Методические указания по развитию ребенка

Елена Маслова
Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста

Консультация для воспитателей

Тема:«Методические рекомендации по формированию основных движений

детей раннего возраста»

Воспитатель: Маслова Е. А

гр. №1 «Клубничка»

Детский сад «Ягодка»

г. о. Новокуйбышевск 2019

Структура, организация двигательной активности с детьми от 1 до 2 лет.

С детьми в возрасте от 1 до 2 лет не целесообразно деление занятия на части, как это имеет место в более старших группах. Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей группой вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений. Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т. д. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течении двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазание и бросание, следует включить другие упражнения или ввести изменения в уже знакомые малышам, несколько усложнив их. Занятия по двигательной активности с детьми от1 до2 лет предусматривают ходьбу (развивающую равновесие, ползание (лазанье, бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями. Показ и объяснение происходит одновременно с выполнением упражнений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок, усваивая необходимые движения, могудовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потребность. С накоплением двигательного опыта и развитием речи количество детей в подгруппах увеличивается. Чтобы дать необходимую нагрузку и обеспечить двигательную активность всех детей, в занятия постепенно вводятся поточный и фронтальный методы организации.

Методические рекомендации по формированию основных движений детей в возрасте от 1 до 2 лет.

Основные движения: ходьба и равновесие, ползание и лазанье, бросание и катание.

Равновесие.

Задача: развивать внимание, сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать умение ходить по прямой, ускоренной и быстрой ходьбой, развивать умение ходить небольшими группами (стайкой, тренировать подниматься на гимнастическую доску, ставить поочередно сначала одну ногу, затем другую, также спускаться избегая при этом спрыгивания на пол, формировать правильную осанку.

Примерные упражнения

Ходьба к цели по прямой; по дорожке (ширина 30-25 см, длина 2-3 м);

по дорожке из линолеума (ширина 30 см, длина 3-5 м);

по гимнастической доске (ширина 30-25 см, длина 2-2,5м) с помощью взрослого и без него;

подняться на ящик (высота 10-15 см) исойти с него с помощью взрослого;

переступать через ленту (веревка, палка, лежащую на полу или приподнятую на 5-10 см от пола;

подниматься вверх по доске (ширина25см, длина2-2,5м, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см, и сходить в низ до конца доски;

между стульчиками, кубиками, булавами, кеглями, «стайкой», по наклонной доске, один конец которой приподнят на 15-20 см от пола, вверх и вниз;

по гимнастической скамейке с воспитателем;

с предметами в руках (с мячом после катания или бросания);

с изменением направления;

перешагивать через кубы, кегли, обручи, палку (высота от пола 10,15,18 см);

подниматься на ящик (высота 15 см) и сходить с него.

Ползание и лазанье.

Задача: формировать правильную осанку, равновесие, влезать и слезать, не пропуская реек.

Примерные упражнения

Ползание: на четвереньках по прямой, между двумя параллельно положенными веревками (по дорожке)

с подлезанием под рейку, веревку, дугу, стульчик;

подлезание через обруч;

лазание по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м);

за мячом, который катится;

с перелезанием через гимнастическую скамейку;

с подлезанием под гимнастическую скамейку;

лазанье по лесенке-стремянке (высота 1,5 м) вверх и вниз.

Бросание и катание.

Задача: формировать умение энергично прокатывать мяч, тренировка в бросании.

Примерные упражнения

Бросание и катание: держать мяч обеими и одной рукой;

собирать разнообразные мячи и шарики, самостоятельно класть их в корзину (ящик);

катать мяч вперед или воспитателю;

бросать мячвниз,вперед двумя руками;

скатывать большие мячи с горки, идти за мячом, приносить его;

катать в паре с воспитателем;

перебрасывать мяч (мешочек с песком) через гимнастическую скамейку;

бросать на дальность маленький мяч (мешочек с песком) одной (правой, левой) рукой.

Структура, организация двигательной активности с детьми от 2 до 3 лет.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по двигательной активности, используя различные формы двигательной деятельности.

Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. В этой группе проводятся два занятия в неделю. В первой половине учебного года детей делят на две подгруппы с учетом состояния их здоровья и уровня сформированности двигательных навыков. Продолжительность занятий с одной подгруппой – до 10 минут. Остальные дети в это время играют под наблюдением помощника воспитателя.

Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая температуру воздуха в пределах +20 градусов. Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах и в тапочках «чешках».К проведению занятия нужно тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план- конспект, заранее подбирать пособия крупный инвентарь и т. д.

