Методика диагностики развития ребенка по готовности его к школе

Методика диагностики развития ребенка по готовности его к школе thumbnail

Светлана Бузанова
Определение готовности детей к школе. Методы диагностики

Диагностическая деятельность начинается с постановки цели и задач, после чего формируется гипотеза и подбираются адекватные методы для её проверки. Завершающим этапом является установление диагноза. Заказчиком психодиагностического исследования может выступать сам психолог и другие заинтересованные лица, например родители, педагоги, различные организации.

Программа диагностики (по методической разработке Фукина А. И. и Курбатской Т. Б.):

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик.

При этом КПГ до 3 баллов оценивается – неудовлетворительно,

до 5 баллов – слабо,

до 7 баллов – средне,

до 9 баллов – сильно,

до 10 баллов – очень сильно.

Описание методик.

1. Методика А. Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю»

Затем одновременно и четко произнести 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените.

Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:

Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.

Зигзагообразная форма «кривой» – указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.

«Кривая» в форме ПЛАТО наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти.

Названные вами слова ребенок должен повторить в том же порядке.

Инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.»

2,7,4 4,7,1

9,6,1,8 3,0,6,2

4,7,2,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7

Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по заданной строке повторяется из другого столбца.

При воспроизведении:

7 знаков оцениваются в 10 баллах,

6 …. в 9 баллах,

5…. в 7 баллах,

4…. в 4 баллах,

3…. в 1 балл.

3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.

Подготовьте лист бумаги 10*10 клеток.В эти 100 клеток поместите в случайном порядке по 16-17 разных фигурок: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить в заданную вами фигуру крестик. А при определениипереключаемости внимания: ставить в одну фигуру крестик, а в другую минус.

Инструкция: «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь.»

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно выполняется задание.

4. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации.

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток верхнего ряда слева направо. То же проделайте и с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала квадрат (по убыванию размеров, а потом трапецию, прямоугольник, шестиугольник и треугольник.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, располагающимися в определенной системе (последовательности) по величине. Причем в левой колонке наибольшие размеры фигур, а в правой наименьшие.

Теперь уберите все фигуры из середины таблицы (16 фигур, оставляя только в крайних рядах и колонках.

Инструкция: «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке, каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура, в какой клетке должна быть?»

Оценка из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.

Подготовьте по 5 карточек,изображающих:

1. Мебель,

2. Транспорт,

3. Цветы,

4. Животные,

5. Люди,

6. Овощи.

Инструкция: «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, что бы каждую группу можно было назвать одним словом».

Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа. 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снижается по 2 балла.

6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет.

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1. животные (среди них дерево,

2. мебель (транспорт,

3. игры (работа,

4. транспорт (дерево,

5. собачки (кошка,

6. кружки с одним сегментом (с 2 сегментами,

7. квадраты с двумя диагоналями (с 1 диагональю)

8. рисунки по 3 красных фигуры (квадрат с одной диагональю,

9. рисунки по 3 больших фигуры (3 маленькие фигуры,

10. рисунки по 2 треугольника (с 2 квадратами).

Инструкция: «Здесь нарисованы 5 рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно там быть, который не подходит к остальным».

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое не выполненное задание оценка снижается на 1 балл.

7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. ИНСТРУКЦИЯ дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется секундной стрелкой часов.

А. МАНЕКЕН (мальчик). Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей РИСУНОК мальчика.

ИНСТРУКЦИЯ: “ЕСЛИ правильно сложить эти части, то ПОЛУЧИТСЯ мальчик. Сложи его как можно быстрее”.ОЦЕНКА:

10 6 – до 15с.

9 6 – до 20с.

8 6 – до 25с.

7 6 – до 3,0с

6 6 – до 40с.

Б. МЕДВЕЖОНОК.

Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.ИНСТРУКЦИЯ: “ЭТО разрезанный на части медвежонок. Сложи его как можно быстрее”.

ОЦЕНКА:

106 – до 20с. 56 – до 80с.

