Методика особенности развития частной самооценки ребенка

Методика «Какой ты?»

Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка.

Организация: Ребенку (в индивидуальном порядке) предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все дети; плохой; хуже всех; когда какиногда бываю хорошим, иногда — плохим; не знаю.

Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характерис­тики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и; с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе».

Обработка и интерпретация результатов. Ответы ребенка соот­носят с одним из показателей эмоциональной окрашенности об­щей самооценки:

Варианты детских
ответов
Эмоциональный знак Балл
Самый лучший. Хороший. Очень хороший Позитивная
Такой же, как все (дети) Нейтральная (неопределенная)
Когда как: иногда хороший, иногда плохой Амбивалентная (противоречивая)
Не знаю. Никакой Индифферентная (безразличная)
Хуже всех. Плохой. Самый плохой Негативная

Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указываю­щей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и со­циальной самоценности, а индифферентный — указывает на его информированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель го­ворит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивос­ти в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозмож­ности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания).

Методика «Особенности развития частной самооценки ребенка»

Цель. Выявить уровень самооценки и характер ее дифферен­циации.

Данная методика строится на основе метода семантического дифференциала, модифицированного и адаптированного нами применительно к детскому (начиная со старшего дошкольного) возрасту.

Организация. Ребенку предъявляется шкала Т. В. Дембо— С. Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий со сло­весными индексами в начале и конце каждой из них, по которой он будет оценивать себя (укажет свое место на конкретной линии).

Представленные шкалы условно отражают 12 наиболее важных черт — характеристик различных аспектов «Я» личности. Каждое качество личности, предлагаемое ребенку в качестве опоры для самооценивания, предусматривает наличие инверсионной дефи­ниции. Причем группы линий на опросном листе соответственно отражают качества, относящиеся к физическому «Я» (первые три линии), социальному «Я» (вторая тройка слов), умственному «Я» (третья тройка), эмоциональному «Я» (четвертая тройка). Индек­сы слева на каждой линии обозначают самые низкие оценки конкретного качества (свойства, характеристики) личности, индексы справа — самые высокие.

Инструкция. «Представь, что на каждой из этих полос располо­жены все люди, живущие сейчас на земле. Люди, конечно, бывают разные. Среди них есть и добрые, и злые, и красивые, и безобраз­ные — словом, обладающие множеством разных особенностей. Например, на первой полоске расположены люди от самых боль­ных до самых здоровых. Слева (рукой указывают направление воз­вышения качества) находятся самые больные люди, справа — са­мые здоровые, посередине — и не больные, и не здоровые — сред­ние. Где ты среди всех этих людей? Пометь крестиком или точкой свое место». И так по каждому из качеств.

Обработка результатов самооценочного профиля ребенка осу­ществляется в двух направлениях:

1) вычерчивается профильный график, отражающий частную
самооценку;

2) определяется совокупная балловая оценка, отражающая
обобщенный уровень самооценки.

Для выявления профиля самооценки отмеченные ребенком точки на полосках соединяют между собой прямыми линиями (рис. 5). Полученный график свидетельствует о степени дифферен­циации самооценки как по каждому из оцениваемых качеств от­дельно, так и по группе качеств, относящихся к различным аспек­там образа «Я».

Вторым этапом обработки результатов теста является оценка профиля в баллах. Для этого на опросном листе от каждого из шес­ти крестиков, расположенных сверху над полосками, проводят вниз вертикальную линию. Полученным отрезкам присваивают баллы от 1 до 6. Каждую отметку на каждой полоске оценивают в зависимос­ти от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. В заключение подсчитывают общую сумму баллов.

Полученная сумма баллов соотносится с возрастными показа­телями (таблица 3).

Интерпретация полученных результатов. Оптимальной для детей 6—7 лет признается профильная кривая, расположенная несколь­ко правее середины и соответствующая высокому уровню самооценки. Для детей 5—6 лет кривая в норме должна быть расположена между пятым и шестым крестиками. Явно завышенная (линия проходит по краю справа) или заниженная (крайняя левая линия на рис. 5) самооценка могут быть следствием разных причин. На основе завышенной самооценки у индивида возникает идеализированное представление о своей личности, о своих воз­можностях. Такой ребенок нередко идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех ему кажется следствием небла­гоприятного отношения к нему. Oн не желает признавать собствен­ных ошибок. Явно заниженная самооценка указывает на неуве­ренность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.

