Методика развитие памяти мышление внимание речи ребенка

Методика развитие памяти мышление внимание речи ребенка thumbnail

Развитие памяти, внимания, мышления и речи, с целью успешной подготовки детей к школе

Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути. Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали, что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки, и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.

Что значит “ребенок готов к школе”?

Психологическая готовность к школьному обучению – один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами – резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни – учеба – деятельность обязательная, общественно-значимая. Само учение – и по содержанию, и по организации – резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.

Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. Основная форма организации учебной работы школьников – урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней.

Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

Подготовка ребенка к школе заключается прежде всего в формировании целого ряда умений и навыков. Кроме того, она предполагает развитие у будущего первоклассника комплекса основных психических функций: внимания, памяти, мышления и речи.

Речь, память, мышление и внимание все эти четыре понятия взаимосвязаны между собой. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, памяти, коммуникативных качеств. 

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю. Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.

Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.

Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Речь- не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. Но сейчас мы всё чаще сталкиваемся с тем, что дети отстают по возрасту в развитии речи.

Какие существуют причины отставания в речевом развитии?

Первая и самая главная недостаточное общение с ребёнком. Дома родителям некогда разговаривать с ребёнком в виду своей занятости и усталости поэтому воспитатели должно прикладывать все усилия и постоянно разговаривать с детьми. Малышу необходима индивидуальная адресованность речи. Ему совсем не безразлично кто и как разговаривает с ним, ребёнку нужно заинтересованное внимание, эмоциональная выразительность.

Ещё одной причиной отставания в речевом развитии является долгое «сюсюкание» с детьми, то есть родители научились понимать автономную речь ребенка: его детские слова типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.д. и зачастую не стремятся стимулировать развитие нормальной речи, тем самым, сами тормозят процесс развития речи, а вместе с тем все остальные процессы развития ребёнка.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, мы с вами должны уделять этому процессу большое внимание. Важно самим говорить правильно, с чёткой интонацией и артикуляцией всех звуков. Ещё в старину были придуманы скороговорки, чистоговорки, потешки- род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Вместе с развитием речи плавно развивается детское мышление, память и внимание. При разучивании потешки ребёнку необходимо её запомнить и непроизвольно происходит развитие памяти. 

Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

В дошкольном возрасте память развивается очень быстрыми темпами, опережая развитие других познавательных процессов. Легкость, с которой дети запоминают стихи, загадки, считалки, сказки объясняется бурным развитием их образной памяти. Ребёнок запоминает то, что привлекает его внимание, всё яркое и необычное. Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырёхлетнем возрасте. Память ребёнка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой- либо, деятельности: малыш играл и запоминал игрушку, слушал сказку и запоминал её, рисовал и запоминал названия цветов. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.

Параллельно с памятью развивается детское мышление. Мышление – высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. В раннем возрасте малыш в основном пользуется наглядно- действенным мышлением, которое связанно с предметной деятельностью. Позже появляется наглядно- образное мышление, когда ребёнок для решения задачи использует не сами предметы, а их образы. Уже к концу дошкольного возраста формируется словесно логическое мышление, которое предполагает умение оперировать понятиями, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать и делать выводы. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок.

Кроме всего вышесказанного мы не должны забывать и о внимании, без которого и нам и детям дошкольникам не обойтись. Внимание – это способность регулировать свою интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением. Внимание бывает внешним и внутренним, а также произвольным и непроизвольным. Внимание ребёнка – дошкольника носит непроизвольный характер. Малыш может сосредоточиться только на интересной для него деятельности, на ярких, необычных, новых объектах.

Внимание обладает определёнными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределение, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Если вы заметили недостатки во внимании, начинайте как можно больше включать в занятия упражнений на внимание.

Подготовка ребенка к школе — это целостный, многогранный процесс. Не забудьте о своих чувствах и о Вашей психологической связи с малышом. Если Вы сами будете чувствовать беспокойство и волнение, наверняка они передадутся ему. Разговаривайте, обсуждайте, будьте в курсе его дел, доверяйте ему и расширяйте поле его самостоятельности. Тогда ближайшие 11 лет будут не скучной и нудной «обязаловкой», а станут целенаправленным и результативным этапом развития и взросления Ваших детей.

Источник

Краткое описание документа:

Статья содержит диагностический материал для исследования развития восприятия, памяти и мышления будущих первоклассников.

Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.

Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. На современном этапе также многие психологи исследуют проблемы готовности к школьному обучению.

