Методика психического развития ребенка 4 лет
Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.
Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.
Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».
Критерии оценки:
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
- Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление общей осведомленности ребенка.
Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:
- Покажи и назови, что растет на грядке?
- Покажи и назови, кто лечит детей?
- Покажи и назови, что растет на дереве?
- Покажи и назови, кто работает в магазине?
- Покажи и назови домашнее животное.
- Покажи и назови, кто готовит обед?
- Покажи и назови дикое животное.
- Покажи и назови, кто летает?
- Покажи и назови, что растет в лесу?
Критерии оценки
- Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
- Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
- Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.
Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.
Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».
Критерии оценки
- Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: исследование объема образной памяти.
Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.
Критерии оценки
- Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
- Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
- Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.
Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.
Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
- Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.
Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). …А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».
Критерии оценки
- Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
- Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)
Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»
Критерии оценки
- Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
- Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Критерии оценки
- Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
- Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
- Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.
Перейти к Списку Тестов
Источник
Диагностика психического развития детей средней и старшей группы
Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.
Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
– проведение диагностики с группой детей;
– взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
– использование апробированных на практике диагностических материалов;
– легкость в получении результата;
– наличие протоколов обследования;
– наглядность;
– применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.
Цель тестирования:
– получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
– создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
– обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
– при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
– при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
– при создании предметно-развивающей среды;
– для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
– при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.
Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.
Скачать Диагностика психического развития детей дошкольного возраста
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста
Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте
Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка
Семинар для родителей. Кризис 3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Татьяна Дощинская
Методика психолого-педагогического обследования детей 4–5 лет
Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет
1. Разборка и складывание матрёшки. Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.
Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрёшка.
Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку четырехместную (пятиместную) матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть,как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней платочек и т. д. «. Взрослый показывает складывание матрешки, методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.
2. Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.
Оборудование: пирамидка из четырёх (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. В случаях затруднения взрослый показывает,как надо подбирать колечки по размеру: «Надо каждый раз брать большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
3. Коробка форм («почтовый ящик»). Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, обучаемость.
Оборудование: «почтовый ящик» – пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объёмных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
Проведение обследования: взрослый ставит перед ребёнком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объёмные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребёнку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребёнка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать.
Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.
4. Разрезная картинка. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку три (четыре) части разрезанной картинки и просит,сложит целую картинку: «Сделай целую картинку».
Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.
5. Цветные кубики. Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выде5ление по слову, название цвета).
Оборудование: цветные кубики пяти (семи)цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых (голубых и розовых).
Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный…». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием,повторив при этом цвет 2-3 раза: «Покажи, где желтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».
Оценка действий ребёнка: принятие задания, отмечается уровень восприятие цвета (сличение, узнавание цвета по слову, назначение, обучаемость, отношение к результату.
6. Достань ключик.
Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование: заводная игрушка, ключик.
Проведение обследования: ребёнку дают заводную игрушку, а ключик от неё висит так высоко, что ребёнок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался использовать стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания, отношение к результату.
Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование:сюжетная картинка с изображением ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Не далеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку,затем говорит: «Мальчик хочет зависти машинку ключиком, но не знает, как эго достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.
7. Счёт. Задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений.
Оборудование: 15 плоских палочек.
Проведение обследования:
для детей 4-го года жизни: перед ребёнком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем – много. Обучение проводится по подражанию;
для детей 5-го года жизни: перед ребёнком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладёт одну палочку себе на ладонь, на глазах ребёнка берёт ещё одну палочку и кладёт её на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребёнка спрашивают: «Сколько там?» Затем кладут ещёодну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: «Сколько там?», т. е. проверяют счетные представления в пределах трёх. При затруднениях проводится обучение. Если ребёнок не справляется с выбором определённого количества по слову, то предлагают выбор – один, два, три по подражанию.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.
8. Конструирование. Задание направлено на выявление умения ребёнка создавать конструкции из четырёх (пяти) элементов по образцу, обучаемость.
Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу, обучаемость, отношение к результату.
9. Рисование (дом, дерево, человек). Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведение в определённой ситуации, целенаправленности деятельности.
Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.
Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. После этого просят нарисовать человека, а затем дерево. Обучение не проводится.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания,анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.
10. Игра. Проверяется интерес ребёнка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы «би-ба-бо».
Проведение обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу. Затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и попросить ребёнка провезди её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т. д., затем предлагают поймать их сачком.
Оценка действий ребёнка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Источник