Методика развития изобразительных навыков ребенка
Алина Артёмова
Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все,это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. В ходе рисования, разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Приобщение малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. «Рисование несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Важно и необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты» –Т. С. Комарова.
«Творческие способности человека являются существенной частью и задача их развития – одна из важнейших в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. Чем свободнее ребенок владеет техникой рисования, тем полнее он может выражать в рисунках впечатления от окружающего мира» – Е. Б. Баранова.
«Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития на всех возрастных ступенях дошкольного возраста» – И. А. Лыкова.
Провела обследование изобразительных умений и навыков детей по методике С. С. Дреер, А. Н. Потыкан.
Результаты диагностики (набор детей ежегодно новый) на начало учебного года за последние три года показали, что навыки изобразительной деятельности у детей недостаточно развиты.
Поэтому решила более углубленно заняться этой проблемой и поставила перед собой цель – формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста.
Поставила задачи:
Обучающие: учить изображать разнообразные прямолинейные и кругообразные формы несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); совершенствовать технические навыки рисования; формировать нетрадиционные техники рисования.
Развивающие: развивать чувство цвета (различать и называть основные цвета); развивать композиционные навыки (располагать изображение в середине листа бумаги); развивать у детей мелкую моторику, наблюдательность; развивать познавательные и творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения изобразительного искусства; желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ; воспитывать аккуратность в работе.
Этапы работы:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и научно – методическую литературу по данному вопросу.
2. Провести диагностику уровня освоения знаний по теме (2 раза в год).
3. Подобрать формы и методы работы, разработать систему работы (перспективное планирование углубленной работы) по теме для детей 3-4 лет.
4. Оформить ППРОС в соответствии с ФГОС и СанПиН, создать авторские пособия для работы с детьми.
5. Привлечь семьи воспитанников для реализации данной темы.
6. Познакомить педагогический коллектив с формами и методами работы по теме, подготовить презентацию и творческий отчет по теме.
В процессе непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению, а именно рисованию использую разнообразные методы и приемы,которые подразделяю: наглядные, словесные, игровые и практические.Применяю следующие наглядные методы и приемы: показ образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
В начале НОД провожу показ отдельных предметов. Рассматривание провожу с целью привлечения внимания детей к заданию. В течение остального времени дети рисуют по представлению.
В возрасте 3-4 лет особенно актуально применение образца, так как основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию навыков рисования (изображать разнообразные прямолинейные и кругообразные формы несложных предметов). В предметном рисовании образец использую не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах изображения.
В младшей группе использую рассматривание натуральных предметов. Картины применяю главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.
Показ способов изображения применяю для обучения детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта.Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Жестом поясняю расположение предмета на листе, можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга). Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки.
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом. В конце занятия показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа – привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Также одобрение получают работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
НОД как правило, начинается с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы- вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. В процессе беседы или после нее показываю нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания демонстрирую прием работы.
Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка, обладает своеобразной наглядностью. Художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.
Указания обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Особенно дети любят игровые приемы, потому что это способствует их эмоциональному фону, вызывает положительные эмоции, повышает интерес к процессу, привлекает внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге,дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик» и т. д.
В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают навыками пользования материалами. Рисование требует применения разнообразных методов и приемов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков. Одним из основных практических методов являются упражнения в освоении технических, а иногда изобразительных умений. Так, осваивая изображение округлой формы в рисовании, малыши рисуют мячи, апельсины и др. предметы одной и той же формы.
Планируя непрерывно-образовательную деятельность (НОД, развиваю активность, самостоятельность и творчество детей. Побуждаю их вспомнить, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учу сравнивать предметы, активизирую опыт ребенка, речь детей, учу правильно пользоваться изобразительным материалом: правильно держать карандаш, фломастеры, кисть и т. д.
Подготовка к НОД согласно образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 12» начинается с составления плана. Определяю тему и программный материал, обдумываю, какими приемами и методами смогу обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий определяю, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми – наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. В начале занятия заинтересовываю ребят, привлекаю их внимание к работе. В процессе рисования наблюдаю за работой детей, помогаю, даю указания как правило индивидуально. Во избежание утомляемости, провожу физминутки, зрительные, пальчиковые гимнастики. Каждое занятие заканчивается коллективным просмотром всех работ ребят, выбором понравившегося рисунка.
Совместную деятельность провожу 2-3 раза в неделю во второй половине дня по разработанному перспективному плану «Перспективный план по нетрадиционному рисованию в младшей группе 3-4 лет». Для эффективной работы детей разделила их на 2 подгруппы. Первая подгруппа дети с выше-средними показателями изобразительных навыков. Вторая группа с ниже- средними показателями.
Применяю следующие нетрадиционные методы и приемы: рисование манкой (экран для рисования, рисование солью, мокрой бумагой, скомканной бумагой, рисование ладошками, пальцами, рисование мыльными пузырями, рисование ватными палочками, рисование отпечатками картофеля, поролона, пробками на бумаге и т. д. Провожу индивидуальную работу с детьми у которых что-то не получается, кто длительное время отсутствовал.
