Методика определения уровня умственного развития ребенка 13 лет

Методика определения уровня умственного развития ребенка 13 лет thumbnail

1-й класс
Субтест 1 (осведомленность)
Какое слово подходит?
1. Месяц зимы…                4.У дерева всегда есть…

а) сентябрь                       а) цветы
б) октябрь                        б) плоды
в) февраль                        в) листья
г) ноябрь                          г) корень
д) март                             д) тень

2. В году…                         5. Пассажирский транспорт — это…
а) 24 месяца                     а) самосвал
б) 3 месяца                       б) комбайн
в) 12 месяцев                   в) автобус
г) 4 месяца                       г) экскаватор
д) 9 месяцев                     д) тепловоз

3. Отец старше сына…      6. Летом всегда…
а) всегда                           а) светит солнце
б) часто                            б) тепло
в) никогда                        в) сухо
г) редко                            г) жарко
д) иногда                          д) прохладно

Субтест 2 (классификация)
Какое слово лишнее?
1. а) тюльпан, б) лилия, в) слива, г) ромашка, д) фиалка.
2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) пруд.
3. а) кукла, б) прыгалка, в) кирпич, г) мяч, д) юла.
4. а) стол, б) ковёр, в) кресло, г) кровать, д) табурет.
5. а) курица, б) петух, в) орёл, г) гусь, д) индюк.
6. а) круг, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
7. а) Саша, б) Витя, в) Петров, г) Стасик, д) Коля.
8. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.

Субтест 3 (словесно–логическое мышление)
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы друг другу так же, как «овощ» — «огурцу».

1. ОГУРЕЦ              ГВОЗДИКА
———————      ——————————————————
овощ                        а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2. ОГОРОД              САД
———————      ——————————————————
морковь                   а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья

3. ЧАСЫ                  ГРАДУСНИК
———————      ——————————————————
время                       а) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач

4. МАШИНА           ЛОДКА
———————      ——————————————————
мотор                       а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

5. СТОЛ                   ПОЛ
———————      ——————————————————
скатерть                   а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди

6. ПУГОВИЦА        БОТИНОК
———————      ——————————————————
пальто                      а) портной, б) магазин, в) нога, г) шнурок, д) шляпа

7. БЕЖАТЬ              КРИЧАТЬ
———————      ——————————————————
стоять                      а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) плакать
Субтест 4 (обобщение)
Каким одним словом их можно назвать?
1. Окунь, карась…
2. Огурец, помидор…
3. Шкаф, диван…
4. Июнь, июль…
5. Слон, собака…
Ключ


№ п/п

Суб. 1

Суб. 2

Суб. 3

Суб. 4

2 балла

1 балл

0 баллов

    в

    в

    г

    рыбы

    животные

    живут в воде

      в

      г

      в

      овощи

      растения

      зеленые

        а

        в

        г

        мебель

        дом. предметы

        деревянные

          г

          б

          в

          месяцы

          лето

          тепло

            в

            в

            б

            животные

            звери

            друзья человека

              б

              г

              г

                в

                а

                  г

                  2-й класс
                  Субтест 1 (осведомлённость)
                  Какое слово подходит?
                  1. У сапога всегда есть…
                  а) шнурок, б) пряжка, в) подошва, г) ремешок, д) пуговицы.
                  2. В тёплых краях обитает…
                  а) медведь, б) олень, в) волк, г) верблюд, д) пингвин.
                  3. В году…
                  а) 6 месяцев, б) 8 месяцев, в) 12 месяцев, г) 14 месяцев, д) 9 месяцев.
                  4. Месяцы осени…
                  а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь, д) февраль.
                  5. В Беларуси не живут…
                  а) соловей, б) аист, в) синица, г) страус, д) скворец.
                  6. Мать старше своего сына…
                  а) часто, б) всегда, в) никогда, г) редко, д) иногда.
                  7. Время суток…
                  а) год, б) месяц, в) неделя, г) день, д) понедельник.
                  8. Вода всегда…
                  а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая, г) белая, д)вкусная.
                  9. У дерева всегда есть…
                  а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.
                  10. Столица Беларуси…
                  а) Смоленск, б) Осиповичи, в) Минск, г) Брест, д) Москва.
                  Субтест 2 (классификация)
                  Какое слово лишнее?
                  1. а) тюльпан, б) лилия, в) фасоль, г) ромашка, д) фиалка.
                  2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) болото.
                  3. а) кукла, б) медвежонок, в) песок, г) мяч, д) машина.
                  4. а) шиповник, б) сирень, в) каштан, г) жасмин, д) смородина.
                  5. а) курица, б) петух, в) воробей, г) гусь, д) индюк.
                  6. а) окружность, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
                  7. а) Сергей, б) Света, в) Миша, г) Иванов, д) Коля.
                  8. а) число, б) деление, в) сложение, г) вычитание, д) умножение.
                  9. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.
                  10. а) одеяло, б) подушка, в) простынь, г) матрац, д) диван.

