Методические рекомендации воспитателю по развитию способностей ребенка
Александра Владимировна Хамидулина
Консультация «Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей»
Развитие творческих способностей ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста большое значение имеет введение упражнений по развитию детского воображения. Можно во время непосредственной образовательной деятельности давать детям задания творческого характера. Также развивать творческое воображение можно через игру. Так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, но и управлять её развитием, обогащать в игру творческие элементы.
На раннем этапе игры детей носят предметный характер – это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.
Воспитатель должен помогать им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Особое значение для развития творческих способностей имеет режиссерская игра. Необходимо создать условия для ее развития (отбор сказок для обыгрывания, подбор игрушек, определение места для хранения, создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени игры). Следует учитывать преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка – внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша. Так, услышав, что Даша ходила в зоопарк,следует предложить ей набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видела? Что они делали?».
Следует пользоваться обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре.
Интересно предлагать детям для обыгрывания сказок строительный материал, бросовый, природный.
Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор, так как дети любят играть с кубиками. Элементы конструирования практически в любой сюжет. Приведем некоторые примеры использования строительного материала в игре.
•Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).
•Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками.
•Строительство будки для собачки.
•Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).
Режиссерским играм присущ индивидуальный характер, поэтому следует продумать время и место для этих игр. Время следует отводить во второй половине дня, когда у ребенка больше времени для самостоятельной деятельности. Место для игры – желательно уединенное пространство. Можно «разбить» групповую комнату специальной расстановкой мебели, внести легкие ширмы, экраны, которые дети поставят по своему желанию.
Целесообразно иногда ненавязчиво привлекать ребенка к сотворчеству.Предложение поиграть может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке», «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши» и т. п.
Нельзя требовать от ребенка точного копирования игры воспитателя, иначе в дальнейшем ребенок будет подражать его действиям, что совсем не ведет к развитию творческих способностей малыша.
Если ребенок не знает, как можно использовать предлагаемый предмет, то воспитателю следует показать,но с перспективой на домысливание: «Что это может быть еще?» или «Как мы еще можем поиграть с этим предметом?».
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей кроме режиссерских игр существуют и специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксой /7, 135/.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития творческих способностей детей.Среди них: придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Воспитателю необходимы большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам. То, что педагог действительно может сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.
Нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения.
Особенно важно это при общении с детьми потому,что неправильно выбранный стиль общения может:
*подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
*остановить развитие его уникальных способностей;
*заглушить проявление индивидуальности.
Приобщение к труду также имеет большое значение для успешного формирования творческих способностей ребенка. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.
Воспитатель должен помнить, что для творчества необходима некоторая база знаний. Педагогу следует формировать у ребенка умения комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.
Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих
начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”.
Надо не подавлять в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится
стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.
Необходимо чаще позволять ребенку самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны воспитателей может заглушить творчество. Навязчивая помощь педагога может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении воспитателей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие окружающие его взрослые, или хотя бы один из них был таким.
Воспитатель не должен бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учить ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было «затушено», иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло. Атмосфера должна быть такой, чтобы у ребенка не возникало боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить
и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.
И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.
Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе.
Источник
Ирина Иванова
Методические рекомендации для педагогов «Развитие творческой активности детей»
«Развитие творческой активности детей
дошкольного возраста средствами музыки».
Программа «Детство».
(Методические рекомендации для педагогов ДОУ.)
Музыкальный руководитель высшей категории Иванова И. М.
МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок»
г. Железноводск, Ставропольского края
Развитие творческих способностей детей является одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики.
Музыка – это искусство прямого и сильного воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творческого потенциала человека, особенно в дошкольном возрасте.
Необходимым условием возникновения детского творчества является:
• накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником;
• накопление опыта исполнительства;
В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, дети приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Взаимосвязь процесса творчества с процессом обучения детей является той базой, которая обеспечивает активное творческое развитие дошкольников.
Детское музыкальное творчество –это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, игровые, инструментальные.
Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка – самовыражение.
Сочиняя, импровизируя, дети становятся более инициативными, самостоятельными.
Работая над развитием творческих музыкальных способностей, дети развиваются не только эмоционально, у них развиваются умственнее способности, внимание, мышление,
память, активность, речь, интеллект, воображение.
Особенностью педагогической технологии программы «Детство» (авт. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, является творческий характер её применения, создание комфортных условий для творческого развития детей, проведение нетрадиционных занятий, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В единстве с развитием познания и чувств, в программе ярко выражена линия творчества.
Обобщёнными целями музыкального развития и образования детей являются:
• развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
• развитие у ребёнка позиции активного участника, исполнителя – созидателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
В связи с этим задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:
• Детское музыкальное восприятие – слушание – интерпретацию;
• Детское музыкальное исполнительство – импровизацию – творчество.
Творческие способности необходимо развивать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для них творческие задания, эта работа с детьми носит подготовительный характер, формирует у детей образное начало.
Элементарные творческие проявления продолжают накапливаться у детей средних групп. А в старшем возрасте творческая активность детей увеличивается, совершенствуется на более высоком уровне.
Процесс музыкального творчества носит личностный характер.
Как музыкальные исполнительские, так и творческие способности могут проявляться по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей.
