Методика раннего развития ребенка домана маниченко

Методика раннего развития ребенка домана маниченко

Век революций – двадцатый – дал возможность переосмыслить многое, в том числе процесс воспитания и обучения ребенка. Именно революцией назвал свою методику раннего развития американский нейрохирург Гленн Доман.

Доман создал свою систему в 40-х годах для обучения детей с проблемами здоровья (мозговыми травмами, поражениями центральной нервной системы). Разработанные им методы воздействия на головной мозг помогали этим детям достичь больших результатов, чем принято было ожидать. Впоследствии в его институте эту же методику взяли на вооружение и при обучении обычных детей. По мнению Домана, проблема обучения в раннем возрасте (до 3 лет) состоит лишь в том, что дети, воспринимая информацию моментально, не способны дать родителям это понять. Ведь заниматься нужно с рождения, а малыш еще не умеет говорить. В таком случае, задача взрослых – предоставить как можно больше фактов, образов, впечатлений, чтобы ребенок развивался гармонично и активно.

В основе методики Домана – восприятие информации одновременно через визуальный и аудиальный каналы. Иными словами, все занятия проводятся по определенной схеме: информация многократно демонстрируется ребенку на специальных карточках и сразу же озвучивается.

В обучении по методике Домана можно выделить несколько основных направлений: чтение, математика, знакомство с окружающим миром.

Обучение чтению

Основываясь на том, что изучение слов по буквам и слогам имеет достаточно высокий уровень абстрактности, Гленн Доман пришел к выводу: запомнить слово целиком ребенку намного проще. Тем более, если начать занятия как можно раньше. В самом раннем возрасте мышление ребенка направлено на обучение. У него гибкая память, которую нужно усердно тренировать, способность легко переключаться, обращать внимание на все и сразу. И ориентируется в мире маленький ребенок, рассматривая окружающие предметы, явления, людей.

Доман предлагает обучать чтению путем показа карточек со словами. Чтобы малыш мог сфокусировать на них свое внимание, слова должны быть крупными и яркого (красного) цвета на контрастном белом фоне. Показывать такие карточки необходимо быстро и в определенном порядке. На группу из 5 карточек уйдет 5 секунд. На все занятие (3 раза в день) – 15 секунд. Достаточно ли этого для запоминания? Как утверждают ориентированные на эту методику специалисты, вполне. Ребенок словно фотографирует словесный образ и постепенно учится соотносить его со звуковым. Позже количество карточек увеличивается, а шрифт на них уменьшается и становится черным – с возрастом ребенок развивает способность распознавать мелкие детали.

Обучение математике

Оно построено также по принципу карточек, на которых изображены крупные красные точки. Предполагается, что таким образом малыш научится считать до ста, воспринимая каждой число именно как количество, а не как абстрактный образ (цифры). Доман доказал, что ребенок способен воспринимать количественные множества целиком и различать их визуально.

Большое внимание Доман уделяет и физическому развитию. Мы знаем, что мелкая моторика связана с беглой речью, но любая физическая активность также стимулирует работу мозга. Доман утверждает, что залог здоровья – это движение, а интеллект развивается, лишь когда перед ним ставят все новые и новые задачи. Успехи детей особенно в этой сфере убедили многие семьи перейти на обучение по методике Домана. В 90-е годы она пришла и в Россию.

Методика Домана-Маниченко

Преобразовать методику Гленна Домана взялся педагог Андрей Маниченко. Он разработал дополнительные обучающие задания и по-новому взглянул на сам процесс занятий с ребенком. Если Доман рассматривал обучение в отрыве от детских развлечений, то Маниченко предложил игру как основной способ общения.

Методика Домана-Маниченко теперь широко известна и применяется не только для развития навыков чтения и счета – с ее помощью родители обучают детей иностранным языкам, географии, истории, развивают его творческие способности. В созданной Андреем Маниченко компании «Умница» разрабатываются все новые и новые комплекты для раннего развития малыша. Занятия по ним делают ребенка более эрудированным, а самое главное, помогают ему сохранить способность запоминать большой объем информации. Это свойство является, пожалуй, самым важным во время бурного интеллектуального развития малыша.

