Методика определения уровня речевого развития ребенка

Юлия Савинова
Определение уровня речевого развития по методике О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой

Успех коррекционной работы зависит от результатов диагностического обследования. Обследование – первый и очень важный этап обучения. Определение уровня речевого развития ребенка — одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин,так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности,

Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т. е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка

Проанализировав существующую научную литературу,мы выделили два ведущих направления изучения речи: нейропсихологическое и психолингвистическое. Нейропсихологическое базируется на том, что для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат и сохранен слух.

Под влиянием психолингвистических идей в логопедии были разработаны и приняты различные классификации речевой патологии, в одной из которых нарушения внешней (фонационной, стороны речи отделялись от нарушений, возникающих на более ранних этапах (клинико-педагогическая классификация, а в другой нарушения усвоения средств общения противопоставлены нарушениям применения этих средств (психолого – педагогическая).

Т. к., логопедическое обследование – технология науки логопедии, она имеет свои принципы.

1. Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов речевой деятельности. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т. д.

2. Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе логопедического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений речевого развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.

3. Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых).

4. Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.

Эффективность коррекционной логопедической работы базируется на результатах диагностического обследования. В настоящее время существует множество методик изучения уровня речевого развития ребёнка, включающих вербальные и тестовые задания. Они имеют разное количество этапов, проведение обследования может быть различно по временным отрезкам. Существуют методики для обследования детей с конкретными речевыми нарушениями. Например, дизартрией, ринолалией, заиканием. Существуют и различные подходы к обработке и интерпретации результатов. Все эти методики направлены на изучение ребёнка с определённым уровнем речевого развития с учётом возрастных норм.

При обследовании детей в нашем дошкольном учреждении мы используем методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Ольги Александровны Безруковой и Ольги Николаевны Каленковой.

Инновационность методики состоит в том, что она дает объективное представление об уровне речевого развития ребенка на основе количественных и качественных показателей. Результаты тестирования дают и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма. Методика предназначена для определения уровня речевого развития детей от 3до 7 лет.Она сопровождается:

методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей,

методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей;

методическими рекомендациями по оформлению и ведению речевой карты — основного документа в работе логопеда;

– иллюстративным материалом отличного полиграфического качества к тестовым заданиям по каждой возрастной группе.

– CD-диском с протоколами обследования речи детей разного возраста, сводными таблицами результатов обследования речи детей и бланком речевой карты.

Структура методики.

Методика состоит из 4 блоков, каждый из которых содержит тестовые задания.

Блок 1. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении объема словаря и многообразии связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами (9 заданий)

Блок 2. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений (9 заданий)

Блок 3. Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи (6 заданий)

Блок 4. Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности, которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом. (4 задания)

Все тестовые задания оформлены в Протоколе обследования, представленном в виде документа Excel, который позволяет количественно определить процентное соотношение выполненных ребёнком заданий и максимумом, определённым протоколом.

Каждое тестовое задание оценивается в баллах, затем вычисляется общий процент за выполнение всех заданий методики. Результаты обследования на основании Протокола оформляются в сводную таблицу на каждого ребенка, которая показывает характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма в баллах относительно максимально возможного. Оформление речевой карты проводится по результатам протокола обследования и сводной таблицы. В методических рекомендациях по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста четко показана структура и содержание речевой карты для детей дошкольного возраста. Она имеет две формы (Форма 1 -ребенок раннего и младшего дошкольного возраста) и Форма 2 – ребенок среднего и старшего дошкольного возраста. Даны четкие формулировки выводов по соответствующим рубрикам.

Блок А.Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.

Блок Б.Основное содержание логопедического обследования:

1. Общие представления ребенка об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/ репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции (звукоразличение, звуковой анализ и синтез)

3. Состояние артикуляционного аппарата

4. Просодическое оформление речи

5. Двигательное развитие

5.1.При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:

5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис)оценивается на основе изучения:

6. Психологическая база речи

Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер психики, которые обеспечивают речепонимание/ речепроизводство и непосредственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы речи осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, речевого внимания, мышления.

Блок В. Дополнительная информация.

1. Особенности раннего речевого развития

2. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок

3. Особенности речевого поведения

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях

Блок Г. Логопедическое заключение

Логопедическое заключение обязательно включает в себя унифицированные номенклатурные обозначения той или иной формы речевой патологии. В методике Безруковой Ольги Александровны результаты не связаны непосредственно с уровнем речевого развития и поэтому мы соотнесли набранные ребенком баллы с уровнем его речевого развития, используя тестовую методику к. пед. наук, логопеда Акименко Валентины Михайловны.