                  Субтест 3 (словесно-логическое мышление)
                  Подобрать к слову «георгин» слово, которое подошло бы так, как «овощ» — «огурцу».

                  1. ОГУРЕЦ              ГЕОРГИН
                  ———————      ——————————————————
                  овощ                        а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

                  2. ОГОРОД              САД
                  ———————      ——————————————————
                  лук                           а) забор, б) грибы, в) яблоня, г) колодец, д) скамейка

                  3. УЧИТЕЛЬ            ВРАЧ
                  ———————      ——————————————————
                  ученик                      а) очки, б) больница, в) палата, г) больной, д) укол

                  4. ЦВЕТОК              ПТИЦА
                  ———————      ——————————————————
                  ваза                          а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) перья, д) крылья

                  5. ПЕРЧАТКА         САПОГ
                  ———————      ——————————————————
                  рука                          а) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щетка

                  6. ТЁМНЫЙ            МОКРЫЙ
                  ———————      ——————————————————
                  светлый                    а) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) теплый,
                  д) холодный

                  7. ЧАСЫ                  ТЕРМОМЕТР
                  ———————      ——————————————————
                  время                       а) стекло, б) температура, в) кровать, г) врач, д) боль

                  8. МАШИНА                    ЛОДКА
                  ———————      ——————————————————
                  мотор                       а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

                  9. СТОЛ                   ПОЛ
                  ———————      ——————————————————
                  скатерть                   а) мебель, б) ковёр, в) пила, г) доски, д) гвозди

                  10. СТУЛ                 ИГЛА
                  ———————      ——————————————————
                  деревянный              а) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) стальная, д) короткая
                  Субтест 4 (обобщение)
                  Каким общим понятием их можно объединить?
                  1. Метла, лопата…..            6. Шкаф, диван…..
                  2. Лето, зима…..                  7. Май, август…..
                  3. Окунь, карась…..            8. День, ночь…..
                  4. Огурец, помидор…..       9. Слон, собака…..
                  5. Сирень, жасмин…..         10. Дерево, цветок…..
                  Ключ


                  № п/п

                  Суб.1

                  Суб.2

                  Суб.3

                  Суб.4

                  2 балла

                  1 балл

                  0 баллов

                    в

                    в

                    г

                    орудия труда

                    инструмент

                    предметы

                      г

                      г

                      в

                      времена года

                      пора

                      тепло, холод

                        в

                        в

                        г

                        рыбы

                        животные

                        живут в воде

                          б

                          в

                          в

                          овощи

                          растения

                          в огороде

                            г

                            в

                            г

                            кустарник

                            растения

                            растут в саду

                              б

                              г

                              в

                              мебель

                              дом. принадл.

