Методика обследования психофизического развития ребенка
Содержание всех диагностических заданий соответствуют нормативным возрастным показателям развития ребенка. Полученные данные, их анализ и сопоставление с нормой позволяют сделать вывод об особенностях всех линий развития ребенка, которые в условиях нарушения слуха страдают в первую очередь. Исследование слуховой функции предшествует выявлению состояния двигательной сферы, зрительной ориентировки, действию с игрушками, эмоционального поведения, речевых проявлений. Отставание по этим линиям развития может быть выражено по-разному: по всем показателям одинаково тяжело или мозаично по степени тяжести; отставание в овладении теми или иными умениями во времени (например, более позднее овладение основными двигательными функциями). Контроль за развитием ребенка младенческого возраста целесообразно осуществлять ежемесячно.
Первые 10 дней после рождения ребенка. Проверяется, прежде всего, наличие зрительных ориентировочных реакций. Используется погремушка с шаром (диаметр 5-6 см). Проверяется способность ребенка к зрительной концентрации на погремушке и слежению за ее передвижением. Взрослый держит игрушку на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно ее перемещает 2-3 раза вправо и влево (до 30 см). Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушке (не следит), необходимо найти такое положение головы ребенка и то направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительное пространство.
Возраст ребенка – 10-18 дней. Продолжается осуществление наблюдения за проявлением у ребенка зрительных ориентировочных реакций. Используется любая яркая игрушка, которую взрослый раскачивает в руке, привлекая внимание к ней лежащего на спине ребенка. Когда сосредоточение вызвано, взрослый держит игрушку неподвижно на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Ожидаемая реакция от ребенка: затормаживание и фиксация взгляда на игрушке или лице взрослого в течение 5-10 сек. Если реакции нет, взрослый может наклониться над ребенком, удалиться.
Возраст ребенка – 1 месяц. Проверяется способность ребенка к слежению за движущимся предметом. Используется яркая игрушка, которую взрослый раскачивает перед лежащим на спине ребенком. Игрушку необходимо приближать, удалять в сторону на расстоянии до 10 см, поднимать вверх на расстояние до 70 см, затем медленно передвигать вправо и влево на расстоянии 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Ожидаемая реакция ребенка: концентрация взгляда на игрушке, плавное слежение с поворотом головы вправо и влево. Ребенку может быть оказана помощь в виде повторных движений игрушки с одновременным легким воздействием на туловище ребенка.
Эмоциональное поведение. С целью выявления эмоциональных реакций взрослый создает определенные условия: он наклоняется над ребенком, лежащим на спине, улыбается, разговаривает, слегка поглаживает. Ожидаемая реакция ребенка: улыбка.
Развитие общих движений: приподнимание головы и удержание ее в течение 5 сек. Для проверки таких действий ребенка кладут на живот, выпрямляют руки, а при необходимости – поглаживают по спине.
Предпосылки развития речи. Взрослый до пяти раз ласково и певуче произносит звуки, наклонившись над ребенком на расстоянии 25-30 см. Ожидаемые ответные реакции ребенка: голосовые проявления в виде отдельных вокализаций.
Возраст ребенка – 2-3 месяца. Проводится наблюдение за проявлением зрительных ориентировочных реакций. Проверяется способность ребенка концентрировать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого (игрушка подвешивается над лицом ребенка, лежащего на спине, на высоте 50-70 см.). Ожидаемая реакция ребенка – концентрация взгляда на объекте в течение 20-25 сек. С 3-х месяцев проверяется способность ребенка, находящегося в вертикальном положении на руках у взрослого, концентрировать взгляд на игрушке или лице в течение 10 сек. (игрушку показывает второй взрослый). Для выявления способности ребенка к длительному слежению за двигающейся игрушкой, взрослый медленно передвигает игрушку вправо и влево один раз в каждую сторону на высоте 40-50 см (диаметр игрушки – 5-10 см). Ожидаемая реакция ребенка – непрерывное слежение за игрушкой в течение 10-15 сек с поворотом головы вправо и влево.
Эмоциональное поведение. Взрослый наклоняется над ребенком и, улыбаясь, ласково и оживленно разговаривает с ним в течение 25-30 сек. (повторяется несколько раз). Ожидаемые реакции ребенка: появление улыбки, издание тихих и коротких звуков, сгибание и разгибание ног и рук (проявление признаков «комплекса оживления»).
