Методика математики и развития ребенка

Научить ребенка математике в домашних условиях и просто, и сложно. Простота заключается в том, что мозг ребенка легко осваивает любую информацию, в том числе и абстрактную. Сложность обучения точным наукам в том, что эта работа требует регулярности и времени, любви к ребенку и умению ставить не только основную цель, но и промежуточные.

У меня интеллект выше среднего, в школе училась ровно, математику любила, но выбрала филологию, потому что очень любила читать и анализировать. У меня двое детей, старший учился в 2000 гг, когда еще оставались советские учителя, методики и программы. Математикой я с ним почти не занималась, о чем потом горько сожалела.

Младшая пошла в школу в 2013 году, с 6 ти лет, когда в школе почти не осталось грамотных, хорошо подготовленных педагогов. Так как я после ее рождения оставила работу учителем и стала домохозяйкой, то у меня было много времени для развития ребенка в домашних условиях.

Сейчас дочери 12 лет, она учится в 7 классе на 4 и 5, читает и понимает теорию в учебнике алгебры и геометрии, способна осваивать эти предметы самостоятельно, что она в принципе и делает, потому что часто болеет и много пропускает.

Я считаю это большим личным достижением, потому что далеко не все дети понимают, что написано в учебнике алгебры и геометрии. Далее я расскажу, как я добилась таких результатов со своим филологическим образованием.

Дошкольный период

Дочь моя развивалась очень быстро, пошла с поддержкой в 7 месяцев, в год побежала. Интеллектуальные способности ее были выше нормы. В три года она писала печатными буквами записки папе, что нужно купить ей в подарок.

Первые обучающие уроки я начала проводить в виде игры, после года. У нас были два любимых зайца, и с ними мы разыгрывали различные сценки, где развивали речь, считали предметы, отнимали их и прибавляли в пределах 3 единиц. Когда в голове улеглось понятие 3 единицы, довела счет до 5, и постепенно до 10.

Свободного доступа в интернет тогда еще не было, но было множество обучающих видео, и моя маленькая дочь просматривала их часами, что-то там узнавая, понимая, повторяя.

В 3 года племянник привез разные учебники для начальной школы, новые, но сданные в макулатуру за ненадобностью. Часть из них мы прочитали, какие-то пустили на картинки и первые занятия по математике. Среди них была прекрасная математика, по которой мы стали систематично заниматься с 5 лет.

В это же время я провела ряд занятий, связанных с математическими задачами со спичками. Особое внимание уделила задачам типа как из 6 спичек сложить 4 треугольника, а из 12 – 6 квадратов. Эти задачи помогают ребенку понять, что фигуры можно располагать не только на плоскости, но и в пространстве, и тогда получаются пирамида и куб. Объяснила на макете понятия шара, окружности. Это важно для геометрии.

К 6 годам ребенок полностью освоил программу 1 класса и я поняла, что стою перед серьезным выбором: либо продолжаю учить ребенка дома, и с такими темпами через пару лет она пройдет программу начальной школы, и тогда придется выдавать ей всю программу средней школы в домашних условиях, чего я делать не хотела, либо веду ее в 1 класс.

Я решила отдать ее в школу, чтобы мое бурно развивающееся дитё не только развивало мозги, но и училось жить в социуме. Надо сказать, что психическое развитие моей дочери соответствует возрасту, а интеллектуальное и физическое сильно опережает его. В 9 лет ее интелект был 132. В школе немного не хватало детей для открытия двух классов и ее взяли.

Начальная школа

В первом классе я особенное внимание обратила на устный счет. Я выучила с ней состав числа 10 и довела до автоматизма вычитание и сложение чисел в пределе 10.

Во втором классе точно так же отработала устный счет с переходом через десяток до 20. Устный счет – очень важная часть работы в воспитании математических способностей. Примеры брала в дидактическом материале, и большую часть заданий делали устно, просто прописывая ответы. Это позволяет выполнить за 1 занятие до 10 заданий, выявить все недочеты в усвоении и закрепить правила верного решения. У меня есть принцип: Все что можно решить в 1-2 действия, решаем устно.