Характер графика отражает степень дифференциации самооценки как в целом, так и относительно различных аспектов образа «Я» ребенка. Так, на инфантилизм в развитии частной самооценки указывает график в виде прямой линии (на рис. 5 он помечен буквой «В»). О становлении частной самооценки (начатки дифференциации как нормативные показатели для детей 5-лет- I него возраста) свидетельствует наличие редких изломов в профиль- J ной кривой (график «Б»). Ломаная кривая (норма для 6-7-летних детей) отражает достаточную степень дифференциации самооценки (график «А»).

К 5 годам у ребенка в основном должно быть сформировано позитивное ощущение собственного тела. К 6 годам — происходит интеллектуализация эмоций (Я — это тот, кто чувствует, испытывает эмоции и знает, что именно они выражают конкретные переживания),становление социального иинтеллектуального образа «Я» (Я — это тот, кто действует, играет, думает и т. п.). Следовательно, к концу дошкольного детства высокие показатели должны быть вы­ражены в графике по всем составляющим образ «Я» ребенка.

В младшем школьном возрасте профильная кривая в норме рас­полагается в диапазоне высокого уровня и соответствует графику «А», вкотором достаточно высокую позицию должны занимать характеристики интеллектуального и социального образа «Я».

Методика «Игра в мяч»

Цель. Выявить уровень притязаний ребенка.

Организация. Детям в индивидуальном порядке предлагают поиграть с мячом — его бросают на пол и каждый раз, когда он отскакивает от пола, по нему ударяют ладонью; или бросают мяч вверх и ловят его двумя руками. Ребенок ударяет по мячу до тех пор, пока он не упадет. Ребенок проделывает 8 попыток. Пе­ред каждой попыткой ребенка спрашивают: «Сколько раз ты сей­час сможешь ударить по мячу, если постараешься?» Ответы ребенка в большинстве случаев находятся в зависимости оттого, сколько раз ему удалось ударить по мячу в предыдущей попытке, — эти показатели заносят во второй ряд (ПК— предполагаемое количество ударов) таблицы фиксации результатов. Количество реально отбитых ударов фиксируют в третьем ряду (РК — реальное коли­чество отбиваний) таблицы.

Образец таблицы фиксации результатов

№ попытки
Предполагаемое (ПК)                
Реальное (РК)                

Обработка и интерпретация результатов. Методика дает возмож­ность выявить два вида характеристик:

1) успешность деятельности, которая выражается в количестве
ударов по мячу в каждой попытке;

2) уровень притязаний, выражающийся в предвосхищении ре­бенком своих результатов перед каждой попыткой.

Сравнение степени расхождения или совпадения между этими двумя характеристиками позволяет довольно точно судить об уров­не притязаний испытуемого. Так, совпадение или незначительное расхождение (до±3) между ПК и РК свидетельствует об успешно­сти деятельности ребенка.

Полученные показатели соотносят с одним из четырех уровней притязаний:

· Адекватный — при превышении РК ударов показатель ПК увеличивается, а при снижении РК количество предполага­емых ударов несколько уменьшается. Дети, для которых ха­рактерен адекватный уровень притязаний, проявляют кри­тическое отношение к своим результатам, обычно они начинают с называния большого количества предполагае­мых ударов. Им свойственна уверенность в себе, в своих си­лах, но при этом у них существует скрытая боязнь неуспеха, которая выражается в осторожном, незначительном повы­шении показателя ПК при достижении успеха и более рез­ком его снижении при неудачах.

· Заниженный — показатель ПК низкий и не зависит от того, достигнуто его превышение или нет. Детям с заниженным уров­нем притязаний свойственны неуверенность в своих силах, отсутствие желания лучше проявить себя. Довольно часто после 3—5 попыток они отказываются от деятельности, мотивируя это ссылкой на усталость или отсутствие интереса.

