Методическое пособия по развитию мышления у ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 сала Успенского
Сборник дидактических игр для развития мышления у дошкольников.
Составила : воспитатель Гречкина Ю.Л.
Мышление
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать). Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление.
Последовательные ступени интеллектуального развития:
1.Наглядно-действенное мышление
2.Наглядно-образное мышление
3.Словесно-логическое мышление.
1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.
При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать — группировать предметы по признакам.
* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать — выделять частное из общего.
* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.
Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации. Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения. Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойства Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями,) задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев.
Дидактическая игра «Догадайся, чего не хватает?»
Цель: Развивать зрительное внимание, зрительно восприятие, умение концентрировать и распределять внимание, мышление.
Ход игры: Игровое поле выполнено в форме прямоугольника, который состоит из 3 на 4 клетоки. В зависимости от уровня сложности, на игровом поле нарисованы изображения-«подсказки». Необходимо заполнить все оставшиеся пустые ячейки недостающими изображениями.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель игры.
Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Задачи.
• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
• Развивать зрительное восприятие.
• Развивать монологическую и диалогическую речь.
• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.
Лото для детей “Веселые повара”
Цель игры: развитие зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, развитие связной речи.
Ход игры: детям случайным образом раздаём карточки с поворятами. Теперь ведущий поднимает одну з перевернутых карточек и называет продукт. У кого есть этот рисунок, тот берёт картинку себе и закрывает аналогичное поле .Выигрывает тот ,кто быстрее всех закроет все поля с продуктами и едой на своих карточках.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “СОБИРАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ”
Цель: Учить соотносить погодные условия и двигательную активность с необходимыми для прогулки набором одежды. Развивать память, внимание, логическое мышление.
Ход игры: Необходимо подобрать к каждому сезону соответствующую одежду и обувь. Обсудите с ребенком какие предметы одежды можно носить в разное время года, когда на улице холодно (например весной и осенью).
Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра
Цель игры: способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.
Ход игры: Раскладываем на столе картинки со шкафчиками и в беспорядке – квадратики с предметами. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по нужным полкам в соответствии с их группой по назначению и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).
Источник
Методические рекомендации для воспитателей. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного.
«Методы и формы развития мышления старших дошкольников».
Составила: Воспитатель Полуяхтова А.В.
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Развитию мышления дошкольников принадлежит особая роль. Дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятий, выведение следствия. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, то в школе он обычно переходит в разряд неуспевающих. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Вот почему проблема развития мышления дошкольников является актуальной сегодня.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Использование педагогом разнообразных форм и методов развития мышления детей дошкольного возраста способствуют развитию мыслительных способностей детей, всестороннему и гармоничному развитию личности, что в свою очередь отвечает социальному заказу общества. Вместе с тем, следует отметить, что исследуемая нами проблема все еще недостаточно отражена в психолого-педагогических исследованиях.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития мышления у дошкольников в условиях современного ДОУ, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и недостаточностью применения на практике оригинальных эффективных форм и методов, направленных на развитие мышления.
Комплекс коррекционно-развивающих игр
Игра 1. Составление предложений
Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игра 2. Поиск общего
Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игра 3. Исключение лишнего слова
Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
Игра 4. Поиск аналогов
Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Игра 5. Поиск «противоположных» предметов
Цель: Формировать способность находить в предмете общее и различие.
Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам
Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игра 7. Поиск соединительных звеньев
Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
Игра 8. Способы использования предмета
Цель: Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
Игра 9. Формулирование
определений
Цель: Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.
Игра 10. Перечислить возможные причины
Цель: Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.
Игра 11. Сократить рассказ
Цель: Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям.
На каждом занятии с детьми обязательно проводились физкультминутки и пальчиковые игры. Поскольку дошкольники имеют различные психологические особенности, большой акцент в системе работы уделялся потенциальным возможностям каждого ребенка, а также осуществлялся индивидуальный подход к обучению детей.
