Методичка по развитию речи ребенка 5 лет
Светлана Миронова
Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет
Речевое развитие ребенка
Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет
Введение
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
У ребенка, испытывающего проблемы со зрением, речевая функция немного затормаживает свое развитие. На родителей ложится большая доля труда и ответственности за воспитание ими слепого ребенка, поэтому им следует знать общую цель и конкретные пути и средства педагогического воздействия на ход развития личности при потере зрения. Чтобы ослабить влияние слепоты на развитие ребенка, необходимо активно и своевременно воздействовать на малыша. Чем раньше произойдет это педагогическое вмешательство в жизнь маленького слепого, тем успешнее он будет развиваться и обучаться в школе.
В процессе повседневного общения с окружающими слепой ребенок овладевает речью – ее содержанием и структурой, то есть звуковым и грамматическим строем, словарным составом и выразительными средствами (силой голоса, темпом речи, интонацией). Он также овладевает и речевыми функциями обозначения и обобщения предметов, признаков и действий, на основе которых осуществляется общение, познание окружающего мира и психическое развитие личности самого ребенка.
Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.
При помощи слова слепой ребенок получает предварительное понятие о незнакомых ему предметах, которое затем уточняется при непосредственном восприятии. Объяснения взрослого в процессе обязательного обследования предметов или ориентировки в пространстве помогают выделить существенные признаки объектов и тем самым способствуют уточнению восприятия и формированию правильных предметных и пространственных представлений.
От родителей требуется продумать вопросы, которые помогали бы ребенку выделить характерные признаки, явления, и рассказать о них. Проводимые наблюдения периодически обобщаются в виде беседы, кратких записей, ведения дневника, с помощью рельефных условных обозначений. Таким путем у слепого ребенка создаются и систематизируются богатые представления о каком-либо явлении, а связанные с ним слова приобретают глубокий и точный смысл и сознательно употребляются в разных речевых ситуациях.
При помощи звукозаписи легче усваиваются приемы выразительного чтения, так как происходит понимание интонаций, логических ударений и умение передать их в своем чтении и в устной речи.
Овладение разными видами связной речи становится для слепого важным средством компенсации недостатков его чувственного познания и средством нормального психического развития. Многие родители, своевременно занявшиеся воспитанием слепых детей в контакте со специальной школой, достигли в этом отношении больших успехов.
Коммуникативно-речевое развитие детей 4-5 лет
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни.Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно начиная с раннего возраста.
Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остаётся фактом – даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.
Подавляющее большинство педагогов полагают, что если обогатить словарный запас ребёнка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог – особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.
«Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка» (Л. С. Выгодский). В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, что сказывается на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем, развитием связной речи, в усвоении выразительных средств.
А ведь именно сейчас используются такие модные формы и методы обучения, как проектный, исследовательские работы и т. д.
Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребёнка.
Проект – это описание будущей деятельности, направленное на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.
Определены следующие условия организации и проведения проекта:
• наличие мотивации участников проекта;
• перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;
• позиция взрослого – позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личной инициативе, к росту личности ребёнка;
• позиция ребёнка – активное взаимодействие со взрослым, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность;
• произвольность (доведение начатого проекта до определённого результата);
• знания воспитателя выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
• освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития мышления и воображения;
• представление (детям) практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.
То есть дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
До сих пор обсуждаются способы и условия реализации диалога в образовательном процессе. Он рассматривается как метод исследования личности ребёнка; особая по построению форма организации занятия; способ реализации проблемного обучения, сотрудничества, специально организованная ситуация общения педагога и ребёнка и т. д. Однако если нет мотивации общения, спора, то нет и словесных форм спора, диалога, дети не смогут научиться продуктивно сотрудничать, строить свое взаимодействие учебным способом.
Возрастные и психофизические особенности становления речевой деятельности ребёнка во время реализации проекта позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества. Главное, не игнорировать мотивы детского общения, использовать готовность ребёнка вступать в диалог, чувствовать инициативу детей.При этом необходимо соблюдать особую последовательность: в первую очередь обучать диалогу и умению вести диалог, затем – монологу как высшей форме речевой деятельности. Это поможет не только сохранить и развить мотивацию общения, но и повысить качество речевой деятельности детей в процессе проектирования.
«В гости к бабушке»: чтение слогов с буквой «я»
Программное содержание: учить читать слоги с буквой «я»; закреплять представление о домашних животных; упражнять в различении гласных и согласных, звонких и глухих звуков; определять ударный звук в слове; формировать интерес к чтению; развивать внимание, память, фонематический слух, познавательную активность.
