Методика физвоспитания и развития ребенка
Аня Рамазанова
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.
Гигиенические факторы включают: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Естественные силы природы: (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.
Физические упражнения включает в себя: массаж, подвижные игры, гимнастика, спортивные упражнения, туризм. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Метод и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста
Методы физического воспитания подразделяются на 2 группы:
1. специфические – характерные только для процесса физического воспитания;
2. общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.
К специфическим методам относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментария и замечания);
2) методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность, опосредованная наглядность, методы направленного прочувствования двигательного действия, срочная информация).
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед учащимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материалы, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:
1. Дидактический рассказ – это изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.
2. Описание – это способ создания у учащихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий. При помощи описания учащимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так делать надо.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов (правил, понятий, законов). Объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и сообщений.
4. Беседа – это вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между учителем и учащимися.
5. Разбор – форма беседы, проводимая учителем с учащимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т. д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
6. Лекция – представляет собой системное, последовательное освещение определенной темы.
7. Инструктирование – точное, конкретное изложение учителем предлагаемого учащимся задания.
8. Комментарии и замечания. Учитель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.
В физическом воспитании применяются следующие наглядные методы:
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у учащихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и учащимся, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия учащимися двигательных действий с помощью предметного изображения.
Методы направленного прочувствования двигательного действия. Направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.
Методы срочной информации. Предназначены для получения учителем и учащимся с помощью различных технических устройств срочной информации с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т. д.). Так, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер, оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображаются на дисплее.
Методы строго регламентированного упражнения позволяют:
– осуществлять двигательную деятельность учащихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т. д.);
– строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния учащихся и решаемых задач;
– точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
– избирательно воспитывать физические качества;
– использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
– эффективно осваивать технику физических упражнений и т. д.
К методам обучения двигательным действиям относятся:
– целостный метод;
– расчлененный или по частям;
– сопряженного воздействия.
Целостный метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ и т. п.). Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в техники следовательно, при освоении упражнений сложной структурой его применение нежелательно.
Расчлененный метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным разучиванием и последующим соединением в единое целое.
Правила применения этого метода:
1. обучение начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;
2. расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были самостоятельными или менее связанными между собой;
3. изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой возможности объединять их;
4. выделенные элементы изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Метод сопряженного воздействия. Применяется при совершенствовании двигательных действий, для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае совершенствуется техника движения и физические способности. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств. Методы воспитания физических качеств принадлежат к методам строго регламентированного упражнения. Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.
Равномерный метод представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.
Его разновидностями являются:
а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах и другие виды циклических упражнений);
б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение гимнастических упражнений).
Повторный метод – это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Переменный метод характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.
Есть разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Интервальный метод. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.
Разновидности этого метода:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и так далее с полными интервалами отдыха между подходами;
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100 м. с жесткими интервалами отдыха между ними).
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.
Для каждого упражнения определяется место – «станция». В круг включается 8-10 «станций». На каждой из них учащиеся выполняют одно из упражнений и проходят круг от 1 до 3 раз. Этот метод используется для воспитания и совершенствования физических качеств. Применяется во всех классах, чаще в старших. Снаряды располагаются в такой последовательности, чтобы физическая нагрузка на мышцы рук и ног чередовались.
Организация этого метода сводится к следующему:
– в спортивном зале оборудуют станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;
– на каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;
– выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на 1-й станции, переходит на другую; а во втором – класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций.
Работа по станциям. Учащиеся делятся на группы, каждая начинает работу на своей станции, старшие в подгруппах получают от учителя задание в учебной карточке. Задание выполняется на качество. Выполнив задание, группа переходит на следующую станцию. Оценивается качество работы отделения на каждой станции. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».
«Муравейник». В зале устанавливаются различные снаряды и планируются самые различные задания. Участники выполняют их в любой очередности, какой свободен снаряд. Судьи оценивают их работу и выдают каждому жетон определенного цвета, которому соответствует определенное количество очков. Пройдя все снаряды, участники сдают жетоны в судейскую коллегию для подсчета очков и определения победителей.
Сущность игрового метода в том, что двигательная деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Методические особенности игрового метода:
– игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;
– наличие в игре элементов соперничества требует от учащихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
– широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у учащихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
– соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность учителю целенаправленно формировать у учащихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю и коллективизм и т. д. ;
– присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у учащихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
Недостаток метода – его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности учащихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность учащихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Соревновательный метод проявляется:
– в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, Чемпионаты Мира, первенство страны, города, отборочные соревнования и т. п.);
– как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
– стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
– выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
– обеспечить максимальную физическую нагрузку;
– содействовать воспитанию волевых качеств.
Источник
Приемы и методы физического развития детей дошкольного возраста.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.
В связи с этим в обучении используются:
Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;
Ссловесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
Практический метол, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.
Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»),
Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования – соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.
При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых чертличности.
Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятие (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).
В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.
Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность – восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом – слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей – самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.
Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.
Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,
В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.
В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой – сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.
При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.
В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.
Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.
Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации – показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий – кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в Двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он копятся носком ноги воротцев. Сохранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца связывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.
Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем.
Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.
Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.
Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное, настроение. Ритм в любой: деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать.
Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке…») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом.
Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.
Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.
Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч – ставь!» Или для окончания движения: «На месте – стой’». «Paз, два, три – беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.
В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.
Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность – восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом – слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей – самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.
Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.
Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,
В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.
В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой – сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.
При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.
В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.
Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.
Источник