96 – до 30с. 46 – до 100с.

86 – до 40с. 36 – до 120с.

76 – до 50с. 26 – до 130с.

66 – до 60с. 16 – до 180с.

В. ЧАЙНИК.

Перед ребенком лежат части рисунка чайника, разрезанного на 5 частей.

ИНСТРУКЦИЯ: «СЛОЖИ это вместе как можно быстрее» (Название объекта не дается)

ОЦЕНКА:

10 б – до 35 с. 5 б – до 100 с.

9 б – до 45 с. 4 б – до 120 с.

8 б – до 55 с. 3 б – до 140 с.

7 б – до 65 с. 2 б – до 160 с.

6 б – до 80 с. 1 б – до 180 с.

Из трех полученных оценок высчитывается средняя.

8. Название цвета по показу.

Приготовьте10 карточек различного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.

Показывая ребенку карточку,спросите: «Какого цвета карточка?»

За 10 правильно названных карточек – 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

9. Исследование качества звукопроизношения.

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках или ПОВТОРИТЬ за вами слова, в КОТОРЫХ встречаются ЗВУКИ, относящиеся к группам.

А.Свистящих: с – твердое и мягкое, 3 – твердое и мягкое.

САМОЛЕТ – БУСЫ – К ОЛОС ЗАЯЦ – КОЗА – ВОЗ

СИТО-ГУСИ-ЛОСЬ ЗИМА – ГАЗЕТА – ВИТЯЗЬ

Б.ШИПЯЩИХ: Ж, Ш, Щ, Ч, Ц

ЦАПЛЯ – ЯЙЦО – НОЖ ЧАШКА – БАБОЧКА – КЛЮЧ

ЖУК – ЛЫЖИ – НОЖ ШЕТКА – ЯШЕРИЦА – НОЖ

ШИШКА – КОШКА – МЫШЬ

В.Небных: К, Г,X,И

КРОТ- ШКАФ- ЗАМОК ХАЛВА – УХ А – МОХ

ГУСЬ-УГОЛ-ДРУГ ЙОД-ЗАЙКА-МАЙ

Г.СОНОРНЫХ: Р – твердое и мягкое, Л- твердое и мягкое

Читайте также:  Безопасная среда в развитии ребенка

РАК-ВЕДРО-ТОПОР ЛОПАТКА-БЕЛКА-СТУЛ

РЕКА- ГРИБ- ФОНАРЬ ЛЕЙКА- ОЛЕНЬ- СОЛЬ

ПРИ подборе ДРУГИХ СЛОВ важно, чтобы ЗВУК встречался, В начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов за чистое произношение всех слов. Не выговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

10. Методика Керна – Йерасека.

Ребенку дается лист чистой нелинованной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой.

А. Срисовывание фразы “ЕЙ ДАН ЧАЙ”.

Ребенку выдается карточка 7X14 см. На карточке рукописная фраза “Ей дан чай”. Высота заглавной буквы 1.5см., остальных-1см. Карточка кладется ЧУТЬ выше рабочего листа.

ИНСТРУКЦИЯ: “ПОСМОТРИ, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, ПОЭТОМУ попробуй это нарисовать. Хорошенько ПОСМОТРИ, как это написано, и напиши также”.

10 баллов – срисованную фразу можно прочитать.

БУКВЫ не более чем в 2 раза больше образца. БУКВЫ образуют ТРИ слова. Строка отклонена от ПРЯМОЙ линии не более чем на 30 градусов.

8-9 баллов-Предложение можно прочитать БУКВЫ ПО величине близки к образцу. Их СТРОЙНОСТЬ не обязательна.

7-6 баллов-БУКВЫ разделены не менее, чем на 2 ГРУППЫ. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла – С образцом схожи не менее 2 буквы. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла- Каракули.