Развитие общих движений. Изучается способность ребенка к подниманию и удерживанию головы в течении 5 сек. Для стимуляции используется яркая игрушка, две погремушки (шарики на кольцах диаметром 10-15 см). Если ребенок, лежа на животе, в течение 2 сек. не поднимает голову, перед ним на расстоянии 30-40 см ставится игрушка и медленно поднимается вверх. Ожидаемые действия ребенка: невысокое поднимание головы и удержание ее около 5 сек. Ребенку может быть оказана помощь со стороны взрослого: укладывание рук ребенка под его грудь, придерживание ног, поглаживание по спине.
Движения рук (с 3-х месяцев). Для стимуляции движений рук на перекладине над кроватью подвешиваются погремушки на расстоянии 10-15 см от лежащего на спине ребенка. Ожидаемые действия ребенка: оживление, выпрямление рук и случайное соприкосновение с игрушкой; разжимание пальцев при попытках захватить ее; слежение глазами за движениями рук.
Источник
Методы психолого-педагогического обследования детей
Метод исследования
Предмет исследования
( что исследует)
Характеристика метода
Сфера применения
Метод продольных (лонгитюдных) и поперечных срезов
Длительное исследование одних и тех же детей на протяжении нескольких лет.
Научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет.
Метод поперечных срезов – выявление особенностей развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности и т.д.
Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; более точно выразить величину изменения в развитии между двумя периодами, определить индивидуальную структуру и динамику развития каждого ребенка; анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности. Метод поперечных срезов: основное преимущество – сравнительная быстрота исследования – возможность приобретения в течение короткого времени результатов.
Однако исследования в поперечных срезах статичны и не дают возможности выводить заключение о динамике процесса развития, его непрерывности, а многие закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма приблизительными.
Семья, организации,
социология, в инженерная психология, психологии труда Дневники наблюдений в условиях семейного воспитания, близнецовый метод.
Наблюдение
Метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.
Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:
1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность…);
2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений…);
4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия…).
Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
– целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
– систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
– планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
– аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
– регистрацией результатов, что позволяет исключить сшибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
– оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.
Самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии.
Наблюдение используется, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
Необходимо соблюдать определенные условия и требования при использовании этого метода, чтобы наблюдение было действительно научным методом (четкая целевая установка, плановость и систематичность наблюдения, избирательный или выборочный характер в соответствии с выдвинутой гипотезой).
К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:
а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие психики ребенка, как особенности поведения, общения, эмоционального состояния, спонтанной деятельности, наличия патологических проявлений (навязчивых или стереотипных действий, агрессивности, эхолалий), сформированности социально-бытовых навыков самообслуживания, опрятности, правил поведения и т.д.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка.
Основные недостатки метода наблюдения: I) длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов.
Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации.
Беседа
Метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.).
Может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими, знающими его людьми.
Исследование предусматривает наличие общего плана, не включающего конкретных вопросов, с выделением в нём основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата.
При диагностике психического развития детей беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями, педагогами или с самим ребенком.
– беседа должна побуждать и поддерживать у родителей или педагогов интерес;
– важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;
– необходимо создать доверительные отношения;
– психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей или педагогов;
– важно предупредить возникновение у родителей или педагогов ожидания немедленных результатов по итогам беседы;
– нужно стремиться к выработке у родителей и педагогов реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях.
Беседа с ребенком проводится с целью установления с ним контакта, создания ситуации психологического комфорта для него, выявления определенных знаний и представлений об окружающем, мотивов, склонностей, интересов, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме или особенностей психических проявлений ребенка в процесс общения.
При проведении беседы с ребенком необходимо соблюдать следующие требования:
-беседа с ребенком проводится лишь при его желании поддерживать ее. Если ребенок не желает отвечать на вопросы, то ее следует прекратить;
– беседу с ребенком следует строить не на прямых, а косвенных вопросах, она не должна носить характер настойчивого расспроса;
– при выборе содержания беседы необходимо учитывать возраст ребенка, его индивидуальные особенности, предполагаемые реакции на вопросы;
– в зависимости от ситуации и характера проблем беседу с ребенком желательно проводить, оставаясь с ним наедине.
Метод беседы в психолого-педагогической практике применяется при изучении личности ребёнка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, его интересов и т.д.; при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено); при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.
Опрос (анкетирование)
Метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.
Анкета-это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей.
