Методика определение уровня нервно психического развития ребенка
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
– снижение слуха;
– снижение зрения;
– нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
– аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
– ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
– гидроцефалия;
– энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
– РДА;
– эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
– пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
– частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
– недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
– дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
– дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
– дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник
На 1-м году жизни контролируются следующие линии нервно-психического развития:
ДО 6 МЕС.
• Развитие зрительных ориентировочных реакций.
• Развитие слуховых ориентировочных реакций.
• Развитие положительных эмоций.
• Развитие общих ориентировочных реакций.
• Развитие движений руки.
• Развитие подготовительных этапов активной речи.
• Развитие навыков.
С 6 МЕС. ДО 1 ГОДА.
• Серсорное развитие.
• Развитие общих движений.
• Развитие действий с предметами.
• Развитие подготовительных этапов активной речи.
• Развитие подготовительных этапов понимания речи.
• Развитие навыков.
Показатели нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-12 мес.
·Возраст 1 мес.
3/4Зрительный показатель: кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом.
3/4Слуховой показатель: вздрагивает при резком звуке и мигает.
3/4Эмоции: первая улыбка.
3/4Общие движения: попытка держать голову, лежа на животе.
·Возраст 2 мес.
3/4Зрительный показатель: следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.
3/4Слуховой показатель: прислушивается.
3/4Эмоции: улыбается в ответ на речь взрослого.
3/4Общие движения: хорошо держит голову 1-2 мин в вертикаль ном положении.
·Возраст 3 мес.
3/4Зрительный показатель: фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении.
3/4Слуховой показатель: отчетливое слуховое сосредоточение.
3/4Эмоции: в ответ на разговор появляется комплекс оживления.
3/4Общие движения: хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног.
3/4Движения руки: случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
3/4Активная речь: начинает гулить.
·Возраст 4 мес.
3/4Зрительный показатель: узнает мать.
3/4Слуховой показатель: поворачивает голову на звук.
3/4Эмоции: громко смеется.
3/4Общие движения: поворачивается со спины на живот.
3/4Движения руки: захватывает подвешенную игрушку.
3/4Активная речь: длительно гулит.
·Возраст 5 мес.
3/4Зрительный показатель: отличает чужих от близких.
3/4Слуховой показатель: различает тон, с которым к нему обращаются.
3/4Общие движения: при поддержке стоит, не подгибая ног, поворачивается со спины на живот.
3/4Движения руки: четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка.
3/4Активная речь: продолжает долго гулить.
·Возраст 6 мес.
3/4Общие движения: поворачивается с живота на спину, подползает.
3/4Движения руки: свободно берет игрушку из разных положений.
3/4Активная речь: произносит «ма», «ба» (начало лепета).
3/4Навыки, умения: снимает пищу губами с ложки.
·Возраст 7 мес.
3/4Общие движения: хорошо ползает.
3/4Движения руки: постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую.
3/4Активная речь: произносит слоги многократно (лепечет).
3/4Понимание речи: на вопрос «Где?» находит предмет, расположенный в определенном месте.
3/4Навыки, умения: пьет из чашки, которую держит взрослый,
·Возраст 8 мес.
3/4Общие движения: самостоятельно садится, сидит, нагибается, встает у опоры и ходит, держась за барьер.
3/4Движения руки: долго занимается игрушками.
3/4Активная речь: громко неоднокартно произносит различные слова.
3/4Понимание речи: по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свиданья».
3/4Навыки, умения: сам держит и ест корочку хлеба (сухарик).
·Возраст 9 мес.
3/4Общие движения: ходит при поддержке за обе руки.
3/4Движения руки: действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств).
3/4Активная речь: подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете.
3/4Понимание речи: знает свое имя; на вопрос «Где?» находит и достает предмет из массы игрушек.
3/4Навыки, умения: умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками.
·Возраст 10 мес.
3/4Общие движения: влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.
3/4Движения руки: открывает, закрывает (коробочку, матрешку), вкладывает один предмет в. другой.
3/4Активная речь: подражает разным слогам взрослого.
3/4Понимание речи: знает название частей тела, подает знакомый предмет по просьбе взрослого.
3/4Навыки, умения: пьет из чашки
·Возраст 11 мес.
3/4Общие движения: стоит самостоятельно без опоры.
3/4Движения руки: складывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды.
3/4Активная речь: произносит первые слова-обозначения — «мА-ма», «ав-ав», «кис-кис».
3/4Понимание речи: выполняет элементарные требования взрослого.
3/4Навыки, умения, пьет из чашки
·Возраст 12 мес.
3/4Общие движения: самостоятельно ходит.
3/4Активная речь: произносит 8-10 слов.
3/4Навыки, умения: самостоятельно берет чашку и пьет.
Заключение об уровне нервно-психического развития проводят по 4 группам развития:
I группа — нормального развития;
II группа — с наличием отклонений в развитии на 1 эпикризный срок;
III группа — более глубокая задержка (отклонения на 2 эпикризных срока);
IV группа — глубокая задержка (отклонение на 3 эпикризных срока), что встречается в 1%.
Примерный план наблюдения за новорожденными из групп риска в течение первого года жизни
·I группа:
1. осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 5 раз, в дальнейшем ежемесячно.
2. осмотр невропатологом на 2 месяце (не позднее), в дальнейшем поквартально.
3. осмотр зав отделением поликлиники на 3 месяце, обязательно при каждом заболевании ребенка на 1м году
4. строгий контроль педиатра за размерами головы, неврологическим статусом, уровнем психического и физического развития.
5. профилактические прививки строго по индивидуальному плану и только с разрешения невропатолога.
6. по достижении 1 года, при отсутствии патологии со стороны ЦНС, ребенок может быть снят с диспансерного учета (ф.30).
·II группа:
1. осмотр ежедневно в течение 10 дней после выписки из родильного дома, затем на 20й день и в 1 месяц, до года ежемесячно.
2. строгий контроль за состоянием кожи и пупочной ранки.
3. ранние лабораторные исследования (анализ крови, мочи) в 1 месяц и 3 месяца, после каждого заболевания.
4. осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев; мероприятия по профилактике, раннему выявлению и лечению дисбактериоза.
5. при отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования снимают с учета (ф.30) в возрасте 3 месяцев.
·III группа:
1. осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 4 раз, в дальнейшем ежемесячно.
2. осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев.
3. борьба за естественное вскармливание, строгий контроль за прибавкой массы, борьба с гипогалактией. Рацион сбалансированного питания с учетом массы ребенка.
4. осмотр эндокринологом не менее 2 раз на 1м году жизни (в 1 квартале и в 12 месяцев). Перед следованием у эндокринолога анализ крови натощак на сахар.
5. диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.
·IV группа:
1. осмотр педиатром 4 раза на 1 месяце жизни, в дальнейшем ежемесячно.
2. анализ мочи в 1 месяц, затем 1 раз в квартал и после каждого заболевания.
3. консультация специалистов в ранние сроки при малейшем возникновении подозрения на патологию (кардиолог, хирург).
4. диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.
·V группа:
1. рекомендуются более частые патронажи: в 1 месяц 4-6 раз, далее 1-2 раза в месяц.
2. строгий контроль за качеством ухода за ребенком, за питанием, за прибавкой массы тела, за нервнопсихическим развитием.
3. обязательная госпитализация при любом заболевании.
4. участие зав поликлиники в профилактическом наблюдении этой группы детей.
5. более раннее оформление в ДДУ (на втором году) желательно с круглосуточным пребыванием.
6. контроль участковой медсестры за фактическим местом проживания ребенка.
7. при необходимости передача материалов в Районный исполком для лишения родительских прав.
Осмотр узкими специалистами – в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед – двукратно (1 триместр и 12 месяцев) – осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев. Лабораторно диагностическое обследование – анализ мочи на ФКУ 2х – клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца (перед прививкой) и в 12 месяцев.
Источник