Методика оценки нервно психического развития ребенка

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

Соответствуют норме

С отклонениями

4 года

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

5 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета.

2. Моторика.

Специальные задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

6 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.  Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

Источник

Оценка нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и одним из важнейших показателей здоровья. Однако часто она бывает поверхностной или вовсе отсутствует.

Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности.

При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка критерия НПР проводится врачом по следующим категориям.

1. Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации Печоры К.Л.)

2. Незначительные отклонения в НПР (2 группа развития).

3. Выраженные отклонения в НПР (3 -4 группы развития).

На первом году жизни определяются следующие показатели НПР.

1. Зрительные ориентировочные реакции

2. Слуховые ориентировочные реакции

3. Эмоции и социальные поведение

4. Движения общие

5. Подготовительные этапы развития активной речи

В этом возрасте угасают все безусловные рефлексы и формируются условные. Ребенок ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще не устойчивая, малыш часто падает. У ребенка хорошо выражена защитная экстензия рук назад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ему возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине. Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свободно манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять упавшую игрушку, знает название многих предметов, локализирует болевые раздражения, указывает части тела, помогает при одевании, есть самостоятельно ложкой, выполняет большое количество инструкций, любит детей, знает всех в семье, произносит отдельные слова. При обследовании выявляется задержка психо-речевого и моторного развития.

Ориентировочные показатели НПР детей 2 года жизни:

1. Развитие речи

А. понимаемая речь

Б. активная речь

2. Сенсорное развитие

3. Игра и действия с предметами

4. Движения

5. Навыки

Определение НПР ребенка 4-6 лет:

В этом возрасте ребенок обычно посещает детский коллектив. Начинает проявлять наклонности: к музыке, рисованию, конструированию и т.д. У ребенка сформированы навыки гигиены. Ребенок становится самостоятельным, сам себя обслуживает. Налажен контакт с ровесниками, ориентируется в окружающей среде. У детей встречаются пограничные состояния, невротические расстройства, негативизм, страхи, синдром дефицита внимания, неопрятность дизартрия, т.е. неврозы, неврозоподобные проявления, нарушения речи, аутизм.

Определение соответствия НПР календарному возрасту ребенка проводится по следующим показателям, отражающим особенности социальных контактов и развития определённых психических функций.

Мышление и речь – характеризируют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие – характеризует развитие движений ребенка, отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память – характеризируют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и восприятию информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты – характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей: способность к совместной деятельности с другими детьми.

Медсестрой или врачом общей практики определяются только отклонения в НПР, а диагноз – ставиться специалистом неврологом.

Для оценки показателя «Мышление и речь» врач имеет набор сюжетных картинок из книжек для детей старшего дошкольного возраста, которые предлагаются ребенку.

Оценку НПР школьников 7-8 лет осуществляют по следующим категориям:

1. Эмоционально-вегетативная сфера

При опросе–беседе отмечают настроение, наличие страхов, оценивают сон, аппетит, отмечают нарушение навыков опрятности (энурез, энкопрез), наличие вегето-диэнцефальных проявлений (головные боли, утомляемость).

2. Психомоторная сфера и поведение.

3. Интеллектуальное развитие.

Для данного периода характерно нарастание силы и динамики процессов высшей нервной деятельности, начало становления навыков письма, развития логики. В 7 лет дети идут в 1–ый класс, как правило, уже после года подготовки к обучению школе. Это нулевые классы или подготовительные группы в детском саду. Дети уже знают цифры, буквы, умеют читать и складывать однозначные цифры. У 80% детей, ранее наблюдавших с диагнозом энурез, он должен пройти, у некоторых появляются комплексы, чаще это аутизм (дети замыкаются в себе), становятся раздражительными, утомляются в школе во второй половине дня, появляется негативизм по отношению к школе, усталость, головные боли или же, наоборот, повышенная гиперактивность. Встречаются гипертензионный синдром, тики, заикание, энурез, неврозоподобные состояния. При осмотре отмечается успешность усвоения школьной программы.

Обследование детей в возрасте 9-10 лет

В этом возрасте дети уже адаптировались к школе, имеют друзей, привыкли к требованиям учителей, посещают различные кружки, занимаются художественной самодеятельностью, тренируются в спортивных клубах. Дети, которые ранее наблюдались неврологом, при повышенных нагрузках в школе (гимназические классы) начинают жаловаться на головные боли, головокружения, беспокойный сон, укачивание в транспорте, утомляемость во второй половине дня, снижение памяти. У них чаще всего бывает гипертензионный синдром, астено-невротический, неврозоподобные проявления, невроз навязчивых движений.

