Методические рекомендации для развития личности ребенка

Методические рекомендации для развития личности ребенка thumbnail

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №1 г. Усолье-Сибирское»

Доклад

«Роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе»

Подготовила:

Учитель русского языка: Афанасьева Татьяна Алексеевна

2020 – 2021 учебный год

г. Усолье-Сибирское

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с ОВЗ. Как правило дети с ОВЗ инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могут привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка. Дети с ОВЗ пассивны и не проявляют желания активно действовать в играх, в общении, в диалогах. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительные эмоциональные действия и эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего действия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Дидактическая игра имеет две цели:

  1. Обучающая, которую преследует взрослый.

  2. Игровая, ради которой действует ребёнок.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится?» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать признаки предметов по форме (круглый, квадратный), обращая внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится игровая задача: Выбрать предмет круглой формы, можно выбрать из нескольких предмет определённого цвета, докатить предмет до поставленной цели, до определённой черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может ребёнок, который может различить куб и шар, с поддержки болельщиков или самостоятельно определяет цвета и ставит для себя цель выполнить данное действие быстро и ловко. Следовательно, усвоение программного материала становится условием для достижения игровой цели.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она должна быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на уроках учителем-дефектологом и на занятиях воспитателем. Также игры обязательны во всех сферах и направления учебного процесса: уроки музыки, физкультуры, кружковая работа, прогулки т. д.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая при этом свой собственный действенный и эмоциональный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

При отборе дидактических игр, мы, прежде всего, преследуем коррекционные цели и учитываем особенности развития детей с ОВЗ.

Большинство детей с ОВЗ имеет нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Дети, порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу, двигаться по направлению заданной цели, держать руками предметы разной величины, цвета или формы и использовать их по назначению.

У детей с ОВЗ чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельности. Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб и ошибок, развивают внимание, мышление и т.д. Ребята в дальнейшем используют знания, умения, навыки в практических действиях, в жизни, в различных ситуациях.

Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия:

1.Узнавание – здесь дети с ОВЗ испытывают трудности

2. Создание полноценного образа – выбор по цели назначения, по форме, цвету и т.д.

Для того, чтобы психическое развитие ребёнка проходило полноценно, мало научить его воспринимать окружающий мир… надо в этом мире научиться жить, делать выбор своего поведения и эмоционального действия на происходящие события.

Трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и становление полноценной речи. Здесь работа над восприятием и развитием речи сливается в единый процесс.

Развитие мелкой моторики, ощущения тактильно-двигательного восприятия активно способствует развитию и зрительного восприятия. Оно так же начинается с узнавания и завершается формированием представлений.

Уже в самом представлении имеются элементы, обеспечивающие развитие логического мышления. Так, первой формой обобщения у ребёнка является перенос одного действия или свойства предмета на другие. Но этот процесс происходит только в том случае, если ребёнок самостоятельно осуществляет тот или процесс действия.

Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинно-следственного логического мышления. Когда ребёнок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, по которой нарушена целостность предмета.

Очень важным оказывается влияние восприятия на решение словесных задач типа загадок. Без сформированного представления дети действую только с опорой на привычный заученный материал, на память, а не на мышление т.е., фактически не решая предложенной мыслительной задачи.

Таким образом, путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Кроме того, существуют разнообразные игры на развитие наглядно-действенного мышления, в процессе которых ребёнок решает практические проблемные жизненные ситуации, связанные с употреблением и выбором тех или иных действий.

У ребят с развитием в норме наглядно-действенное мышление возникает очень рано, в конце первого – начале второго года жизни, и совершенствуется в течении всей жизни, участвуя во всей практической деятельности. Наглядно-действенное мышление лежит в основе так называемого «технического» мышления, обеспечивает овладение различными, вплоть до профессиональных, навыками и умениями. Одновременно оно лежит в основе творческого подхода к решению всех проблемных задач, помогает человеку ориентироваться в любой новой, незнакомой или стрессовой ситуации.

Читайте также:  Развитие ребенка в три года рост вес

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность детей с ОВЗ, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные ситуации и задачи.

Однако тактильно-двигательное восприятие имеет и свою специфику, и поэтому в играх появляется новые задачи и условия. Если зрительное восприятие обычно происходит без помощи других двух органов чувств (осязания, слуха), то тактильно-двигательные ощущения опираются на слух, чувственность поверхности, формы, температуры предметов. Чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие необходимо использовать такие приёмы как просьба закрыть глаза, выйти из группы детей, использовать ширму, использовать «волшебный мешочек» или «сказочный сундучок» и т.д.

Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового анализатора, которое помогает ребёнку ориентироваться в окружающем пространстве. Он даёт возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближающийся транспорт, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы или шум водного потока.

Важным в психическом развитии ребёнка является формирование мышления. Необходимо развивать основы логического мышления, а оно и формируется на основах наглядно-действенного и наглядно-образного представлений (способность переносить свойства одного предмета на другое, делать обобщения, а значит устанавливать причинно-следственные связи, анализировать действия, делать выводы и применять их на практике)

В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой стороны является участником игры.

Важное условие использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Итак, дидактические игры необходимо включать в любой раздел программы т.к. они служат развитию познавательной сферы ребёнка и развитию целостной личности человека.

Подготовила: учитель русского языка Афанасьева Татьяна Алексеевна

Источник

Методические рекомендации для родителей на тему:    

«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Подготовила: Новикова Г.А. /Воспитатель/

Что же такое семья и каковы ее функции в развитии детей?  

      Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами  и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.           Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества. Ее существование характеризуется различными материальными и духовными процессами.    

   Семья – категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером производственных и общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития общества.   Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.      Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.          В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.  На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.      Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.           Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.                                Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного

воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.      Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе.          К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.       Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.          Я. Д. Коломенский считает важной составляющей личности ребенка, ее направленность, т.е. систему ведущих мотивов поведения. Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить).                        Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).             Итак, обобщая вышесказанное можно определить условия становления выделенных характеристик психологического здоровья ребенка, причем условие положительного влияния семейного воспитания на психическое развитие ребенка.          

Читайте также:  Книга выготского психология развития ребенка

  Во-первых, содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

          Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным.          

 В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.    

   В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты.      

  В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

             «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отправляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» (А.Н. Острогорский)

 В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.Характеристика основных стилей воспитания
Авторитарный стиль

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят. 
Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки. Демократичный стиль

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.Либеральный стиль

Читайте также:  Психологическая поддержка ребенка с особенностями психофизического развития

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

Наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
 откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
не предъявляйте ребенку завышенных требований;
замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
учитывайте интересы и желания ребенка;
будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
не ограничивайте самостоятельность ребенка;
поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:
 уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
интересуйтесь их проблемами и успехами;
оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
чаще контролируйте поведение ребенка;
создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

Памятка для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы. 

  1.     Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.    2.     Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.    3.     Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упустите ее. Совместные прогулки- это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.    4.     Научитесь встречать детей  после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»    5.     Радуйтесь успехам ребенка. Не  раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.    6.     Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо  исключить из общения окрики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.  

Источник