Методика езда по дорожке предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка

Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Вариант А

Вариант Б

Итоговый уровень:

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.

VII. Крупная моторика

Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
1. Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
2. Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
3. Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Итоговый уровень:

Недостаточный –

1) неровная походка;

2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению;

3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик,
удержать его или кинуть обратно.

Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

Глава 3. Рекомендации родителям

Перед поступлением ребенка в 1-й класс проводится диагностика его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

1. физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения; ????

2. психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости; ????

3. социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений); ????

4. дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.). ????

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Как относиться к результатам диагностики?

Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Обратить нужно, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.

Читайте также:  Речь ребенка и развитие его мышления

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протокол к беседе на определение кругозора ребёнка

№ вопроса Вопрос Ответ Правильность
Как тебя зовут?    
Сколько тебе лет?    
Как зовут твоих родителей?    
Как называется город (село), где ты живешь?    
Каких домашних животных ты знаешь? А диких?    
В какое время года на деревьях появляются листья?    
Что остается на земле после дождя?    
Чем отличается день от ночи?    
Хочешь ли ты идти в школу?    
Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?    
Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?    
II. Умственное и речевое развитие
 
№ задания Задание Результат Общий результат
А Понимание грамматических конструкций.   Высокий 4 «+»
 
Низкий 4 «-» или 2 «-»
 
Средний – остальные варианты
Б Выполнение словесных поручений.  
В Изменение существительных по числу.  
Г Рассказ по картинкам  
III. Образные представления
 
№ задания Задание Результат Итоговый результат
А Собирание разрезных картинок
 
Высокий – выполнил сложный вариант Средний – выполнил упрощенный вариант Низкий – не выполнил задание Высокий –два «высокий» Низкий два «низкий» или один «низкий» и один «средний» Средний – остальные варианты
 
Б
 
Рисунок человека
Высокий – изображены семь осн. частей, не менее 3-х второстеп., руки и ноги изображены двумя чертами
Средний – все остальные варианты
Низкий – 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных;
IV. Анализ образца
 
А Построение из спичек по памяти Высокий –сам исправил ошибки Средний – если исправляет с помощью вопросов
Низкий –никак не исправляет
V. Одномоментное восприятие количества
 
А Восприятие количества спичек Высокий – 4-5 спичек
Средний – 3
Низкий – 1-2
VI. Мелкая моторика
А «Езда по дорожкам» Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз; Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту; Средний – все остальные варианты
VII. Крупная моторика
 
А Совокупность упражнений Высокий – 1)неровная походка; наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно. Низкий –незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
 
     

Выделение нужного показателя результата, обведя в круг*

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести их по образцу в виде самостоятельных фигур, чтобы проверить его умение нарисовать эти элементы. Их отсутствие может быть связано не с развитием произвольного внимания, а с неумением ребенка их нарисовать (напр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы ребенка психолог фиксирует:

■ какой рукой он рисует;

■ как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделан­ное с образцом или рисует по памяти;

■ быстро (или медленно) проводит линии; отвлекается ли во время работы;

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка сензитивно в период

■ высказывается или задает вопросы во время рисования.

МЕТОДИКА «ДА И НЕТ»

Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

Ход выполнения задания

Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова, нельзя будет произно­сить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?». (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

Вопросы

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь болеть?

8. Ты любишь играть?

9. Ты сейчас спишь?

10. Ночью солнышко светит?
И. Ты любишь ходить к врачу?

12. Доктор стрижет детей?

13. Коровы умеют летать?

14. Тебя зовут … (неверное имя)?

15. Зимой бывает жарко?

16. Ты ходишь на работу?

17. Конфеты бывают горькими?

18. Трава белого цвета?

19. Парикмахер лечит детей?

20. Твой папа играет в куклы?

Обработка результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми пони­маются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его ре­зультат равен «0»: Чем хуже выполнено задание, тем выше сум­марный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

МЕТОДИКА «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Методика предназначена для диагностики уровня произвольной сферы и может применяться при определении готовности детей к школе и представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он го­ворит слово «пожалуйста»; Содержание команд связано с физи­ческими упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, по­жалуйста»; 3) «присядь»; 4) «руки в стороны»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8)_ «пере­стань прыгать, пожалуйста».

Успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, на­числяющихся за ошибки, под которыми понимаются выполне­ние команды без слова «пожалуйста». Каждая ошибка оценива­ется в один балл. Чем хуже справился ребенок с игрой, тем выше его суммарный балл.

МЕТОДИКА «НАЙДИ ЗВУК»

Методика служит для изучения развития речевой сферы (про­верка фонематического слуха). Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произно­сим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. В ка­честве примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуе­мому различные слова, а тот должен сказать, есть разыскивае­мый звук в слове или нет (см. табл.):

Звуки Слова
«о» кошка, стул, почта, карандаш, сок
«а» палка, сук, лампа, ведро, сталь
«ш» шалаш, тетрадь, штаны, камень, шелест
«с» свисток, пенал, светофор, луна, сеть

Слова произносятся очень четко, гласные звуки растягивают­ся. Искомый гласный звук должен стоять под ударением. Испы­туемому предлагают повторить слово и послушать его. В прото­коле фиксируются ошибочные и правильные ответы. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем меньше суммарный балл, тем лучше развит фонематический слух.

МЕТОДИКА «ЕЗДА ПО ДОРОЖКЕ»

Методика предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. Умение производить точные движения

кистью и пальцами руки имеет большое значение для успешнос­ти овладения письмом.

Ребенку предлагается «проехать» по дорожке, соединив линией изображения машин и дома. При этом ему нужно объяснить, что он должен проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Задание «Езда по дорожке»

Рис. 2.

А — образец, сделанный психологом на глазах у ребенка;

Б — материал, предложенный испытуемому;

В — вариант выполнения, оцениваемый знаком «+»

Г— вариант выполнения, оцениваемый знаком •-»

Ход выполнения задания

Психолог обращается к испытуемому: «Ты — водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь так (на рисунке-образце психолог показывает, как следует «ехать по дорожке»). Ка­рандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Двигайся аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Читайте также:  Развитие памяти у гиперактивного ребенка

Оценка результатов

Результат оценивается как «высокий», если отсутствуют выходы за пределы дорожки, карандаш не более трех раз отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии, описанные ниже.

Результат — «низкий», если имеется 3 и более выхода за пределы дорожки; если даже они отсутствуют, то результат оценива­ется как «низкий», если наблюдаются следующие ярко выражен­ные нарушения линии:

а) неровная, «дрожащая» линия;

б) очень слабая, почти невидимая;

в) с очень сильным нажимом, рвущим бумагу;

г) с многократными наведениями по одному и тому же месту.

В промежуточных случаях результат оценивается как средний. Экспериментатор фиксирует также, какой рукой выполняет ре­бенок задание.



Источник

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой).

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Метод: эксперимент, беседа.

Процедура проведения.

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция: 

“Сейчас я прочитаю тебе рассказ”.

№1. “Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил”.

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: “Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился”.

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть”.

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким”

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: “Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать, кем захочешь”.

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки”.

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

1)  А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

2)  С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

3)  С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: “А что этот мальчик сказал?”, чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор
 

II выбор
 

III выбор
 

Контрольный
выбор

1.Внешний мотив – 0 баллов;

2.Учебный мотив – 5 баллов;

3.Игровой мотив – 1 балл;

4.Позиционный мотив – 3 балла;

5.Социальный мотив – 4 балла;

6.Отметка – 2 балла;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Для успешного обучения благоприятным является такое сочетание мотивов: учебный — социальный — позиционный; учебный — социальный — игровой; учебный — социальный — отметка. Па несформированность мотивации к обучению указывает такое сочетание мотивов: внешний — игровой — отметка; внешний — игровой — позиционный. 

РИСУНКИ  К ТЕСТУ

“СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ”

Г. ВИЦЛАКА

 

 

Источник