Методические пособие по развитию ребенка в семье

Методические пособие по развитию ребенка в семье thumbnail

Пособие для родителей 

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто « в сердцах» и « от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность! Для  ребенка  родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!

Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключать игру, показ, действие.

А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Учить ребенка  весьма не просто. В особенности если обучающий (т.е. вы) не обладает достаточным педагогическим опытом и навыками. Сложно, но очень даже можно! Главное, чтобы ребенок не воспринимал образовательный процесс как наказание за разбросанные  по полу игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребенка.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками. Скорлупу можно раскрасить любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этих игр нужно не обычное, а соленое. Такое тесто после высыхания делается словно камень. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 ст. ложки растительного масла — все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер и т.п. Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная бумага, наждачная бумага и т. д.

Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то пока можно укрепить их на тонком слое пластилина.

Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т. д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» — чашки, чайник, а затем со звуком «Л» — ложки, вилки, салатник и т. д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Помидор-р-ры или баклажаны?

«Рисование пальчиком». 

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом – полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)

  • разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
  • разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.

Игры по развитию речи

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Читайте также:  Развитие моторики путь к развитию ребенка

“Подбор прилагательных”

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, “собака” — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

“Что бывает?”

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, “зеленый” — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

“Узнавание”

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, “зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная” — береза; “сверкает, землю согревает, тьму разгоняет” — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений “вычерпывал” из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр (“Какое бывает?”, “Что делает?”). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

“Цепочка слов”

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный “поезд” из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — “кошка”.

Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная…
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор…
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым…
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд… и т. д.

“Кто что делает”

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: “Что с этим можно делать? Для чего это нужно?” Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: “Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?”

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: “Машина”. Ребенок отвечает: “Едет. Художник”. Следующий игрок: “Рисует. Рука” и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, “ветер” — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

“Подбор объектов к действию”

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, “кто и что плавает?” — человек, доска, собака, корабль; “греет?” — солнце, печь, грелка; “летает?” — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Читайте также:  Для развития ребенка от2 до 3

Игра “Добавь слово”

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: “В корзину я положил яблоки”. Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: “В корзину я положил яблоки и лимоны”. Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: “В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин” и т. д. Во втором так: “На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …”

Игра “Дополни предложение”

Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово “солнце”:

светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце…

Желаем вам успехов в занятиях и радости в общении!

Источник

Вера Строганова
Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Для реализации задач социально – коммуникативного развития для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально – компетентная личность.

Для этого в групповой комнате я оформила игровые зоны.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок дружбы.

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей

В нём имеются пособие «Кукла-мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором.

Кукла – мирилка в виде солнышка. При нажатии на нее, она говорит фразу «Я тебя люблю!» К ней прикреплена небольшая картотека мирилок. Детям очень нравиться их повторять.

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

Дидактическая игра «С кем дружить?»

Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

В левой стороне фланелеграфа девочка. Справой стороны фланелеграфа фото детей с разным выражением лица: злым, веселым, смеющимся, грустным, плачущим. Дети выбирают с кем девочка захочет дружить по их мнению, объясняют свой выбор.

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

В уголке находится альбом «С Днём рождения!» На каждой страничке альбома я изобразила яблоню в разное время года, а точнее по месяцам. В октябре на веточках капельки дождя, в декабре – комки снега, в мае – птичьи гнезда, в июне – цветы и т. д. Фото детей прикреплены на веточках дерева (на капельках, на гнездах, на листочках) Ребенок видит в какое время года, в каком месяце у него день рождение, какие изменения а природе в это время происходят.

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

Альбом «Моя семья».

Цель: Закреплять знания детей о самом себе, о членах семьи : имена, отчества и фамилии; родственные отношения; формировать доброжелательное отношение чувство любви и заботы к своим близким.

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

Дидактическая игра «Кому и что подарить»

Цель: Развитие умения ребёнка устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между миром семьи и миром предметов.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку выбрать в подарок каждому члену семьи предмет, который имеет к нему отношение. Воспитатель просит объяснить выбор ребёнка. Варианты: Одежда, обувь, косметика, электроприборы.