Б. Срисовывание точек. л

Ребенку выдается бланк с изображением ГРУППЫ точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали-1см. Диаметр точек 2мм. Карточка с точками кладется так, чтобы ОСТРЫЙ УГОЛ ПЯТИУгольника был направлен вниз.

ИНСТРУКЦИЯ: “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь. (Показать где).

10-9 баллов – Точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не КРУЖКИ. Соблюдена симметрия ФИГУРЫ по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение ФИГУРЫ, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

8-7 баллов – Возможно незначительное нарушение симметрии. Однако точка может выходить за рамки столбца или СТРОЧКИ. ДОПУСТИМО изображение КРУЖКОВ вместо точек.

6-5 баллов – ГРУППЫ точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей ФИГУРЫ. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

4-3 балла – Точки располагаются группами. Их ГРУППЫ напоминают любые геометрические ФИГУРЫ. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например линии.

1-2 балла – Каракули.

Коэффициент психологической готовности /КПГ/ ребенка, к школе определяется отношением СУММЫ оценок на число методик.

ПРИ этом КПГ до 3 баллов оценивается – неудовлетворительно,

до 5 баллов – слабо,

до 7 баллов – средне,

до 9 баллов – сильно

до 10 баллов – очень сильно.

Источник

Как оценить эмоциональную и социальную зрелость будущего первоклассника?

Кто и когда занимается диагностированием

Оценку готовности ребенка к переходу из садика в школу необходимо начинать заранее, не менее чем за год до поступления в первый класс. Благодаря этому у вас останется время скорректировать те аспекты, которые просели. В этом смысле проводимые исследования — не просто диагностика, подготовка детей к школе как раз и начинается с определения сформированности его организма, психики и т. д.

В первый класс принимают детей от 6,5 до 8 лет. У всех мам и пап есть возможность маневра минимум в год — пойти в школу в неполные 7 или неполные 8. Здесь начинается самое сложное — родительские амбиции, сравнение с дочками–сыночками родных и знакомых, советы бабушек и дедушек, у мам мальчиков — страх, что сразу из школы загремит в армию и т. д. И получается, что не все малыши начинают учиться в те сроки, которые оптимальны лично для них. А определить это время плюс выявить болевые точки, требующие коррекции, чрезвычайно важно.

У «организованных» детей такое диагностирование и проводится организованно — в детском саду или в школьных подготовительных группах.

Если ребенок «не садиковый», то заниматься этим необходимо родителям.

Важно понимать: несмотря на то, что диагностические методики доступны и при первом взгляде кажутся несложными, не полагайтесь только на себя. Найдите хорошего специалиста, который поработает с вашим чадом профессионально и объективно.

Какие методики диагностирования существуют

Вопреки распространенному мнению, готовность к учебе — это не умение писать-читать-считать. Как раз этому научат в школе.

Гораздо важнее общий уровень развития вашего дошкольника, методики диагностики готовности к школьному обучению выявляют и при необходимости помогают скорректировать:

  • физическую подготовленность (иммунитет, вестибулярный аппарат, моторику, координацию и т. д.);
  • интеллектуальную подготовленность (внимание, память, речь, мышление и т. д.);
  • мотивацию;
  • социальную адаптацию.

Детские психологи проводят специальные пробы — групповые и индивидуальные тесты.

Методика диагностирования по тестам школьной зрелости

Существует несколько методик диагностики готовности ребенка к школе (определение школьной зрелости): Керна-Йирасека, Гуткиной, Эльконина и другие.

Тесты Керна-Йирасека

Определение школьной зрелости по тестам Керна-Йирасека состоит из нескольких заданий:

  • нарисовать мужскую фигуру по памяти: «Нарисуй здесь дядю», никаких других пояснений не дается; оценивается что получилось — есть ли руки-ноги, на местах ли они, какие цвета использовал малыш, как расположил рисунок на листе;
  • срисовать (именно срисовать, а не списать!) несколько слов, состоящих из 2—3 письменных букв («я ем суп», «ей дан чай», «я ем сам») — смотрят, читаются ли буквы, есть ли разбивка на слова, держит ли ребенок строку и т. д.;
  • срисовать группы точек (например, три ряда по три и в четвертом — одна по центру) — проверяют число и расположение точек, контур рисунка.

