Методика проведения мониторинга развития ребенка в доу

Доклад для воспитателей на тему:

«Методы проведения образовательного мониторинга в детском саду»

Автор: воспитатель ГБДОУ № 34 Турумтаева Р.Х.

Методы проведения образовательного мониторинга в детском саду.

Мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

     Цель педагогического мониторинга в ДОУ – выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольника.

Этапы мониторинга:

– Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов);

– Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики;

– Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

– Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития;

– Принятие решения об изменении деятельности.

В «федеральных государственных требованиях к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и Науки  РФ 23.11.2009 г. № 655) указывается, что обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание малоформализованных  и формализованных методов.

К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники.  Для них характерна определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления  стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого). Эти методики позволяют собрать диагностическую  информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который лает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Тесты – это стандартизованные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.

Так для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познание» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей, геометрических фигур.

Методы проективной техники – это группа методик, которые  широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства образовательных областей.  Существенным признаком проективных методов   является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний.

Опросники – это группа диагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

В рамках мониторинга в детском саду в основном используются тесты и методы проективной техники.

 К малоформализованным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке. Однако следует отметить, что они очень трудоемки: только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Наблюдение – ведущий метод проведения мониторинга в детском саду. Это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка в естественных условиях.

Выделяют несколько видов наблюдений:

  • Непосредственное (это наблюдение, когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления). Опосредованное (это наблюдение когда к его проведению привлекаются другие лица). Методика проведения таких наблюдений должна быть заранее отработана теми, кто будет их вести.
  • Включенное (это наблюдение, когда педагог включен в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает). Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны.
  • Непрерывное наблюдение (это наблюдение, которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций от начала до конца какого либо процесса). Дискретное ( это наблюдение по определенным параметрам).
  • Кратковременное (в течение незначительного отрезка времени). Длительное (от нескольких дней до нескольких лет).
  •  Широкое (за возрастной группой детского сада). Узкое (за отдельным ребенком).

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа.

  • Определить цели и задачи наблюдения.
  • Определить 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.
  • Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью.
  • Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

Способы фиксаций наблюдений:

  • Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев. Они дают фактическую информации о том, что случилось, когда, где, что послужило толчком, какова реакция ребенка, чем закончилось действие. Описание должно быть кратким и не оценочным, может быть единичным и серийным. Для записи наблюдений используется блокнот или тетрадь.
  • Повествовательные или дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они используются при многодневных наблюдениях.
  • Карта наблюдения. Карта дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в различных видах деятельности. Обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карты обеспечивают информацией о развитии интегративных качеств и о том, что ребенок может и чего не может в каждой из областей развития.
  • Видеозапись, фотографирование и аудиозапись.

      Наблюдение опирается на следующие принципы:

  • Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную оценку педагога.
  • Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
  • При проведении наблюдений происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития.
  • Наблюдение должно проводиться  не менее двух недель.

Рассмотрим процесс наблюдения при создании  диагностической ситуации «Поможем малышам», для изучения особенностей проявления доброжелательности во взаимоотношениях дошкольников со сверстниками.

Цель диагностической ситуации – выявить отзывчивость и умение детей объединяться для выполнения социально значимой задачи.

Детям предлагается следующая ситуация: помочь малышам подготовить материал для занятия по математике (вырезать кружочки, квадраты), но все это нужно сделать после дневного сна.

После сна фиксируется:

  • Какие дети по своей инициативе, самостоятельно вспомнили о поручении.
  • Кто начал работу после того, как увидел, что часть детей уже приступила к выполнению поручения.
  • Кто из детей начал работу и завершил только после напоминания воспитателя.
  • Кто формально включился в работу после неоднократных напоминаний воспитателя и не закончил ее.

В процессе наблюдения необходимо отметить особенности отношения старших дошкольников к социально значимому поручению:

  • Эмоциональный настрой детей;
  • Отношение к работе;
  • Отношение детей друг к другу в процессе работы;
  • Результат;
  • Переживание значимости проделанной работы.

          Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности, уровень знаний, интересов, мотивов действий, поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. В результате беседы у педагога-исследователя складывается более целостное представление о личных качествах воспитанника.

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка с овз

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.  К беседе надо тщательно готовиться:

  • определить цель, задачи, составить примерный план;
  •  четко продумать основные вопросы, которые должны быть заданы ребенку.

 Исследователь не должен надеяться на эксперимент, он обязан всегда продумывать хотя бы схематичный план беседы (о чем он будет вести разговор, что выявлять, что фиксировать), подумать, в какой форме её лучше провести. Здесь следует учесть личностные особенности ребенка (импульсивность, молчаливость, замкнутость, вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.); его состояние (раздражен, нервничает, весел); его отношение к педагогу-исследователю (недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие); его предполагаемое отношение к теме предстоящего разговора.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

  • В живом контакте  педагога с ребенком;
  • возможность учитывать  ответные реакции ребенка, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора;
  • задать дополнительные, уточняющие вопросы, возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений;
  •  в возможности оперативной диагностики достоверности и полноты ответов;
  • беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к испытуемому.

В процессе беседы рекомендуется:

– создать и поддерживать обстановку непринужденности, комфорта, взаимного интереса;

– вопросы  задавать в дружеском тоне, ставить их так, чтобы собеседник рассказывал, а не отвечал односложно “да” или “нет”;

– не прерывать собеседника, внимательно и до конца выслушивать его ответы;

– не вести в ходе беседы записи ответов на поставленные вопросы;

– в допустимой степени рассказывать о себе;

– обращать внимание на положительные качества собеседника;

Рассмотрим  способ фиксации индивидуальной беседы направленной на изучение системы межличностных отношений дошкольников в группе, результаты которой фиксируются в таблице.

В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на вопросы:

  1. С кем из детей ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не станешь
  2. Кого бы ты хотел пригласить на свой день рождения, а кого ни за что не пригласишь?
  3. С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате каждый из детей получает от сверстников определенное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей заносятся в общую таблицу:

Имя

Саша П.

Оля В.

Юра М.

Таня Д.

Саша П.

+

Оля В.

+

+

Юра М.

+

+

Таня Д.

+

Положительный выбор

2

1

3

Отрицательный выбор

1

1

2

Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком от сверстников, позволяет понять каково положение ребенка в группе и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети, не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора.

В основном, при проведении бесед, ответы детей на вопросы  фиксируются в дневник и оцениваются баллами.

         Анализ продуктов деятельности – это изучение рисунков, поделок, аппликаций, лепки, конструкций ребенка, а также анализ словотворчества, различных видов игр, других продуктов деятельности, характеризующих особенности психических функций ребенка, его состоянии и свойств личности, общительности, сформированности представлений об окружающем мире. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки. Их изучение предоставляет данные для выявления представлений ребенка об окружающем, его эмоциональных особенностей, уровня развития восприятия, воображения, мышления.

Рассмотрим пример анализа  процесса  рисования  и детских рисунков на тему:  «Я в детском саду», направленной на изучение межличностных отношений старших дошкольников в группе ДОУ.

Анализ проводится по следующим показателям:

  • В процессе рисования отмечается эмоциональное состояние детей: рисуют с удовольствием, старательно, используют разные цветные карандаши; или рисуют без видимого желания, небрежно, используют один цвет, быстро отдают свой рисунок воспитателю и уходят, не проявляя дальнейшего интереса;
  • Содержание рисунка. Необходимо обратить внимание на то, как изобразил себя ребенок – одного или вместе со сверстниками, или с лучшим другом, присутствует ли на рисунке воспитатель, конкретные признаки детского сада (игрушки, аквариум). Если ребенок нарисовал себя без сверстников и взрослых или на расстоянии от них или изобразил себя значительно меньшего размера по сравнению с другими фигурами, это скорее всего свидетельствует о неудовлетворенности в дружеских контактах, ощущении некоторой изолированности от других.

Если рисунок  выполнен с использованием разных цветов, с проработкой отдельных деталей, если рядом с ребенком на рисунке изображены друзья, воспитатель, это свидетельствует о положительном самочувствии в детском саду.

Результаты данной методики должны обязательно дополняться и уточняться с помощью других методов диагностики межличностных отношений старших дошкольников в группе ДОУ.

Анализ результатов деятельности открывает педагогу стороны психики ребенка, недоступные для изучения с помощью других методов. Однако этот метод не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например  наблюдения, ибо для педагога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Анкетирование родителей и воспитателей – представляет собой методический приём получения  информации при помощи составленных в соответствии с определёнными правилами систем вопросов. Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания.

 Для успешности анкетирования большое значение имеют:

  • нормальное самочувствие испытуемого;
  •  определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию;
  • доверие к исследователю.

Достоинствами анкет являются:

  • Массовость обследования;
  • Большая скорость сбора информации;
  • Лёгкость обработки результатов;
  •  Возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести:

  • Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов.
  • Объективность ответов не всегда высокая, так как опрашиваемые могут недобросовестно отнестись к ответу.
  • Жёсткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.
Читайте также:  Два месяца недоношенному ребенку развитие

При составлении анкет используются вопросы:

  • О фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;
  • О фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

В качестве примера рассмотрим анкетирование родителей и воспитателей , которое помогает выявить заинтересованность родителей  в развитии представлений  дошкольников о России , воспитании интереса к родной стране, и  изучить компетентность педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию  с родителями по данной проблеме. Исследование по данной теме показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых – родителей и педагогов.

В завершении хотелось бы отметить, что  малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным  методикам: они взаимно дополняют друг друга.

Формализованные и малоформализованные методы в сочетании обеспечивают более точные результаты исследования развития интегративных качеств у детей.

Источник

Ольга Купаева
Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду»

Подготовил:

воспитатель МБДОУ ДС

№ 48 «Одуванчик»

Купаева О. Н.

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

1. Проведение мониторинга детского развития в дошкольном образовательном учреждении.

В системе дошкольного образования «мониторинг» — относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися — «педагогическая диагностика» и «контроль».

Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основной проблемой при организации педагогической диагностики в детском саду является преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта) в ущерб проектировочной. Зачастую в детском саду воспитатели пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы детского сада на последующий период.

Таким образом, использование в педагогическом процессе детско-го сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Структура мониторингавключает в себя следующие этапы:

Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся ин-формации из существующих источников.

Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

Принятие решения об изменении деятельности.

2. Характеристики инструментария образовательного мониторинга.

Определение направленности мониторингаследующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.

Под критерием (от греч. – средство для суждения) понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса. Например, критерии валеологической компетентности детей старшего дошкольного возраста могут быть определены следующим образом.

Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.

Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошкольника.

Наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач.

Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения).

Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.

Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ре-бенком в повседневной жизни, поведении.

Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений,

навыков.

в оптимальные сроки.

В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.

Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Так, в диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим воспитателем «вариантом нормы». Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая. Диагностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Проблема нормирования при оценке результатов диагностики заставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не балл (или любая другая уровневая оценка, не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диа-гностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ре-бенка, его трудности, особенности его развития.

Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации

3. Характеристики методов и особенности их использования.

К формализованным методам относятся:

Читайте также:  Задержка развития ребенка лечение народными средствами

тесты;

опросники;

методы проективной техники;

психофизиологические методы.

Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники (возможность их использования в деятельности воспитателя):

Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «про-верка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограни-ченные во времени испытания, предназначенные для установления ко-личественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из за-даний, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.

Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.

Так, для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты,где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д. Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.

В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д., требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.

Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом пред-полагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.

К малоформализованным методам относятся:

наблюдения;

беседа;

анализ продуктов деятельности.

Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. Ведущим методом проведения образовательного мониторинга в детском саду является наблюдение.

Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.

Следует отметить,что малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам: как правило, они взаимно дополняют друг друга.

4. Организация мониторинга в детском саду.

Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определенных ресурсных затрат. Поэтому система проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «От рождения до школы» устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводитсяосновная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (ис-ходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в со-трудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная ито-говая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характеристика достижений ребенка 6 лет).

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии,поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Инструментарий для проведения мониторинга педагог разрабатывает самостоятельно.

Источник