Читайте также:  Примеры индивидуальных образовательных маршрутов развития ребенка

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

Дидактическая игра «Моя семья»

Цель: Учить детей давать характеристику членам своей семьи.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку выбрать члена семьи (папа, мама, бабушка и т. д.) и дать ему характеристику, какой он? (заботливый, любящий, храбрый, красивый, и т. д.) Воспитатель просит объяснить выбор ребёнка. Прилагательное обозначается символами (верблюд – выносливы, елка – стройная, лев – храбрый и т. д.).

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед нами стоит двуединая задача: с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны, научить самому слушать, слышать и понимать других.

С этой целью в группе создан «Уголок настроения».

Методическое пособие «Мое настроение»

Цель: Развитие умения определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения своего настроения.

Ход: Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу. Красный круг – плохое настроение, грусть, печаль. Жёлтый круг – спокойное настроение, без эмоций. Зелёный круг – хорошее настроение, весёлое, радостное.

Планируем в раздевалке сделать уголок настроения, чтобы дети в утренние часы, по приходу в детский сад и, уходя из него, отмечают своё настроение. Родители будут иметь возможность следить за эмоциональным состоянием ребенка.

Методические пособие по развитию ребенка в семье

С помощью пособия «Цветик семицветик» происходит обсуждение различных жизненных ситуаций. Дети, выбирая лепесток, определяют эмоциональное состояние героев, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. Детям задаются вопросы: Кто он? Он какой? Почему такой? А ты таким бываешь? К чему это может привести? А что будет потом? Обсуждение с ребятами историй помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию

оно вызовет,«А что будет потом?», делать нужные выводы.

Методические пособие по развитию ребенка в семье

Игра «Маскарад»

Цель: Развитие умения составлять портрет, изменяя выражение лица в зависимости от чувств и эмоций человека.

Ход: Дети составляют портреты сказочных персонажей. Изменяют положение бровей, глаз, рта на лице, передают различные эмоции людей: радость, грусть, злость, страх, испуг, удивление, восторг и т. д. (Как вариант можно сделать и составлять портрет дедушки, бабушки, мамы, папы, детей)

Методические пособие по развитию ребенка в семье

Дидактическая игра «Эмоции»

Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход: воспитатель показывает детям изображения эмоций – разные выражения лица : радость, страх, удивление, грусть, а дети называют, показывают их и соотносят с нужными рисунками: торт, разбитая ваза с цветами, злая собака, НЛО.

Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость (огорчение?

Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл. (Когда поругали, поссорился с другом, подрался.)

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.

Ход: Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на магнитную доску с тучкой (плохие поступки) или на доску с солнышком (хорошие поступки) и объясняют свой выбор).

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

«Коврик злости» Ребенок вытирает ноги пока не улыбнется и пройдет у него

злость.

Методические пособие по развитию ребенка в семье

«Стаканчик для гнева» . Ребенок весь свой гнев и злость спускает в стаканчик и закрывает его.

Методические пособие по развитию ребенка в семье

В группе имеется методическое пособие в виде дерева «Добрые дела круглый год». Каждый ребёнок на свою веточку со своей фотографией за добрые дела, сделанные ими в течение недели получает листочек (капелька, листочек желтый, красный – осенью, снежинка – зимой, цветочек – весной, зеленый листик – летом) Это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения. Быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

«Уголок уединения».

Уголок сделан в домике – палатке. Очень удобно переносить в разные части группы.

Цель: создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Методические пособие по развитию ребенка в семьеМетодические пособие по развитию ребенка в семье

«Подушка – барашек» – ее можно просто пообнимать, прижаться к ней.

Для снятия агрессии имеется «Подушку для битья». Когда ребенок дерется, мы объясняем, что бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно. «Стаканчик для гнева».Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

«Наушники» – чтоб изолироваться от звуков, побыть наедине с собой.

В заключение хочу подчеркнуть. Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Спасибо за внимание! Желаю удачи!

Источник