Процедура обследования:

1. Подготовка материала для обследования (протоколы, сводные таблицы, речевые карты, иллюстративный материал).

2. Работа по обследованию. Проводится двумя специалистами (первый – обследует, второй – фиксирует результаты обследования в электронном протоколе). Каждый ребенок обследуется в три подхода (в течение 15 минут каждый).

3. Обработка полученных данных в протоколах, заполнение сводных таблиц.

4. Оформление речевых карт с постановкой логопедического заключения.

5. Определение коррекционного маршрута для каждого ребенка.

6. Составление сводной таблицы по всей группе детей.

При проведении обследования мы можем выделить следующие трудности:

1. Отсутствие мультимедийного оборудования (компьютер, принтер).

2. Громоздкое обследование (до 3-х листов протокола + 3 листа речевой карты + цифровая таблица, трудоемкое по времени.

3. Изучение методичек, объясняющих технологию обследования и процесс заполнения документа.

4. Неудобно обследовать и одновременно заполнять протокол в электронном виде

Положительные моменты:

1. Выдает результаты по всем компонентам речевой системы в наглядной форме сразу после обследования (визуализация результатов обследования).

2. Правильно сформулированы логопедические заключения, наиболее часто встречающиеся в логопедической практике; упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. 3. Сводная таблица результатов позволяет более детально, качественно составить индивидуальный коррекционный маршрут.

4. Удобно составить сводную таблицу по всей группе, наглядно отражающую общую картину речевого развития группы. 5. Электронный вид документов позволяет более эффективно организовать свою работу.

6. Виден результат работы по коррекции нарушений речи дошкольников в динамике (от начала – к концу года, а также динамика развития каждого ребенка и группы детей за несколько лет.

7. Полученные сведения могут быть использованы при составлении портфолио для прохождения аттестации профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Используем данную методику в своей работе два года. Рекомендуем для учителей – логопедов, работающих в коррекционных группах. Успехов в работе!

Источник

Пояснительная записка

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Все ответы ребенка заносятся в протокол (дословно). Форма протокола прилагается.

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Критерии речевого обследования детей  по методике О.С. Ушаковой

средняя группа

Словарь. Выявить умения:

  1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
  2. Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
  3. Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4.Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика. Выявить умения:

1.Соотносить названия животных и их детенышей (лиса – лисенок; корова – теленок);

2.Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3.Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4.Составлять предложения разных типов.

Фонетика. Выявить умения:

1.Правильно произносить звуки родного языка;

2.Находить слова, сходные и различные по звучанию;

3.Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь.

1.Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2.Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3.Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4.Выявить умение пользоваться разнообразными формами речи.

Материал для обследования

1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.

2.Картинки:

– собака со щенятами;

– посуда (чашки, стаканы, нож, вилка, блюдо, тарелка, сковорода, хлебница, масленка, сахарница, солонка);

– санки, шишка, лыжи, юбка, корова, вагон, мак, хлеб, зима, осень, солнце, чайник, щётка, малина.

Ход обследования

1 Серия заданий. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1.Скажи, что такое кукла?

1) Ребенок дает определение (кукла – это игрушка, с куклой играют);

2)называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);

3)не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2.Какая на кукле одежда?

1)Ребенок называет более четырех слов;

2)называет более двух вещей;

3)показывает не называя.

3. Дай кукле задание, чтобы она побегала, помахала рукой.

1)Ребенок употребляет правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

2)говорит только глаголы – побегай, помаши;

3)употребляет неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1) Ребенок называет обобщающее слово (посуда, угощение);

2)перечисляет отдельные предметы;

3)называет один предмет.

5.Какую посуду ты знаешь?

1)Ребенок называет более четырех предметов;

2)называет два предмета;

3)называет один предмет.

6.Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу),масло(в масленку), соль (в солонку)?

1)Правильно отвечает на все вопросы;

2)ответил на три вопроса;

3)выполнил только одно задание.

7.Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (показать картинку с разной посудой).

1)Называет по цвету (или форме или величине);

2)перечисляет отдельные признаки (эта чашка зеленая, эта – красная, эта – высокая);

3)называет одно отличие.

8.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это тарелка или блюдо?

1)Выполняет все задания;

2)выполняет два задания;

3)выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая… (мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка полная, а эта…(пустая).

1)Правильно подобрал все слова;

2)выполнил два задания;

3)выполнил одно задание.

10.У чашки есть ручка. Какие еще ручки ты знаешь?