Закрепление знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности проходит по желанию детей в свободное от занятий время. Желание рисовать говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляю разнообразные умения у детей. В процессе работы наблюдаю за детьми, даю им советы, слежу за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.
Требование ФГОС ДО к созданию ППРОС (предметно-пространственная развивающая образовательная среда) предполагает привлечение всех сенсорных анализаторов детей (зрительных, осязательных, двигательных и др.). Поэтому создала уголок, где находятся принадлежности для рисования, которыми дети могут свободно пользоваться. В нем все традиционные материалы, которые необходимы для формирования навыков рисования: бумага для рисования, тонированная бумага, кисти (для рисования и клеевая, карандаши, фломастеры, восковые карандаши, трафареты для рисования, разукрашки маленькие и большие,наряду с ними приобрела нетрадиционные материалы: поролон для рисования ладошками, трубочки, соль, манку, мыльные пузыри, зубные щетки, расчески, гербарий и т. д.
Создала своими руками игры на развитие сенсорных, изобразительных навыков детей: «Укрась рукавичку», «Собери дымковскую игрушку из 4 частей», «Собери дымковскую игрушку из 6 частей», «Подбери узор к дымковской игрушки», «Собери матрешку», «Разложи предметы по цвету», «Найди правильную посуду», «Выложи узор», «Проведи по дорожке», «Положи предмет в нужную корзину», «Укрась картинки», «Волшебный экран» для рисования пальчиками по манке, «Развесь правильно белье», «Кубик» для развития мелкой моторики.
Для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей,разработала план работы с родителями на учебный год:
Родительские собрания: «Правила рисования» (какой материал нужен для рисования, правильные разукрашки, новая техника в рисовании); «Наши достижения!».
Среди родителей провела анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать?». Чтобы знать какие условия родители создают для занятий изобразительной деятельности, отношение родителей к детскому творчеству. Большинство родителей считают (12 человек) у их ребенка есть способности к изобразительному творчеству. Почти у всех детей есть дома материал для творческого развития – краски, пластилин, цветные мелки, карандаши, фломастеры и т. д. Но вот глина есть не у всех! Место для рисования и место где хранятся работы в доме у 14 человек. Проводят выставки детских работ -8 человек. Так как материал и место для занятий рисования есть, ребенок сам берет материал по желанию – 13 человек, 7 человек только по разрешению взрослых. Музыку в процессе творчества используют 6 семей, а 8 семей не включают музыкальное сопровождение. Зато 3 семьи сами поют когда рисуют вместе с ребенком. На просьбу ребенка порисовать вместе с ним 8 человек включаются в творческий процесс сразу, 7 предлагают порисовать самому. Многие родители жалуются на нехватку свободного времени, поэтому дети занимаются творчеством самостоятельно.
В прошлом году познакомила педагогический коллектив с содокладом на тему «Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста». В этом году доклад из опыта работы, презентация, авторские игры, перспективный план, просмотр НОД.
Заключение
Планирую продолжать работать в области художественно-эстетического развития, добавив аппликацию. В этом году планирую разработать перспективный план углубленной работы с детьми по нетрадиционным техникам в аппликации.
Диагностика за последние три года, на конец учебного года, показала хорошие результаты.
Источник
Работа с родителями по формированию изобразительных навыков.
Когда маленький ребенок берет в руки карандаш, фломастеры, он возможно, еще не догадывается об их назначении. Но научившись оставлять деревянной палочкой след на бумаге (или где-нибудь еще), он стремится повторить свои действия. Это до – изобразительный период – каракули. Ребенок что-то черкает, но взрослым это кажется бессмысленным. На самом деле это очень важно. Постепенно ребенок начинает менять характер движений и вдруг, к своему удивлению он видит что клякса, это вовсе не клякса, а кошка или собака, или даже слон. Это процесс узнавания. В этот момент очень важно взрослому быть и поддержать. Это переломный момент, это начало нового периода – изобразительного. Теперь рисование обретает для ребенка смысл, он сознательно пытается что-то изобразить, хотя получается это частично и пока еще продолжает носить случайный характер. Но это только начало, толчок. Взрослому теперь можно подключиться и показать несложные приемы рисования, но только с разрешения ребенка, ненавязчиво. Зачем это нужно? Во – первых развивается мелкая моторика рук. А так как деятельность руки напрямую связана с работой головного мозга, следовательно, стимулируется умственное развитие, развивается зрительный анализатор, ребенок усваивает сенсорные эталоны (цвет, форму, размер), формируется художественное и конструктивное мышление. Все это вместе взятое помогает ребенку становиться личностью, раскрыть свой творческий потенциал.
Изодеятельность – это, пожалуй, самый продуктивный вид детской деятельности. И пусть дети не станут художниками, но есть такое понятие как интерполяция, т.е. перенос усвоенных знаний, умений и навыков с одного на другие виды деятельности. Полученный опыт поможет освоить детям различные виды деятельности: для девочек это составление узоров при вязании, шитье, вышивании, украшение торта; для мальчиков – моделирование, подбор гардероба, строительство дома, резьба по дереву. При правильном воспитании и обучении у детей разовьется свой эстетический вкус.
Чем рисовать?
Родители часто задумываются: чем лучше рисовать ребенку карандашом или кисточкой, а может ручкой (ей легче оставлять след на бумаге), давать ли ребенку краски, а если давать, то какие?
Давать нужно все, но не сразу, и желательно в игровой форме (пришла посылка, а в ней карандаши, сказочный герой ночью принес краски). Взрослый постепенно показывает и объясняет назначение всех изобразительных материалов и инструментов. Что сначала дать – карандаши или краски – особой роли не играет. Но если вашему ребенку только 2 года, а вы хотите научить его пользоваться красками, то лучше начинать с одного цвета. Цвет обязательно надо назвать, но поначалу не нужно добиваться от ребенка того же. В следующий раз можно взять краску другого цвета. Как нельзя лучше для этих целей подойдут гуашевые краски. Их можно разводить на палитре в нужном количестве. На данном этапе важно научить ребенка правильно держать кисточку и пользоваться ею (хорошо промывать, набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, осушать кисточку о салфетку в конце работы). Постепенно можно прибавлять цвета (2 цвета, затем 3 и т.д.). когда малыш научиться пользоваться кистью и хорошо ее промывать, можно предложить ему большой набор акварельных медовых красок. Учеными установлено, что у детей более острое восприятие цвета и глаз 4-х летнего ребенка различает гораздо больше оттенков, чем глаз взрослого. Если эту особенность не развивать и не закреплять, то с возрастом она утрачивается. Дети старшего дошкольного возраста могут пользоваться как гуашевыми так и акварельными красками. Можно научить ребят смешивать цвета на палитре для получения новых оттенков.
Кисти следует иметь разных номеров и разной формой ворса (плоские, круглые). Чем меньше указан номер на деревянной ручке кисти, тем она тоньше. Достаточно 2 – 3 кисти (узкая, средняя и широкая). Кисти лучше покупать с натуральным ворсом. Малышам 2 – 3,5 лет подойдут кисти из собаки, козы (2 штуки – узкая и широкая). Детям постарше 4 – 7 лет лучше приобретать беличьи кисти или колонковые. Чтобы правильно выбрать беличью или колонковую кисть достаточно ее окунуть в воду. Все ворсинки должны ровно прилегать друг к другу и образовывать тонкий и плотный кончик.
Яркий сочный след от краски на бумаге вызывает у детей эмоциональный отклик. След же от карандаша более бледный и тонкий, к тому же пальчики ребенка не могут регулировать силу нажима, карандаши надо постоянно точить. Эту проблему можно решить приобретя восковые мелки. Но у карандашей есть преимущества: они всегда под рукой их можно взять с собой на улицу, при рисовании они не размазываются, не надо ждать пока высохнет. Поэтому большой набор карандашей будет кстати. Старшим детям можно предложить фломастеры и научить рисованию в смешанной технике: фломастеры + карандаши + восковые мелки. Можно также разрешать пользоваться цветными ручками. Малышам рисовать ручкой только в присутствии взрослых, т.к. она может оказаться небезопасной для здоровья, не говоря о том, что малыш может сильно измазаться пастой.
Немного фантазии и терпения.
Последнее время большое внимание уделяется нетрадиционной технике: это и рисование тычками (палочка с поролоновым наконечником), картофельные матрицы (вырезанные из картошки брусочки разной формы оставляют на листе затейливый орнамент), нитками, кляксами, пластилином, углем и, наконец, пальцами и даже ладошкой! Изготовить необходимые инструменты и приобрести материалы в домашних условиях не составит большого труда и затрат.
Где рисовать?
Традиционно – на белом альбомном листе хорошей плотной бумаги. Но листу можно придать различную форму, бумагу можно затонировать, да не в один цвет, а сразу в несколько. Можно рисовать гуашью на цветной бумаге, акварелью на мятой. В технике «монотипия» при помощи гуаши и шампуни рисунок наносится на стекло, под которым положен белый лист и затем со стекла изображение отпечатывается на бумагу.
Можно рисовать и вовсе без бумаги: мелом на улице, палочкой на песке. Создать нарядную салфетку помогут тычки, которыми разноцветной тушью наносится оригинальный узор на белой хлопчатобумажной ткани. Затем прогладить салфетку горячим утюгом и готово.
В детской комнате, если позволяют возможности желательно прикрепить к стене лист линолеума или доску, чтобы ребенок мог рисовать мелом и дома. А если вы хотите избежать разрисованных обоев, то прикрепите к стене большие листы бумаги так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
Источник