Результаты теста оцениваются в баллах, от 1 (самый высокий уровень) до 5.

Тесты Н. Гуткиной

Методика Н. Гуткиной, по которой проводится диагностика готовности к школе, тесты – проверка:

  • способности ребенка к произвольному вниманию (тест «Да и нет», ответы на вопросы);
  • фонематического слуха («Найди звук»);
  • развития произвольной сферы («Вежливость», «Домик»: скопировать простую картинку, составленную из элементов прописных букв — оценивают наличие всех деталей, их пропорции, начертание и т. д.).

Методика диагностирования по тестам достижений и тестам способностей

Существуют и успешно применяются методики готовности ребенка к школе, основанные на тестах достижений и способностей Г. Вицлака.

Тест включает 15 заданий:

  • история в картинках;
  • знание цвета;
  • заучивание четверостиший;
  • знание названий предметов;
  • процесс счета;
  • порядок счета;
  • классификация предметов;
  • восприятие количества;
  • размещение фигур;
  • сравнение картинок;
  • дифференциация цвета и формы;
  • воспроизведение четверостиший;
  • нахождение аналогий;
  • срисовывание;
  • описание картинки.

Итог подводится отдельно по каждому пункту и обрабатывается по нескольким направлениям:

  • суммируется, переводится в проценты;
  • оценивается по отдельным тестам, относящимся к конкретным компонентам умственного развития (обучаемости, уровню образования понятий, развития речи и т. д.)

Методика определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью

Кроме оценки развития интеллекта, важна и диагностика психологической готовности ребенка к школе, его мотивации и умения «пользоваться собственной головой».

Определить, готов ли дошкольник к учебе как новому виду деятельности, помогут тесты Эльконина, Вагнер, Зака:

  • Д. Эльконин использует «графические диктанты» (условно: «две клетки вправо – одна клетка вниз – две клетки вправо – одна клетка вверх»); способность ребенка повторить «узор» показывает его умение ориентироваться в пространстве, слушать и слышать.
  • Метод «Рисование по точкам» или «Образец и правило» А. Вагнер. Дается фигура-образец и справа от нее «точки» в виде треугольников, крестиков, кружочков, их необходимо соединить по образцу, чтобы получился такой же рисунок, лишние не использовать.
  • Методика «Почтальон» А.Зака определяет, способен ли ребенок планировать собственные действия, воспринимать и воспроизводить образец. Во время игры «почтальон» ходит между нарисованными «домиками» и «жителями» не как попало, а по определенным правилам.

Подводим итоги

Все дети разные, и один год для ребенка — огромная часть жизни. Собираясь в школу, оцените адекватно силы своего «абитуриента». Если окажется, что прямо сейчас он к первому классу не готов — это не трагедия. Дайте ему еще год, но не тратьте время впустую — готовьтесь, водите на развивающие занятия, укрепляйте здоровье.

Удачной вам учебы!

ИНТЕРЕСНО? ПОЛЕЗНО?

Подпишись на канал «ЧЕЛОВЕК В ПОГОНАХ»

Источник

Определение готовности ребенка к школе

I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти

Читайте также:  Как заниматься физическим развитием ребенка

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция. “Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю.”

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) “кривая” в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

II. Методика Джекобсона по определению объема памяти

Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция. “Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.”

 
Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной
строке повторяется из другого столбца. 

При воспроизведении:

hello_html_m74b444bb.jpg III. Методика по определению концентрации и распределения внимания

Подготовьте лист бумаги 10×10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую – нолик.

Инструкция. “Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь”.

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.

IV. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой – наименьшие).

hello_html_m659546b5.jpg 
Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних рядах и колонках.

Инструкция. “Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? “

Оценка ведется из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

V. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать

Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.

Инструкция. “Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом”. Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.

