Методика обследования речевого развития ребенка 2 3 лет

            Автор: Бахарева  Ирина  Николаевна, учитель-логопед  МДОУ д/с “Росинка”

Е. А. Стребелёва   считает,
 что чем раньше начинается целенаправленная
работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация
нарушений. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством
нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого
организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]

В настоящее время
растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого
явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных
неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения
центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы,
воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития
различных функций, в том числе речи.

В нашем городе дети с
речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем
случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до
четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают
проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.

Ранняя диагностика нарушений
познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне
необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с
ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в
некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Как и во
всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк
(психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк
руководствуется письмом Миноб­разования
РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

Согласно Положению о
ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:

–обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника
в детском саду) диагностика отклонений в развитии;

–выявление резервных возможностей развития
воспитанника;

–определение характера, продолжительности и эффективно­сти
специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.

Еще
одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики
речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего
возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие,
непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний,
нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство
у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к
специалистам, и прежде всего, к логопедам.

В связи с
вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического
обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.

Современный подход к проблеме выявления и
коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким
образом и по каким законам происходит становление речи у нормально
развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения
логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых
нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно
правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям
с речевой патологией.

Схема логопедического
обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и
обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития
речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности,
обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором
методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в
условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они
многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед
работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для
обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]

Указанные причины послужили
толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].

Данная методика предназначена для оперативного
массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления
нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.

Методика удобна для использования как в кабинете
логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени,
в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый
материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития
речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком
звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15
шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».
Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.

Схема
обследования следующая.

Обследование
начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.

Затем следует предварительная беседа с
ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и
т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии.
В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и
проводится по ходу обследования.

Далее ребенку
предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки.
Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим
картинкам.

1 комплект: собака, кошка, утка.  Проверяется
воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и
птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.

2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла). Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить
ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение
«Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.

3 комплект:юла, кубик, мячик.Предлагается назвать цвета предметов.

4комплект:телефон, лопатка, ведёрко.Подбор глаголов к существительным.

5 комплект:машина, пирамидка, Дед Мороз.Части предметов.

При назывании всех картинок проверяется
словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры
слова.

После
этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку
по иллюстрациям.

По
ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение
1).

Читайте также:  Какие виды нарушений в развитии ребенка

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет
обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по
показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают
индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые
консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект
и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

                                                                       Литература:

1.  Громова О.Е.
Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/  О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина.  М.: Сфера,
2004.

2.Нищева Н.В.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева.  Спб.:
Детство-ПРЕСС, 2003.

3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва.  М.: Просвещение, 2007.

Приложение
1.

КАРТА
ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ

____________________________________________________________________

Фамилия,
имя ребенка                возраст

1.      Беседа

2.      Словарь. Звуко-слоговая структура слов.

Собака

Юла

Красный

Кошка

Кубик

Зеленый

Утка

Мячик

Желтый

Мишка

Телефон

Синий

Зайка

Лопата

Машина

Девочка (кукла)

Ведро

Пирамидка

Дед Мороз

3.      Воспроизведение звукоподражаний

АВ-АВ
(собака) .

ПИ-ПИ
(цыпленок, мышка) .

МЯУ-МЯУ
( кошка) .

КО-КО
(курица) .

КРЯ-КРЯ
(утка)

ГА-ГА
(гусь).

4.     
Связная речь.  Стихи

«Таня»

«Зайка»

«Мишка»

«Мишка
косолапый»

Пересказ
сказки
«Курочка Ряба»

5.      Состояние
звукопроизношения
(изолированно, в
слогах)

Ы 

М

Н

Х

С

Ж

Ц

Э

П

Б

В

С′

Ш

Л

Л′

Т

Д

Ф

З

Ч

Р

Й

К

Г

З′

Щ

Р′

Дополнения. 
Заключение.

Дата ______________Учитель-логопед ____________ /_____________/      

Источник

1. Исследование фонематической стороны речи

  1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка.
  1. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р…
  2. Повторить слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.

2. Исследование пассивного словаря.

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

  • Понимание действий.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.

3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.