                              вещи

                                г

                                г

                                б

                                месяцы

                                лето

                                теплые

                                  в

                                  а

                                  в

                                  время суток

                                  сутки

                                  часы

                                    г

                                    г

                                    б

                                    животные

                                    звери

                                    друзья человека

                                      в

                                      в

                                      г

                                      живая природа

                                      растения

                                      цветок на дереве

                                      Читайте также:  Особенности развития ребенка от года до полутора лет

                                      3-й класс
                                      Субтест 1
                                      Подчеркни одно слово, которым нужно закончить предложение.
                                      1. На ветвях деревьев всегда есть…
                                      а) иней, б) плоды, в) почки, г) кора, д) листья.
                                      2. У каждой собаки есть…(выбрать одно словосочетание)
                                      а) чёрное ухо, б) пушистый хвост, в) четыре лапы, г) длинная шерсть.
                                      3. У лошади всегда есть…
                                      а) конюшня, б) подкова, в) уздечка, г) грива, д) седло.
                                      4. Год, месяц, неделя, минута — это…
                                      а) времена года, б) дни, в) время, г) длина, д) век.
                                      5. Крылатая летательная машина — это…
                                      а) самолёт, б) ракета, в) вертолёт, г) воздушный шар.
                                      6. У кустарника всегда есть…
                                      а) листья, б) корень, в) плоды, г) цветы, д) тень.
                                      7. Километр, метр, сантиметр, миллиметр — это…
                                      а) длина, б) сумма, в) масса, г) площадь, д) объём.
                                      8. В предложении всегда есть…
                                      а) точка, б) восклицательный знак, в) вопросительный знак, г) слово,
                                      д) запятая.
                                      9. Сутки — это…
                                      а) 20 часов, б) 12 часов, в) 10 часов, г) 23 часа, д) 24 часа.
                                      10. Число «25» делится без остатка на…
                                      а) 5, б) 6, в) 3, г) 8, д) 7.
                                      Субтест 2
                                      В каждом ряду слов зачеркни лишнее:
                                      1. а) метр, б) дециметр, в) килограмм, г) сантиметр, д) километр.
                                      2. а) сахар, б) соль, в) мука, г) вода, д) чашка.
                                      3. а) дождь, б) град, в) лёд, г) ветер, д) снег.
                                      4. а) плащ, б) костюм, в) платье, г) туфли, д) пальто.
                                      5. а) солнце, б) свеча, в) звезда, г) река, д) лампа.
                                      6. а) минута, б) секунда, в) час, г) сутки, д) утро.
                                      7. а) около, б) кольцо, в) колоть, г) колесить, д) околица.
                                      8. а) капуста, б) помидор, в) морковь, г) лук, д) яблоко.
                                      9. а) колхоз, б) дежурный, в) однажды, г) пятница, д) лопата.
                                      10. а) корень, б) суффикс, в) окончание, г) прилагательное, д) приставка.

                                      Субтест 3
                                      Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведенных ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркни.
                                      1. ХЛЕБ — ЗЕРНО. РЕКА —
                                      а) ручей, б) вода, в) родник, г) море, д) лужа.
                                      2. ДОБРО — ЗЛО. НЕЖНОСТЬ —
                                      а) грубость, б) любовь, в) жадность, г) ненависть, д) зависть.
                                      3. ДЕРЕВО — ВЕТКА. КНИГА —
                                      а) буква, б) древесина, в) картинка, г) слово, д) страница.
                                      4. ДЯДЯ СТЁПА — ГУЛЛИВЕР. ДЮЙМОВОЧКА —
                                      а) мышка, б) гном, в) Иванушка, г) Мальчик-с-Пальчик, д) лилипут.
                                      5. ПТИЦА — САМОЛЁТ. РЫБА —
                                      а) подводная лодка, б) вертолёт, в) корабль, г) чайка, д) машина.
                                      6. ВИШНЯ — САД. КОЛОС —
                                      а) лес, б) поле, в) земля, г) зерно, д) луг.
                                      7. ЧИСЛО — ЦИФРЫ. СЛОВО —
                                      а) книга, б) фраза, в) буквы, г) читать, д) рассказ.
                                      8. БОЛЕЗНЬ — ЛЕЧЕНИЕ. ПОЛОМКА —
                                      а) мастер, б) ремонт, в) деталь, г) смазка, д) мастерская.
                                      9. БЕЖАТЬ — СТОЯТЬ. КРИЧАТЬ —
                                      а) молчать, б) шептать, в) шуметь, г) звать, д) говорить.
                                      10. ПАРОВОЗ — ВАГОНЫ. КОНЬ —
                                      а) конюх, б) лошадь, в) ехать, г) конюшня, д) телега.
                                      Субтест 4
                                      Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами. Например: ТРАМВАЙ, АВТОБУС — это виды пассажирского транспорта.
                                      1. ГОД, НЕДЕЛЯ — это …
                                      2. ВЕТЕР, ТУЧА — это …
                                      3. ДИВАН, СТОЛ — это …
                                      4. КОНЬ, СОБАКА — это …
                                      5. ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ — это …
                                      6. ШАПКА, ПЛАТОК — это …
                                      7. МУРАВЕЙ, ДУБ — это …
                                      8. ОБРУЧ, МЯЧ — это …
                                      9. ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ — это …
                                      10. СЕНТЯБРЬ, ИЮНЬ — это …

