Методическое пособие по развитию ребенка до года

Поговорим о раннем развитии ребенка. Каждый родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее и необходимое, и конечно, каждый хочет, чтобы его малыш вырос умным, развитым и талантливым ребенком. В психологии существует такое понятие, как «Сенситивный период»- это время, когда мозг ребенка наиболее открыт и восприимчив к освоению нового, этот период от 0- 3 лет, считается периодом раннего развития, когда происходит формирование таких свойств личности, как мышление, речь, память, воображение.

И вы можете помочь своему малышу в освоении этих свойств, развить генетически имеющиеся у него задатки и стимулировать развитие новых.

Вот несколько основных системных пособий по раннему развитию детей 0+

1. Умница (www.umnitsa.ru)

Система развития интеллекта 0+ состоящая из 4х отдельных программ: Говорим с пеленок, Читаем с пеленок, Математика с пеленок, Творчество с пеленок.

Каждый комплект представляет собой коробку- чемоданчик, в которой вы найдете игрушку которая станет проводником знаний от вас вашему малышу, методическое пособие, которое расскажет для чего нужно раннее развитие, и каким образом заниматься с малышом. Яркие карточки, книжки-раскладушки, раздаточный материал и журналы занятий на каждый день, с подробными инструкциями для родителей.

Это очень эффективное пособие, рекомендую начать с Говорим с пеленок, результат увидите уже через несколько месяцев, очень стимулирует развитие речи и расширение активного словаря.

Плюсы: красочный яркий материал, понятен для родителей и интересен для ребенка.

Системное пособие – важно заниматься 4 раза в день, ежедневно. Расписан каждый шаг.

Минусы: отнюдь не демократичная цена, стоимость одного комплекта 5990 руб.

Где купить: заказать на сайте, либо там же на сайте найти магазин в своем городе. Есть горячая линия, можно проконсультироваться в выборе продукта, также есть консультации по занятиям, что тоже очень удобно.

2. Школа 7 гномов (shkola7gnomov.ru)

Комплексная система развития ребенка от рождения до школы. Семь лет до школы- семь цветов радуги, для каждого возраста свой цвет, свои задания, свои книги.

Возрастные группы: 0+, -1+, 2+, 3+, 4+, 5+, 6+

Каждый комплект состоит из 12 книг, каждая книга рассчитана на месяц занятий, имеет родительскую страничку с рекомендациями, вкладыш с наклейками для малыша и картонную вкладку (развивающая игра или дидактический материал).

Плюсы: каждый месяц выстроен в соответствие с возрастом, интересами и потребностями ребенка. Демократичная цена – стоимость комплекта в магазине -1200 руб. (за 12 книжек). Доступность.

Где купить: можно заказать на сайте и купить в любом магазине: Ашан, Окей, любой книжный магазин в вашем городе.

Минусы: я их не нашла. Отличный продукт.

3. Тетради Гаккен (Gakken ) – это инновационная японская методика, которая показала миллионам родителей по всему миру, как превратить сложный и напряженный процесс обучения в увлекательное и интересное занятие для ребенка. Эти замечательные пособия помогут приобрести полезные навыки (разукрашивать, рисовать, вырезать, развить мышление , фантизию, воображение и тд.) и подготовить ребенка к школе.

Возраст от 2+ до 5+

Серии: Лабиринты, Мой первый карандаш, Мой первый урок, Учусь думать, Моя первая аппликация, Дополнительные занятия, Сложение, Учусь рассуждать и тд.

Плюсы: комплексный подход, каждое задание строится на принципе микрошагов- когда каждое новое задание базируется на предыдущем, немного усложняя его.

Каждое задание относится к определенному направлению развития:

-развитие мышления

-развитие самостоятельности

-развитие математических навыков

-развитие речи и изучение букв.

Книги снабжены вкладышем с наклейками.

Минусы: цена одной тетради -443 рубля, по скидке – 288 руб.

Где купить: заказать на сайте Лабиринт, либо в любом книжном магазине.

4. Рабочие тетради Кумон (Kumon). Кумон – это методика развития , по которой обучается 4 миллиона детей в 49 странах мира. Каждая тетрадь становится этапом развития того или иного навыка и рассчитана на несколько недель занятий. Ребенок самостоятельно выполняет задания, которые постепенно усложняются. Дети, которые занимаются по Кумон опережают сверстников в развитии, они более внимательны, дисциплинированы, усидчивы.