Все это имеется в программе начальной школы, но современные учителя совсем не работают в направлении устного счета, и эта недоработка очень вредит детям.

В 3 классе мы продолжили работу с устными вычислениями и выучили таблицу умножения. Дополнительно к дидактическому материалу, где много заданий, тренирующих запоминание таблицы умножения, я искала в интернете сайты, где есть тренажеры, позволяющие быстро выучить состав чисел и таблицу умножения.

Электронные математические тренажеры очень эффективны в приобретении навыков устного счета. Они позволяют быстро восполнить недостаточное школьное образование, требуют минимального внимания от родителя .

Уже в начальной школе я с дочерью всегда читала теоретическую часть, имеющуюся в учебнике математики, и разъясняла те моменты, которые ей не понятны. Если были правила, то я требовала, чтобы дочь их учила, хотя учитель их игнорировал.

Правила по математике в начальной школе содержат базовые понятия, на которых строится весь курс математики в среднем и старшем звене. Часто дети не понимают каких-то математических действий, потому что они не выучили эти простые правила.

Чтение математики стало для нас обычным делом. К концу 4 класса дочь могла без объяснения учителя прочитать теоретическую часть и решить задачу. Ей этот навык сейчас очень помогает, потому что ребенок часто болеет и много пропускает занятий.

Всю начальную школу я покупала дидактический материал и прорешивала в свободное время с дочерью все примеры, предложенные в нем, и большую часть задач. Особое внимание я уделяла занимательным задачам. Учителя их часто игнорируют, а наш учитель начальных классов, который вообще-то учитель рисования, особого внимания не уделял ни одному предмету.

Вы думаете, при всей этой огромной работе наша учительница ставила ей 5? Ничего подобного, у моей дочери была твердая 4.

5 и 6 классы

Математик нам достался откровенно слабый. Учитель физики решил подзаработать денег. Она формально подходила к обучению детей, темы не закрепляла, все больше спрашивала, качество знаний падало, и мне пришлось изучать математику и 5, и 6 класса вместе с ней, чтобы дочь понимала и любила этот предмет.

Математика в 5-6 классах повторяет, обобщает все, что было изученно в начальной школе, но в ход идут большие числа, а вместе с ними и новые правила деления и умножения. В этом курсе вводится несколько новых тем, знание которых готовит детей к восприятию алгебры и физики. К геометрии в этих классах практически детей не готовят.

Чтение теории, устный счет и подготовка к контрольным работам – это основные направления, которые я взяла в этих классах. Учитель был настолько не готов к преподаванию, что считал своим долгом только объяснить тему. Контрольные проводила, не удосуживаясь закрепить пройденный материал. Часто давала контрольные, задания в которых не прорешивались ни в классе, ни дома.

Только дополнительные домашние занятия по учебнику, дидактическому материалу позволяли дочери успешно осваивать школьную программу. В этот период мы еще продолжали решать олимпиадные задачи. Работали на выходных, каникулах и во время болезни.

Так продолжалось до середины 6 класса, пока в школу не взяли настоящего математика, и тут каким-то образом выяснилось, что дети в классе не готовы к восприятию алгебры, за исключением моей дочери. После открывшихся промахов в обучении учитель все же притормозил, и начал закреплять все, что проскакал галопом, но время было упущено.

7 класс

Беспокоясь за усвоение алгебры и геометрии в этом классе, я записала дочь в ЯКЛАСС на сайте Педсовет. Теорию читать она умеет, и поэтому вполне может перечитать все на сайте и выполнить предложенные задания. Там у нее по алгебре 5, в школе 4. Благодаря моим хлопотам у ребенка наработана база, которая позволяет легко осваивать новые темы.