4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

  • Назови существительные
ИгрушкиОдеждаЧасти телаПосуда
МашинаШапкаНосЧашка
КуклаПлатьеУшиЛожка
ПирамидаБрюкиГлазаТарелка
МишкаЮбкаРотВилка
МячШарфВолосыНож
  • Глаголы (вопросы по картинкам)

– Что делает?

– Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

  • Действия, сходные по ситуации. Инструкции —– —- —(~)

Вышивает, вяжет, шьет

  • Прилагательные
  • По картинкам назвать
  • Назови: большой – маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый – грустный.

5. Исследование грамматического строя

экспрессивной речи (активной)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов – шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

6. Состояние связной речи

Обследуется при наличии фразовой речи:

  • перессказ рассказа;
  • составление рассказа по картинке.

_________________________________________________

7. Исследование фонетической стороны речи

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

8. Состояние звукопроизношения

Гласные___________________________________________

Согласные_________________________________________

б, п, м_____________________________________

    в, ф______________________________________

    д, т, м_____________________________________

    г, х, к_____________________________________

    й________________________________________

  • Свистящие__________________________________________
  • Шипящие__________________________________________
  • Аффрикаты________________________________________

л,р______________________________________

р,р______________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
  3. Челюсти.
  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

10. Состояние речевоймоторики

  1. Состояние мимической мускулатуры:
  • Поднять брови вверх (удивиться).
  • Нахмурить брови (рассердиться).
  • Прищурить глаза.
  • Надуть щеки (толстячок).
  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
  • Губы –улыбка –трубочка.
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

11. Состояние дыхательной и голосовой функции (нужное подчеркнуть)

Характеристика голоса.

  1. Громкость (нормальный, тихий, громкий).
  2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
  3. Атака голоса (мягкая, твердая).
  4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Читайте также:  Центр развития ребенка в бийске

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

  1. Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
  2. Ритм (нормальный, аритмия).
  3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Заключение___________________________________________________________________

Источник

Содержание диагностики

Критерии оценки

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Состояние слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания двух игрушек:  

молоточка_________ дудочки ________ колокольчика ______

свистка ____________ пищалки _______ погремушки)_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Исследование зрительного восприятия:

(показ по просьбе логопеда)

различение величины : большой ____ маленький ________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Восприятие цвета:

(показ по просьбе логопеда)

красный _____ синий __ зелёный ___ жёлтый____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Восприятие формы:

(показ по просьбе логопеда)

 круг ________ квадрат_______ треугольник ______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления):

вверху ________ внизу___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Складывание картинок из двух частей по образцу:

горизонтальный разрез _________ вертикальный разрез __________

диагональный разрез___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости) :

Переложить игрушку из одной руки в другую: перед собой ________

Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Кинестетическая основа движений:

Умение держать карандаш___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Манипуляции с предметами:

Сложить несколько небольших игрушек в ведёрко, потом по очереди их достать__________

Навыки работы с пластилином:

Умение лепить шарики _______ лепёшки, палочки___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Выполнить  упражнения:

Надуть щёки________________________

Показать, как ты ешь лимон («кисло»)___________________

Показать, как ты ешь конфету («сладко»)_________________

  • Прищурить глаза ___________
  • Надуть щеки (толстячок)______________
  • Втянуть (худышка) ________________

Оценивается: 

наличие или отсутствие движений, тонус, темп, переключение, объём движений, точность выполнения, добавочные движения.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Движения нижней челюсти:

  1. Открыть и закрыть рот;
  2. подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Движения губ:

Выполнить вместе с логопедом:

«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».

Движения языка:

Выполнить вместе с логопедом:

«лопата», «жало», «качели», «часики».

Движения мягкого неба:

Широко открыть рот и зевнуть.

Оценивается: 

проверяется по подражанию логопеду, отмечается отсутствие движений, тонус, темп движений, переключение, объём движений, точность выполнения, длительность, замены движений, добавочные движения.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
  3. Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
  4. Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
  5. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
  6. Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной вязкой).

Оцениваются: норма и патология в строении органов артикуляционного аппарата.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 (изолированно, в словах, во фразах)

(отсутствие, замены звуков, возможные искажения,) в речевом потоке:

Гласные:  а ____ о____ у ____ и ____ э _____ ы_____

Согласные:  б ____ б’ _____ п _____ п’ _____ м _____ м’____

в _____ в’ _____ ф _____ ф’_____

д _____ д’ _____ т _____ т’ _____ н _____ н’_____

г _____г’ _____ к ______ к’ _____ х _____ х’_____

й_____

с ______ с’ _____ з ______ з’_______ ц _____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

  1. Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное).
  2. Объем дыхания (достаточный, недостаточный).
  3. Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрез мерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).

Оцениваются: норма и нарушение состояния дыхательной и голосовой функции.

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. Темп (нормальный, ускоренный, замедленный);
  2. Ритм (нормальный, дисритмия);
  3. Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);
  4. Употребление основных видов интонации.

Оцениваются: особенности динамической стороны речи.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО – СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Повторить за логопедом с опорой на наглядность:

Односложные слова:

Дом_________  Кот_________  Дым_________  

Двусложные слова:

Вода_________  Каша________ Коза_________

Трёхсложные слова:

Бананы_________ Самолет_________ Петушок_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Читайте также:  Развитие потребностей и мотивации у ребенка

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

  1. та-да ___, ба-па _____, ка-га _____, са-ша ___, за-жа ___, ца-са ____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Исследование фонетической стороны речи:

Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

А-а-а! (укачивает малыша)_____ О-о-о! (сердится щенок)_________

У-у-у! (гудит паровоз)_________ Уа! (плачет малыш)_____________

Ау! (кричат дети)______________ Мяу! (мяукает кошка)___________

Му! (мычит корова)____________ Ав! (лает собака)__________

Пи-пи-пи! (пищит цыплёнок)_____ Ко-ко-ко! (кудахчет курица)_____

Га-га-га! (кричат гуси)________   Би-би-би! (машина едет) ________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Слуховая дифференциация звуков

 (показать на картинках называемые логопедом предметы):

стол-стул ____,  папа-баба _____,  

точка-дочка _____, косы-козы ______,

миска-мишка ______, кот – кит _______ .

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Пассивный словарь.  Понимание существительных

 (показать на картинке по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела):

Стол _____ стул _____ окно ______ голова ______ рука ______ нос ______  уши ____  глаза _____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание обобщающих слов

 (показать, картинки по предложенный темам) :

Игрушки

Одежда

Части тела

Посуда

Машина

Шапка

Нос

Чашка

Кукла

Платье

Уши

Ложка

Пирамида

Брюки

Глаза

Тарелка

Мишка

Юбка

Рот

Вилка

Мяч

Шарф

Волосы

Нож

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание действий:

Где мальчик:  рисует _______ идёт  _______  стоит ______

сидит ________ играет__________ пьет ______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Выполнение поручений по словесной инструкции:

Принести машинку____________________________

Прокатать машинку____________________________

Поставить машинку на стол_____________________

Положить машинку в коробку____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):

Дом-домик_________________________

Стул-стульчик______________________

Кукла-куколка______________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках): 

чашка-чашки _____, гриб-грибы _____,

кукла-куклы _____, мяч-мячи _______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание содержания текста

(сказка «Курочка Ряба»)

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Характер экспрессивной речи:

однословная____________________________

фразовая_______________________________

связная________________________________

Оценивается: характер экспрессивной речи.

Активный словарь

Существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам):

Игрушки______________ Посуда______________

Одежда_______________ Животные_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Глаголы

(назвать действия по картинкам):

Кушает_______________  Играет ___________________

Играет______________     Рисует___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Прилагательные

 (назвать признаки по картинкам):

Красный______________ Синий___________________

Жёлтый_______________ Большой________________

Маленький____________ Сладкий_________________

Кислый_______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Состояние грамматического строя речи.

Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Вижу дом____________ Вижу рыбку______________

Вижу куклу __________ Вижу мяч ________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам):

Красный мяч___________________

Синий шар_____________________

Красная чашка__________________

Синяя лопатка__________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – лисы ______,  это сумка кого? – мамы ______,

 это машина кого? – мальчика _______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам):

Стол – столик _____, нос – носик ______, дом – домик ______,

 ложка – ложечка _____, кукла – куколка _______, кровать – кроватка ______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Обследуется при наличии фразовой речи:

Пересказ текста из нескольких предложений.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Максимальное количество  баллов: 32.

25-32 балла: высокий уровень речевого развития;

15-25баллов: средний уровень речевого развития;

0-15 баллов: низкий уровень речевого развития.

Источник