Методика проведения интеллектуальных игр в развитии ребенка

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

      По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом.

      Конечно, потенциал одного отдельно взятого эрудициона незначителен. Одна игра не позволяет решить какие-либо воспитательные задачи (за исключением одной – обеспечить занятость ребенка на время игры). Но когда интеллектуально-познавательные игры организуются как система, когда возникают долговременные команды и клубы знатоков, тогда эрудиционы могут дать детям очень многое.

     Участвуя в игре студент проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять креативность и критичность мышления.. Через игру и в игре постепенно готовится сознание студента к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми.

     Интеллектуальная игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют получению дополнительных знаний по учебным предметам.

      При разработке интеллектуальной  игры необходимо иметь в виду:

  • объем фактических знаний учащихся;
  • сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом; сформированность действий самооценки и самоконтроля и т.д.);
  • уровень интеллектуального развития;
  • тип внимания, памяти, темперамента;
  • состояние здоровья.

О том, как придумать новую игру, как разработать ее правила и игровой сюжет, как правильно подобрать для игры вопросы, сейчас пойдет речь.

Название.

     Интеллектуальная игра обязательно должна иметь название.

Такие названия, как «турнир знатоков», «бои интеллектуалов», «конкурс эрудитов», идеально отражают сущность явления: первое слово указывает на соревновательный характер происходящего. а второе конкретизирует, в чем именно соревнуются участники — в эрудиции, в умении мыслить. Такими терминами уместно пользоваться в школе или другом детском учреждении, но когда в подобных конкурсах-турнирах участвуют взрослые, к их интеллектуальным забавам желательно применить какое-то иное, более степенное и респектабельное название.  На сегодняшний день, благодаря телевидению, существуют десятки игр – соревнований в эрудиции, известных всей стране. Это: «Слабое звено», «Звездный час», «Своя игра», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы»

Словосочетания «интеллектуальная игра» и «познавательная игра», взятые по отдельности,  также малопригодны. Ведь к «интеллектуальным играм» можно отнести и преферанс, и шахматы, да и про футбол последние годы часто говорят: «Сегодня футболисты демонстрируют очень интеллектуальную игру».

 Все интеллектуально-познавательные игры, как уже было сказано, независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются но одному организационному алгоритму. 

Вот три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.

    На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее.

Вопросы.

Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познавательной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие организаторы игр. Порой в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это приводит к спорам и конфликтам между участниками и ведущим. Порой в той или иной игре встречаются банальные, скучные, а то и откровенно глупые вопросы, и это приводит к угасанию азарта игроков, к падению интереса к подобным играм в целом.

Правила.

В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются друг от друга, прежде всего правилами. Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять:

1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?

4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу’?

5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или но принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени дается на подготовку ответа?

7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?

8. Кто оценивает правильность ответа?

9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?

10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?

 Если при разработке правил организаторы упустят хотя бы один организационный вопрос, не определятся с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может принести к недоразумениям или даже к конфликтам.

  Правила эрудициона обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еще раз. При этом правила облачаются в игровые одежды, то есть из скучного набора указании превращаются в игровой сюжет.

Игровой сюжет.

Продемонстрировать, что такое игровой сюжет, можно на таком примере. Предположим, что принято решение провести эрудицион, посвященный автомобилизму (история автомобиля, устройство автомобиля, современный авторынок, автоспорт).

Для этой игры подготовлены несколько десятков интересных. грамотных вопросов. Правила игры просты: играют две команды по 5 человек, ведущий поочередно задает им вопросы, побеждает та команда, которая первой наберет 10 очков,

Если игру оставить в таком виде, то она. конечно, может пройти (вопросы и правила есть – а это главное), по не будет выразительности, азарта, «изюминки». Чтобы это все появилось нужно ввести сюжет.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в раннем дошкольном возрасте

Например:

1. Две команды — это два экипажа, участвующих в сложнейшем ралли. Трасса, которую предстоит преодолеть, насчитывает всего 10 миль, но какие это мяли!

Вполне возможно, что какой-то экипаж вообще не сможет дойти до финиша. Преодоление каждой мили — это ответ на один вопрос. Нет ответа – значит, случилась поломка в пути или возникло неодолимое препятствие. Кто первым сможет, преодолев все препятствия и избежав поломок, проехать 10 миль – тот победитель.

При этом можно изготовить демонстрационное табло-схему с изображением маршрута и два картонных автомобильчика, которые будут показывать место расположения экипажей. Передвижение макетов по схеме равноценно появлению цифр на обычном табло.

2. Представьте, что две команды — это два клуба автолюбителей, которые решили собрать автомобиль своими руками. Для сборки автомобиля им нужны колеса, руль, кузов, двигатель, коробка передач и т. д. Всего больших и малых частей автомобиля, десять. Чтобы приобрести каждый агрегат или деталь, нужно ответить на вопрос (вопросы при этом могут быть разного уровня сложности – в зависимости от значимости запчасти).

Каждый клуб вправе начать приобретение деталей с того, что им больше нравится. Главное — чтобы к концу игры был полный комплект составных частей. Тот, кто первым приобретет все нужные для сборки детали – победитель.

При этом лучше заранее изготовить демонстрационные стенды и картонные автозапчасти в нужных количествах. Каждое новое приобретение можно крепить к стенду, чтобы всем было видно, каковы автосборочные успехи.

 Как видно из примеров, из одного набора вопросов и одних правил возникли три внешне непохожие игры. Их непохожесть является результатом наложения на вопросы и правила нового сюжета. Внешняя новизна игр будет способствовать поддержанию интереса детей к играм в целом.

Кроме этого, игровой сюжет обеспечивает динамизм игры. Наличие сюжета дает возможность ведущему ярко и красочно комментировать происходящие события, играть на чувствах участников и болельщиков, вносить в достаточно скучную вопросно-ответную форму – общение и эмоциональность

     Таким образом, можно уже сформулировать основные пункты организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:

  1. разработка вопросов игры;
  2. разработка правил игры;
  3. разработка игрового сюжета.
  4. создание и подготовка команд;
  5. оформление места проведения игры;
  6. подготовка необходимого реквизита;
  7. техническое обеспечение игры;
  8. приглашение болельщиков;
  9. приобретение призов для участников;
  10. выбор жюри;
  11. работа с ведущим.

     То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ

Проведение игры

1. Начало.

 Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приёмов:

  • представление гостей, церемониала знакомства;
  • звуковых, световых, технических эффектов;
  • кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни, ритуала подъёма флага и т.д.

2. Основная часть.

 Сюда относятся: общие: песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и др.3. Заключительная часть.

 Эта часть включает в себя:

  • подведение итогов и анализ игры.
  • конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья.
  • он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.
  • нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, балов или оценкой.

 Эта часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п.

Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях.  Чтобы привлечь внимание учащихся можно использовать следующие приемы:

  • красочное объявление;
  • афишу;
  • плакаты;
  • рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом;
  • пригласительный билет;
  • приглашение – письмо, открытку, визитку;
  • «живую рекламу»;

Еще К.Д. Ушинский утверждал, что игра потому и игра, что она самостоятельна для учащихся. Самостоятельность у подростков не получит развития, если они не будут в ней упражняться, проявлять лидерских качеств, достигать единого мнения, отвечать не только за себя, но и за весь конечный результат. Поэтому интерлектуально-познавательную игру можно рассматривать и как эмоциональный стимул для развития всех качеств личности, и как самостоятельный вид деятельности студентов.

Литература:

  1. Кэрролл Л. Логическая игра : учебник / Л.Кэрролл. – М. : Педагогика, 1997. – 224 с.
  2. Добринская Е.И. Свободное время и развитие личности : учебник / Е.И. Добринская, Э.В.Соколов ; под ред. Е.И. Добринской. – Л. : Педагогика, 1999. – 391 с.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие : учебник / П.Я.Гальперин. – М. : Педагогика, 1997. – 245 с.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди : учебник / Э.Берн. – М. : Педагогика, 1997. – 193 с.
  5. Азаров Ю.П. Игра и труд : учебник / Ю.П.Азаров. – М. : Педагогика, 1999. – 456 с.
  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения : учебник / Ю.К. Бабанский. – М. : Педагогика, 2000. – 270 с.
  7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения : учебник / В.П.Беспалько. – М. : Педагогика, 1999. – 286 с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебник / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1996. – 321 с.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебник / Г.К. Селевко. – М. : Педагогика, 1998. – 256 с.
  10. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии : учебник / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров ; под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогика, 1996. – 211 с.
  11. Минкин Е.М. От игры к знаниям : учебник / Е.М.Минкин. – М. : Педагогика, 2001. – 382 с.
  12. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры : учебник / С.А.Шмаков. – М. : Педагогика, 1997. – 379 с.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в доу по фгос образец 45 лет

Источник

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска

«Роль интеллектуальных  игр  в  развитии познавательной активности  ребенка»

воспитатель

1 квалификационной категории

Марина Геннадьевна Кошкова

Новосибирск

2016

      Ну, кто из родителей не мечтает, чтобы у них вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок? Однако не стоит чрезмерно увлекаться и «перегружать» малыша всевозможными занятиями и курсами, поскольку каждому возрасту соответствует свой уровень интеллектуального развития ребенка…

Что такое интеллектуальное развитие ребенка?

      Для того чтобы ответить на этот вопрос, узнаем, что же такое интеллект?

      Интелле́кт (от лат. intellectus) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека:  

ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

      У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же это такое? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
    Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и

практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры.

       Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Интеллектуальные игры распространены в массмедиа, в первую очередь, на телевидении, где победитель награждается какими – либо 

призами. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг.

     Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог – новатор Борис Павлович  Никитин назвал «творческим складом

мышления». Главная особенность развивающих игр Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

     Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.

КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР.

     Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). 

ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:

  • Предметные
  • Настольно-печатные
  • Настольно-предметные: шашки, шахматы, домино, лото, сома, Го, сого, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой», судоку
  • Пространственные
  • Словесные
  • загадки,
  • логические задачи (и загадки-истории),
  • игры в слова («Эрудит». «Балда», «Города», «Да и Нет»),
  • ребусы,
  • кроссворды,
  • викторины,
  • Компьютерные.

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:

  • Индивидуальные,
  • Парные,
  • Командные и массовые викторины: «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес»; мозговой штурм и другие.

ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:

  • Соревновательные и интерактивные,
  • Пространственные и комбинаторные,
  • Логические.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ:

  • сочетание посильности и определенной трудности – постепенное усложнение заданий;
  • включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности детей;
  • введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом;
  • учёт степени сформированности теоретического мышления ребенка;
  • использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа;
  • разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания;
  • применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.

Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:

  • Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру.
  • Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти.
  • Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины.
  • Играми-соревнованиями, развивающими коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе.
  • Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.

Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:

  • Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у детей, необходимо придерживаться простых правил.
  •  Самое главное правило — игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания.
  • Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры. Оскорбления и обиды не допустимы.
  •  Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок не будет справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.
  •  Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий.
  •  Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия.
  •  В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители награждены похвалой/памятными дипломами/медалями.
Читайте также:  Сайты для мам развитие ребенка

Примерное планирование «Недели интеллектуальных игр» в детском саду, старшая группа:

  • понедельник — КВН «Юный эрудит», игры с блоками Дьенеша;
  • вторник — викторина «Умники и умницы», игры Никитина;
  • среда — математический ринг, игры с логическими кубиками, игра                    «Что? Где? Когда?»;
  • четверг — викторина «Зачем и почему»;
  • пятница — турнир настольных игр с родителями.

В работе с детьми мы используем разные виды интеллектуальных игр. Нами были разработаны и проведены интеллектуальные игры на разную тематику.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР РАЗНЫХ ВИДОВ

      Ребусы – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.

     К словесным играм – задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи и игры, основанные на  изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

     Шарада. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например “пар-ус”, “вино-град”, “бой-кот” и т. п. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать.

Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово “парус”:

Три буквы облаками реют:

Две видны на лице мужском,

А целое порой белеет

«В тумане моря голубом».

Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.

     Метаграмма. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова.

С “б” смертельной я бываю,

С “м” меха я пожираю,

С “р” актеру я нужна

С “с” для повара важна. (боль, моль, роль, соль)

В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя:

Я с “в” от непогоды вас укрою,

А с “т” я землю носом рою. (кров, крот)

Могут меняться и целые слоги.

      Логогриф. Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове “плот” после первой буквы вставить букву “и”, то получится слово “пилот”. Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так:

Ты через реку переправишь

На мне людей, и скот, и груз,

 Но если “и” в меня ты вставишь,

То я на воздух подымусь!

     Анаграммы. Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: “липа”— “пила”. Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь.

Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: “нос” — “сон”. В стихах задача может выглядеть так:

Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можешь, что угодно

Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач.

     Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка – средство испытания мудрости, теперь – народная забава.

     Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

      Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

Виды загадок:

  • загадка-описание (Вместе с солнышком встает, на заре для нас поет)
  • загадка-метафора (Висит груша, нельзя скушать)
  •  загадка-противопоставление (Черен, а не ворон, рогат, а не бык)
  •  загадка с напрашивающейся рифмой (Всему лесу краса, а зовут ее…)
  •  загадка-обманка (Простой вопрос для малышей: кого боится кот?…)
  • загадка-шутка (От чего утка плавает)
  • загадка-история, логическая задача.

Источник