Методика раннего музыкального развития ребенка

Методика раннего музыкального развития ребенка thumbnail

Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников

В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей – «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, вос питательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.

Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отра жают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.

Первое – преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.

Второе преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время – программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактиче скими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания со держанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.

Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средст вом ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до по нимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.

Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музы кального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Источник

Особенности раннего музыкального развития

Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша. Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.

Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?

 

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте. Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам. А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.

Итак, плюсами являются:

  • развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
  • активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • освоение координации движений;
  • формирование способности к обучению;
  • развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
  • развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.

Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:

  1. Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
  2. Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
  3. Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
  4. Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.

Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.

Методики раннего музыкального развития детей

Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.

Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки

Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.

Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.

Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.

Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали

Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны. 

Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.

Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:

  1. Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
  2. В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
  3. Пойте без аккомпанемента.
  4. Меняйте темп песенок.
  5. Обязательно хвалите детей.
  6. Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.

Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.

Методика Карла Орфа

Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.

Читайте также:  Ребенок упал последствия в развитии

В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

Особенности раннего музыкального обучения

Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.

Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:

  • пальчиковые игры;
  • показ игрушек с пением;
  • поиск источников звука;
  • узнавание картинок по разным звукам;
  • танцевальные движения под музыку;
  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • звукоподражание;
  • упражнения на развитие слуха;
  • игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).

Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук. В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования. Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник

Одним из направлений для разностороннего и гармоничного развития личности является музыкальное развитие. Сегодня представляю Вашему вниманию обзор методик раннего музыкального развития детей, некоторые из которых помогут  заниматься самостоятельно. Читать полностью о методе Судзуки, Карла Орфа, Железновых и методике “Сонатал” М. Л. Лазарева.

Методика раннего музыкального развития ребенка 

1. Метод Судзуки.

Синьити Судзуки – японский скрипач и музыкальный педагог, автор всемирно распространённого метода преподавания музыки.

Автор метода считал, что музыкальные способности присутствуют в каждом из нас с рождения, точно также как и способности к овладению развития речи.

Синьити Судзуки одним из первых доказал, что дети в 3 года могут играть на скрипке и получать от этого удовольствие. При этом раннее развитие музыкальных способностей отражается и  других сферах: дети обладают прекрасными математическими способностями и впечатляют интеллектуальными показателями.

В основе метода – подход к музыкальному обучению как к обучению человеческому слову. Ребенок, выросший в условиях отсутствия речи, останется немым. Тот же принцип, что мы используем при обучении устной речи, по мысли Судзуки, должен лежать и в обучении музыке. Ребенок с рождения должен быть окружен музыкой. И должен учиться исполнять музыку по имитации. Поэтому совершенно необходимо с самого рождения окружить ребенка звучащей музыкой.

Как и многие учителя-самоучки, Судзуки разработал свою теорию воспитания детей раннего возраста, исходя из личного опыта, а не на основе научных исследованиий или контролируемых экспериментов.

У этой методики, как и любой другой есть свои особенности:

основное внимание должно  уделяться правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому родитель должен обладать соответствующими  знаниями и навыками, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его.

Кроме того, метод подразумевает коллективное музицирование. А для этого нужно создавать среду.

Методика раннего музыкального развития ребенка 

2. Метод Карла Орфа

Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.

Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познавать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Рожденный в семье музыкантов, Карл Орф создал собственный метод, создающий тандем из музыки и движения. Во главу ставится импровизация, а не традиционная тренировка и зазубривание нотной грамоты. Музыкальные инструменты так же предпочтительны не сложные, требующие многолетней практики, а доступные: такие как ксилофон, колокольчики, треугольники, маракасы. Ребенок должен “играть в музыку”. Российская адаптация метода Орфа представлена  Львом Вячеславовичем Виноградовым, которому я имела честь ассистировать несколько лет. На сегодняшний день этот метод завоевывает все большую популярность и у нас есть много центров, занимающихся по этой системе.

Методика раннего музыкального развития ребенка 

3. Методика Железновых.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой»  является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру. Песенки, потешки,  танцы, музыкальные сказки и пальчиковые игры позволяют погрузиться в музыкальную среду.

В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.

