Методическое руководство по оценке психического развития ребенка
Название: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Автор: Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц:384
Формат:pdf (rar)
Размер: 4,9 Мб
Качество: хорошее
Описание:
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность.
Название: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Автор: Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц:384
Формат:pdf (rar)
Размер: 4,9 Мб
Качество: хорошее
Описание:
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность.
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.
Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Руководство предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.
Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.
Прим. Издание не содержит собственно стимульных иллюстративных материалов.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Понятие психологической оценки
Основные принципы диагностической деятельности психолога
Понятие отклоняющегося развития как одной из основных категорий оценки
особенностей психического развития ребенка
Использование представлений о норме развития в практике
психолога образования
Глава 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Представления о системности и структуре психического развития
Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике
Оценка психического развития как поэтапная технология деятельности психолога
Представление о типологическом психологическом диагнозе как одном из основных итогов оценки психического развития
Требования к методическим средствам и стимульным материалам
Глава З
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Основные положения проведения углубленной оценки психического развития ребенка
Подготовка к проведению обследования
Психологический анамнез
Условия и особенности протекания беременности и родов
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 1 года до 3 лет
История развития ребенка от 3 до 5-5,5 лет
История развития ребенка от 5,5 до 7 лет
История развития ребенка в младшем школьном возрасте (от7 до 10—11 лет)
Построение диагностической гипотезы
Тактика психологического обследования
Особенности проведения обследования детей разного возраста
Общая технология проведения углубленного психологического обследования
Тактика и технология обследования детей младшего дошкольного возраста
Глава 4
АНАЛИЗ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЕГО МЕСТО В ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Нейропсихологический подход к оценке закономерностей нормативного развития
Особенности становления межфункциональных взаимодействий у детей с вариантами отклоняющегося развития
Определение специфики латеральных предпочтений
Глава 5
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности
Произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности
Оценка сформированности произвольной моторики рук
Оценка сформированности движений мимических мышц лица
Произвольная регуляция психических процессов и функций
Сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом
Оценка сформированности пространственных представлений
Представления о пространстве собственного тела
Анализ частей лица и их расположения по отношению друг к другу
Анализ расположения частей собственного тела
Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга
Представления о пространстве объектов
Пространство речи и языка
Вербализация пространственных представлений
Квазипространственные представления
Формирование сравнительных степеней прилагательных и подбор антонимов
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных, речевых конструкций
Понимание и использование в речи «временных» последовательностей и причинно-следственных связей
Пространство межличностных отношений
Оценка специфики аффективной регуляции деятельности и поведения
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной пластичности (полевой реактивности)
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективных стереотипов
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной экспансии
Оценка особенностей и характера изменений уровня эмоционального контроля
Раздел II
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Глава 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Методика Пьерона—Рузера
Корректурные пробы
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
Методика В. М. Когана
Глава 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Запоминание двух групп слов
Запоминание 10 слов (по А. Р. Лурия)
Запоминание двух фраз
Исследования опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву)
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)
Глава 8
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-ДЕЙСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
Методика Доски Сегена
Разрезные картинки
Методика Кооса
Прогрессивные Матрицы Дж. Равена
Глава 9
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ (ОБОБЩАЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ)
Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 3—8 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 9-12 лет)
Исключение предметов (4-й лишний)
Глава 10
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подбор парных аналогий
Выбор простых аналогий
Выделение двух существенных признаков
Определение понятий
Сравнение понятий
Исключение понятий
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок
Понимание скрытого смысла в коротких рассказах
Установление последовательности событий
Р а з д е л III
ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙСФЕРЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 11
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
Методика Метаморфозы
Тест Рука
Контурный САТ-Н
Исследование субъективной оценки межличностных отношений
ребенка (СОМОР)
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Методика «Эмоциональные лица»
Глава 12
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Основные законы и этапы становления детского рисунка
Темы рисуночных тестов и параметры оценки рисунка детей разного возраста
Возможные ошибки проективной трактовки детского рисунка и их анализ
Раздел IV
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КАК ИТОГ УГЛУБЛЕННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Глава 13
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Общие положения
Общая схема анализа результатов психологического обследования.
Разделы анализа
Глава 14
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Особенности составления заключения. Его разделы
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения
Особенности составления заключений по результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключения)
Заключение
Приложение
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ВРЕМЕНИ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ
ЛИТЕРАТУРА
[свернуть]
Скачать книгу “Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.” в формате PDF
[restrict userlevel=”subscriber”]СКАЧАТЬ[/restrict]
Источник
Семаго Михаил Михайлович — кандидат психологических наук, профессором кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии. Ведущий научный сотрудник Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации). Автор более 80 научных работ, в том числе 25 монографий и методических пособий. Научные интересы: Методология отклоняющегося развития; распространение постнеклассической научной картины мира на психологию развития, в том числе на психологию отклоняющегося развития; использование синергетической концепции и категорий синергетики в психологии развития и специальной психологии; разработка теоретических основ классификации отклоняющегося развития, современная периодизация психического развития; теоретико-методологические основы психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы. Семаго Наталья Яковлевна — кандидат психологических наук, доцент. Является ведущим научным сотрудником Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации), а также доцентом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Автор более 90 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий. Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов инклюзивной образовательной вертикали. Сайт автораСемаго М.М., Семаго Н.Я. на видео Книги (6)Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка» является результатом двадцатилетней практической работы. Методики представленные в альбоме были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает в себя как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последовательность является оптимальной и в целом отражает последовательность психологического обследования ребенка. Методические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки познавательной деятельности детей Дошкольный и младший школьный возраст. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностики детей. Предложенная в технологии последовательность материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка. Альбом предназначен для специалистов — психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования. Диагностический Комплект психолога. Методика Предметная классификация Основной целью использования методики “Предметная классификация”является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста: 1-я серия: для детей 3 — 5 лет; 2-я серия: для детей 5 — 8 лет; 3-я серия (классический вариант классификации) для детей начиная с 8,5—9-летнего возраста. 1, и 2 серии являются авторской модификацией Н.Я. Семаго. Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия). Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго. Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия — 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек) Возрастной диапазон применения. Методика используется для работы с детьми, начиная с 3-х до 11-12-летнего возраста. Проблемные дети Основы диагностической и коррекционной работы психолога. В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования. Теория и практика оценки психического развития ребенка Дошкольный и младший школьный возраст. В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики. Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы. Добавить отзыв |
Источник
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 25 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.
Алгоритм работы.
Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.
Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом …
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.
Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Шаг 2. Ребенку говорят:
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.
Инструкция: Покажи им, где их домики.
Шаг 3.Ребенку говорят:
Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.
Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.
Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея – символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки – символизируют эмоциональную деятельность;
• руки – символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область – символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги – символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «Заземления» негативных переживаний.
Данная методика показывает актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.
Бланки
Источник