                                      Субтест 5
                                      Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.
                                      1) 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, …     6) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …
                                      2) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, …   7) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …
                                      3) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, …   8) 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, …
                                      4) 15, 35, 55, 75, 95, 115, …       9) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …
                                      5) 2, 8, 32, 128, 512, …               10) 4, 40, 400, 4000, 40000, …

                                      Ключ

                                      № п/п
                                      Суб.1

                                      Суб.2

                                      Суб.3

                                      Суб.5

                                      Суб.4

                                      2 балла

                                      1 балл

                                      0 баллов

                                      1.

                                      в

                                      в

                                      б

                                      43

                                      время

                                      дни

                                      времена года

                                      2.

                                      в

                                      д

                                      а

                                      59

                                      явл. природы

                                      природа

                                      дождь

                                      3.

                                      г

                                      г

                                      д

                                      93

                                      мебель

                                      гарнитур

                                      деревянные

                                      4.

                                      в

                                      г

                                      г

                                      135

                                      дом. животные

                                      животные, звери

                                      5.

                                      а

                                      г

                                      а

                                      2048

                                      части слова

                                      русский язык

                                      часть речи

                                      6.

                                      б

                                      д

                                      б

                                      51

                                      головн. убор

                                      одежда

                                      пуховые

                                      7.

                                      а

                                      в

                                      в

                                      76

                                      живой организм

                                      природа

                                      муравей
                                      на дубе

                                      8.

                                      г

                                      д

                                      б

                                      88

                                      игровые
                                      предметы

                                      игрушки

                                      круглые

                                      9.

                                      д

                                      в

                                      а

                                      384

                                      школьные
                                      принадлежности

                                      вещи

                                      лежат в
                                      портфеле

                                      10.