В этом плане интересна программа развития мышления и кругозора «Мир на ладошке». Она рассказывает ребенку о вещах, с которыми он сталкивается каждый день, и о тех предметах и явлениях, знание которых является базовым. Эти занятия проходят с карточками – с крупными яркими картинками. Помимо названий и зрительных образов изображенных предметов ребенок усваивает и всевозможные интересные факты о них. Также создатели комплектов предлагают множество игр и творческих заданий. Малыш будет изучать окружающий мир не только по карточкам, но и непосредственно наблюдая за ним и ставя эксперименты. Для ребенка это не только полезно, но и чрезвычайно интересно.

Однако основополагающими для методики Домана-Маниченко по-прежнему являются занятия по чтению и математике. В чем же их отличия от методики-источника?

Маниченко создал целую систему развития интеллекта с пеленок, где объединил лучшие находки Домана и собственные разработки.

Так, комплект «Чтение с пеленок» в основном следует первоначальной схеме занятий: ребенок изучает карточки со словами, после переходит к словосочетаниям, далее – к предложениям. Но Маниченко разработал и продолжение комплекта – первые книжки для малыша. Переход к чтению непосредственно книг – процесс важный, но трудоемкий. Книги должны отвечать всем требованиям методики, и Доман утверждал, что найти их очень проблематично. Книги Маниченко разработаны специально для органичного продолжения занятий с карточками.

Для продолжения обучения и закрепления результатов, полученных при работе с карточками, был создан целый комплект – «Говорим с пеленок» (Умница) – обновленная версия 2015 г. Кроме карточек со словами (а также с отдельными буквами), в его состав входят книги-листалки. Они устроены таким образом, чтобы основной принцип – демонстрирование информации в быстром темпе – сохранился. При этом каждая книга содержит увлекательную игру-манипуляцию с пройденными словами (это может быть пальчиковая игра, считалка, мирилка, умывалка и так далее). В свою очередь, на карточках этого комплекта повторяются слова, употребленные в книгах.

Итак, ребенок умеет читать, еще не научившись хорошо говорить. На это нацелены занятия – и они дают результат. Однако не стоит ждать феноменального интеллектуального скачка от каждого ребенка. Родителям нужно усердно заниматься с ребенком, поддерживать его, направлять. Только тогда он потянется к знаниям.

Кроме чтения, методика предполагает обучение счету. Комплект «Математика с пеленок» (Умница) рассчитан на изучение чисел и простейшей арифметики. По методике в нем нет никаких серьезных изменений в сравнении с Доманом, кроме самого общего принципа компании «Умница»: заниматься с ребенком нужно играя.

Полностью игровое воспитание представлено в методике Сказкотерапия, также от компании «Умница». Это серия комплектов персонализированных сказок, в которых ребенок – главный герой. Поведение этого героя, соответственно, становится примером для подражания или назидательным уроком. В комплектах есть и маленький игрушечный рассказчик – кукла-перчатка. Надевая ее на руку и озвучивая, родители могут сделать игру более легкой для восприятия, а также обратить внимание малыша на важные моменты сказки.

Эмоциональное и психологическое развитие столь же важно, как и интеллектуальное, поэтому все комплекты и методические пособия желательно использовать в связке.

Ребенок с первых дней жизни знакомится с миром и активно формирует не только характер и бытовые пристрастия, но и собственную информационную базу. Задача родителей помочь ему в этом, предоставить малышу как можно больше возможностей. Заложить фундамент будущей личности в возрасте до 3-х лет необходимо, и методика Домана-Маниченко может в этом помочь.

Источник

Для развития детей с раннего возраста разработано множество авторских систем, каждая из которых по-своему интересна. Например, развивающая методика Домана-Маниченко пользуется популярностью. Согласно ее теоретическим положениям, занятия с малышом помогут ему не только вырасти гармоничной личностью, но и существенно опережать ровесников. Так ли это?

Автор и суть методики

Гленн Доман – это врач-физиотерапевт, посвятивший свою жизнь исследованиям потенциала человека и разработке восстанавливающих методик для малышей, страдающих заболеваниями нервной системы. Многие его положения на практике оказались весьма эффективными, и Доман пошел дальше – предложил ряд идей для раннего развития совершенно здоровых малышей. Однако современные исследования доказали, что многие его выводы ошибочны, поскольку не учитывают специфику мозга детей. Адаптирована методика для русских детей Андреем Маниченко, поэтому и носит двойное название.

Чаще всего родители пользуются методом раннего обучения малышей чтению при помощи карточек, содержащих изображения и подписи к ним. Коротко основные положения можно сформулировать так:

  • наличие прямой взаимосвязи интеллектуального и физического развития ребенка;
  • тренировки должны проводиться регулярно;
  • обязательно использовать тренажеры и дидактические пособия, в частности уже упомянутые карточки.

