Методическое пособие по развитию связной речи у ребенка
Рекомендации по организации и проведению занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.
Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста предлагаем следующие рекомендации:
1. При планировании работы по развитию речи учитывать принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики в соответствии с программой обучения и воспитания детей;
2. На занятиях и во время режимных моментов расширять представления детей об окружающем мире, развивать лексический и грамматический строй речи, необходимый для оформления связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
3. Занятия проводить с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, применять игровые приемы и упражнения;
4. Для каждого занятия выбор методов и приёмов, игровой материал осуществлять с учетом целей и задач обучения детей;
5. Для каждого вида обучения рассказыванию использовать конкретную структуру занятий и методические приёмы;
6. При проведении занятий особое внимание уделять организационному и заключительному этапам. На организационном этапе формировать положительную установку детей на участие в занятии; на заключительном этапе, в процессе оценки учебной деятельности детей, формировать мотивацию к следующему занятию.
7. При проведении всех занятий по обучению детей рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе:
– подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или представленного на картине сюжета, с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий;
– специальный языковый разбор текста; речевые – лексические и грамматические упражнения, игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка;
8. Формировать установку на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
9. При составлении рассказов по картине, по серии картин учитывать структуру повествования:завязка (вступление), кульминация (основная часть), развязка (заключение);
10. На занятиях по формированию связной речи детей широко использовать средства наглядности;
11. Обучать детей навыкам планирования высказывания. Для этого использовать следующие приёмы: рассказывание по цепочке, по опорным вопросам, по предваряющему плану-схеме, моделирование сюжета с помощью условной наглядной схемы и другие;
12. На занятиях использовать приёмы повышения мотивации речевой деятельности: игровые приёмы и упражнения, соревновательные элементы, оценку деятельности детей (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища; в ст. дошк. возрасте – оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.);
13. Активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:
– проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;
– довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;
– использовать приём «домашнее задание»;
– приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.
Перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.
Источник
Логопедическая работа по коррекции нарушения связной речи у детей с нарушением интеллекта
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. Развитию диалога, который является основной формой речевого общения уделяется большое внимание с самого начала логопедической работы в начальной школе с детьми с нарушением интеллекта. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря.
Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога на логопедических занятиях ставит своей целью специальное развитие речи детей. В процессе работы по формированию диалогической речи школьник с нарушением интеллекта должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ).
Проведение беседы включает три этапа:
1) вступление, 2) развитие темы, 3) концовка.
Во вступлении логопед привлекает внимание детей к теме беседы, например: “Сегодня мы будем сравнивать произношение и звучание звуков а и о”. В процессе проведения беседы логопед должен кратко и четко ставить вопросы, требовать точного по смыслу и правильного по форме полного ответа. К участию в беседе привлекаются все дети. В конце беседы подводится итог.
Необходимо научить детей с нарушением интеллекта задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы логопеда. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картинке, а затем и без использования картинок, самостоятельно, т.е. без предварительной беседы.
Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в младших классах коррекционной школы способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребенка в целом.
В начальных классах для детей с нарушением интеллекта проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.
На первом году обучения можно рекомендовать такие, например, короткие стихотворные тексты.
Разговор с котом
– Почему ты черен кот?
– Лазил ночью в дымоход
– Почему ты серым стал?
-Меня пес в пыли валял.
-Так какого же ты цвета?
-Я и сам не знаю это.
Курочка – рябушка
– Курочка-рябушка, куда ты пошла?
На речку.
Курочка-рябушка, зачем ты пошла?
За водичкой.
-Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-А как цыплятки просят пить?
– Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.
На втором году обучения предлагаются более длинные стихотворные тексты.
Где мои вещи?
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
– Где моя рубашка?
– Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечает
рубашка.
– А где мои носки?
– Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! — закричали носки
– А где мои ботинки?
– Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. А
левый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
В процессе чтения этого рассказа по ролям или его пересказа в лицах можно использовать картинки (рубашка, носки, ботинки), которые помогают восстановить последовательность событий рассказа. Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как-то раз дедушка внука:
– А для чего, Петенька, людям руки нужны?
-Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
– А еще для чего? — спросил дед.
– Чтобы ложку держать.
– А еще?
– Чтобы кошку гладить.
– А еще?
– Чтобы камешки в речку бросать.
Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры.
После прочтения рассказа детей спрашивают: знают ли они, для чего человеку руки нужны?
Машенька
Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает:
-Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жуков
искать.
– Не хочу жуков искать, хочу плакать.
Подходит к Машеньке кошка.
– Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек
ловить.
– Не хочу мышек ловить, хочу плакать.
Подходит к Машеньке теленочек и говорит:
– Давай, Машенька, реветь со мной.
– Давай, — сказала Машенька. И заревела. Но тут подо
шла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала:
– Ты что это, Маша, меня передразниваешь?
Испугалась Маша и перестала плакать.
Воспроизведению этого диалога также могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы.
Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) развитие смыслового программирования текста, 2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.
При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
Как указывалось выше, у детей с умственной отсталостью нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
– развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
– формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
– развитие способности удерживать смысловую программу памяти.
В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:
– развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
-формирование умения располагать предложения в определённой последовательности;
-развитие умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ:
Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной
из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы
способствует привлечению внимания к содержанию картинки,
выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу ,т.е. развитию аналитико-синтетической деятельности.Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:
а) подобрать к сюжетной картинке соответствующие
предметные изображения;
б) найти лишние предметные картинки, которые не
соответствуют данной сюжетной картинке;
в) на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;
г) к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик — сачок, дедушка — лопата, девочка — кукла и т.д.), опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
3. Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:
а) восстановить последовательность картинок по памяти.
Детям предлагается запомнить последовательность
картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить её;
б) отобрать среди других те картинки, которые имеют
отношение к рассказу на определенную тему;
в) определить место “выпавшей” картинки среди других;
г) расположить сюжетные картинки в определенной
последовательности;
д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
е) определить ошибку в последовательности картинок
после прочтения рассказа логопедом;
ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с
серией сюжетных картинок;
з) “распутать” два события. Детям предлагаются вперемешку
сюжетные картинки двух серий (например, три
картинки серии “На снежной горке” и три картинки серии «Верный друг»)
Логопедическая работа по каждому виду заданий проводиться
как на невербальном уровне, так и с использованием
речи, т.е. на вербальном уровне.
4. Работа с текстом. В процессе работы над текстом одновременно
осуществляется развитие умений как смыслового
программирования, так и языкового оформления текста.
Используются следующие задания:
а) сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
б) сравнить два текста: правильный и искаженный,
правильный и с пропущенными смысловыми звеньями.
Дети определяют в первом случае, что неправильно в
тексте, во втором случае – что пропущено;
в) добавить одно-два предложения к незаконченному
тексту (по серии сюжетных картинок);
г) вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетный картинок);
д) придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова слова(например: дети, лес; цветы, земляника, грибы, ель, белка);
е) работа с деформированным текстом .
С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными используются и следующие специальные задания:
а) назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о медведе — словами волк, он, зверь)’,
б) заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);
в) определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;
г) закончить предложение, которое начинается со связующего слова
(а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.);
д) добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.
В процессе логопедической работы над связной речью с детьми с нарушением интеллекта необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая может быть различной.
В зависимости от характера текста различают тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения. В начальной школе в основном работают над текстом-повествованием и текстом-описанием.
Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельной работы ученика.
Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ по серии сюжетных картинок.
Источник
Развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие психические формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Используйте для этих упражнений то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. “Вот автомобиль, а что у него есть?” — “Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…” — “А что есть у дерева?” — “Корень, ствол, ветки, листья…” К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
При рассматривании вместе с ребенком какого либо- предмета, задавайте ему самые разнообразные вопросы: “Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?” Можно просто спросить: “Какой он?” Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спрашивайте у ребенка: “Что бывает высоким?” — “Дом, дерево, человек…” — “А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?” Или: “Что бывает широким?” — “Река, улица, лента…” — “А что шире — ручеек или река?” Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов “высота”, “ширина” и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: “Жили-были дед…”, а ребенок ее заканчивает: “…да баба”; взрослый: “И была у них…”, ребенок: “…курочка Ряба” и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: “Кого встретил Колобок?” — “Зайчика”. — “Какую песенку Колобок ему спел?” и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
Используйте для таких упражнений и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.
Получаются описания игрушек — можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы по картинкам. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик…). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Игры и упражнения на развитие связной речи
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Лучший друг
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в “рассказы о лучшем друге”. Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем “лучшем друге”. Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде “Веселых картинок”). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте “журналисту” в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: “Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?” и т. д.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Источник