· Завышенный – показатель ПК очень высокий независимо от
неудач (показатель РК значительно низок). Дети, имеющие
завышенный уровень притязаний, отличаются способнос­тью рисковать, а достижение успеха и особенно неуспеха влияет не столько на изменение выбора, сколько на его вы­полнение и на общее эмоциональное состояние. Обычно они в своих неудачах винят обстоятельства или других людей:
будь то плохо надутый мяч или неровный пол и т.д.

· Несформированный — достигаемый успех или неуспех не вли­яет на выбор показателя ПК и на процесс его достижения.
Обычно выбор носит случайный характер, который выра­жается в скачкообразности низких и высоких показателей ПК ударов. Реакции на замечания и оценки у детей с несформированным уровнем притязаний обычно или слабо выражены, или отсутствуют.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Верите в послания Вселенной? Тогда то, что вы открыли именно эту страницу можно рассматривать, как хороший знак от неё. Мы будем обсуждать развитие самооценки ребенка. Сегодня утром я начала писать эту статью, даже не предполагая, что уже к вечеру применю на практике свои же рекомендации. Моей доченьке понадобилась срочная помощь и мамино 911. Несколько девочек в классе сказали, что она рисует хуже, чем они. И этого было достаточно, чтобы, придя домой, расплакаться навзрыд. Пришлось маме и папе в срочном порядке реанимировать чувство уверенности в своих силах и талантах и поднимать самооценку. Наверное, с такими случаями сталкивается очень многие мамы. Кто-то чаще, кто-то реже, но и есть и те, кого эта тема не касается. Потому что они уже сделали всё для того, чтобы их ребенок имел адекватную самооценку и был уверен в себе на все сто.

Моему младшему сыну повезло гораздо больше двух других детей. Не потому что младших любят больше и больше им позволяют. Это, кстати, миф. А потому что ему достались уже те родители, которые могут продемонстрировать на собственном примере и уверенность в себе, и хорошую самооценку. Давайте сразу обозначим, что хорошая самооценка не имеет ничего общего с эгоизмом, хвастовством (я лучше и умнее) или высокомерием. Точно так же, как и любовь к себе не означает самолюбие. Хорошая самооценка — это золотая середина между принижением себя и своих способностей и их преувеличением. Т.е. проще говоря — это адекватное оценивание себя, как личности.

И, прежде чем я перейду к теме статьи, скажу, что особых отличий в методике развития самооценки для разного возраста нет. Более того, все принципы можно применять и взрослому человеку. Ведь все те проблемы, что мы имеем с вами во взрослом состоянии, скорее всего, тянутся шлейфом из детства. Поэтому сначала поговорим об общих принципах развития самооценки, а потом коротко пройдемся по дошкольникам, школьникам и подросткам. Начните повышать свою самооценку, наполнитесь уверенностью в себе, полюбите себя, и тогда вашим детям будет гораздо проще становиться такими же самодостаточными людьми.

Развитие самооценки ребенка: 5 основных принципов

Принцип 1: убираем из жизни сравнения

  • Сравнивать можно. Но только себя с самим собой. Только ребенка сегодняшнего с ним же вчерашним. Со своим старшим сыном я совершала одну и ту же ошибку практически ежедневно. Из меня сыпались фразы одна другой волшебнее: “Опять 3? А другие что получили?”, “А вот я в твоем возрасте уже умела картошку чистить”, “Посмотри на Настю, какая тихая спокойная девочка. А ты?”, “Что ты чавкаешь, как свинья”. И этот список можно продолжать бесконечно долго и бесконечно долго сокрушаться над своими ошибками. Но лучше идти другим путем: признавать свои ошибки и устранять их. И я выбрала этот путь. Отучила себя от какого-либо сравнения своих детей с посторонними людьми и друг с другом. Какое мне дело до того, какую оценку получили другие дети? Это не моя история. Или почему младший сын должен думать, что, если он не умеет рисовать так же красиво, как его сестра, то его будут любить меньше и он неудачник. Гораздо эффективней сказать: “Ты — молодец! Сегодня ты гораздо лучше нарисовал мишку, чем вчера”. Можно нервничать и переживать, а что же там получила Маша или Коля по контрольной работе, а можно действовать по-другому: “Получил тройку? Но ведь позавчера было пять. Что-то случилось? Я уверена, что ты постараешься и всё исправишь”. И тогда это уже не выглядит, как обвинение, а воспринимается, как участие и поддержка. Любой ребенок, даже которого в школе постоянно с кем-то сравнивают учителя, останется уверенным в своих силах, и не будет переживать по поводу своей никчемности. Для пущей убедительности расскажите ребенку, что оценка учителя — это только его оценка. И она не всегда соответствует тому, какой ты на самом деле. Школа и учителя не навсегда. И даже самый отпетый двоечник находит своё призвание и может стать прекрасным специалистом в своем деле.

Принцип 2: проговариваем чувства и эмоции

  • От негативных эмоций избавиться нельзя. Они были, есть и будут. Если их держать в себе, гасить или испытывать чувство вины, когда крышечку все-таки сорвет, самооценке придёт конец. В голове будут жить мысли о том, что это плохо, неправильно, хороший человек так не поступает. Поэтому важно проговаривать ребёнку свои чувства и эмоции: я расстроена, сейчас я буду злиться, мне неприятно. И учить ребенка делать то же самое. Плакать, злиться, расстраиваться — это не плохо. Это надо уметь проживать. Тебе больно — ты плачешь. Тебя обидели — ты злишься. Ты получил плохую оценку — ты расстроился. Это не значит, что ты плохой. Это значит, что тебе сейчас плохо и ты имеешь право выразить свои эмоции, рассказать о чувствах и пойти дальше. Мир не всегда только радость, бывают и огорчения. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве, прогнозировать свои действия и распознавать чувства других людей. Он будет уверен в том, что из любой ситуации есть выход, и, что все его чувства это не плохо и не хорошо. Это нормально. И с этим можно жить.

Принцип 3: находим таланты и способности

  • Старайтесь увлечь ребенка чем-то, что займет его время и будет приносить удовольствие и прекрасный результат. Найдите то занятие, где он сможет раскрыть свои таланты и способности на все 100 процентов. Где он добьется успеха и будет понимать, что это то, чем ему нравиться заниматься. То, чем он хочет заниматься. Именно он, а не вы. Если вы всю жизнь грезили о фигурном катании, но в детстве были лишены возможности встать на коньки, это не значит, что ваша дочь тоже мечтает это сделать. Если вас в детстве не отдали на плавание, а вы безумно этого хотели, но так до сих пор и не научились плавать, это тоже не про вашего ребенка. Про вашего ребенка — это когда на вопрос: “А чем бы то хотел (а) заниматься?”, вы услышите точный ответ. Хочу петь. Хочу рисовать. Хочу делать игрушки из глины. Хочу танцевать. Меня, например, в школе отдали на кружок кройки и шитья, потому что так хотела моя бабушка. Она видела меня известным модельером и швеей.  А я не любила шить от слова совсем. Сейчас мне 44 года и от мысли, что мне нужно просто пришить пуговицу к рубашке мужа, я впадаю в депрессию. Да, бабушка и мама хотели, как лучше. Они думали о моем прекрасном будущем, в котором я буду зарабатывать сумасшедшие деньги на индивидуальном пошиве. А я хотела изучать французский язык вместо английского и играть на фортепиано. Писала стихи, и обожала уроки русского языка и литературы. И из всех моих желаний я смогла реализовать только одно и только через 30 лет — я пишу. Наверное, поэтому я никогда не заставляла своего старшего сына ходить в секции и кружки, если он этого не хотел. Зато он успел перепробовать всё, что казалось ему в какой-то момент времени занимательным. И кружок журналистов, и игра на гитаре, и баскетбол, и джиу-джитсу. Как только интерес пропадал, мы просто переставали ходить на занятия. Каждый раз я спрашивала его, зачем он идет, почему именно эта секция или кружок. И каждый раз он уверенно отвечал: “Хочу научиться!” И это был главный аргумент. Не потому что идет друг или сказала учительница, а потому что это его выбор, его желание. И только тогда нужно пытаться развиваться в данном направлении. Если это желание быть подольше с другом или подружкой, от такой затеи лучше постараться отговорить. Потому что, во-первых, это не истинно желание и маловероятно, что там проснется талант или интерес. А, во-вторых, если подружка вдруг начнет показывать прекрасные результаты, потому что пошла в кружок по любви и призванию, а ваш ребенок не сможет проявить себя, велик риск опустить самооценку на дно и подорвать уверенность в себе. Объясните ребенку, что невозможно уметь всё и всюду. Так просто не бывает. И это нормально!!! Найдите одну сферу проявления способностей и сделайте всё, что там он стал настоящей звездой.  Как только он добьется успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется до небес во всех сферах жизни.

Принцип 4: учим отстаивать личные границы

  • Это самое сложное, но это же, наверное, и самое важное. У ребенка должно быть свое личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале — это отдельная комната. Вы спросите, что же тут сложного? Сейчас это не такая и проблема, свои комнаты есть почти у всех детей. А сложность в том, что вы не можете в этой комнате ничего менять. Я сейчас не про обои, мебель и занавески. Я про то, как будут лежать вещи, куда он спрячет или не спрячет игрушки, где будут стоять учебники. И нам взрослым ужасно сложно, проходя мимо детской, находящейся в состоянии, как после бомбежки, не сказать что-нибудь про уборку или порядок. Большинство мам это дико раздражает. Я сама была такой до недавнего времени. То, что касается других помещений в квартире, я всё так же блюду порядок и раскладываю по местам по несколько раз в день разбросанное детьми. В детской же может быть абсолютный хаос и неразбериха. Яблоки, тарелки, карандаши, игрушки, вещи, бумажки. Я не стала слепой и не перестала заглядывать в комнату детей. Я перестала переживать по поводу не идеальности этого мира в отдельно взятой детской. Было ли мне сложно? Очень! Но я справилась и это того стоило.  Теперь у нас правило: раз в 2 недели генеральная уборка. Сначала дети раскладывают свои вещи по местам, выкидывают ненужное, а затем прихожу я с большими пакетами и выкидываю то, что не убрано или сломано. Первое время дети контролировали этот процесс, но когда поняли, что ничего страшного не происходит, полностью доверили его мне. Они знают, что ничего ценного и важного мама не выбросит. И никто не в их личное пространство без разрешения. Как это связано с самооценкой? Напрямую. Это уверенность в том, что у них есть свой уголок, где они полные хозяева. Они берут ответственность за него, они решают как, что и где будет находиться в нем. И они знают, что их выбор поддерживают родители. А это значит, что они всё делают правильно и они молодцы.

Принцип 5: убираем критику

  • Уберите фокус с недостатков ребенка. Не гнобите и не душите комментариями о его промахах, небрежности, неаккуратности. Акцентируйте внимание на достижениях и успехах. Похвала воодушевляет и окрыляет, заставляет становиться его лучше. К чему же приведет критика и придирка? К обидам, озлобленности и низкой самооценке. А раз уж мы говорим про развитие самооценки ребенка, то давайте пойдем до конца. Непрошеная критика это всегда плохо. А непрошеная необоснованная критика плохо вдвойне. Никому не пойдет на пользу слушать бесконечные: умойся; оденься, как человек; наведи порядок; опять уроки не сделал? Здесь действует принцип “Иногда лучше молчать, чем говорить”. Мы же не тыкаем носом во что-то, по нашему мнению неправильное, своих друзей и подруг? Так почему же позволяем себе это по отношению к детям? Зачем?  Показать свою значимость? Отлично! Вот он минус кирпичик из стены высокой самооценки. Попробуйте проанализировать один день из своей жизни и зафиксировать количество ненужных нелестных комментариев в сторону своей семьи. Вы очень удивитесь и точно захотите перестать это делать.

Посмотрите это видео: за 3 минуты вы научитесь диагностировать самооценку ребёнка

Развитие самооценки дошкольника

Начинается развитие самооценки в дошкольном возрасте. Именно тогда ребенок начинает оценивать себя и сверстников. И, как правило, до 6 лет уровень его самооценки зашкаливает. Ему кажется, что он все делает лучше, он умнее, красивее, быстрее, выше и сильнее. С одной стороны это очень хорошо и помогает ребенку осваивать новые виды деятельности, не опасаясь осуждения. Но на этом этапе родителям важно сохранять адекватность, и не преувеличивать способности своего ребенка. И уж тем более не поддерживать его размышления на тему того, что Вася действительно плохой мальчик, а ты у нас самый лучший.
Первые 2 принципа развития самооценки будут сейчас очень актуальны. Не сравниваем ребенка с собой, другими детьми и рассказываем о чувствах. Подсказываем, что твои слова могут обидеть Васю и это нехорошо. Поощряйте инициативу ребенка во всех начинаниях, но не забудьте сказать, что и другие дети могут достигать хороших результатов. Помните, что развитие самооценки дошкольника находится полностью в ваших руках. Уважайте вашего ребенка, бережно относитесь к его личности и у вас обязательно получится сформировать его адекватную самооценку.

Развитие самооценки школьника

Развитие самооценки школьника приобретает новые очертания. Если дошкольник оценивал себя с точки зрения физиологии и внешности, то в школе он начинает оценивать уже практические действия и моральные качества. Попадая в новую среду — школу, дети начинают делить сверстников на плохих и хороших. Оценки за домашние задания, замечания или похвала учителя, мнение сверстников — всё это влияет на развитие самооценки младшего школьника. Начинаются постоянные сравнения себя с одноклассниками и вот тут наша с вами задача, как родителей, не дать укрепиться мнению, что сравнение с другими это хорошо. Смотрим 1 принцип и внедряем со страшной силой. Ну, и, конечно же, дорогие мамы и папы, не зацикливаемся на оценках. Нам ли с вами не знать, что не они главное в жизни.

(Посмотрите это видео, если хотите прожить школьные годы спокойно)

Ещё больше полезной информации об учебе в школе в моем курсе для родителей “Школа без потерь”

Развитие самооценки подростков

Что можно рассказать про развитие самооценки в подростковом возрасте? Ваш личный пример, как и все ваши доводы с большой долей вероятности будут восприниматься в штыки. На первый план выходит мнение ровесников. Именно они имеют влияние на самооценку подростка. Мальчикам хочется быть физически выносливыми, девочкам привлекательными. Гормональные всплески не дают пробиться здравому смыслу. Но, к счастью, это не будет длиться вечно. Уже в старших классах включится мозг и начнет направлять ребенка в нужное русло. А пока родителям нужно набраться терпения и проявить максимум такта и любви, чтобы не убить самооценку. Уже не так просто убедить подростка, как это можно было сделать до школы и в младших классах. Но, если немного глубже узнать про развитие самооценки подростков, то всё получится. В это время в семье должна царить атмосфера уважения и доверия. Вы должны знать круг общения вашего ребенка и при необходимости мягко регулировать его. Ведь самооценка в подростковом возрасте зависит именно от мнения тех людей, с которыми он дружит. Научите подростка смотреть на себя со стороны, разбираться в людях и анализировать свои поступки с точки зрения других людей. Моя любимая фраза для таких случаев: “А поставь себя на место этого человека. Что бы сделал ты?” Больше разговаривайте, проводите время вместе и продолжайте растить самооценку вашего ребенка несмотря ни на что. Он обязательно скажет вам спасибо, став взрослым.

Помним: развитие самооценки ребенка напрямую зависит от наличия этой самой оценки у вас.

Дети считывают с нас информацию, как с открытой книги. И это касается не только эмоций и настроения, но и наших личностных качеств и привычек. Более 70% времени они проводят с нами, и мы должны быть примером. Если вдруг, по каким-то причинам вы до сих пор сомневаетесь в своей уникальности, и ваша самооценка слегка прихрамывает, начните меняться. Теперь вы должны это сделать не только ради себя, но и ради того, чтобы развитие самооценки ребенка принесло результат. Можно ли вырастить ребенка с высокой самооценкой, если её нет у родителей? Можно попробовать. Положить всё на алтарь материнства, заниматься только воспитанием, развитием уверенности, самооценки, лидерских качеств и ждать результата. И, возможно, он будет. Но гораздо эффективнее, когда мама сама излучает уверенность, понимает свою ценность, не боится жить и не зависит от мнения окружающих.

Прочитайте статью “Как стать хорошей мамой”, она станет ещё одним вашим помощником.

Желаю вам быть уверенными и счастливыми мамами детей с адекватной самооценкой.

Источник