Целесообразно строить занятие из трех частей: первой – вводной (ходьба, чередующаяся с бегом); второй – основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются поскоками или бегом. Упражнения повторяются 4-6 раз и проводятся из разных исходных положений. Для упражнений в основных видах движений подбирается1-2 (иногда 3) вида (кроме ходьбы и бега). После основных видов упражнений обязательно проводится игра, в которой принимают активное участие все дети; третьей – заключительной (ходьба или спокойная игра).Такое распределение материала соответствует возможностям детей третьего года жизни и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу. Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материала с разрывом в повторении не более 2 – 3 занятий. Подвижную игру следует проводить в течение двух занятий подряд без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил большую заинтересованность и внимание, преодолел некоторые трудности. Подбирая упражнения, нужно учитывать нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног); обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц.На занятиях в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребенок третьего года жизни обучается действовать в коллективе. Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя Воспитателькратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей. Малыши со слабым физическим развитием, двигательной подготовленностью, как правило, боязливы, пассивны и выполняют упражнения вяло. Однако, если занятие интересно, у них появляется желание заниматься, при этом качество движений резко меняется. На занятиях двигательной активности в первой младшей группев основном применяется поточный и фронтальный методы организации детей, т. е. поочередное и групповое выполнение заданий, и только по необходимости применяется индивидуальный метод. Движения ребенок осваивает скорее, с большимудовольствием, если умело используется крупный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Все это помогает развитию способности быстро реагировать на основные условия.

Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста от 2 до 3 лет.

Основные движения: ходьба, бег; прыжки; ползание и лазание; бросание, ловля, катание, равновесие.

Ходьба

Задачи: сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать правильную осанку.

Примерные упражнения

Ходьба стайкой за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении;

парами, держась за руки;

по кругу, взявшись за руки;

«змейкой» между стульчиками (кубиками, кеглями);

С переступанием через веревку (палку, кубики, обручи);

друг за другом;

в колонне по одному;

с остановкой и сменой направления по сигналу;

переходящая к бегу и наоборот;

на месте, шаг вперед, вбок;

с предметом (платочек, обруч, флажок и др.).

Бег

Задачи: формировать координацию движений рук и ног, правильную осанку; сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности.

Примерные упражнения

Бег: переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе;

стайкой, гурьбой за воспитателем, убегать от него;

в заданном направлении и в рассыпную;

догонять катящийся предмет;

по дорожке, не наступая на линии (ширина 30-25 см);

бегать непрерывно 30-40 с;

пробегать медленно до 80 м.

Прыжки

Задачи: учить приземлению, толчку; энергично отталкиваться и мягко приземляться.

Примерные упражнения

Прыжки: поскоки на месте на двух ногах;

поскоки на двух ногах с продвижением вперед;

через ленту (веревку) положенную на коврик (ковровую дорожку);

вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см от поднятой руки ребенка;

в длину с места на двух ногах, как можно дальше;

с высоты 10-15 см.

Ползание и лазанье

Задачи: формировать правильную осанку, влезать и слезать, не пропуская реек.

ползание,лазанье: ползать на четвереньках по прямой 3-4 м;

подлезать под препятствия высотой 40-30 см (гимнастическая скамейка, лента, рейка, дуга);

ползать по дорожке между линиями (веревками);

ползать с последующим пере ползанием через лежащее на полу бревно или гимнастическую скамейку;

лазать по лесенке-стремянке (высота1,5м, гимнастической стенке вверх и вниз (удобным) способом.

Бросание, ловля, катание

Задачи: формировать умение энергично прокатывать мяч, бросать и ловить удобным способом.

Примерные упражнения

Катание и бросание: прокатывать мяч воспитателю двумя и одной рукой стоя и сидя (на расстоянии 0,5-1,5 м);

катать мяч под дугу, друг другу;

катать мяч с продвижением вперед;

бросать мяч вперед двумя рукам снизу, от груди, из-за головы;

бросать мяч двумя руками воспитателю; стараться поймать мяч, брошенный воспитателем (расстояние 0,5-1 м);

бросать мяч через ленту, через сетку, в сетку (верхний край сетки на уровне глаз ребенка на расстоянии 1-1,5 м);

бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребенка) горизонтальную цель (корзину, ящик, обруч на расстоянии 1 м) двумя руками, правой и левой рукой;

бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки) на дальность правой и левой рукой.

Равновесие

Задачи: сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать правильную осанку, развивать внимание, координацию движений, ловкость, смелость, самостоятельность.

Примерные упражнения

Ходьба: по прямой и извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м, намеченной мелом, выложенной шнурами на полу;

по шнуру, положенному на полу прямо «зигзагом», по кругу;

по доске;

по наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20-30 см);

по гимнастической скамейке;

по бревну с плоской поверхностью;

по гимнастической скамейке на четвереньках;

с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10-15 см);

с перешагиванием из обруча в обруч, с ящика на ящик;

подниматься на табурет, гимнастическую скамейку (высота25-30 см) без помощи взрослого;

подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню;

медленно кружиться на месте.

Используемая литература:

Лайзане С. Я.Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детсада – 2-е Издательство «Просвещение», 1987, с изменениями

www.infourok.ru – Ведущий образовательный портал.

Источник

Татьяна Агафонова
Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей

Консультация для воспитателей

«Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи,свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной течи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов,влияющих на речевую функцию:

• Ухудшение состояния здоровья детей;

• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых.При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1) о предметах и явлениях;

2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенапраленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.

Что же эффективно и почему?

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

1. эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

2. демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);

3. достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);

4. большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

1. 1.Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.

2. 2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. 3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4. 4. Пение. Стихотворение-рифмование.

5. 5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.

6. 6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

7. 7.Труд: трудовые и речевые действия.

8. 8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

С чего начинать речевое воспитание ребенка?

Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков.

Основной метод обследования, как известно, наблюдение. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать,как общается с другими:

• умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;

• выяснить, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;

• установить, каков уровень его речевого развития;

• обдумать, посовещаться с коллегами и определить, как мы сумеем помочь ребенку преодолеть его трудности.

Трудности могут быть в звуко-и словопроизношении, в плохой дикции, в бедности словаря, в неумении выразить словом чувство, настроение, в невозможности ребенка ответить на простой вопрос, рассказать, что с ним произошло.

Нужно понаблюдать за детьми, попробовать определить, какие варианты отклонений в речевом развитии проявляются у детей.

Обязательно сравнить, как отличается речь ребенка, если он обращается к нам, взрослым, и сверстникам.

Внимательно прислушаться, выяснить, стремятся ли дети четырех лет и старше разговаривать между собой, когда они что-то рисуют, конструируют, лепят. О чем они говорят? Слышат ли друг друга? Сопровождаются ли игры детей развернутыми речевыми высказываниями, если детям уже шестой-седьмой год?

Понятно, что при одной и той же проблеме у нескольких детей помощь будет разной: поскольку все дети разные, то и привычки, интересы, потребности у них особые. У педагога в запасе всегда целый арсенал методов, приемов, форм работы, целая педагогическая копилка игр и развлечений.

Если мы определили проблемы ребенка, выяснили их причины, истоки, то теперь наметим индивидуальную программу его речевого развития, его «зоны ближайшего развития» и перспективы.

Но не надо торопиться – надо верить и стимулировать, поступать так, словно у ребенка уже имеется то качество, которого мы ждем. Надо создать для нег ситуации успеха. Ни в коем случае не «зацикливать» малыша на его речевых несовершенствах, неудачах.

Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы?

Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой, которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Важнейшая деятельность для дошкольника – игра, а главнейшая потребность – общение. Труд, как и игра, неотделим от наслаждения, но только в том случае, если труд правильно организован. Потребность в труде для ребенка (до 3 – 4лет) связана с интересом не к результату, а к самому процессу и к возможности общения.

Формы организации работы по развитию речи:

1. 1. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.

2. 2. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.

3. 3. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.

4. 4. Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.

5. 5. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель «заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.

Основные принципы организации речевого развития:

1. 1. Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки.

2. 2. Событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).

3. 3. Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.

4. 4. Гибкая программа «проектов», событий-тем. «Спонтанейное» (А. В. Запорожец) развитие речи в общении и деятельности.

5. 5. Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству.

Четыре направления познавательной активности:

• знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;

• установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

• формирование избирательных интересов; как следствие – формирование положительного отношения к миру.

Основные задачи познавательного развития детей

1. Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово.

2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.

3. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.

4. Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт.

5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.

6. Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности может быть познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Материал познавательной игротеки должен быть представлен дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности, иллюстративным материалом, разнообразными коллекциями (тканей, монет и т. д.) и демонстрационными экспонатами, оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений, мини-библиотекой. В организацию игротеки можно и нужно привлечь родителей, как одну из форм взаимодействия ДОУ и семьи. Ребенок с родителями может что-то изготовить и принести в детский сад, и он должен рассказать всем, что сделали, как с ним играть, в первую очередь, конечно в старших группах. Рубриками познавательной игротеки могут быть: «Цветочное королевство», «Экспериментируем вместе», «Путешествие по Солнечной системе».

«Путешествие по Солнечной системе» в старшей и подготовительной группе можно приурочить ко дню космонавтики.

А так же мини-библиотека где есть садовские книги, и те книги и журналы, особенно периодические, которые дети приносят из дома. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Но детям нужно рассказать, что такое – библиотека, и что в нашей группе есть своя библиотека, где дети могут взять любую имеющуюся книгу и «читать». Это хороший метод познавательного и речевого развития детей.

Очень велик потенциал в формировании познавательно-речевого развития в детском экспериментировании. Потому что в процессе проведения опытов и экспериментов дети учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулирует в речи объект или явление, сопоставляет различные факты, выдвигает гипотезы, делает выводы. Важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка. Воспитатель может быть «научным консультантом». Самым простым и доступным экспериментом в ближайшее время может быть посадка лука, знакомство с условиями, необходимыми для жизни растений (тепло, свет, а также опыты с водой, снегом, льдом.

Подводя итог хочу сказать,что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность, мы развиваем детские способности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

«Ребенок – НЕ ПУСТОЙ СОСУД,

КОТОРЫЙ НАДО ЗАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ,

КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ».

Источник