При осуществлении профилактических осмотров проводится оценка сформированности абстрактно–логических операций, логических суждений. Детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.

Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода. Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует о задержке психического развития.

Для оценки НПР школьников пре- и пубертатного возраста (11-15) определят следующие категории:

1. Эмоционально – вегетативная сфера (настроение, наличие страхов).

2. Сомато-вегетативные проявления (сон, аппетит).

3. Вегето-диэнцефальные проявления (наличие головных болей, утомляемость).

В этом возрасте появляются невротические расстройства: дети раздражительные, отмечаются конфликты в школе и дома, беспокойный сон. У них может быть вегето-сосудистая дистония, астенический синдром.

НПР подростков

Нормально развивающемуся подростку свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям. В то же время, именно в пубертатном периоде, в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, его не удастся выработать и в последующем.

Для этого возраста характерны вегето-сосудистые дистонии по гипотоническому, гипертоническому, или смешанному типу.

Источник

Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР) детей 4-6 лет

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

Соответствуют норме

С отклонениями

4 года

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

5 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета.

2. Моторика.

Специальные задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

6 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.  Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

Показатели психического здоровья

детей раннего и дошкольного возраста

  1. Эмоциональный статус.
  1. 1.1. Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни):  
  2. положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
  3. 1.2. Настроение (для 2-6 года жизни):

а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);

б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее выражены, чем при бодром состоянии, реже контактирует с окружающими по своей инициативе);

в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);

г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо и долго плакать);

д) неустойчивое (может развеселиться, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);

е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).

2. Вегетативный статус.

2.1. Сон:

а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;

б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;

в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.

2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный.

2.4. Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и других органах.

2.5. Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

3. Психомоторная стабильность.

3.1. Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.

4. Особенности личности, индивидуальные особенности.

4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоциональный, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.

4.2. Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, совершает много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.

4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, часто мигает, онанирует.

Показатели развития общих и специфических двигательных навыков

 у детей в возрасте от 4 до 5 лет

4 года

1. Легко удерживает равновесие при ходьбе и беге.

2. На бегу достаточно свободно сворачивает за угол, меняет направление, останавливается. Может чередовать бег с прыжками.

3. Может стоять на одной ноге 4-8 с.

4. Неуклюже подпрыгивает на одной ноге.

5. Чувствует ритм и умеет маршировать в такт музыке.

6. Поднимается по висячей лестнице, меняя ноги (иногда с посторонней помощью).

7. Может перепрыгнуть препятствие высотой 35 см.

8. Делает три прыжка вперед, удерживая равновесие, при этом слегка сгибает колени.

9. Умеет делать кувырок вперед.

10. Может простоять на одной ноге до 10 с, держа руки на бедрах.

11. Одевается самостоятельно, но еще не умеет зашнуровывать обувь.

12. Строит мост из шести кубиков.

13. Рисует человека из шести частей тела.

14. Может срисовать треугольник, хотя с неравными сторонами и основанием, непараллельным краю листа бумаги.

15. Формируется четкое предпочтение правой (левой) руке.

4 года 6 месяцев

1. Умеет ходить задом наперед, переступая с носка на пятку.

2. Одинаково уверенно прыгает на правой и левой ноге.

3. Может прыгать в сторону, делая четверть оборота.

4. Может пройти «веревочкой», занося одну ногу за другую, хотя и не очень ловко.

5. Самостоятельно зашнуровывает ботинки и завязывает шнурки бантиком.

6. Умеет писать некоторые буквы, в основном заглавные, хотя они выходят, как правило, очень большими, перевернутыми вверх ногами или обращенными в противоположную сторону.

5 лет

1. Тщательно контролирует движение частей тела.

2. Ловит мяч двумя руками, хотя не всегда удачно.

3. Может многократно ударять мяч об пол и ловить его.

4. Удерживает равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 с.

5. Хорошо прыгает.

6. Умеет ходить по бревну размером 5Х10Х200 см.

7. Умеет неплохо кататься на двухколесном велосипеде и роликах.

8. Бросая мяч или другой предмет, переносит центр тяжести благодаря тому. Что делает шаг вперед ногой, противоположной бросающей руке.

9. Исполняет под музыку разные движения, меняя позу в соответствии с громкостью или высотой звука.

10. Умеет делать простые танцевальные па.

11. Может хватать летящий мяч.

12. Устанавливает четкое доминирование правой или левой руки.

13. Различает квадрат, прямоугольник, треугольник.

14. Может достаточно верно срисовать прямоугольник.

15. Уверенно застегивает и расстегивает пуговицы.

Источник