                                      а

                                      г

                                      д

                                      400000

                                      месяцы

                                      4-й класс
                                      Субтест 1
                                      Подумайте и закончите предложение, используя один из приведённых ответов. Нужный ответ подчеркните.
                                      1. У дерева всегда есть…
                                      а) листья, б) плоды, в) почки, г) корень, д) тень.
                                      2.У лошади всегда есть…
                                      а) подкова, б) конюшня, в) седло, г) грива, д) уздечка.
                                      3. Леса никогда не бывают без…
                                      а) птиц, б) зверей, в) травы, г) болот, д) деревьев.
                                      4. Настоящий товарищ всегда…
                                      а) дисциплинирован, б) добр, в) приветлив, г) силён, д) поможет.
                                      5. Дисциплинированность — это…
                                      а) ответственность, б) послушание, в) скромность, г) застенчивость,
                                      д) вежливость.
                                      6. У книги всегда есть…
                                      а) иллюстрации, б) автор, в) страницы, г) стихи, д) рассказы.
                                      7. Полезными ископаемыми называется всё то, что …
                                      а) находится под землёй, б) приносит пользу людям, в) добывают из-под земли, г) нефть, газ, уголь, железо, д) человек берёт у природы.
                                      8. Тундра находится…
                                      а) на юге, б) на севере, в) на востоке, г) на западе, д) на юго-западе.
                                      9. Четверг, пятница, суббота, среда, вторник — это…
                                      а) время, б) сутки, в) дни недели, г) дни, д) времена года.
                                      10. Город Москва — это столица…
                                      а) Грузии, б) Украины, в) России, г) Латвии, д) Польши.
                                      Субтест 2
                                      Дано пять слов. Подумайте, и найдите такое слово или словосочетание, которое является лишним. Подчеркните его.
                                      1. а) коза, б) баран, в) рысь, г) корова, д) лошадь.
                                      2. а) дорога, б) проезжая часть, в) тротуар, г) перекрёсток, д) дом.
                                      3. а) шкаф, б) стул, в) кровать, г) печь, д) тумбочка.
                                      4. а) отвёртка, б) болт, в) сверло, г) молоток, д) замок.
                                      5. а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол, г) предлог,
                                      д) наречие.
                                      6. а) красный, б) розовый, в) бордовый, г) жёлтый, д) оранжевый.
                                      7. а) тюльпан, б) ромашка, в) гвоздика, г) роза, д) ольха.
                                      8. а) хоккей, б) футбол, в) шашки, г) волейбол, д) баскетбол.
                                      9. а) отважный, б) смелый, в) храбрый, г) талантливый, д) трусливый.
                                      10. а) бережливость, б) обязанность, в) добросовестность, г) ответственность, д) старательность.
                                      Субтест 3
                                      Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведённых ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркнуть.
                                      1. ИСКАТЬ — НАХОДИТЬ. ДУМАТЬ —
                                      а) расследовать, б) запоминать, в) приходить к выводу, г) забывать,
                                      д) рассуждать.
                                      2. ГОЛОД — СЛАБОСТЬ. ТРУД —
                                      а) усилие, б) отдых, в) плата, г) усталость, д) подъём.
                                      3. САМОЛЁТ — СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ. КОРАБЛЬ —
                                      а) сирена, б) бакен, в) маяк, г) парус, д) мачта.
                                      4. АВТОБУС — ЕХАТЬ. БАРАБАН —
                                      а) стучать, б) звать, в) играть, г) брать, д) завязывать.
                                      5. САД — ДЕРЕВЬЯ. ВАЗА —
                                      а) сосуд, б) цветы, в) украшение, г) держатель, д) приспособление.
                                      6. ТУНДРА — КРАЙНИЙ СЕВЕР. ПУСТЫНЯ —
                                      а) жара, б) сухо, в) песок, г) Юг, д) лето.
                                      7. РАСТЕНИЕ — СЕМЯ. КУРИЦА —
                                      а) мясо, б) перо, в) лететь, г) яйцо, д) клюв.
                                      8. КОЗА — ЖИВОТНОЕ. ХЛЕБ —
                                      а) обед, б) пища, в) батон, г) тарелка, д) булка.
                                      9. РОЖЬ — ПОЛЕ. ЯБЛОНЯ —
                                      а) сажать, б) яблоки, в) урожай, г) сад, д) дерево.
                                      10. ПАРОХОД — ПРИСТАНЬ. ПОЕЗД —
                                      а) депо, б) вокзал, в) рельсы, г) шпалы, д) вагоны.
                                      Субтест 4
                                      Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами.
                                      Пример: ТРАМВАЙ, АВТОБУС — это виды пассажирского транспорта.
                                      1. КОРОВА, ЛОШАДЬ —         это …
                                      2. МУРАВЕЙ, ДУБ — это …
                                      3. ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА — это …
                                      4. ОЗЕРО, РЕКА — это …
                                      5. ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА — это …
                                      6. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА — это …
                                      7. САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ — это …
                                      8. ЛЫЖИ, КОНЬКИ — это …
                                      9. ГОЛОД, ЖАЖДА — это …
                                      10. ВАГОН, ТЕЛЕГА — это …

                                      Читайте также:  Консультация здоровье ребенка основа его гармоничного развития

                                      Субтест 5
                                      Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

                                      1.          16      28      41      58
                                      21      33      46      ?

                                      2.           2        4        8
                                      3        6        12
                                      4        ?        16

                                      3.           10,     7,       12,     9,       …

                                      4.           8,       2,       8,       3,       8,       4,       …

                                      5.           3        5        7        9
                                      9        25      49      ?

                                      6.           1,       3,       5,       7,       9,       11,     …

                                      7.           10,     7,       12,     9,       14,     11,     16,     …

                                      8.           6,       9,       12,     15,     18,     …

                                      9.           21,     42,     63,     84,     …

                                      10.        4,       1,       5,       2,       6,       3,       …
                                      Ключ

                                      № п/п

                                      Суб.1

                                      Суб.2

                                      Суб.3

                                      Суб.5

                                      Суб.4

                                      2 балла

                                      1 балл

                                      0 баллов

                                      1.

                                      г

                                      в

                                      в

                                      63

                                      дом. животные

                                      животные

                                      живут в сарае

                                      2.

                                      г

                                      д

                                      г

                                      8

                                      жив. организмы

                                      животные

                                      живут в лесу

                                      3.

                                      д

                                      г

                                      а

                                      14

                                      жив. организмы

                                      природа

                                      летают, ползают

                                      4.

                                      д

                                      д

                                      а

                                      8

                                      Водоемы

                                      вода

                                      текут

                                      5.