Источник

Комплексное развитие внимания, мышления и памяти

Развитием внимания, памяти и мышления, что помогает достичь больших успехов в школьных предметах и рабочих вопросах, нужно заниматься всем. Специальные методики позволяют легко получить нужный результат и могут быть применимы к детям младших возрастов, школьникам или взрослым. Лучше всего проводить тренировки перед переходом ребенка из детского садика в первый класс, поэтому каждому родителю стоит задуматься и не упустить возможность развить у своего малыша все необходимые навыки, которые помогут ему преуспеть в обучении.

Образ жизни

Желаемые результаты удастся достичь с помощью довольно простых и интересных способов. Многие из них практикуются людьми в повседневной жизни, что делает их интеллектуальные способности более продвинутыми. Все методы тренировок, связанные с образом жизни, можно применять для людей любого возраста. Но выбирать их нужно с учетом своих личных предпочтений или желаний ребенка, если целью развития является именно он.

Еда

Хорошего результата удастся добиться с помощью следующих вещей:

  1. Литература. Регулярное чтение книг, которые несут в себе высокую художественную ценность или являются достойными представителями научно-популярного жанра, влияет на многие стороны жизни читателя. Результатом становится укрепление памяти, повышение внимательности, развитие мышления, а также улучшение речи.
  2. Путешествия. Считается, что главная польза туризма в смене обстановки, которая успокаивает психику. Но не меньшее влияние путешествия оказывают на мозг человека, делая его работу более качественной.
  3. Интеллектуальные игры. Эффективным для развития может стать увлечение шахматами, шашками, пятнашками, кроссвордами и подобными играми. Чтобы добиться заметного результата, достаточно применять их в своей жизни лишь пару раз в неделю.
  4. Физическая активность. Улучшить память с вниманием и мышлением с помощью физической активности не так трудно. Эффект от спортивных тренировок связан с тем, что они вызывают усиление кровообращения, что питает мозг.
  5. Правильное питание. Практически все родители запрещают своим детям употреблять слишком много сладостей и вредных продуктов. Делают они это не зря, т.к. правильный выбор полезной пищи приводит к усилению мозговой активности, а также улучшению общего здоровья.

Включение в свою жизнь таких простых составляющих научит мыслить иначе, быстрее находить решения проблем, а также легко запоминать любую информацию. Важной особенностью развития полезных навыков с помощью указанных средств у детей является их личное желание. При его отсутствии заставлять чадо заниматься теми или иными вещами крайне не рекомендуется.

Память, внимательность и мышление – взаимосвязанные процессы, поэтому зачастую развивать их лучше всего вместе.

Упражнения

Обеспечить себе формирование крепкого интеллекта можно с помощью специальных упражнений. Использовать их рекомендуется ежедневно, выделяя на это не менее 30 минут. При желании можно составить свою особую программу тренировок, выбрав самые интересные упражнения, исходя из личных предпочтений, возраста и свободного времени.

Газон

Какие упражнения стоит использовать:

  1. 100 секунд. Это известное упражнение может называться по-разному. Его суть в том, что человек должен за 100 секунд вспомнить и проговорить 100 имен или названий вещей, выбрав свою тему (писатели, города, моря и т.п.).
  2. Накопления. Такое упражнение займет очень много времени – целый месяц. Задачей становится ежедневное заучивание 4 строк из любого понравившегося стиха. Постепенно размер отрывков нужно увеличивать. Этот вариант очень полезен для школьников младших классов.
  3. Запоминание прохожих. По дороге домой нужно просто бросать короткий взгляд на любого прохожего, а через некоторое время стараться максимально точно его вспомнить, учитывая даже мельчайшие подробности.
  4. Регулярная арифметика. Упражняющийся должен каждый день находить возможности самостоятельно в уме посчитать любые примеры. Например, изменения своего бюджета или стоимость покупок.
  5. Мелкие детали. Такое упражнение подойдет для дошкольника, которому помогают родители. Взрослый должен прочитать вслух интересный рассказ, а потом задать ребенку вопросы о малозначимых деталях, которые он мог упустить.
  6. Аналогии. Проводить занятия с поиском аналогий можно даже без посторонней помощи, но при этом важно сохранять честность относительно себя. Целью упражнения становится поиск аналогов для определенной вещи по отдельным признакам (цвет, функция, размер). Такие тренировки очень полезны для выстраивания верных логических умозаключений и развития воображения.
  7. Поиск букв. Хороший способ развития ребенка дошкольного возраста. Задачей станет поиск и вычеркивание заданной буквы, для чего малышу нужно дать несколько страниц текста. Желательно, чтобы это был интересный рассказ.
  8. Комбинация чтения и рисования. Детское упражнение, для выполнения которого потребуется помощь взрослого. Мама или папа должны следить за правильным выполнением всех требований. Заданием ребенка будет проговаривание стиха с выражением и параллельное рисование на любую тему.
  9. Намеренная замена маршрута. Простой способ тренировки, результатом которого станет значительное развитие памяти и мышления. Нужно сознательно заменять привычный маршрут на незнакомый, стараясь сориентироваться на местности без посторонней помощи.
  10. Фотография глазами. Универсальное упражнение, вызывающее интерес у людей любого возраста. Суть его в том, что тренирующийся должен в течение 30 секунд посмотреть на картинку с разными изображениями, цифрами или фразами, а потом воспроизвести их на чистом листе.