Родители и педагоги даже без музыкального образования могут организовать игровой досуг для своих детей по методике Железновых. Родительское участие в процессе признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

Методика раннего музыкального развития ребенка 

4. М.Л.Лазарев и методика “Сонатал”

“Сонатал” – музыка рождения (от лат. sonus – звук, natal – рожденный).

Это методика для беременных женщин по дородовому (пренатальному) развитию и дальнейшему воспитанию ребёнка с помощью музыки.

 В нём используются три фактора воздействия музыки на организм человека:

 психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы);

физиологический (функциональный трениг единого организма “мать-плод”);

вибрационный (воздействие на процессы тканевого обмена в организме плода и матери, с целью активизации в них различных биохимических процессов).

Основой музыкального воздествия в методе является голос (пение) будущей мамы. Сюда включаются и другие виды музыкальной деятельности: рисование и движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика), игра на музыкальных инструментах, активное слушание музыки.

Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам и воспитанию здорового ребенка.

В основе метода “Сонатал” лежит идея о том, что во время беременности очень важно слушать музыку и петь. Даже если у вас нет голоса.  Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциальное состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка.

Метод поющего дыхания влияет на показатели здоровья и развития ребенка после рождения. Считается, что  у беременных женщин улучшается психоэмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды, улучшается лактация. А мамы, прошедшие метод “Сонатал”, глубже и лучше понимают своего ребенка.

Методика раннего музыкального развития ребенка 

Пусть музыка всегда сопровождает вас!

Автор: Гая Агаян

Источник

В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что:

  • дети в утробе матери хорошо слышат;
  • они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости;
  • отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной – приходит в норму;
  • реагируют на музыку. Тревожная музыка – и на личике неродившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление.
Читайте также:  Индивидуальное и общее в развитии личности ребенка

Но как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило, недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей.

Так не будем же терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки – одного из основных разделов музыкального воспитания.

Музыка для детей до года

До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 секунд.

В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста “на ля-ля”. Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте “Да-да-да, я пою”.

Русская народная мелодия “Где ты заинька?”

1часть песни исполняется без слов на “ля-ля”.

2 раза

2 часть (2 раза)

Да-да-да, я пою

Тане (Вове) песенку мою.

Да-да-да! (ласковым говорком).

Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например, “менуэты” ранних опусов.

На втором и третьем году жизни

Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты.

Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно зву­чащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин.

Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится.

Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.

Музыка для детей 2-3 лет

Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их “знакомых” изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: “Птички”, муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; “Воробей” А.Руббаха или Е.Тиличеевой; “Кошка” Е.Тиличеевой, “Большая собака” М.Раухвергера; “Медведь” Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; “Мишка” М.Раухвергера или Г.Фрида; “Дождик” Г.Лобачева или В.Фере, “Машина” (“Езда в машине”) Г.Фрида; “Автомобиль” М.Раухвергера.

Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок.

Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С. Майкапара “В садике”, “Пастушок”, “Мотылек”, “Маленький командир”. На третьем году жизни добавляем пьесы А.Гречанинова “Верхом на лошадке”, “Танец”; П.Чайковского, “Марш деревянных солдатиков”, “Полька”; пьесу Э.Грига “Птичка”; музыку В.Моцарта.

Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни.

Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе “Малыш” В.Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, а также музыку И.С.Ваха, К.Дакена, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, Д.Дворжака.

Как слушать музыку?

Непременное условие – тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка – ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.

Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, “Зайка” и “Мишка”. К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.

Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка? Но что делать, если вы не владеете этими навыками?

Немного о музыкальных инструментах

К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону – прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми… – так им легче подобрать и заучить предложенную музыку.

Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается “путеводитель по струнам”. Вы подкладываете за струны “шпаргалку” – путеводитель с нарисованной стрелкой, – и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит.

Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах – арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.

Немного об инструментах

Бубен

Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча.

Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника.

Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка.

Металлофон, арфу, дудочку, на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет.

Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.

Как научить малыша подпевать?

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.

Разучивайте песни “с голоса”. Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.

Старайтесь не искажать мелодию.

Пойте негромко.

Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.

Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня “Птички”.