Оборудование: звуковые кубики, таблицы для обучения чтению по методике H.A. Зайцева, предметные картинки, графические задания для каждого ребенка, кукла, аудиозаписи мелодий детских песен. .
Ход занятия
К нам в гости пришел Малыш. Выставляется кукла.
Он приглашает в гости к своей бабушке в деревню. Чтобы отправиться, надо построить поезд. Сегодня мы будем строить вагончики из кубиков с буквой «я».
Дети выставляют слоговые кубики с буквой «я», по три в ряд.
Чтобы поезд набрал скорость, надо прочитать названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговариваем его протяжно, а безударные слоги говорим коротко.
Дети читают необычные трехсложные слова,меняя ударение: КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ и др.
Пропевание слогов с буквой «я» под музыку по кубикам и таблице.
Вот мы приехали. Выставляется кукла Бабушка. Бабушка хочет познакомиться с вами. Дети выкладывают свои имена из кубиков. Бабушку зовут Наташа, и она приглашает нас за стол.
Игра с движениями «Как у бабушки Наташи».
Как у бабушки Наташи,
Ели вкусную мы кашу,
Кашу манную, с дымком,
С хлебом, с маслом, с молоком.
Взяли мы большую ложку, Съели все до самой крошки, Вот какая каша, У бабушки Наташи.
У бабушки есть животные,отгадайте загадки:
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спица,
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится, вы узнали?
Это. (кот).
Показ предметной картинки с изображением кота, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого. Кот принес нам букву «т».
Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
Буква «т» в слове «кот» обозначает звук [т].
Где он находится: в начале, середине или в конце слова?Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «кот»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?
Давайте позовем кота: «Ко-о-о-от, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?
Отгадайте еще одну загадку: Голодна – мычит. Сыта – жует,
Малым деткам молока дает. (Корова).
Показ предметной картинки с изображением коровы, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.
Корова принесла нам букву «р». Буква «р» в слове «корова» обозначает звук [р].Где он находится: в начале, середине или в конце слова?Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «корова»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?
Давайте позовем корову: «Коро-о-ова, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?
Отгадайте, кто еще живет у бабушки Наташи. С бородой родится -Никто не дивится. (Козел).
Показ предметной картинки с изображением козла, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.
Козел принес нам букву «л». Буква «л» в слове «козел» обозначает звук [л].Где он находится: в начале, середине или в конце слова?Какой это звук: согласный или гласный?Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «козел»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?
Давайте позовем козла: «Козё-ё-ёл, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?
Еще у бабушки живут птицы: гуси, утки, куры и петух.
Источник
загрузка…
Пособие входит в программно-методический комплекс к программе «Радуга». Книга содержит примерное календарное планирование и методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут организовать работу по реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования с детьми 5—6 лет в детском саду. Пособие адресовано педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей. Гризик Т.И.
Характеристика речи детей 5—6 лет
Всем хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития.
Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости от многих ана-томо-физиологических особенностей ребёнка. В первую очередь это касается зрелости коры головного мозга, развития артикуляционного аппарата и органов чувств ребёнка (особенно речедвигательного и речеслухового анализаторов). В тесном единстве с физиологическими процессами развивается психологическая база речи. Большое влияние на речевое развитие оказывает социальное окружение детей.
Для построения правильной методической работы по развитию речи взрослым (педагогам и родителям) следует более детально знать характеристику словаря, состояние грамматического строя речи, состояние звуковой культуры речи, особенности развития связной речи.
Словарь детей 5—6 лет
В возрасте 5—6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Дети постигают словарь антонимов и синонимов. В самостоятельной речи дети правильно употребляют слова, обозначающие материал, из которого сделаны предметы. Расширяется словарь обобщений, особенно за счёт широких родовых понятий, например: растения — это деревья, кустарники, травы, цветы и т. д.; вещи — это игрушки, одежда, мебель, посуда и т.д.; движение — это бег, ходьба, прыжки, полёт и т. д. Усваивая слова, находящиеся в родо-видовых отношениях (мебель: стол, стул, шкаф и т.д.), дети хорошо отличают их от слов, находящихся в отношениях целого и части (стул: ножка, спинка, сиденье).
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребёнка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов. Но во всех случаях ребёнку следует показать красоту и богатство родного языка.
В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000—4000 слов.
Грамматический строй речи детей 5—6 лет
Качественное и количественное изменение лексического запаса идёт параллельно с развитием грамматического строя речи ребёнка. Поэтому на шестом году жизни речь детей становится более правильной.
Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Дети правильно употребляют глаголы, обозначающие действия, с приставками у-, по-, при-, про-, вы-. Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей.
Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными; не делают серьёзных ошибок в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; правильно употребляют предлоги, выражающие различные пространственные отношения (исключение составляют предлоги из-за, из-под)] легко изменяют глаголы по временам. Многим детям доступно составление сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при употреблении сложных предлогов и образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа {чулок, носков, ботинок, тапочек и т.д.). Образование множественного числа некоторых слов может также представлять определённые трудности.
Звуковая культура речи детей 5—6 лет
Звуковая сторона речи детей старшего дошкольного возраста претерпела за год большие качественные изменения. Рассмотрим их.
Речевой слух (сочетание фонематического и фонетического слуха). Уровень развития речевого слуха ребёнка в 5 лет позволяет ему:
• контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
• преобразовывать просодемы, создающие интонацию (сила голоса, высота, темп, ритм, тембр);
• усваивать правила орфоэпии (ударения) в соответствии с традициями родного языка;
• выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определённой фонемы (звука); определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);
• овладеть делением слова на слоги (благодаря достаточно хорошо развитому фонетическому слуху).
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребёнку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5—6 слов. Конструкции предложений в речи детей усложняются. Произнесение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений требует более продолжительной воздушной струи. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребёнку при нехватке воздуха приходится прерываться посередине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку и стать одной из причин физиологического заикания.
В целом, работая с детьми дошкольного возраста, взрослые могут столкнуться со следующими проблемами в развитии речевого дыхания (по данным М. Е. Хват-цева):
• очень слабый вдох-выдох, который приводит к тихой речи (едва слышимой). Наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных;
• неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, что часто приводит к «заглатыванию» конца слова или фразы;
• неумение распределить дыхание по словам, в результате чего ребёнок производит вдох в середине слова;
• неравномерный, толчкообразный выдох, при котором речь звучит то громче, то тише.
Учитывая вышесказанное, следует обязательно продолжать работу по развитию речевого дыхания в старшем дошкольном возрасте.
Звукопроизношение. В возрасте 5—6 лет устанавливается правильное звуко-произношение. Исключение составляют дети с серьёзными речевыми патологиями, ослабленные и часто болеющие, имеющие в своём близком окружении людей с речевой патологией.
В 5 лет некоторые дети ещё могут испытывать сложности в произнесении сонорных звуков [р], [л], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]. Трудности употребления проявляются в замене звуков (например: р -> л; ш с); нестойкости употребле-
ния (жук жуззит); дефектах произношения (звук [р] — горловой, [ш] — губной). Однако ближе к 6 годам перечисленные сложности исчезают.
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной зву-кослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (экскурсия, термометр, конструктор и т. п.).
Связная речь детей 5—6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи — диалога и монолога.
Совершенствуется диалогическая речь, что позволяет ребёнку более успешно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Уровень общего развития старшего дошкольника подводит его к элементарному осознанию языковых и речевых явлений, на основе чего у детей развивается произвольность, осознанность построения развёрнутого монологического высказывания, создаётся основа для успешного овладения письменной монологической речью.
Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог позволяет ребёнку легко входить в контакт как со взрослым, так и со сверстниками. В диалогической речи коммуникативная (социальная) функция — основополагающая и во многом определяет языковое насыщение диалога. Действительно, языковое оформление диалога (стилистика речи, интонация, подбор словаря и т. п.) зависит от коммуникативных ситуаций (с кем вступаешь в контакт; каковы содержание и цель общения и т.д.). Поэтому дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (педагоги и члены семьи) относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребёнком, чутко прислушиваясь к его мнению и учитывая его интересы, потребности и т.д.; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребёнка, занимая позицию тактичного собеседника.
Особое внимание в старшем дошкольном возрасте следует уделить диалогическому взаимодействию детей друг с другом (со сверстниками). Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более контекстна, чем в общении со взрослыми. В старшем дошкольном возрасте именно в диалоге со сверстником дети учатся согласовывать, контролировать собственные действия и действия партнёра. Особенно ярко это проявляется в ситуации, которая нацелена на получение определённого результата совместных действий детей.
В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводится как речевым средствам, так и внеречевым (мимике, жестам, движениям). Всё это характерно для диалогической формы речи.
В процессе взаимодействия дети приобретают опыт диалогического общения, проявляют коммуникативную самостоятельность, что очень важно для их личностного развития и последующего обучения в школе.
Итак, овладение диалогом — это больше чем простое овладение композиционной формой речи. Это прежде всего формирование активной диалогической позиции, которая проявляется в инициативности вопрошающего и готовности к ответным реакциям на инициативу партнёра; умении слышать и понимать товарища, привлекать его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.
Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребёнка определённого уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определённых навыков построения связных текстов.
Важным условием развития монологической речи детей является формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений, на основе чего у них развивается произвольность построения развёрнутого высказывания, создаётся основа для успешного овладения в дальнейшем и письменной монологической речью.
В практике современного детского сада развитие связной речи следует осуществлять с учётом видовой классификации монологической речи, уделять достаточно внимания осознанному построению высказывания дошкольниками.
Для того чтобы научить дошкольников осознанно строить высказывания, педагогам необходимо знать особенности монологов разных типов (описания, повествования и рассуждения), особенности монологических высказываний детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5—8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны, и понять их без наглядности практически невозможно. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.
В свободных высказываниях детей 5—8 лет преобладают монологи повествовательного типа. Главная характеристика повествования — динамика — не вызывает у них трудностей в употреблении в речи. Наиболее сложными для старшего дошкольника являются соблюдение структуры повествования, правильной последовательности событий, а также выделение главной темы рассказа.
Монологи описательного типа сложны для детей дошкольного возраста из-за необходимости выдерживать статичность высказывания — одну из главных характеристик описания. Однако при определённой наглядности (например, при описании растений, животных, портрета человека, интерьеров) высказывания детей отличает высокая степень статичности. Наибольшие трудности при составлении детьми описательных высказываний вызывают умения выделять объект речи описания (кого или что описывают), выдерживать логику и последовательность перечисления предметов, признаков, свойств и т. д.
Рассуждение — самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированности логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства. Поэтому у детей 5—8 лет наблюдаются лишь элементы рассуждения, говорить о которых как о самостоятельных монологических высказываниях в данном возрасте не приходится.
Таким образом, работу по формированию связной монологической речи у детей 5—8 лет необходимо строить на основе:
• раздельного целенаправленного обучения описанию и повествованию, т. е. тем типам монолога, которые доступны детям 5—8 лет;
• освоения умений, необходимых для осознанного построения монологических высказываний. К ним относятся: в описании — умение определять объект речи и последовательность, логику перечисления; в повествовании — умения вычленять главную тему рассказа, соблюдать структуру повествования.
Подготовка к обучению грамоте
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу — овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст — это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), чёткая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.
Взрослым (педагогам и родителям) необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, — сложные навыки, требующие определённого уровня развития ребёнка (психологического, физиологического и лингвистического). Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребёнок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями и даже трагедиями не только для самого ребёнка, но и для взрослых (родителей и учителей). Речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить пятилетнего ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определённые последовательные этапы: 1) всесторонняя работа со звуком; 2) знакомство с образом буквы (знаком) и закрепление его; 3) формирование техники чтения. Нормальное формирование навыков письма также проходит три взаимосвязанных этапа: 1) аналитический (выделение элементов); 2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое); 3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка). При этом ни один этап нельзя пропустить.
В старшей группе начинается серьёзная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена в следующей возрастной группе.
Задачи речевого развития детей 5—6 лет
Овладение речью как средством общения на основе комплексного развития всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.
1. Развитие лексической стороны речи.
Обогащать словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях детей.
Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные. Формировать умение более точно подбирать слова, отражающие качество предмета или явления.
Пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет. Уточнять представления детей о предметах и их частях, особое внимание уделять назначению представленного предмета.
Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счёт слов, находящихся в родо-видовых отношениях (например, мебель: стол, стул, кровать, кресло и т. д.; цветы: мак, роза, ромашка и т. д.) и входящих в широкие родовые понятия (например, растения: цветы, деревья, трава, кусты и т.д.; жилище: дом, изба, дворец и т.д.; движение: бег, прыжки, ходьба, ползание и т.д.).
Знакомить детей с синонимами. Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (например: влажный и мокрый)] для выражения эмоциональной окраски (например: упал и шлёпнулся; красивый и великолепный и т.д.).
Продолжать знакомить детей с антонимами. Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).
Продолжать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи. Продолжать работу над лексическим (смысловым) значением слов.
2. Формирование грамматического строя речи.
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Показать правильное употребление глаголов с приставками. Особое внимание обращать на употребление глаголов, обозначающих действия, с приставками у-, по-, при-, про-, вы-.
Обращать внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например: вышел — зашёл).
Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными.
Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Закреплять правильное употребление и образование сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т.д.).
Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.).
Упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов; глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных.
Продолжать работу по составлению разных типов предложений.
Продолжать знакомить детей с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Упражнять детей в составлении простых распространённых предложений.
Обучать детей составлению сложносочинённых предложений с противительным союзом а, сложноподчинённых предложений.
Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей.
Источник