У одних детей проявляются способности к творческому восприятию музыки, у других к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества (сочинение, импровизация попевок на ДМИ, движений)
Творчество каждого ребёнка неповторимо, поэтому каждому ребёнку надо постараться создать педагогам наилучшие условия для самовыражения, вовремя под-держать неуверенных в себе детей, подбодрить их.
Главным критерием в оценке результатов творческих проявлений детей считается не только правильность выполнения заданий, а возник ли у них интерес к этому заданию, к самовыражению. Если ребёнок способен выразить своё отношение к исполняемой песне, танцует, если он делает это искренне, непосредственно, увлечённо, то это придаёт творческий оттенок его исполнительской деятельности.
Вся эта активная творческая деятельность доставляет детям особое удовольствие, усиливает их эмоциональную отзывчивость, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.
Полноценное творчество ребёнка зависит от создания благоприятных условий
для самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей:
• оснащение разнообразными детскими музыкальными инструментами
/ традиционными и нетрадиционными – шумовыми /, народными инструментами;
• оснащение разнообразными атрибутами /платочками, листочками, ленточками…/,
шапочками, элементами разных костюмов;
• наличие дидактических игр и пособий;
• наличие музыкальной фонотеки.
Задача педагогов создавать условия для детского творчества, поощрять детей к творческой деятельности, поддерживать желание творить, не делать детям отрицательных замечаний, поддерживать застенчивых.
Развивая творческие способности детей, мы не ставим перед собой задачи сделать из них поэтов, артистов, музыкантов.
Главное зажечь в детях искру творчества, которая пригодится им в дальнейшей жизни.
Главное не то, что человек будет делать в своей жизни, а как он будет это делать.
Творцом можно и нужно быть в любом деле.
Элементарное музицирование с дошкольниками.
Есть дистанция «огромного размера» между ребёнком, слушающим, как музицирует педагог, и, ребёнком, играющим и тем более творящим музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, но им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» построена по принципам музыкальной педагогики Карла Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.
Цель программы – помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.
В основе программы лежит элементарное музицирование, как коллективная деятельность, неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Программа предполагает совместное творчество педагога и детей на занятии.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить –такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способам познания мира.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона рождается мерцающий танец звезд, колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья…
Фантазия и воображение детеймогут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки: «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» – такие пьесы увлекают не только малышей.
Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, это творчество – исследование. Их ценность заключается в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.
Ключевая фраза «сыграй, как Ты хочешь» запускает сам механизм этой импровизации. Техническая легкость игры звуками, свобода фантазии и способов манипуляции являются основой для творческих проявлений детей.
Игры звуками, являясь первичной формой импровизации,базируются на следующих принципах:
• формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создаёт фундамент для творчества;
• коллективно-распределительный характер элементарной импровизации.
• позволяющей принимать в ней участие каждому;
• простота и доступность.
Памятка для воспитателей:
«Развитие детского музыкального творчества
в соответствии с возрастом детей».
Песенное творчество.
•Импровизация простейших мелодий: допой песенку, придумай мелодию различных жанров…
2-3 лет: звукоподражания /птички, собачки маленькие-большие…/;
мелодии без слов /ля-ля, баю-бай, та-та-та…/
4-5 лет: дети здороваются /«Здравствуй, Света! – Здравствуйте!», «Доброе утро!» /;
пропевание имён, пропевание несложных текстов / «ты где?» – «я – здесь»/;
имитируют звучание инструментов /дудочки, фо-но…/;
5-6 лет: допевают музыкальные фразы; ответы на вопросы /какое платье у тебя?. /
сочиняют /танец, марш, колыбельную/;
6-7 лет: сочиняют мелодии на заданный текст /стихи, считалки, загадки…/;
передают разное настроение /весной, осенью…/ танец, марш, колыбельная;
«сочиняют оперы»
Муз. -дид.игры: «Птица и птенчики», «Кукла спит и пляшет», «Чья мама?»,
«Музыкальное лото», «Придумай песенку»…
Музыкально – игровое творчество.
• Образы различных персонажей, образные движения, инсценирование песен, движения с воображаемыми предметами…
мл. ср. в.: образные движения отдельных персонажей /зайки, птички/,
игры, хороводы, обыгрывание песен /«Ладушки», «Зайка», «Зима»…/;
ст. в.: развитие образов в действии, инсценирование песен, хороводов
/хороводная игра «Ворон», «Калина»…/
муз. игры-превращения / «Отгадай, кто мы?». /
Музыкально – танцевальное творчество.
• комбинирование знакомых танцевальных движений, импровизация собственных движений, сочинение простого танца…
мл. ср. в.: передача весёлого характера музыки в движении;
ст. в.: передача разного настроения музыки /вальс, плясовая, современный танец…/
образные танцы /танцуют снежинки, листочки, цветы…/
Муз.игры: «Зеркало», «Обезьянки», «Передай платочек»…
Творческое музицирование. (Игра на Д. М. И.)
• воспроизведение своих мелодий, просто импровизация, находя красивые мелодии, ритмы…
мл. в.: импровизация на ударных инструментах звукоподражания
/ «едет поезд», «дети шагают, танцуют»/
ср. в.: играют на металлофоне звукоподражания
/ «дождик», «птички», «придумай колыбельную, танец» /
ст. в.: игра контрастного настроения, характера / «сыграй своё настроение»,
«весело-грустно», «марш-танец», «танец снежинок.», «скачет всадник». /
«сказочные персонажи»
Муз. – дидактические игры: «Весёлый оркестр», «Дирижёр» …
Источник