Работа с педагогическим коллективом
Название мероприятия
Цель
Методы и приемы
Форма проведения
«Эффективные методы развития мышления дошкольников»
Определить наиболее эффективные методы и формы развития мышления дошкольников
Сообщение, беседа, рекомендации
Педагогический совет
Работа с родителями
Название мероприятия
Цель
Методы и приемы
Форма проведения
«Как развивать мышление ребенка»
Определить способы и приемы, с помощью которых можно развить мышление ребенка
Сообщение, рекомендации, беседа
Родительское собрание
Рекомендации для педагогов по развитию мышления дошкольников.
1. Для формирования наглядно-образного мышления используйте следующие игры: «Ну-ка отгадай!», «Картинки-загадки», «Парные картинки», «Определим игрушку», «Лишняя игрушка» и др.
2. Стимулируйте и направляйте ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) дает возможность понять сущность предметов и явлений.
3. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.
4. Для формирования логического мышления можно использовать следующие игры: «Составление предложений», «Поиск общего», «Исключение лишнего слова», «Поиск аналогов», «Поиск «противоположных» предметов» и др.
5. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:
– выделять существенные признаки предмета, явления;- выделяют несущественные признаки предмета, явления;
– объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;
– абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.
6. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них.
7. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.
Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка
Учите сравнивать пары предметов или явления – находить сходство и различия между ними;
– изучайте классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
– находите «лишние» слова или изображения, не связанные общим признаком с остальными;
– разрезные картинки;
– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
– осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
– задания на сообразительность, логические рассуждения.
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учеб. Пособие для вузов / Г. С. Абрамова. – 2-е изд. – М.: академический проект: Фонд «Мир», 2003.
2. Азаров, Ю. П. Игра в дошкольном возрасте / Ю. П. Азаров. – М.: Мысль, 2000.
3. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008.
4. Алексеев, А. А. Психология развития / А. А. Алексеев. – СПб: Питер.
5. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. 8. Белова, Е. С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. – 2008.
Источник
Электронно- методическое пособие
для педагогов
Тема: « Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель ГБДОУ №12
Голубова А.А.
Санкт- Петербург 2015г.
Цель методического пособия: развитие внимания, памяти и мышления.
Пояснительная записка.
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.
Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для будущих учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.
Также дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятий, выведение следствия.
Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.
Электронный дидактический материал с пояснением и описанием.
№ | Изображение | Описание |
1 | Слайд 1. Название игры. Общая информация о материале. | |
2 | Слайд 2. Переходник . При нажатии на любую картинку вы окажитесь на нужном слайде. | |
3 | Слайд 3. «Подбери подходящую по смыслу пару.» Назвав предмет, по щелчку мыши они перемещаются образуя пару. Нажав кнопку «вперед» возвращаемся на слайд 2 для выбора следующего задания. | |
4 | Слайд 4. « Поставь фигуру вместо знака вопроса» После ответа по щелчку мыши правильная картинка встает на место знака вопроса. | |
5 | Слайд 5. « Найди лишнюю картинку» После правильного ответа по щелчку мыши не правильные фигуры выходят за рамки слайда, а правильная , по спирали располагается по центру листа. | |
6 | Слайд 6. « Запомни картинки» Детям дается 20 секунд, чтобы внимательно посмотреть на картинки и запомнить названия и их место положения. По щелчку мыши картинки сворачиваются. После ответа детей по щелчку они появляются по одной. | |
7 | Слайд 7. « Запомни домики. Найди точно такой же» На слайде виден один домик, который нужно запомнить. По щелчку мыши он сворачивается и появляются четыре домика, среди которых нужно найти похожий . После правильного ответа по щелчку появляется образец, дети убеждаются что ответили верно. | |
8 | Слайд 8. « Какую картинку художник нарисовал верно?» После правильного ответа по щелчку мыши неверные картинки исчезают, а правильная встает по центру и увеличивается в размере. | |
9 | Слайд 9. « Какой предмет нарисован лишним?» После щелчка мыши подходящие друг другу предметы группируются вместе. | |
10 | Слайд 10. « Какой рисунок поставить вместо знака вопроса» После ответа по щелчку мыши правильная картинка встает на место знака вопроса. | |
11 | Слайд 11. « Подбери заплатку к коврику» На слайде видны четыре заплатки. Читается задание, по щелчку мыши появляется коврик. После правильного ответа по щелчку не подходящие заплатки вылетают за приделы слайда, а правильный встает на место в коврике. |
Источник