                                      а

                                      д

                                      б

                                      81

                                      Школьные принадл.

                                      вещи

                                      лежат
                                      в портфеле

                                      6.

                                      в

                                      г

                                      г

                                      13

                                      плоды

                                      имеют
                                      кожуру

                                      красные

                                      7.

                                      г

                                      д

                                      г

                                      13

                                      Транспорт

                                      машины

                                      железные

                                      8.

                                      б

                                      в

                                      б

                                      21

                                      Спорт. инвентарь

                                      кататься

                                      вещи
                                      для катания

                                      9.

                                      в

                                      г

                                      г

                                      105

                                      Состояние человека

                                      страдание

                                      хотеть есть

                                      10.

                                      в

                                      б

                                      б

                                      7

                                      прицеп

                                      грузы возят

                                      жел. дорога

                                      [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

                                      Источник

                                      Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

                                      Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

                                      Цель: изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

                                      Стимульный материал. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

                                      1 субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;

                                      2 субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;

                                      3 субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

                                      4 — субтест — выявление умения обобщать.

                                      Порядок проведения. Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

                                      Текст методики

                                      I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

                                      Читайте также:  Развитие ребенка задания с буквами

                                      а) У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

                                      б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

                                      в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

                                      г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

                                      д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

                                      е) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).

                                      ж) Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером).
                                      з) Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
                                      и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
                                      к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

                                      II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это “лишнее” слово надо исключить».

                                      а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

                                      б) Река, озеро, море, мост, болото.

                                      в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

                                      г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

                                      д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.

                                      е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

                                      ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей,

                                      з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

                                      и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

                                      к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

                                      III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:

                                      Лес : деревья = библиотека : (сад, двор, город, театр, книги)

                                      Бежать : стоять = кричать : (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать)

                                      Значит, нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части».

                                      а) огурец : овощ = георгин : (сорняк, роса, садик, цветок, земля)

                                      б) учитель : ученик = врач : (койка, больные, палата, термометр)

                                      в) огород : морковь = сад : (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы)

                                      г) цветок : ваза = птица : (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья)

                                      д) перчатка : рука = сапог : (чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

                                      е) темный : светлый = мокрый : (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)

                                      ж) часы : время = термометр : (стекло, температура, кровать, больной, врач)

                                      з) машина : мотор = лодка : (река, моряк, болото, парус, волна)

                                      и) стул : деревянный = игла : (острая, тонкая, блестящая, короткая,

                                      стальная)

                                      к) стол : скатерть = пол : (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди)

                                      IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:

                                      Брюки, платье… — одежда. Придумай название к каждой паре»:

                                      а) Метла, лопата…

                                      б) Окунь, карась…

                                      в) Лето, зима…

                                      г) Огурец, помидор…

                                      д) Сирень, шиповник…

                                      е) Шкаф, диван…

                                      ж) День, ночь…

                                      з) Слон, муравей…

                                      и) Июнь, июль…

                                      к) Дерево, цветок…

                                      Правильные ответы:

                                      1 субтест

                                      а) подошва е) цветы

                                      б) верблюд ж) днем

                                      в) 12 з) жидкая

                                      г) февраль и) корень

                                      д) страус к) Москва

                                      2 субтест

                                      а) фасоль е) указка

                                      б) мост ж) Нестеров

                                      в) песок з) лебедь

                                      г) Москва и) число

                                      д) орешник к) вкусный

                                      3 субтест

                                      а) георгин / цветок е) мокрый / сухой

                                      б) врач / больной ж) термометр / температура

                                      в) сад / яблоня з) лодка / парус

                                      г) птица / гнездо и) игла / стальная

                                      д) сапог / нога к) пол / ковер

                                      4 субтест

                                      а) рабочие инструменты е) мебель

                                      б) рыба ж) время суток

                                      в) время года з) животное

                                      г) овощ и) месяцы лета

                                      д) куст к) растения

                                      Обработка результатов
                                      I субтест

                                      Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.

                                      Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

                                      II субтест

                                      Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

                                      III субтест

                                      За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

                                      IV субтест

                                      При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

                                      При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

                                      Интерпретация. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

                                      Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ= (х · 100% ) : 40, где х – сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:

                                      4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ)
                                      3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%),
                                      2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
                                      1-й уровень — 19,5 баллов и менее (49,9% и ниже).

                                      Источник