С геометрией хуже, но дело все же пошло на лад. Учитель заставил родителей купить рабочую тетрадь, в которой даются типичные задачи от легкого к сложному, и с помощью такого подхода формируются нужные навыки. Я только слежу, чтобы дочь учила оределения. В ЯКлассе у нее 5, в школе 4. Если что-то совсем не понятно, открываем видео с решением, где опытный учитель спокойно и подробно все объясняет. Спасибо, интернет, что ты есть!

Физика – еще один математический предмет, основы которого закладываются в начальной школе и в 5-6 классов. Благодаря заученным вовремя правилам разбирается с формулами, находит нужные данные, в общем, обучение продвигается, часто благодаря видеоурокам.

Сравнивая успехи моей дочери с ее одноклассниками, я могу только сожалеть, что их учителя не смогли им дать нужных знаний из-за своего равнодушия к детям и предмету, который они преподают. Родители, доверившие обучение школе и устранившиеся от процесса обучения, теперь пытаются как-то решить проблему.

Я обощила свой опыт, чтобы родители, заинтересованные в успешном обучении своих детей, не возлагали больших надежд на школу, а сами контролировали процесс, тренировали у ребенка вычислительные навыки с начальной школы, учили правила, и главное, всегда читали теоретическую часть в учебнике, прежде чем приступать к решению.

Обучение математики в домашних условиях требует постоянной вовлеченности родителя в процесс, потому что не специалисту сложно в середине курса вникнуть в тему и помочь ребенку понять то, что он не понял.

Источник

На чтение 9 мин. Обновлено 19.01.2018

Современные родители уделяют много внимания дошкольному обучению своих детей. При этом взрослым нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки – это создание каждому ребёнку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учётом возраста.  Математическая подготовка играет одну из ключевых ролей в этом процессе. Рассмотрим подробнее, какое содержание математического обучения нужно предусмотреть для дошкольников.

В обучении математике нужно использовать все подручные средства

Зачем учить математику

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов

Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей:

  • логического мышления;
  • памяти;
  • речи;
  • воображения.

Участвует в формировании настойчивости, терпения, творческих способностей личности. Учит анализу и синтезу, планированию своих действий, максимально точному изложению мыслей, умению обосновывать имеющуюся точку зрения. Помогает знакомить детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Зачем нужна математика – размышления детей

Знания математического содержания нужны ребёнку для успешности социальной адаптации, а также, для ориентировании во всё более развивающихся информационных и технологических процессах в обществе.

С какого возраста и как обучать

Пяти-, шестилетки весьма активны в вопросах познания и освоения окружающей их действительности. Дети дошкольного возраста очень любят задавать вопросы, особенно любимым становится вопрос «почему?». Они стараются разобраться в устройстве какой-либо вещи, начинают устанавливать причину и следствие каких-либо событий, происходящих вокруг. Эти вопросы и навыки весьма полезны не только для общего развития, но и для обучения. Поэтому с 5-6 лет уже можно активно обучать их математике. Бывает, что ребёнок и более младшего возраста (3-4 лет) также интересуется предметом. В этом случае, не нужно дожидаться достижения им 5-6 лет, чтобы приступить к занятиям.

Знакомство с цифрами можно начинать с 3-х лет

Следуйте за интересами своего дошкольника, прислушивайтесь к нему, старайтесь сохранить его естественный природный интерес к предмету. Ваши старания будут вознаграждены. В то же время ни в коем случае не следует «навязывать» детям необходимость изучать предмет, т.к. можно добиться обратного эффекта – нежелания учиться, отсутствия заинтересованности.