Основные направления тетрадей:

-тренировка мелкой моторики

-подготовка к письму

-развитие мышления

-математика

Возраст: от 2+ до 8+

Ценности методики Кумон: индивидуальность (у каждого ребенка свой собственный ритм занятий), обучение через игру, самостоятельность– ребенок учится справляться с заданиями без помощи взрослых, усидчивость-формат и подача заданий тренирует у малыша усидчивость и внимание , дисциплина– ребенок привыкает к формат заданий , которые ждут его в школе.

Плюсы: Не нужен родительский контроль. Программа ориентирована на самостоятельное приобретение и закрепление навыков.

Минусы: цена одной тетради от 307 до 470 руб.

Где купить: заказать на сайте Лабиринт, либо в любом книжном магазине вашего города.

Источник

Сюда буду выкладывать самое полезное для этой возрастной категории. Если у вас самих есть хорошие материалы, то прикрепляйте к теме ) с мира по нитке

Наш малыш! Уникальная методика гармоничного развития для заботливых родителей и талантливых детей от 0 до 3 месяцев

Год выпуска: 2005
Автор: Жукова О. С, В. П. Балобанова
Издательство: АСТ
Серия: Маленькие гении
ISBN: 5-17-031776-X
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 50
Язык: Русский
Описание: Книга посвящена развитию малышей от рождения до трехмесячного возраста, их способности к восприятию и изучению окружающего мира и призвана помочь родителям научиться понимать своего ребенка, правильно строить общение с ним.

Карточки по Доману показывала с 2 месяцев, делала сама в домашних условиях. Начинала с 3 карточек по самым простым словам и картинкам. Рукой ребенка показывала на нужную карточку при вопросе “где собачка”, в 4-5 месяцев для ребенка не было проблемой показать нужную картинку. Так мы и осваивали речь. Лучшей игры для ребенка не было… Можно не просто их показывать, а рассказывать целую историю (Овечка пасется на лугу, она пушистая и кушает травку) одновременно показывая на детали картинки.

Это презентации вундеркинда с пеленок, все есть у меня в личном архиве

Энциклопедия методов раннего развития

Год: 2009
Автор: Рапопорт Анна
Издательство: АСТ
ISBN: 978-5-17-058492-5
Серия: Главная книга родителя
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 164

Описание: “Если вы хотите вырастить из ребенка посредственность, не делайте с ним ничего!” Эти слова Глена Домана, известнейшего автора одного из методов раннего развития, говорят сами за себя. И все современные родители согласны с ним: для того чтобы ребенок вырос умным, любознательным, сообразительным, нужно с ним заниматься с самого раннего возраста. Но как подобрать метод именно для вашего ребенка? Кому отдать предпочтение – Марии Монтессори, Глену Доману, Сесили Лупан, Борису и Лене Никитиным, Николаю Зайцеву? В этой книге собраны все самые известные и проверенные методы раннего развития. Свое мнение о них высказали мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели, врачи, преподаватели из центров раннего развития детей. Теперь и вы читайте, выбирайте, занимайтесь!

Описание: Эта книга поможет расширить и закрепить первые знания ребенка. Малыш познакомится с предметами, которые его окружают, животными, собственным телом. Каждая иллюстрация сопровождается методическими советами, о чем говорить с ребенком, какие простые игровые действия он может выполнить. Малыш будет с удовольствием рассматривать картинки и постепенно начнет их называть.
Книга развивает активный словарный запас, речь, зрительное восприятие и мышление.

Предназначается для занятий с детьми от 6 до 18 месяцев.

“Школа раннего развития”:Как вырастить умного ребёнка-МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ГРУДНОГО РЕБЁНКА

Содержание-
Правила проведения массажа
Противопоказания для проведения массажа и гимнастики
Комплексы упражнений для детей:
1,5-3 месяцев,
3-4 месяцев,
4-6 месяцев,
6-9 месяцев,
9-12 месяцев
Потешки для массажа
Таблица физичекого развития от 1 месяца до 1 года

Катерина, добрый вечер! очень хотелось бы скачать эти презентации! Но заблокирован ресурс( может подскажите, где можно скачать? И огромное спасибо за выложенный материал!

Елена, хорошо, завтра вам вышлю, оставьте почтовый адрес, презентации были на рутрекере 6 лет назад, потом их удалили

Катерина, Катерина, доброй ночи! Случайно зашла в обсуждения и открыла для себя эту методику. очень хотелось бы скачать эти презентации! Но не получается. может подскажите, где можно скачать? И огромное спасибо за выложенный материал!

Светлана, оставьте свой почту! Выложила большинство на русском в одной из тем, скачивать получалось, может сейчас что-то контакт сделал…надо проверить

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник