Методика ранней диагностики речевого развития ребенка

Методика ранней диагностики речевого развития ребенка thumbnail

Ольга Милованова
«Диагностика речевого развития детей раннего возраста»

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В настоящее время проблемы диагностики речевого развития и возможной последующей коррекции выявленных нарушений чрезвычайно актуальны.

Развитиеличности ребенка определяется тремя факторами:

1)предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями;

2) условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов;

3) внутренней позицией самого человека, формирующийся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентаций семьи.

Социально-нравственный эффект помощи детям огромен, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества. Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближаются по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда, психолога и т. д.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – “важнейшее средство человеческого общения”.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она – приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.

Различают несколько этапов развитияпотребности в общении ребенка с взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

В настоящее время современные психолингвистические,психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.

Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

Как отмечал известный советский психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.

А. А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность,необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.

Читайте также:  Схема развития ребенка в семье

Диагностика речевого развития детей в возрасте от 1.5 до 3 лет

Детская речь не является личной деятельностью ребенка, индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого. В процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка раннего возраста.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитиииспользует следующие методы обследования:

• анкетирование (анкета для родителей (матери, опросники);

• беседу с родителями;

• наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т. п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

• изучение медицинской документации;

• беседу с воспитателем, музыкальным руководителем, педагогом по физическому воспитанию, методистом;

•собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес, дифференцированности слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание на:

• умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;

• то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);

• ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;

• эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание.

Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание.

Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации. В дальнейшем игровые задания целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале.

Анкета для родителей

Во время обследования ребенка маме малыша следует предложить для заполнения анкету для родителей, которая ориентирована на выявление наиболее типичных причин и характерных проявлений речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста. Объективная часть анкеты включает традиционный перечень вопросов, касающийся течения беременности и родов, особенностей периода новорожденности и т. п.

Однако в анкету включены и вопросы, направленные на определение предпосылок формирования полноценного речевого общения.Эти вопросы чередуются с традиционными: например, при сборе анкетных данных о ребенке необходимо отметить не только, какой по счету этот ребенок в семье, но и указать возраст родителей на момент рождения ребенка, полный перечень людей, непосредственно проживающих с ребенком, возраст братьев и сестер, наличие родственников-левшей. В беседе с родителями после заполнения ими анкеты следует уточнить, кто проводит больше всего времени с ребенком в течение дня, какой стиль общения с ребенком предпочтительно использует взрослый.

Заключение

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Читайте также:  Как проходит развитие ребенка в утробе

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Важно проводить диагностику речевого развития детей раннего возраста, т. к. пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Список используемой литературы

1. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова И. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.

3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез.

4. Нищева Н. В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

5. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред. Запорожца А. В., Эльконкна Д. Б. – М., 1964.

6. Справочник логопеда. /М. А. Поваляева. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – М.: Теревинф, 2007.

Источник

Роль развития речи ребёнка в первые
годы жизни трудно переоценить. Овладение ею
перестраивают процессы детского восприятия,
памяти, мышления, совершенствует все виды
детской деятельности и социализацию (в
частности, отношения со взрослыми и другими
детьми).

Раннее речевое развитие и становление
когнитивной сферы ребёнка – теоретически и
практически значимая проблема логопедии.
Пластичность активно формирующегося мозга двух
трехлетнего малыша позволяет компенсировать
многие недостатки формирования речевой
деятельности.

В современной педагогике разработано
и внедрено большое количество методик и пособий
для развития речи дошкольника. Эти программы
составлены с учетом возрастных и
психологических особенностей детей, но
рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время
как количество детей с различными речевыми
нарушениями увеличивается год от года), в них
учитываются возрастные особенности, но не
принимаются во внимание индивидуальные
проявления и дефекты речевого развития каждого
ребенка.

На базе имеющихся методик необходимо
вырабатывать индивидуальный подход к развитию
речи каждого ребёнка. Это возможно при осознании
и овладении следующими принципами:

  • Знание возрастных особенностей и возможностей
    дошкольников.
  • Диагностика и учет уровня речевого развития
    каждого ребенка.
  • Тесная связь с логопедическими технологиями.
  • Сбалансированный охват всех сторон детской
    речи.
  • Осознанное отношение педагогов и родителей к
    речи детей.
  • Взаимодействие детского сада и семьи по данному
    вопросу.

Чтобы наша работа была плодотворнее и
эффективнее, необходимо выявить реальные
способности малыша, его сильные и слабые стороны.
Именно для этого проводится индивидуальная
диагностика, учитывающая особенности речевого
развития современных детей и позволяющая
выполнить социальный заказ их родителей, т.е.
качественную подготовку к школе.

Уже ни у кого не вызывает сомнение, что
раннее выявление проблем речи – путь к наиболее
качественному результату в коррекционной
работе. Но как наиболее грамотно и полноценно
определить возможности детей? Ведь в силу
психологических особенностей дети до 3 лет
ориентированы на близких людей (родственников
или взрослых, с которыми они проводят много
времени). Многочисленные исследования доказали,
что особенности речевой стратегии взрослого
могут стимулировать или тормозить развитие речи
ребёнка. Учитель – логопед знает как формируется
речь в норме, он может правильно организовать
занятия, помочь педагогам и родителям
проанализировать особенности общения с ним и
выбрать наиболее эффективные стратегии для
овладения новыми языковыми средствами. Именно
это и является работой логопеда детского сада.