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички – клю, клю, клю.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание “Да”, – то, что, собственно, ему по силам. Например, “Ладушки”. Мама играет с ребёнком и поет:

Читайте также:  Развитие психики в процессе жизни ребенка

1. Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

После каждого куплета вы протяжно поете “Да” и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.

Хлопали немножко. Да!

2. Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали.

Да!

3. Кулачки сложили,

Кулачками били: Тук-тук, тук-тук,

Тук – тук – тук.

Да!

4. Ладушки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля.

Да!

5.Ладушки устали,

Ладушки поспали.

Баю-баю, баюшки,

Соединив ладошки прикладывают их к щёчке.

Баю-баю, ладушки.

Да!

Как в первом куплете.

Это “Да” малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в “пении”. “Да!” – один из первых шажков.

Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.

Вы поете песенку “Птичка”:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко.

Подожди, не улетай!

Улетела. Ай!

Ребенок не только слушает песенку, но его “Ай!” – посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.

Ещё шажок вперед.

Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: “ля-ля”, “баю-баю”. Например: “Поет, поет моя Танечка” (или мой Вовочка).

Поет, поет моя Танечка,

Поет, поет хорошая,

Хорошая, пригожая.

Поет, поет свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).

Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет “ля-ля”, затем, если захочет, “поет” “ля-ля” один. Не захочет один – пойте вместе с ним.

Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он “лялякает”, “учит” петь игрушечного мишку и т.д. То есть “ля-ля” входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.

Песенка “Баю-баю!”. Перед пением покажите малышу куклу “Таню”. Рассмотрите, какая Таня нарядная – красивое платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня ходит, как пляшет; скажите, что Таня устала, будет спать, надо ей спеть песенку. Поете и укладываете куклу.

1. Баю-баю-баю,

Куклу раздеваю.

Куколка устала,

Целый день играла.

2. Положи, Танюша,

Щечку на подушку.

Вытяни ты ножки,

Спи, скорее крошка.

3. Баю-баю-баю,

Баю-баю-баю!

Таня засыпает,

Глазки закрывает.

Малыш начинает подпевать “баю-баю” и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и т.д. Еще один шаг вперед!

Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами, например, песенку “Птички” на народную мелодию, сл. И.Плакиды.

Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.

Песенки для слушания, подпевания и пения вы можете найти в музыкальных сборниках для детского сада (Младшая группа) и в двух сборниках: “Мы танцуем и поем”, “У нас сегодня весело”, автор В.Петрова.

В книжках к текстам прилагаются ноты.

Музыкальное движение. Пляски.

Первый год жизни

В 6 месяцев мама может поплясать с малышом, держа его на руках. Движения: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись в каждом куплете – т.е. в начале каждого куплета.

Музыка: можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко).

Затем усложняем задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Двухчастная форма – это музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема АВ).

Части контрастны, отличаются новым музыкальным материалом (мелодией), могут отличаться темпом (медленно-быстро), динамическими оттенками (тише-громче) и т.д.

Например: “Где ты, заинька?”.

1 часть музыки: ребенок сидит. Мама и малыш хлопают в ладоши. Мама поет:

Хлопай, хлоп, хлоп, хлоп (4 хлопка)

Хлопай хлоп, хлоп, хлоп. (4 хлопка)

2 часть музыки: Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук).

Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук).

За этой пляской закрепляется определенная музыка. Она не должна звучать в других плясках. Движения первой и второй части все время неизменны: Первая часть – хлопки; вторая часть – ручки пляшут. Тогда в начале второго года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку.

Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Для этой пляски очень рекомендуем белорусскую народную плясовую “Юрочка”.

Второй год жизни

Малыши на втором году очень любят пляску “Айда!”. Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет.

1 часть(А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда

2 часть(В) Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза)

Ай

Первая часть (А): мами малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь в право влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают Айда.

2 Часть (В) Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину.

Третий год жизни

Отметим, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Схема: (АВА).

Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись), а мама лишь поет, то малыш пляшет сам, без ее участия.

К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой.

Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем ребенка, чтобы он поплясал; обещаем мороженое-пирожное, “живую собаку”, “покатать на большом велосипеде” – ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: “Он умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!” Вовочка и не думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное – вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова “Не бойся!” и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом.

А мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть.

Внимание!

Нельзя, чтобы музык