Основной вид деятельности дошкольников – это игра, поэтому при обучении и следует пользоваться всем многообразием её возможностей. Не следует стремиться проводить с ребёнком полноценные занятия, как в детском саду или центре. У вас в приоритете должны быть совсем другие формы: прогулки, экскурсии, игры с природными материалами (водой, песком), конструкторы, совместные занятия домашними делами, чтение и знакомство с элементами фольклора (считалками, скороговорками), настольные игры, ситуационные игры (магазин, поезд) – в общем, всё, что подскажет ваша фантазия, воображение, жизненный опыт.

Математическая игра “Рыбка” – интересное обучение

Совет родителям: ко времени поступления в первый класс ваш малыш должен освоить применение знаний математики в важных для него практических занятиях: играх, экспериментах, быту.

Содержательные линии математического обучения

Педагоги и методисты традиционно выделяют в качестве основы развития дошкольников по математике четыре содержательные линии:

  • арифметика;
  • геометрия;
  • величины;
  • логика.

Арифметика

Числа и цифры

Арифметическая линия включает в себя, в первую очередь, изучение чисел и цифр. Ребёнок должен понять, что научиться считать необходимо. Помогите ему в этом (сначала до 10, потом до 20). Учить детей счёту можно, используя какие угодно предметы и их изображения: кубики, тарелки, ступеньки, игрушки, продукты, картинки и т.д. Одновременно с устным счётом малыша нужно знакомить с графическим изображением цифр. В этом может помочь способ ассоциаций, а также стихотворные формы.

Например, «двойка» похожа на лебединую шею, «четвёрка» – на стул, который перевернули вверх ногами, «восьмёрка» – на два кольца и пр. При желании можно придумать в «соавторстве» с ребёнком свои оригинальные ассоциации.

Стихи Маршака о цифрах помогут их быстрее запомнить

Отличные стихи о цифрах «Весёлый счёт» сочинил ещё в 1968 г. С.Я. Маршак. Их вполне можно применять и сегодня. Например, «Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею». Или: «Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек».

Для лучшего усвоения графического начертания цифр можно приготовить для дошкольников раскраски и прописи с заданиями по обведению цифр, а потом уже научить писать их самостоятельно. Но при этом помните, что письменное написание цифр в первом классе может отличаться от вашего представления (в зависимости от выбранной программы обучения), поэтому следует научить детей «печатным» образам цифр, а не их прописному варианту.

Игры с цифрами для запоминания

Совет родителям: важно научить ребёнка прямому и обратному счёту до 20, понятиям «предшествующее», «следующее» число, а также счёту десятками до 100.

Сравнения

На следующем этапе учим дошкольников сравнивать числа. Сначала делаем это с помощью однотипных предметов, затем учим знаки: ?, ?, =, +, -. После этого можно предлагать задания с цифрами на сравнение (больше, меньше, равно). Это крайне важный этап математического развития ребёнка дошкольного возраста. Сначала сравниваем, а потом только применяем в записи.

Больше-меньше надо изучать и на количестве, и на размерах предметов

Сложение и вычитание

Основы математики – это действия над числами: сложение и вычитание. Первоначально обучение сложению проводят с использованием предметов или их изображений. Ребёнок должен иметь возможность пересчитать используемые предметы (пуговицы, кубики и пр.) Возможно, ребёнок будет считать на пальцах – в этом нет никакой проблемы, позже он научится считать «в уме». Для развития навыков сложения подходит также числовая лента или обычная линейка. На линейке покажите, как нужно двигаться по числовому лучу вправо для сложения, влево – для вычитания.

Учите малыша постепенно: сначала учим прибавлять один, потом два (это один и ещё один) и т.д.

Образное обучение сложению

После отработки сложения вводите аналогично понятие «вычитание». Когда ваш ребёнок хорошо усвоит процессы сложения и вычитания устно, можно предлагать ему решать примеры, а позже – задачи на сложение и вычитание. Причём задачи можете по очереди придумывать и вы, и ваш малыш.

Очень большим подспорьем в процессе развития становятся всевозможные раскраски математического содержания. Обратите внимание на задания: нарисовать по цифрам, раскрасить картинку, решив примеры.