Анкета – это вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются и преследуют достижение поставленной исследователем цели.
Анкета – сравнительно экономичный метод сбора данных, хорошо поддается статистической формализованной обработке и применяется в массовых обследованиях.
Один из наиболее распространенных средств изучения психических состояний. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих.
Все разнообразие методов опроса, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.
Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений.
Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.
Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. Считается, что к заочному опросу, целесообразнее прибегать в тех случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительной небольшой срок.
Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.
Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип).
Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться, на основе полученной суммы баллов можно оценить степень выраженности у ребенка тех или иных поведенческих нарушений и сделать вывод о соответствии его развития норме.
Разновидностью опроса является сбор медицинского и социально-психологического анамнеза, который обязательно используется при диагностике психического развития ребенка. Сбор анамнеза предполагает выяснение фактических данных о развитии ребенка в ходе онтогенеза, особенностей социальной ситуации развития, условиях и типе воспитания и т.д. Анамнестические сведения обязательно анализируются и учитываются при выяснении причин отклонений в развитии ребенка, постановке психолого-педагогического диагноза.
Область применения опросов в психологических исследованиях довольно обширна. Они используются:
– на ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану, (используется только интервьюирование). С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы;
– опрос выступает как основное средство сбора первичной информации для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных;
– опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса.
Изучение продуктов деятельности
Метод анализа продуктов деятельности система исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование продуктов деятельности человека.
Продукт – такие реальные и идеальные проявления активности человека, которые могут быть объективно изученные: рисунки, дневники, литературные произведения и т.д..
Анализ продуктов деятельности позволяет делать опосредствованные выводы о сформированности знаний человека, ее интересах и способностях, развитии тех или других психологических качеств. Анализ продуктов деятельности может использоваться в качестве самостоятельный исследовательский метод, совмещаться с другими (наблюдение и анализ продуктов деятельности), а может входить в состав других методов, например, биографического исследования.
Исследователь должен последовательно ответить на ряд вопросов: какое содержание и цель деятельности, которая исследуется; какое значение имеет эта деятельность для человека; с помощью каких инструментов деятельность осуществляется (приемы, средства, техники); в чем заключается собственно процесс деятельности (как он происходит); что является продуктом деятельности Построение эталонной модели «продукта деятельности» (когда цель установление определенных норм: вековых, интеллектуальных) Исследователь строит модель, эталон для сравнительно продуктов деятельности исследуемого: модель «идеального продукта деятельности», «продукта деятельности, который отвечает возрасту» и т.д.
Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка: изобразительной, конструктивной, ручной деятельности.
Биографический метод
Метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути.
Предметом биографического метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.
Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.
Во многих случаях с целью психологического исследования используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.
Недостатки этого метода – описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти – могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.
Современная психологическая наука
Метод экспериментального исследования (психолого-педагогический эксперимент)
Психолого-педагогический эксперимент в диагностике нарушений в развитии – это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений.
При психолого-педагогическом обследовании детей используются два вида экспериментального исследования: констатирующий и обучающий эксперимент. Констатирующий эксперимент выявляет актуальный уровень психического развития ребенка, а именно, уровень сформированности и особенности развития психических функций: внимания, памяти, речи, мышления, восприятия, а также запаса знаний и представлений об окружающем на данном этапе развития ребенка.
При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.
Психологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций – экспериментально-психологических методик.
Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным и главным в психодиагностике нарушенного развития у детей. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.
При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:
– эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;
– эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;
– построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;
– экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;
– результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.
Специфической особенностью психологического изучения детей с нарушениями умственного развития является использование обучающего эксперимента. При диагностике умственного развития ребенка очень важно оценить его обучаемость, что невозможно осуществить с помощью констатирующих методов исследования Обучающий эксперимент предполагает включение в процедуру обследования регламентированный объем помощи. Анализ результатов обучающего эксперимента обязательно включает оценку возможностей принятия различных мер помощи и способности к переносу усвоенного способа действия на выполнение новых заданий.
Широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Успех использования метода основан на взаимосвязи различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики.
Большие успехи в использовании метода достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия.
Литература.
Е..И.Рогов. Общая психология. М.Владос.,1995.
Основы психодиагностики /под ред.А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д.1996.
Введение в психодиагносику./Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.-М.,1997г.
Психолого-педагогическая диагностика. Учеб.пособ.. под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной.М.АСАDЕМА- 2003г.
Источник