Положения в целом разумны, но часть идей Домана была подвержена критике. В частности его предложение заниматься с малышами до года на специальных «треках», длиной от 30 до 90 см вызывают у мам изумление, ведь кроха еще не может даже держать собственную голову, для него довольно проблематично проползти по такой «дорожке». Подобные тренировки, согласно методике, должны занимать не менее 4 часов в день, что весьма утомительно для малыша.

Также для самых маленьких предлагаются задания для развития мануальных и двигательных навыков и поддержания равновесия.

Интеллектуальное развитие

Если физические тренировки по методу Домана не заслуживают доверия опытных мам, то использовать его интеллектуальные тренажеры можно с малышами безбоязненно, но подходить к построению занятия следует продуманно и осторожно, полностью следовать положениям методики не рекомендуется, а вот использовать отдельные ее элементы будет даже полезно.

В следующей таблице представлено описание методики с карточками, позволяющей получить полезные навыки:

Цель Дидактические материалы Суть задания
Обучение чтениюКарточки 50х10 см, на которых красным цветом написаны слова и сочетания слов.Ребенку показываются карточки с написанными на них словами. Каждый день по несколько раз следует демонстрировать малышу такой материал, чтобы он запоминал. Постепенно число карточек увеличивается (в первое время достаточно 15 слов 3 раза в день, постепенно число «показов» возрастает до 9 раз). Однако родителям важно понимать, что ребенок не учится читать в полном смысле, а только запоминает определенные буквенные комбинации.
Развитие интеллектаКарточки 28х28 с изображенными предметами на белом фоне.Ребенку демонстрируются карточки, родитель также сообщает некий факт о предмете, который изображен. Время такого показа – всего 1-2 секунды.

Начинают тренировки с 3 демонстраций в сутки, каждая из них включает в себя 10 карточек, постепенно их число увеличивается до 120 в день. Те предметы, которые малыш видел уже 30 раз, убирают в коробку и более не показывают ему – считается, что ребенок уже как следует их запомнил.

Обучение счетуКарточки, на которых нарисованы точки, количество которых совпадает с изучаемым числом.С достаточно высокой скоростью малышу демонстрируют карточки с точками. Считается, что он в уме должен определить их количество. Начинают с трех «показов» из 5 карточек, ежедневно происходит обновление материала – 2 карточки заменяют двумя другими, еще неизвестными малышу.

Для того чтобы понимать, насколько эффективно ведется тренировка, Доман советовал вести своеобразный дневник-отчет, в котором родителям следует фиксировать успехи малыша, а также записывать, какие карточки сколько раз показывались. Это поможет своевременно удалить или заменить их.

Критика методики

Весьма сильный «плюс» методики Домана в том, что она дает возможность производителям выпускать свою продукцию и реализовывать ее по довольно высокой стоимости. Отсюда – постоянная реклама, которая обещает доверчивым родителям то, что их ребенок чуть ли не с трех лет станет настоящим гением. Поэтому рынок переполнен всевозможными карточками, на которые возлагаются ошибочные надежды.

Проводимые официальные исследования доказали, что значимость суперкарточек по методике Домана-Маниченко сильно преувеличена, а в отдельных случаях они даже вредны. Так, американские специалисты выявили, что подобные занятия нельзя проводить с малышами, имеющими повреждения мозга. Первый подобный вердикт был вынесен в 1968 году, последний – в 2005 году, еще при жизни создателя (Доман умер в 2013 г).

Еще одна ключевая ошибка методики в том, что в ее основе лежит опыт работы с больными детьми, испытывающими информационный голод из-за повреждений мозга, а здоровым малышам можно познавать мир иными, более активными, способами.

Обучение чтению: современная позиция

Конечно, научить малыша читать в 3-4 года – очень соблазнительная идея, тем более что в самом процессе занятий нет ничего сложного – просто показывать ребенку каждый день серию карточек. Однако специалисты советуют родителям этого не делать, предлагая следующие аргументы.