VI. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;
2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;
4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;
7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;
8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;
10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. “Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным.”

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.

VII. Методика для выявления уровня развития образных представлений

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.

А) Мальчик. Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.
Инструкция. “Если правильно сложить эти части, то получится красивый рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее.”hello_html_68185b0c.jpg   hello_html_68bc1537.jpgБ) Медвежонок. Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.
Инструкция. “Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как можно быстрее”.   hello_html_bedf8ad.jpgВ) Чайник. Перед ребенком лежат 5 частей рисунка чайника. Инструкция. “Сложи рисунок как можно быстрее” (Название объекта не дается).   hello_html_5bcd6d67.jpg

Из трех полученных оценок вычисляется средняя арифметическая.

VIII. Название цвета по показу

Приготовьте 10 карточек разного цвета: 

красногооранжевогожелтогозеленогоголубогосинегофиолетового, белого, черногокоричневого.

Показывая ребенку карточку, спросите: “Какого цвета карточка? “

За 10 правильно названных карточек – 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

IX. Исследование качества звукопроизношения

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

А) свистящих: [с] – твердое и мягкое, [з] – твердое и мягкое

Самолет – бусы – колос                   Заяц – коза – воз
Сито – гуси – лось                           Зима – газета – витязь

Б) шипящих: [ж], [ш], [щ], [ч], [ц]Цапля – яйцо – нож                           Чашка – бабочка – ключ
Жук – лыжи – нож                             Щетка – ящерица – нож
Шишка – кошка – мышь

В) небных: [к], [г], [х], [й]

Крот – шкаф – замок                      Халва – уха – мох
Гусь – угол – друг                           Йод – зайка – май 

Г) Сонорных: [р] – твердое и мягкое, [л] – твердое и мягкое

Рак – ведро – топор                      Лопатка – белка – стул
Река – гриб – фонарь                    Лейка – олень – соль

При подборе других слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов – за чистое произношение всех слов. Невыговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

X. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)

Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой – цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.).

Инструкция. “Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой странице. На картинки смотреть 

нельзя.” (Последнее слово интонационно подчеркивается.)

Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.

XI. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна – Йерасека)

Образец графического диктанта

Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.

Читайте также:  Индивидуальный план развития ребенка на примере

Инструкция. “Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем.”

Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.

“Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки.” (Ставится точка в начале строки.)

Первое графическое изображение

Инструкция. “Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать:

одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.”

Оценка: за все задание – 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Второй графический диктант

Инструкция. “Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо.”

Оценка: за все задания – 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий графический диктант

Инструкция. “Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо.”

Оценка: за все задание – 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.

XII. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. “Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где).”
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимально – 10.

         XIII. Методика Керна – Йерасека

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы “Ей дан чай”

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу “Ей дан чай”, написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же.”

10 баллов – срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

8-9 баллов – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

7-6 баллов – буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла – на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла – каракули.

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек – 2 мм. 

 

Инструкция. “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь” (показать где).

10-9 баллов – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

8-7 баллов – число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6-5 баллов – рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4-3 балла – контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем. 

1-2 балла – каракули.

В. Рисунок человека

Инструкция: “Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю).” Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: “Рисуй так, как ты умеешь”. Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: “Можно ли рисовать тетю?” – необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

– наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
– наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
– способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9 баллов – есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией (“синтетический”, когда руки и ноги как бы “вытекают” из туловища.

8-7 баллов – по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не “синтетическим способом”. Нарисована отдельно голова и туловище. К ним “прилеплены” руки и ноги.

6-5 баллов – есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4-3 балла – примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу “палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.

1-2 балла – отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

XIV. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10 баллов – сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов – очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов – активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов – скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов – трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов – скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла – пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3 балла – очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла – замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

XV. Методика по определению состояния долговременной памяти

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. “Вспомни те слова, которые я тебе читал”.

Оценка 10 баллов – если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизвед