Методика определение уровня нервно психического развития ребенка

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Читайте также:  Ребенок отстает в интеллектуальном развитии

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

–  снижение слуха;

–  снижение зрения;

–  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

–  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

–   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

–   гидроцефалия;

–   энцефалопатия перинатальная;

  1. психические заболевания (ранние проявления):

–   РДА;

–   эпилепсия;

  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

–   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

–   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   –   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

Читайте также:  Питание сон развитие игры ребенка до года

                   –   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   –   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   –   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Источник

На 1-м году жизни контролируются следующие линии нервно-психического развития:

ДО 6 МЕС.

• Развитие зрительных ориентировочных реакций.

• Развитие слуховых ориентировочных реакций.

• Развитие положительных эмоций.

• Развитие общих ориентировочных реакций.

• Развитие движений руки.

• Развитие подготовительных этапов активной речи.

• Развитие навыков.

С 6 МЕС. ДО 1 ГОДА.

• Серсорное развитие.

• Развитие общих движений.

• Развитие действий с предметами.

• Развитие подготовительных этапов активной речи.

• Развитие подготовительных этапов понимания речи.

• Развитие навыков.

Показатели нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-12 мес.

·Возраст 1 мес.

3/4Зрительный показатель: кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом.

3/4Слуховой показатель: вздрагивает при резком звуке и мигает.

3/4Эмоции: первая улыбка.

3/4Общие движения: попытка держать голову, лежа на животе.

·Возраст 2 мес.

3/4Зрительный показатель: следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.

3/4Слуховой показатель: прислушивается.

3/4Эмоции: улыбается в ответ на речь взрослого.

3/4Общие движения: хорошо держит голову 1-2 мин в вертикаль ном положении.

·Возраст 3 мес.

3/4Зрительный показатель: фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении.

3/4Слуховой показатель: отчетливое слуховое сосредоточение.

3/4Эмоции: в ответ на разговор появляется комплекс оживления.

3/4Общие движения: хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног.

3/4Движения руки: случайно наталкивается на игрушку, вися­щую над грудью.

3/4Активная речь: начинает гулить.

·Возраст 4 мес.

3/4Зрительный показатель: узнает мать.

3/4Слуховой показатель: поворачивает голову на звук.

3/4Эмоции: громко смеется.

3/4Общие движения: поворачивается со спины на живот.

3/4Движения руки: захватывает подвешенную игрушку.

3/4Активная речь: длительно гулит.

·Возраст 5 мес.

3/4Зрительный показатель: отличает чужих от близких.

3/4Слуховой показатель: различает тон, с которым к нему обращаются.

3/4Общие движения: при поддержке стоит, не подгибая ног, поворачивается со спины на живот.

3/4Движения руки: четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка.

3/4Активная речь: продолжает долго гулить.

·Возраст 6 мес.

3/4Общие движения: поворачивается с живота на спину, подползает.

3/4Движения руки: свободно берет игрушку из разных положений.

3/4Активная речь: произносит «ма», «ба» (начало лепета).

3/4Навыки, умения: снимает пищу губами с ложки.

·Возраст 7 мес.

3/4Общие движения: хорошо ползает.

3/4Движения руки: постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую.

3/4Активная речь: произносит слоги многократно (лепечет).

3/4Понимание речи: на вопрос «Где?» находит предмет, расположенный в определенном месте.

3/4Навыки, умения: пьет из чашки, которую держит взрослый,

·Возраст 8 мес.

3/4Общие движения: самостоятельно садится, сидит, нагибается, встает у опоры и ходит, держась за барьер.

3/4Движения руки: долго занимается игрушками.

3/4Активная речь: громко неоднокартно произносит различные слова.

3/4Понимание речи: по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свиданья».

Читайте также:  Характеристика психического развития ребенка младенческого возраста

3/4Навыки, умения: сам держит и ест корочку хлеба (сухарик).

·Возраст 9 мес.

3/4Общие движения: ходит при поддержке за обе руки.

3/4Движения руки: действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств).

3/4Активная речь: подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете.

3/4Понимание речи: знает свое имя; на вопрос «Где?» находит и достает предмет из массы игрушек.

3/4Навыки, умения: умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками.

·Возраст 10 мес.

3/4Общие движения: влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

3/4Движения руки: открывает, закрывает (коробочку, матрешку), вкладывает один предмет в. другой.

3/4Активная речь: подражает разным слогам взрослого.

3/4Понимание речи: знает название частей тела, подает знакомый предмет по просьбе взрослого.

3/4Навыки, умения: пьет из чашки

·Возраст 11 мес.

3/4Общие движения: стоит самостоятельно без опоры.

3/4Движения руки: складывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды.

3/4Активная речь: произносит первые слова-обозначения — «мА-ма», «ав-ав», «кис-кис».

3/4Понимание речи: выполняет элементарные требования взрослого.

3/4Навыки, умения, пьет из чашки

·Возраст 12 мес.

3/4Общие движения: самостоятельно ходит.

3/4Активная речь: произносит 8-10 слов.

3/4Навыки, умения: самостоятельно берет чашку и пьет.

Заключение об уровне нервно-психического развития проводят по 4 группам развития:

I группа — нормального развития;

II группа — с наличием отклонений в развитии на 1 эпикризный срок;

III группа — более глубокая задержка (отклонения на 2 эпикризных срока);

IV группа — глубокая задержка (отклонение на 3 эпикризных срока), что встречается в 1%.

Примерный план наблюдения за новорожденными из групп риска в течение первого года жизни

·I группа:

1. осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 5 раз, в дальнейшем ежемесячно.

2. осмотр невропатологом на 2 месяце (не позднее), в дальнейшем поквартально.

3. осмотр зав отделением поликлиники на 3 месяце, обязательно при каждом заболевании ребенка на 1м году

4. строгий контроль педиатра за размерами головы, неврологическим статусом, уровнем психического и физического развития.

5. профилактические прививки строго по индивидуальному плану и только с разрешения невропатолога.

6. по достижении 1 года, при отсутствии патологии со стороны ЦНС, ребенок может быть снят с диспансерного учета (ф.30).

·II группа:

1. осмотр ежедневно в течение 10 дней после выписки из родильного дома, затем на 20й день и в 1 месяц, до года ежемесячно.

2. строгий контроль за состоянием кожи и пупочной ранки.

3. ранние лабораторные исследования (анализ крови, мочи) в 1 месяц и 3 месяца, после каждого заболевания.

4. осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев; мероприятия по профилактике, раннему выявлению и лечению дисбактериоза.

5. при отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования снимают с учета (ф.30) в возрасте 3 месяцев.

·III группа:

1. осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 4 раз, в дальнейшем ежемесячно.

2. осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев.

3. борьба за естественное вскармливание, строгий контроль за прибавкой массы, борьба с гипогалактией. Рацион сбалансированного питания с учетом массы ребенка.

4. осмотр эндокринологом не менее 2 раз на 1м году жизни (в 1 квартале и в 12 месяцев). Перед следованием у эндокринолога анализ крови натощак на сахар.

5. диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

·IV группа:

1. осмотр педиатром 4 раза на 1 месяце жизни, в дальнейшем ежемесячно.

2. анализ мочи в 1 месяц, затем 1 раз в квартал и после каждого заболевания.

3. консультация специалистов в ранние сроки при малейшем возникновении подозрения на патологию (кардиолог, хирург).

4. диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

·V группа:

1. рекомендуются более частые патронажи: в 1 месяц 4-6 раз, далее 1-2 раза в месяц.

2. строгий контроль за качеством ухода за ребенком, за питанием, за прибавкой массы тела, за нервнопсихическим развитием.

3. обязательная госпитализация при любом заболевании.

4. участие зав поликлиники в профилактическом наблюдении этой группы детей.

5. более раннее оформление в ДДУ (на втором году) желательно с круглосуточным пребыванием.

6. контроль участковой медсестры за фактическим местом проживания ребенка.

7. при необходимости передача материалов в Районный исполком для лишения родительских прав.

Осмотр узкими специалистами – в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед – двукратно (1 триместр и 12 месяцев) – осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев. Лабораторно диагностическое обследование – анализ мочи на ФКУ 2х – клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца (перед прививкой) и в 12 месяцев.

Источник