  • Малыши не читают, а просто запоминают текст с карточки. Попав в незнакомую ситуацию (например, то же самое слово напечатано другим шрифтом), они растеряются и, скорее всего, не смогут его «прочесть», а вернее — воспроизвести.
  • Сам процесс обучения проходит пассивно, ребенок просто смотрит на то, как родитель показывает ему дидактический материал. В лучшем случае ему удается сохранить внимание, в худшем – он теряет интерес и ничего не запоминает.
  • Дети просто запоминают огромный объем информации, но не учатся думать. Все знания не систематизированы, поэтому воспользоваться ими в нестандартной ситуации проблематично.
  • Интеллектуальное развитие дошкольников идет в ущерб их эмоциональному становлению. Из-за этого в 3-4 года дети могут стать нервными, непослушными, а в особо тяжелых случаях – даже перестать говорить. Малыши начинают терять интерес к общению, становятся даже асоциальными, что в будущем приведет к значительным проблемам.

Исходя из этого, доктор Карен Хопкинс, педиатр Медицинского центра университета Нью-Йорка, сделала вывод о том, что вера в пользу карточек ошибочна. Детям приходится сталкиваться с серьезной интеллектуальной нагрузкой, они устают, но при этом лишаются возможности активно познавать мир. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, что совершенно игнорируется Доманом.

Кроме того, создатель карточек не учитывает особенности развития детского мозга: сильное интеллектуальное напряжение вызывает прилив крови к коре мозга, что часто становится причиной психических отклонений, а также различных заболеваний. Вот почему многие современные исследователи выступают категорически против раннего развития «суперспособностей» и «суперинтеллекта» малышей. Дети, занятия с которыми проходили исключительно по рассматриваемой методике, имеют все шансы вырасти нетворческими личностями, не способными предложить что-либо свое и действующими строго «по стандарту».

В целом систему Домана современные исследователи признают не только неполезной, но и даже вредной, поскольку она не учитывает особенности развития головного мозга и имеет однобокий характер, не формирует мышление, а лишь приводит к запоминанию, что само по себе малоэффективно.

Плюсы методики

Несмотря на то, что методика Домана (и ее адаптация Андреем Маниченко) признается вредной, она обладает определенными положительными сторонами, которые были сильно преувеличены. Если же рассматривать метод объективно, можно выделить следующие моменты.

  • Ребенок в дошкольном возрасте способен запомнить огромный поток информации, поэтому работа с карточками поможет расширить его кругозор и узнать много нового об окружающих предметах: животных, растениях, фруктах и овощах. Однако из-за однобокости развития использовать ее надо совместно с другими развивающими методиками.
  • Работа с карточками помогает ребенку улучшить память.
  • Если родители будут не просто демонстрировать карточки, но и назвать, что на них изображено, информация поступит ребенку по двум каналам – зрительному и слуховому, – что улучшит ее запоминание. Также подобные занятия способствуют развитию активного и пассивного словарного запаса.
  • При использовании индивидуального подхода можно дать ребенку возможность узнать много нового и интересного. Главное не перегружать малыша карточками и не ограничиваться только ими.

Итак, современные исследователи категоричны: малыш должен развиваться гармонично, а применение только лишь подхода Домана этого не позволит, поэтому родители могут использовать отдельные элементы методики, но полностью придерживаться ее не рекомендуется.

Источник

Методика Домана – Маниченко развивает активную и пассивную речь, учит строить фразы, развивает логику и мышление, стимулирует творческое воображение.

Воспитать яркую, интеллектуально развитую, творческую личность – разве это не мечта современных родителей? Именно поэтому мамы и папы с рождения крохи начинают заниматься его развитием. Одна из самых популярных и эффективных методик раннего развития разработана американским нейрофизиологом Гленом Доманом и российским психологом Андреем Маниченко, она так и называется — методика Домана-Маниченко.

Адаптированные карточки Домана для русских детей психологом А. Маниченко — «Домашние животные»

Доман еще в середине прошлого века успешно доказал, что самый продуктивный возраст для развития мозга малыша первые три года жизни. Причем начинать следует как можно раньше, буквально с первых дней жизни крохи. Интеллект, способность творчески и логически мыслить тренируются так же хорошо, как умение прыгать и бегать.

Тематический материал:

  • Развивающая книжка для самых маленьких своими руками
  • Методика Марии Монтессори
  • Обучение детей по системе Н. Зайцева

Адаптировал американскую методику для русского языка педагог, психолог, отец трех сыновей — Маниченко. Он не просто перевел карточки, созданные заокеанским врачом, на русский язык, но великолепно представил его грамматику, лексику, словообразование, а также создал новые направления работы с ребятишками от нуля и старше. Помимо карточек, российская версия включает в инструментарий оригинальные книжки и диски.

Фото карточек — «Дикие животные»

Основные принципы методики

Методика основана на нескольких принципах:

  • игровая форма обучения;
  • ограниченное несколькими минутами время «уроков»;
  • выбор оптимального для малыша времени обучения;
  • активное движение;
  • позитивный настрой.

Отличие от традиционной системы обучения огромное, но результаты – просто колоссальные. Ребенок, с которым начинают регулярно заниматься в шесть месяцев, уже к двум-трем годам читает, причем без всякого напряжения и стрессов.

Фантастически развивается память. Счет и работа с большими числами не вызывают никаких затруднений и выполняются автоматически.

Суть методики в том, что информация поступает одновременно по двум каналам – зрительному и слуховому, поэтому мозг воспринимает ее целостно. Педагог, в роли которого чаще всего выступает мама, показывает ребенку карточку с рисунком, графическим изображением, цифрой и одновременно громко и ясно произносит название-слово. На показ каждой карточки уходит одна-две секунды, а сам урок продолжается одну минуту. В день необходимо провести до пятидесяти таких занятий.

Карточки — «Овощи, ягоды, фрукты»

Особенность в том, что никакого свойственного традиционному обучению «закрепления» материала не просиходит: показав набор карточек, мама в течение месяца не возвращается к нему, работая с другими карточками. Весь материал разделен на серии по десять карточек.

Что развиваем?

Постепенно помимо названия предметов ребенок получает дополнительные факты о них: для чего предназначены, откуда берутся, аккумулируя огромное количество информации об окружающей среде. Малыш в буквальном смысле получает энциклопедические познания, развивает фотографическую память и навыки скорочтения, умение запоминать и сопоставлять мельчайшие детали.

Направления развития по методике Домана-Маниченко охватывают практически все образовательные сферы:

  • развивается активная и пассивная речь, умение строить фразы;
  • появляются представления об окружающей среде: серии карточек описывают профессии, транспорт, растения, продукты питания и т.д.;
  • развивается логика, мышление: малыш изучает математику, осваивает счет, решает простые задачки;
  • стимулируется развитие творческого воображения;
  • происходит быстрое и естественное обучение чтению.

Очень хорошо действует на развитие мозга оригинальный прием: для совсем маленьких детей до года слова или цифры пишутся на белой карточке красным цветом. Ученые уверены: именно этот цвет способен привлечь внимание малыша лучше всего и великолепно развивает зрительные центры мозга.

Индивидуальный ритм

Очень важно выдерживать рекомендованный для разных возрастных групп ритм и интенсивность занятий.

  1. Так, детям от трех до двенадцати месяцев карточки демонстрируются очень быстро, постоянно появляются незнакомые слова, а количество занятий в день должно быть как можно больше.
  2. С ребятами от годика до полутора лет нужно заниматься только по их желанию. Как только пропал интерес или настроение, урок следует немедленно прекратить. Работая с карточками, необходимо произносить не слова, а словосочетания.
  3. Следующая возрастная группа – от полутора до двух с половиной лет. Теперь нужно замедлить интенсивность ввода новых слов, а еще работать с теми словами, которые вызывают у малыша интерес и симпатию. Словосочетания должны сменить законченные фразы – предложения.
  4. От двух с половиной до четырех лет начинается работа со сложными словами. Темп восприятия новой информации снижается, и эту особенность следует учитывать.

Изучая математику, биологию, химию, ребенок получает знания так же легко и весело. Однако мама, если она проводит обучение, должна внимательно следить за состоянием маленького ученика. Если он приболел, устал, не в настроении, никаких «уроков» с ним проводить не нужно.

Не стоит и излишне нагружать ребенка информацией. Есть дети, которые радуются седьмому-двенадцатому циклу карточек, а есть такие, кто устает уже на пятом. Поэтому лучше выбрать индивидуальный ритм занятий, который будет подходить именно вашему малышу.

Фото — «Птицы»

По этой же причине не нужно «наверстывать упущенное» вечерами, если  утром не получилось провести столько занятий, сколько запланировано. Ничего хорошего для усталого ребенка это не принесет. Занимайтесь с крохой терпеливо, с любовью и лаской, и положительный эффект обязательно появятся, ведь вышеописанная методика дает фантастические результаты.

Видео уроки по методике Домана (28 занятий)

Источник