавит.

58

Составление слов из разрезной азбуки.

59

Обобщение

60

Повторение и закрепление

Методическое обеспечение Программы

Формы  организации занятий:

– занятие-игра;

– занятие-путешествие;

 – занятие-исследование;

– занятие-праздник;

 – занятие-спектакль;

– занятие-конкурс;

– занятие-соревнование.

     В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.  Для достижения поставленных целей используются  различные наглядные пособия: карточки для звукового и слогового анализа слов, обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зелѐные цвета), модели слов и предложений, кассы букв, наглядный и раздаточный материал для дошкольников по  темам.

Библиография

 1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

3.  Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2011.

4.Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.-  

М.:Ювента, 2007.

 5.  Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.

6. Обучение грамоте. Часть 1. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2013.

7. Подготовка к письму. Часть 1. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2013.

8. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

9. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

10. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

Источник

На чтение 10 мин. Просмотров 458 Опубликовано 11.07.2018 Обновлено 15.05.2020

Для дошкольного развития и воспитания ребенка на сегодняшний день существует большой выбор различных методик и систем развития. Много разработано пособий с разными методиками для раннего развития ребенка. Открываются садики, работающие по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями – как выбрать из всех методик лучшую для своего ребенка? Можно ли совмещать разные методики для развития своего ребенка? Как можно в домашних условиях применить ту или иную методику? Итак, развивающие методики для детей.

Самые популярные методики дошкольного образования: Н. Зайцева; М. Монтессори; Б.П. и Л.А.Никитиных. Их активно используют как родители, воспитатели для детей дошкольного возраста, так и учителя и психологи для школьников. Эти развивающие игры интересны детям. В них играют в детских садах, семьях и школах.

Методика Зайцева

Чтобы подготовка к школе ребенка оказалась более чем успешной, обратите внимание на методику «Кубики Зайцева». Эта методика обучению чтению, русскому языку и не только.

Автор методики — Николай Зайцев, педагог — новатор из Санкт-Петербурга, руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании»

Обучение чтению

Развивающие методики для детей. Классический принцип обучения чтению с помощью букв сложен, не является естественным, развивает речевые комплексы у детей. Автор разработал складовой принцип обучения чтению маленьких детей. Слад – это слог, сочетание согласной буквы с гласной, или сочетание согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы.  «Природные» склады, утверждает автор методики Николай Зайцев, понятны каждому с самого младенчества. Когда малыш начинает говорить, он произносит эти буквосочетания или звуки. По методике Зайцева это склады.

«Кубики» Николая Зайцева — это набор картонных кубиков (52 шт.) со звучащим наполнением. Кубики отличаются по размерам и цвету.

Таким образом, метод «кубиков Зайцева» развивает три зоны восприятия ребенка: слуховую, зрительную и тактильную. На стенках кубиков написаны склады. Например, кубик: Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ. С помощью кубиков можно выкладывать разные слова. Это позволит ребенку 3,5—4 лет научиться читать. Сам автор считает, что методику «Кубики» можно использовать для детей с двух лет.

Как заниматься по методике Зайцева

Занятия нужно проводить в игровой форме, т.к. ребенку проще воспринимать материал через игру.

  • Для занятий нужно купить или изготовить самостоятельно по образцу методический материал (кубики Зайцева, таблицы), без которых не воз­можен процесс, описанный в авторской методике.
  • Применение методики опирается на индивидуальный темп каждого ребенка, поэтому спешка здесь не приветствуется.

Методика «Кубики Зайцева» Видео:

Книги. Методика Зайцева

Общество «Методики Зайцева» издает различные пособия автора:

  1. «Кубики Зайцева». Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Увлекательная игра, которая содержит набор карточек для занятий. Быстро увеличивает словарный запас ребенка. Учит читать целыми словами.
  3. «Тысяча +» (скачать)  — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». В приложении диск с песенками
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Обучает правильно говорить.
  7. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  8. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  9. Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)
  10. Песенки-подпевки самого автора. (скачать)

Методика развития Монтессори

Развивающие методики для детей. Программа подготовки к школе ребенка может быть разработана и в соответствии с методикой (системой развития) Марии Монтессори. Большое внимание в этой методике уделяется развитию чувств, ощущений и мелкой моторики ребенка.

Автор методики, Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач, работала с «особыми» детьми.

В то время, «особых » детей не лечили и не обучали, а просто изолировали от общества. М. Монтессори разработала специальный комплекс упражнений и развивающих игр, чтобы развивать мелкую моторику пальчиков для плохо говорящих детей.  Благодаря чему ее воспитанники показывали удивительные результаты в своем развитии.

Принципы методики М.Монтессори

Девизом работы М.Монтессори было: помоги ребенку сделать всё самостоятельно

  1. Да-да, именно самостоятельно! Не за него, не вместе с ним, а самостоятельно. Только самостоятельное действие продвигает развитие ребенка на шаг вперед и формирует интерес. Формирование интереса – это первый принцип методики Монтессори.
  2. Учитывайте сенситивные периоды развития ребенка. В своем раннем развитии, дети переживают несколько сенситивных (чувствительных к развитию) периодов восприятия окружающего мира. Во взрослом состоянии они не повторяются. В раннем детстве происходит развитие определенного участка мозга. Поэтому очень важно создать вокруг ребенка развивающую среду, которая будет стимулировать развитие тех умений и навыков. Нужно внимательно следить за появляющимися у детей возможностями. У всех они проявляются в разное время. Но если их вовремя не заметить, ребенок потеряет интерес к этому на всю жизнь. Второй принцип методики Монтессори — индивидуальный подход.
  3. Развитие умственных способностей через развитие тонкой моторики на пальцах рук и ног. На кончиках пальцев ребенка находятся нервные окончания, которые нужно стимулировать для лучшего развития мозговых процессов. Разработанные М.Монтессори игры, упражнения по развитию сенсорных ощущений ребенка легли в основу ее развивающей методики или даже системы воспитания по Монтессори.
  4. Все пособия для игр по методике Монтессори очень легко сделать из того, что есть под рукой!

Методика Монтессори. Видео

Мария Монтессори. Книги

  • Мария Монтессори. Мой метод.
    Это первая публикация на русском языке фундаментального труда уникального итальянского педагога, психолога и врача Марии Монтессори. Идеи автора о свободном саморазвитии ребенка в специально обустроенной развивающей среде остаются актуальными спустя 100 лет.
  • Марии Монтессори. Методика раннего развития От 6 месяцев до 6 лет
    В этой книге подробно описаны способы создания развивающей среды для ребенка, упражнения, которые не только обучают, но и радуют.

Методика Никитиных

Развивающие методики для детей. Основной девиз методики Никитиных: развитие должно быть творческим и свободным. Развивающие занятия необходимо чередовать: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет основную развивающую  роль, поэтому в доме должны быть созданы все условия для занятия спортом.

Система воспитания Никитина

  • Свобода творчества. Не нужно организовывать специальные занятия. Ребенок может занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме и легкая одежда. Спортивный инвентарь дома должен быть с самого детства. Детей не стоит кутать, их следует закалять с младенчества.
  • Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Условия для развития ребенка нужно создавать с учетом его пожеланий, не ориентируясь на свои интересы.
  • Создание условий опережающих развитие ребенка. Создавайте дома развивающие условия раньше, чем ребенок сможет ими воспользоваться.
  • Принцип НУВЭРС – необратим