Методические рекомендации по раннему развитию ребенка

Методические рекомендации

по организации работы с детьми раннего возраста

Н.Н.Долгова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 53 «Ёлочка»

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.  

  1. Особенности развития детей раннего возраста:

Раздел работы

Возраст ребенка

Основные показатели развития

Задачи

Развитие речи

1 год –

1 год 6 месяцев

– Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

– Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

– Развивать активную речь.

1 год 6 месяцев – 2 года

– Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

– В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

– Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

– Развивать диалогическую речь.

2 – 3 года

– Умеет говорить внятно

– В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

– Пользуется речью как средством общения

– Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т.п.

– Развивать звуковую сторону речи

– Совершенствовать грамматический строй речи.

Действия с предметами

1 год –

1 год 6 месяцев

– Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

– Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

– Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

– Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т.д.)

– Знакомить детей с формой и величиной предметов

1 год 6 месяцев – 2 года

– В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т.д.

– Умеет:

1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.

– Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т.д.

– Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

– Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

2 – 3 года

– Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

– Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

– Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

– Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

– Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

– Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

  1. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

К концу 3 года жизни ребенок:

– Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

– Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

– Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

– Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

– Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

– Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных);

–  Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

– в 1 – 1,5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

Читайте также:  Чтение игры для развития ребенка 6 месяцев

– в 1,5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.

– в 2 – 2,5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

– в 2,5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

  1. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т.И.Алиевой, Т.В.Антоновой, А.Г.Арушановой и др., под редакцией Л.А.Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни), второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни), структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.: М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Научные редакторы: Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное). Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».

4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет). Авторский коллектив: сотрудника факультета  дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г.Г.Григорьевой. Научный редактор Г.Г.Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.  

Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:

1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.

2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).

3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.

4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.

5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.

6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.

7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.

8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Отставание в развитии ребенка это

9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.

Список рекомендуемой литературы для организации работы с детьми раннего возраста.

1. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет.сада/К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т.И.Оверчук. – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

3. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.

4. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б,, Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.

5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г.Григорьева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.

Источник

Елена Любимцева
Методические рекомендации для родителей по развитию предметных действий у детей раннего возраста

Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию!

В дошкольной педагогике это называется, предметно-манипулятивная деятельность – это ведущий вид деятельности у детей с 1 года до 3лет. Она не имеет конкретной цели, для ребенка ценны сами по себе действия, т. е. манипуляции с предметами. Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь. Предметно-манипулятивная деятельность обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук, т. к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия).

Таким образом, в ходе предметно-манипулятивной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка, речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Важно помнить, что «на предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования». Об этом ребенок может узнать только от взрослых.

Поэтому главная задача взрослых – создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.

• Прежде всего, помогите ребенку освоить культурно нормированные, практические и орудийные действия. Научите его правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой и пить из чашки, застегивать пуговицы, причесываться расческой, игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.) Следует помнить, что овладение предметными действиями требует от ребенка настойчивости и самостоятельности, а, следовательно, развития произвольности. Полученный правильный результат дает малышу возможность почувствовать свою умелость, уверенность в себе, ощутить себя причастным к делам взрослых. Таким образом, обучая ребенка культурным способам взаимодействия с предметным миром, вы не только формируете у него навыки самообслуживания, но и воспитываете личность.

• Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта, развитию мышления. У ребенка должны быть игрушки, выполненные из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.) и имеющие разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулирующие разные виды действий (матрешки, пирамидки, совочки, формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания (мячи, машинки, тележки); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины, катушки, веревочки, крючки, конструкторы, игрушки, имитирующие бытовые предметы. Необходимо предостеречь родителей, что все их попытки приобщить малыша к предметной деятельности, путем простого насыщения его любопытства все новыми и новыми игрушками совершенно бесперспективны. Даже самые красочные и дорогие игрушки лишь ненадолго займут внимание ребенка, но ничему его не научат без помощи взрослого. Рано или поздно вы можете столкнуться с такими тревожными симптомами, как сниженная любознательность и активность, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, слабая сформированность волевых процессов.

Следующая ваша задача – развитие у ребенка познавательной активности, создание условий для ознакомления его с окружающим миром, обогащения впечатлениями и экспериментирования.

• Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Обязательно откликайтесь на просьбу малыша о помощи, подключайтесь к его игре, помогайте преодолевать затруднения. При этом не ограничивайте инициативу малыша. Ограничение должно касаться только опасных для жизни и здоровья ребенка объектов и действий. Главное – пробудить интерес ребенка к разнообразным действиям и поддержать его желание действовать.

Читайте также:  Развитие логики и мышления ребенка 7 лет

• Хвалите, равно как и порекайте! Как показывают исследования, если подмечать только успехи малыша, игнорируя его промахи, то действие такой программы оценивания довольно благотворно. Малыш обретает уверенность в себе, раскованность, он не боится поражений, и его предметные действия получают интенсивный толчок к развитию. Однако, если отрицательную оценку не вводить в течение долгого времени, малыш начинает терять четкие ориентиры правильного и неправильного действия, перестает замечать свои ошибки и требует от взрослого признания за любое, даже ошибочное действие.

• Непременным условием благополучного познавательного развития ребенка является организация разных видов детского экспериментирования. Для этого оборудуйте специальный уголок для игр с водой, сыпучими, изобразительными материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами. Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок будет познавать разнообразные свойства и качества объектов и материалов. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш получит представление о том, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, ребенок решает самые настоящие мыслительные задачи. Побуждайте его к самостоятельному экспериментированию. С этой целью полезно использовать различные “загадочные” предметы: музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупу и др. Можно и самим изготовить “игрушку с секретом”, положив в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дисков) или в пенал маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций (часы, диктофон, радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.). С этими предметами ребенок может действовать под контролем взрослого. Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пуская солнечных зайчиков, прикладывая магнит к игрушкам из различных материалов, освещая фонариком разные предметы и т. п.).

• С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят. Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

• К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия (“хочу построить гараж”). Но малышу нужно помогать “удерживать” цель, направлять его на достижение желаемого результата. Например, если малыш захотел по картинке выложить узор из мозаики, рассмотрите вместе с ним образец, спросите, какие для этого понадобятся детали, куда их нужно будет положить. По окончании работы очень важно похвалить ребенка, зафиксировать результат его деятельности. Нацеленность на результат, настойчивость и самостоятельность в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.

О самом главном. Ребенок – пытливый исследователь – практик, и пройти этап «разбора» многих предметов для него просто необходимо, поэтому не огорчайтесь и тем более не ругайте его за сломанные или разобранные результаты вашего совместного с ним труда.Зато ваш малыш понял: если вещь так легко собрать, значит, она запросто разбирается,и он доведет исследовательскую деятельность до логического завершения: изучит свойства материалов, сильно сдавив предмет, порвав, смяв или покусав. И очень важно научить ребёнка умению смотреть и видеть, слушать и слышать, видеть необычное в обычном,умению удивляться и задавать себе вопрос: «Почему?» Помните, что без вашей помощи малышу будет очень трудно, а порой даже невозможно!

Список рекомендуемой литературы для родителей

1. Галанов А. С. – «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет» – М.: Арни, 2000г.

2. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. – «Кроха» – пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет – М.: Просвещение, 2001г.

3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 96 с.

4. Павлова Л. Н. – Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет – М.: Мозаика-синтез, 2005г.

5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. – Раннее детство: познавательное развитие от 1 года до 3 лет – М.: Просвещение, 2003г.

6. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983г.

Источник