Для изучения семьи, ее особенностей и
интересов, социальных установок для обеспечения
полноценного развития ребёнка родителям были
предложены анкеты и опросники. Анализируя и
сравнивая которые, я отметила зачастую
неправильную расстановку акцентов и
неадекватную оценка детской речи (например:
некоторых родителей не волнует незнание детьми
элементарных этикетных слов, но вызывает большую
тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка
звука -р-).

Для проверки речевого развития
педагогами, мной были разработаны
индивидуальные речевые карты на каждую
возрастную группу, начиная с 1 младшей. Для
диагностики детей второго года жизни
использовались методика Исениной “Изучение
понимания речи” (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Читайте также:  Влияние спортивной гимнастики на развитие ребенка

В начале года я провела консультацию
для воспитателей, на которой ознакомила с
речевыми особенностями каждой возрастной
группы, способами диагностики и критериями
оценки.

Данные речевого обследования
заносятся педагогами в таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ
2
) и сдаются для обработки мне. Я анализирую
полученные результаты “по вертикали” и
“по горизонтали”.

“По горизонтали” определяю
сильные и слабые стороны речи каждого ребенка,
которые сравниваю с речевой нормой и с
результатами предыдущего обследования. На
основании этого отмечаю индивидуальные
достижения каждого ребенка, намечаю пути работы
в детском саду и семье. Данная информация
становится содержанием индивидуальных бесед с
родителями, при этом результаты обследования
сообщаются близким родственникам строго в
конфиденциальном порядке.

“По вертикали” мною определяются
сильные и слабые стороны речевого развития всей
группы в целом, а в конце года проводится
сравнительный анализ результатов последнего и
настоящего обследования. (ПРИЛОЖЕНИЕ
3
).

Воспитателям предлагаю использовать
полученные результаты диагностики и мои
рекомендации, как своеобразный план
индивидуальной и подгрупповой работы по
развитию речи. Конкретное содержание занятий
педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь
на:

  • результаты обследования развития речи;
  • рекомендации логопеда;
  • результаты анализа фронтальных занятий (для
    детей, не справляющихся с программой).

Работа по результатам диагностики на
начало учебного года по возрастным группам

Второй год жизни

Так как на втором году жизни в
“отстающих” оказались:

  • выполнение действий с разными предметами
    (низкий ур. – 31%);
  • выполнение движений по просьбе взрослого
    (низкий ур – 24%);
  • нахождение названных предметов/игрушек (низкий
    ур – 24%);

в октябре воспитателям были
предложены следующие упражнения и игры: “Глазки,
носики и ушки”, “Кто к нам пришел?”, “Ручками
похлопаем, ножками потопаем”, “Покажи …
/игрушку, предмет”, “Найди, где спряталась …”,
“Заинька, поскачи”.

По этому же принципу давались
рекомендации на каждый календарный месяц.

На конец года у нас не было ни одного
низкого результата, дети удачно справились со
всеми пробами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Первая младшая группа

Диагностика выявила следующие
проблемы:

  • образование слов с уменьшительно –
    ласкательной формой (низкий ур – 94%, конец года –
    40%);
  • образование существительных в родительном
    падеже (низкий ур – 60%, конец года – 20%);
  • подбор слов – определений (низкий ур. – 60%, конец
    года – 0%);
  • сочетание речи с действием (низкий ур – 54%, конец
    года – 0%);
  • определение направления звучащей игрушки
    (низкий ур. – 54%, конец года – 0%)

Работа по формированию речевых
навыков детей

1 младшей группы в октябре

  • Развитии плавного, длительного выдоха.
  • Упражнения: “Споем колыбельную
    мишке”, “Подуем на пушинку”, “Угадай овощ по
    запаху”, “Понюхаем цветочки”

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Упражнения: “Поезд” (вытягивание губ
    трубочкой), “Медвежата едят мёд” (имитация
    “слизывания”), “Покормим птенчиков” (широкое
    открывание рта).

  • Развитие мелкой моторики.
  • Проговаривание потешек с имитацией
    действий, игра “Погладим животных”.

  • Развитие чувства ритма.
  • Упражнение “Музыканты” (слушать и
    повторять за воспитателем звуки музыкальных
    инструментов + имитация игры)

  • Развитие понимания речи.
  • Упражнения “Поручение”, “Позови
    ласково”.

  • Пальчиковая гимнастика.
    “Ладушки”, “Поймай комара”, “Наши пальчики
    играли”, “В огород пойдём, урожай соберём”.
  • К апрелю низкий общегрупповой
    результат сократился с 40% до 6%.

    По остальным возрастным группам
    работа ведется аналогичным способом.

    Анализируя работу за текущий учебный
    год хочется отметить, что педагоги стали
    проводить диагностику более качественно и
    осознано, а работа по развитию речи ведется
    целесообразно и адресно, с учетом индивидуальных
    возможностей и проблем каждого ребенка.

    Список использованной литературы

    1. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М.
      Воспитание и развитие детей раннего возраста:
      Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред.
      Г.М. Ляминой. М., 1981.
    2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое
      обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие,
      стимульный материал. Сфера.
    3. Журнал “Дошкольная педагогика”2007/ноябрь.
    4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей
      слышать и правильно произносить звуки.
      методическое пособие.- М.: Мозаика – Синтез.
    5. Журнал “Логопед” 2006, №4; 2007, №6.
    6. Нищева Н.В. Организация Коррекционно –
      развивающей работы в младшей группе детского
      сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
    7. Материалы Интернет сайтов.

    Источник