1)Называет ручку у трех – четырех предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2)называет две ручки (у кастрюли, сковородки.);

3)показывает руку у чашки.

2.Картина «Собака со щенятами»

1.Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»

1)Ребенок обобщает: «Собака – это животное. Собака лает. Она пушистая.»;

2)называет: «Это собака. Она черная»;

3)повторяет за взрослым одно слово.

2.Как зовут детеныша собаки? Как назвать его ласково? Собака бегает быстро, а щеночек…(медленно); собака лает громко, а ее детеныш…(тихо).

1)Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;

2)называет детеныша словом собачонок;

3)говорит одно слово.

3.Что умеет делать собака? (лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…( залает, побежит за ней).

1)Ребенок называет 3 -4 действия;

2)называет два действия;

3)говорит одно слово.

4. Сравни собаку и щенка, найди, чем похожи и чем отличаются. Загадки «большая, лохматая – это собака или щенок?», «Маленький, пушистый – это щенок или собака?»

1)Ребенок отвечает на все вопросы;

2)выполняет только одно задание;

3)называет одно – два слова.

3.ЗКР

1.Проверка звукопроизношения. Отмечаются те звуки, которые ребенок не произносит.

1)Ребенок произносит все звуки;

2) не произносит только сложные звуки – сонорные или шипящие;

3)не произносит свистящие.

2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку или скороговорку быстро, медленно, громко, тихо.

1) Ребенок произносит текст отчетливо;

2)нечетко произносит фразу, недостаточно регулирует силу голоса;

3)имеет серьезные недостатки в произнесении текст.

Примечание: полное обследование по ЗКР проводится по отдельной методике.

4.Развитие связной речи.

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составлять описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

1.Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Опиши собаку, какая она, или придумай рассказ про нее.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2)перечисляет качества и действия;

3)называет два-три слова.

3. Ребенку предлагают составить рассказ на одну из предложены тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1)Составляет рассказ самостоятельно;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)отвечает на вопросы односложно.

4.Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

1)Ребенок пересказывает самостоятельно;

2)пересказывает с помощью взрослого;

3)говорит отдельные слова.

Протокол обследования речи детей средней группы

Словарь и грамматика.

1Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

2К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

3Какую посуду ты знаешь?

4Куда кладут хлеб, сахар, масло, соль?

5Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?».

6.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?

Подбери слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой …(низкий); эта чашка полная, а эта … (пустая)

У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

II.

Картина «Собака со щенятами»

1.Кто такая собака? Какая она?

2.Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ….

3.Собака лает громко, а ее детеныши

4Что умеет делать собака?

5.Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.

Итог:

Уровень:

Звуковая культура речи.

Скажи чистоговорку: «Са-са-са – прилетела к нам оса» быстро, медленно, громко, тихо

Итог:

Уровень:

Связная речь

1.Опиши собаку. Расскажи, какая она, или придумай про нее рассказ.

2Составь рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

3Педагог читает сказку или рассказ и предлагает пересказать.

Итог:

Уровень:

Старшая- подготовительная группа

Ход обследования

I серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1—2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма,

глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери

есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

2) называет два слова (словосочетания);

3) называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы… (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой

можно… (писать, открывать дверь).

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

3) подбирает только одно слово.

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у

него веселое. Вернулся он домой такой… (радостный, оживленный, довольный). А если

зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а… (мчался, несся, летел)».

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его

обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный,

печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а… (плелся,

тащился, брел)»,

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы,

испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много…

(зайчат).

Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы…, волка…, медведя,

ежа…»

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки,

много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок —

жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной,

лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди

шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли

так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя

сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка) звук ль?

(Лев, лиса, леопард.)

2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь?

(Черепаха, курица.)

3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з?

(Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко

— шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует,

удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я

грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».

1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

III серия заданий (связная речь).

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало,

середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они

нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает

ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет

связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно

выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

Результаты: низкий уровень 1-балл, средний уровень 2-баллов, высокий

уровень 3баллов.

При диагностическом обследовании детей выявлено, что у дошкольников есть

проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи,

несформированность навыков грамматически правильной речи. У 25% (5 человек) детей

группы речь развита на низком уровне, 75% (15 человек) воспитанников имеют средний

уровень развития речи. Высокого уровня развития речи у детей выявлено не было.

 Для наглядности поместим результаты диагностики сводную таблицу развития

детей.

Ф.И ребенка

Словарь

Грамматика

Фонетика

Связная речь

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

Критерии оценки

Источник