Математические обучающие раскраски

Геометрия

В геометрической линии математики для дошкольников основное содержание базируется вокруг изучения плоских геометрических фигур.

Линии и отрезки:

  • прямые и кривые;
  • пересекающиеся и непересекающиеся;
  • ломаная, замкнутая, незамкнутая;
  • отрезок, дуга.

Геометрия для маленьких – изучение фигур

Фигуры:

  • круг;
  • овал;
  • треугольник;
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • ромб;
  • многоугольник.

Знакомьте детей с фигурами не только с помощью изображения на бумаге, но и с помощью предметов быта: тарелка, книга, тетрадь, подставка под горячее и т.д. Кроме этого, можно рисовать с ребёнком рисунки, используя геометрические фигуры, а также превращать их в какие-либо предметы (например, из круга можно нарисовать лицо, блин, солнце, матрёшку). Это также полезно для их развития.

Геометрия Монтессори развивает логику и пространственное мышление

Совет родителям: необходимо не только познакомить детей с геометрическими фигурами, но и научить ребят их рисовать.

Также в геометрическое содержание обучения математике входит отработка умения делить фигуры на равные части.

Величины

Подбирая содержание математического образования дошкольников, в линию величин нужно включить следующие понятия:

  • длина;
  • ширина;
  • высота;
  • время;
  • масса.

При изучении всех этих категорий также необходимо следовать от простого к сложному, не забывая при этом про сопоставления. К школе ребёнка надо научить сравнивать предметы по признакам: широкий – узкий, толстый – тонкий, высокий – низкий, большой – маленький, глубокий – мелкий, далёкий – близкий, тяжёлый – лёгкий, длинный – короткий. На ориентировании во всех этих понятиях будет построено начало математического обучения в первом классе. Измерять длину, ширину, высоту предметов можно не только линейкой, но и другими подручными средствами.

Развивающие игры можно скачать в интернете

Помимо этого крайне важно научить детей ориентироваться на листе бумаги. Они должны разбираться в категориях: верх, низ, правая и левая стороны. С этой целью проводят математические диктанты на листе в клетку. Например, поставь точку, от неё начерти две клетки вправо, затем три вниз, две вправо, четыре вверх и т.д. В итоге получается задуманная картинка. Малыш на слух воспринимает инструкции и выполняет их. В другой раз уже он может диктовать вам, вы будете выполнять.

Учим время в игре

В категории «время» обязательно нужно научить дошкольника называть времена года, месяцы, части суток. А вот научить определять время по часам со стрелками можно, но не обязательно.

Совет родителям: научите дошкольников сравнивать предметы и картинки по различным основаниям, а также находить в них общее и различное.

Логика

Развивая математические способности дошкольников, используйте разнообразные логические игры. Они тренируют не только основы логического, но также и творческого мышления, учат находить нестандартные решения. А кроме всего прочего помогают стимулировать интерес к обучению. Развивают также концентрацию внимания, т. к. задача может содержать подвох. Решая с ребёнком логические задачи, не торопитесь, дайте ему понять условие и предложить своё решение. Возможно, оно вам покажется неверным, но прежде, чем это озвучить, попытайтесь понять логику ребёнка, а потом делать выводы.

Развитие логики с шахматами

Не забывайте про обычные загадки, шарады, ребусы, танграмы, а также настольные игры: шахматы, лото, домино.

Конечно, в настоящее время существует масса обучающих программ на компьютере, но к ним нужно отнестись с осторожностью. Учитывайте возраст детей и время занятий, содержание игр.

К вопросу математического развития детей нужно подходить комплексно, систематически и последовательно. Старайтесь разнообразить вашу совместную деятельность с детьми. Не забывайте про чередование разных видов занятий. И самое главное, воздержитесь от критики, чаще хвалите вашего малыша, поддерживая в нём желание открывать новые знания.

Оставить комментарий

Источник