Дополнительно можно воспользоваться классическим упражнением с поиском отличий. Нужно взять две практически одинаковых картинки и найти все присутствующие на них различия. Такой способ не очень эффективен для детей старших возрастов или взрослых, но принесет много пользы, если ребенок еще не пошел в школу или учится в первых классах.

Эффективно развивать память и внимание с мышлением получится с помощью современных технологий. Для этого нужно воспользоваться специальными приложениями для смартфона или сайтами, генерирующими интересные тренировочные задания.

Игры

Для ранних тренировок в дошкольном возрасте лучше всего подойдут игры. Некоторые из них могут показаться интересными даже для взрослых, что сделает их участие в качестве помощника для малыша более естественным и эффективным. Очень важно давать право выбора тому, кто тренируется, а не заставлять его делать то, чего не хочется.

Игра

Популярные игры:

  1. Применение предмета. Задачей станет придумывание, как нестандартно можно использовать тот или иной предмет. Рекомендуется проведение игры в соревновательной форме, где победителем станет назвавший большее количество вариантов. Игра отлично развивает логику, фантазию, а также креативность. Желательно, чтобы участники были близки по возрасту.
  2. Команды. Родитель задает условия. Например, при хлопке в ладошки нужно прыгнуть, а при взмахе правой рукой наклониться. Таких команд должно быть около 5. Целью станет создание своеобразного танца для ребенка, которым управляет взрослый.
  3. Составление слов. Известная для многих игра. Участвовать могут несколько человек. Каждый должен составить из одного слова множество других, используя только присутствующие буквы из его частей. Побеждает тот, чей список окажется самым длинным.
  4. Летает или не летает. Взрослый называет животных или разные предметы. С учетом того, могут ли они летать, ребенок поднимает или опускает руки. Родители должны постараться подловить малыша, что повысит сложность вместе с эффективностью.
  5. Противоположности. Суть игры проста, но выполнение будет очень трудным, особенно, если участниками являются маленькие дети. Взрослый называет утверждение, а ребенок должен кивнуть, подтверждая или отвергая его. При этом нужно кивать наоборот, чтобы «нет» означало «да», а «да» – «нет».
  6. Удержание «мухи». Участвовать в такой игре может только взрослый или подросток, т.к. для школьников или дошкольников она будет слишком тяжелой. Предпочтительно присутствие 3-4 человек. Всем выдают листы, где расчерчены квадраты 3 на 3 клетки. Один участник отворачивается и, не глядя на лист, дает всем остальным команды, куда летит «муха», начиная из центра. Один шаг – одна клетка. Каждый должен проводить ручкой в названном направлении. Целью становится удержание «мухи» внутри квадрата. При проигрыше командующий меняется ролью с другим человеком.
  7. Составление предложений или рассказов. Всем участникам дается три не связанных между собой слова. На их основе нужно составить логически верное предложение или даже небольшой рассказ. Победителем становится тот, кому в голову придет самое большое количество мыслей. Все идеи нужно записывать на листок, чтобы правильно отследить прогресс каждого.

Такие простые коррекционные игры могут стать неотъемлемой частью жизни. Если они понравятся ребенку, то не стоит ему отказывать в их проведении даже после достижения результата. Они окажут пользу при любых обстоятельствах.

Существуют курсы, на которых профессионалы занимаются развитием как детей, так и взрослых. На них применяются различные методы. При отсутствии времени или нежелании заниматься этим всем самостоятельно стоит обратить внимание на такой вариант.

Сложно ли добиться результата

Любая техника развития памяти, внимания и мышления, применяемая в домашних условиях, рано или поздно принесет результат. Если их совмещать, а также заниматься регулярно, то достичь желаемого эффекта удастся через несколько недель. Однако важно понимать, что иногда может потребоваться намного больше времени, т.к. все зависит от личных способностей.

Оцените статью:

Загрузка…

Источник